Род литературный
Род литературный это категория, введенная, с одной стороны, для обозначения группы жанров, обладающих сходными и при этом доминирующими структурными признаками; с другой — для дифференциации важнейших, постоянно воспроизводимых вариантов структуры литературного произведения. В русской культурной традиции два способа выделять типы литературных произведений: 1) основываясь на разновидностях, сложившихся исторически; 2) опираясь на теоретическое осмысление возможностей словесного искусства— обозначаются разными словами. Первое — русским словом «род», второе — французским «жанр». Последнее по этимологии и в сфере своей культуры означает и буквально то же самое, что русское слово, и одновременно такие виды произведений, как эпопея, роман, комедия, баллада, ода и т.п. В немецком языке аналогичный термин «Gattung» также имеет двойное значение.
Теоретический конструкт, обозначаемый у нас словом «род», по традиции соотносят с «произведением как таковым» и с основными структурными свойствами ряда близких друг другу жанров. Начиная с античности, осмысление природы художественного произведения было задачей философии искусства (от Платона и Аристотеля до Шеллинга и Гегеля), а сравнение жанров — поэтики. Первая определяла теоретически мыслимые возможности реализовать сущность и задачи искусства в отдельном творческом акте, вторая описывала существующие признанные образцы литературных произведений. Две дисциплины в античную эпоху находились в состоянии синкретического единства, которое после длительного периода расхождения между ними, а затем временного сближения конца 18-19 веков возникает на новой основе на рубеже 19-20 веков. В этом историческом контексте место и функции категории рода литературного промежуточные.
Методологическая проблема различий между возможностями и приемами изучения исторически сложившихся разновидностей литературных произведений (жанров), конструирования «идеальных типов» или создания теоретических моделей словесно-художественных произведений (к каковым принадлежат, в частности, и существующие научные представления о трех «родах» или «естественных формах поэзии») сопутствует всей истории поэтики. Но по-настоящему осознана и сформулирована она была, по-видимому, впервые — в форме нигилистического отрицания «универсального» в пользу «индивидуального» — в книге Б.Кроче «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» (1902 Русский перевод 1920). Более объективную и принципиальную постановку вопроса содержит ряд исследований 1950-60-х—работы Э Лэммерта «Струюуры повествования» (1955) и Ф.Штанцеля «Типические формы романа» (1964). Четко сформулирована проблема также Ц.Тодоровым, различающим «теоретические» и «исторические» типы произведений (Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. 1997).
В поэтике 20 века наряду с принципиальным методологическим разграничением «теоретических» и «исторических» типов литературных произведений существует (и даже более популярна) тенденция его игнорировать и обходить — в пользу создания неких «синтетических» конструкций: «эпическое», «драматическое» и «лирