Литографический способ печати это

Литографская печать

Литография — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико−химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид тиражной графики, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.

Содержание

Возникновение литографии

Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Создание исходного изображения

Исторически художник создавал литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. Впоследствии литографский камень практически повсеместно был заменен на металлические пластины из-за большей легкости обработки. Для передачи полутонов используется отмывка жирной литографской тушью. Также для создания исходного изображения может использоваться специальная литографская бумага — корнпапир, с которой рисунок уже передавливается на подготовленный литографский камень или пластину. После создания изображения камень протравливается водным раствором клея (гуммиарабик, декстрин, крахмал) с 1-3% кислотой (азотная, фосфорная), воздействующего на не покрытую жиром поверхность.

Печать изображения

Литографский камень или пластина закрепляются в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком наносится на увлажненный камень печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически — первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Ссылки

Хорошие примеры современных цветных литографий вы можете посмотреть на следующих сайтах:

Источник

Литография — это. Способ печати

Литография представляет собой метод печати, при котором оттиск рисунка на бумаге получают путем переноса красочного слоя под давлением с печатной формы на бумажный носитель. Данный способ печати относится к древнейшему искусству, он был изобретен еще в XIX веке в Мюнхене. Фактически литография — это методика, основанная на противостоянии жиросодержащих веществ и воды. Основой для печатной формы является специально обработанный камень с гладкой поверхностью, состоящий из однородного известняка. Перед тем как будет создан рисунок, полученный методом литографии, должны быть произведены следующие действия:

— на отшлифованную поверхность камня наносят рисунок литографскими чернилами или специальным карандашом, содержащим жир;

— нанесенный рисунок протравливают специальной смесью азотной кислоты с декстрином;

— после протравки поверхность камня способна принять влагу, отталкивая при этом печатную краску с высокой концентрацией жира;

— в заключение рисунок смывают специальной тинктурой, содержащей высокую концентрацию растворителей.

Преимущества литографии

Таким образом, для того чтобы изображение появилось, когда был задействован данный способ печати, используются физико-химические свойства предметов.

— в процессе изготовления рисунка можно свободно вносить поправки, менять сюжет рисунка, добавлять новые детали;

— каменную форму можно использовать многократно, предварительно отшлифовав ее заново;

— в отличие от гравюры метод позволяет изготавливать цветные рисунки, для каждого цвета рисунок наносится на отдельный камень;

— методика отличается сравнительной легкостью исполнения.

Печать изображения

Чтобы изображение было четким, с точными, не размытыми гранями, литографский камень должен быть надежно закреплен на специальном станке. Первоначально нанесенный рисунок смывают, после чего на предварительно увлаженную основу наносят специальную краску, которую изготавливают из олифы. Пористая бумага для печати плотно прижимается к обильно покрытому типографской краской камню, затем прокатывается сверху станочным валиком. В итоге получается изображение рисунка, покрытого однотонной краской.

Что такое олеография

Методику цветной печати путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным.

Разновидности литографии

В современном мире литография — это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением.

Электронная литография — это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.

Что такое автография

Автография представляет собой современную методику печати, при которой художник наносит изображения не на литографский камень, а на специальную переводную бумагу. С этой бумаги рисунок автоматически переносится на камень. Художниками по достоинству был оценен данный метод литографии. Основными преимуществами автографии является возможность зарисовок с натуры. Нанося изображение через переводную бумагу, художник получает возможность сделать четкое изображение без эффекта зеркальности.

Литография в современном мире

В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.

Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.

Источник

Литография

Альфонс Муха , «Рекламный плакат папиросной бумаги „Джоб“» ( 1896). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Следующим на камень наносится гуммиарабик или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Сам принцип литографии строится на том , что вода и масло не смешиваются. Так что смола закрепляет жирный рисунок , сделанный литографическим карандашом на масляной основе , а кислота смягчает открытые участки камня , которые будут впитывать воду , но отталкивать печатную краску.

Исходный рисунок затем смывают растворителем , оставляющим на камне фантомный след изображения. Плита поливается водой , которая впитывается только на участках , обработанных кислотой. На увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы , пристающая к непротравленным частям камня в точном соответствии с рисунком.

Камень помещают изображением вверх на литографский станок , сверху кладут увлажнённый лист бумаги. Их покрывают доской , которая называется декелем , а иногда и несколькими листами газетной бумаги. Эта эластичная прослойка обеспечивает выравнивание давления прижимного цилиндра на печатную форму. Пресс оснащён прижимной планкой , которая обеспечивает плавное и равномерное давление на поверхность камня.

Нюансы литографии. Для производства цветных оттисков необходимо подготовить отдельные матрицы для каждого задуманного цвета. Лист бумаги пропускают через пресс несколько раз , добавляя цвета последовательно. При этом необходимо внимательно следить за тем , чтобы положение камня чётко соответствовало контурам рисунка.

Интересные факты о литографии. За 200 с лишним лет литография мало изменилась , разве что вместо тяжёлых камней чаще используют алюминиевые или цинковые пластины. Художник может сам выполнить всю работу ( в таком случае гравюра называется « авторской литографией») либо только нанести рисунок на поверхность , а подготовку плиты и печать поручить типографу. Все произведения , полученные в процессе , считаются оригиналами , но особую ценность имеет первый , который автор подписывает в нижнем правом углу. В нижнем левом углу проставляется порядковый номер оттиска и количество отпечатанных экземпляров.

Источник

Литография. Искусство, прошедшее сквозь века

В век, когда всюду нас окружают 3D-принтеры и виртуальная реальность, литография может показаться устарелым понятием. Когда-то эта техника была популярна, однако сейчас она практически исчезла из виду, уступая место новым идеям и методам.

Сам по себе процесс печатания не нов. Он впервые возник в 3000 году до н.э. в колыбели человеческой цивилизации, Месопотамии, где круглые печати для вдавливания оттисков в глину явились первым вещественным доказательством создания эстампов. После трафаретов, которые широко использовались в древнем Египте для украшения тканей, пришёл черёд ксилографии (гравюры на дереве). Она впервые появилась примерно в 220 году н.э. в Китае и вскоре распространилась практически по всей Азии, а со временем – и в Европе. Через 800 лет, в 1040 году, вновь в Китае, возникла печать посредством подвижных литер. Это произвело революцию в распространении печатной информации. Данная система печати использовала подвижные элементы металлических литер (их отливали в формах, вытисненных буквенными штемпелями).

Литографская печатная машина в книге Элиши Нойс «Мальчишеская книга промышленной информации», 1858

Эта более быстрая и надёжная технология легла в основу печатной машины, которая появилась на свет в 1439 году, с подачи Йоханнеса Гутенберга из немецкого города Майнц. Наряду с инновационным способом создания и использования маслосодержащих чернил (которые сохранялись дольше, чем краски на водной основе, используемые ранее), печатные машины заполонили всю Европу, ускоряя распространение знаний и таким образом становясь главной движущей силой эпохи Возрождения. В то же время, создание изображений посредством гравирования, травления и меццо-тинто оставались нормой в течение нескольких столетий. Каждый из этих методов подразумевал различные способы создания углублений на печатной пластине (обычно металлической). Эти углубления затем покрывались чернилами и использовались для многократного создания изображений оригинального проекта. При гравировке для создания аккуратных чётких линий на медной поверхности использовалась острая игла. Травление основывалось на покрытии поверхности воском, на котором впоследствии рисовали. Пластину погружали в кислоту, которая разъедала непокрытый воском металл, оставляя после себя линии, погруженные в жёсткий литографский материал. Меццо-тинто – это первый способ, который позволил изобразить полутона без использования техник на основе линий или точек. Череда инноваций продолжалась, и в 1796 году возникла новая техника, ставшая центром внимания минимум на век, – литография.

Так что же такое литография?

Слово «литография» происходит от древнегреческих слов “lithos”, «камень» и “graphein”, «писать». Оно обозначает метод планографической печати (печати на плоской поверхности), а также процесс печатания с применением расслоения жира и воды, которые контактируют друг с другом. Литографию изобрёл Алоиз Зенефельдер в Королевстве Бавария в конце XVIII века. В отличие от предыдущих методов, основывавшихся на различных формах травления, литография – это более «художественное» средство. Используя набор масляных мелков, художник пишет отзеркаленное изображение подлинного произведения живописи на гладкой каменной скрижали (как правило, известняковой). После того, как изображение воссоздается в оптимальном для художника виде, оно покрывается чернилами. Площадь пробельных элементов притягивает влагу к пластине и отражает литографскую тушь, в то время как области с изображением её удерживают. Вода затем вытирается с неокрашенных областей, чтобы не дать чернилам размазаться. Когда тушь (чернило) высыхает, она образует сетчатый узор. Сетеобразные элементы остаются на камне и обычно присутствуют и на конечном изображении в виде уникальной визуальной особенности литографии на камне.


Чтобы закрепить изображение, слить его воедино с камнем, на пластине готовится раствор аравийской камеди и азотной кислоты. При контакте с камнем азотная кислота реагирует с масляной кислотой (жиром) до создания олеомагната извести. Благодаря кислоте тёмные области начинают принимать чернила и отталкивать воду, в то время как со светлыми областями происходит обратное. Затем посредством специального пресса вся поверхность покрывается листом бумаги с высоким содержанием хлопка. Если мы имеем дело с литографией со сложными цветами, может потребоваться несколько серий с четырьмя различными цветными чернилами – жёлтым, красным, голубым и чёрным. Затем тот же самый лист бумаги необходимо будет помещать над пластинами, повторно покрытыми чернилами. Сделать это необходимо очень точно, чтобы создать литографский оттиск удовлетворяющего вас качества. С тех пор исконный метод претерпел небольших изменений, но идея, лежащая в его основе, продолжала использоваться.

Джон Джеймс Одюбон – Луизианская цапля, 1844

История литографии – XIX век

1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций. Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали. Новый метод распространился с молниеносной скоростью, и вскоре репродукции и оттиски известных картин, книжные иллюстрации, яркие ботанические исследования, плакаты, ручные веера, — всё это создавали в форме литографии. Гойя был первым художником, который исследовал возможности данного художественного средства. Вскоре за ним последовали Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В попытке изобразить каждую птицу в Северной Америке натуралист и художник Джон Джеймс Одюбон выпустил труд «Птицы Америки», который приобрел огромную популярность, будучи переизданным ограниченным тиражом в виде хромолитографии в 1844 году. Плакаты Тулуз-Лотрека для Фоли Бержер и Мулен Руж, созданные в 1890-х годах, остаются знаковыми образами декаданса эпохи «конца века». В то же время, элегантные композиции Альфонса Мухи являются воплощением гламура в стиле модерн.

Анри де Тулуз-Лотрек – Джейн Авриль в «Жарден де Пари», 1893

Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке

Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом. I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, — все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения. Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.

Пабло Пикассо – Бык, 1945

Нанолитография. Использование старой технологии в новом тысячелетии

В большинстве случаев тот факт, что конечный продукт принимается творческим миром в качестве новой техники или метода, является побочным результатом совершенствования технологии. Иногда происходит совершенно иначе: наука может взять за основу проверенную временем методику из мира искусства и развить её дальше для достижения далёкой от искусства цели. Наряду с некоторыми общепризнанными техниками, развиваются и новые перспективные технологии. Погружаясь в мир микро- и нано-частиц, исследование и применение новых микроскопических структур находится на подъеме как очень активно развивающаяся область исследований в науке и промышленности. Нанопечатная литография используется для изготовления структур нанометрового масштаба, в то время как то же самое можно создать при помощи интерференционной литографии, но без использования сложных оптических систем или фотомасок. Рентгенолитография используется для избирательного удаления частей тонкой пленки посредством перенесения геометрического рисунка с так называемой маски на светочувствительный химический фоторезист на подложке. Литография крайнего ультрафиолетового диапазона, магнитная литография, молекулярная самосборка, написание протонными пучками и литография измерительной головкой непрерывного контакта (также известная как нанолитографический метод погружного пера) также находятся на острие современных научных исследований. Многие из этих новых методов сейчас успешно используются в некоторых коммерческих, а также научно-исследовательских сферах.

Нанолитографический метод погружного пера (перьевая нанолитография) – Молекулярные чернила, распыляемые из наноразмерной головки на поверхность через водный мениск

Литографская печать как предмет коллекционирования

Несмотря на появление всё новых революционных технологий, литография глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства. К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., — и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом. Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996. Категория «А» означает, что художник создал матрицу и напечатал работу, в то время как Категория «F» и последующие за ней указывают на представителя художника, которого уполномочили создать отпечаток существующего произведения искусства, без дополнительного участия художника. Учитывая всё это, литография, несомненно, является увлекательным и разноречивым явлением, как для деятеля изобразительного искусства, так и для коллекционера.

Источник

Читайте также:  Признание субъективного права как способ защиты гражданских прав
Оцените статью
Разные способы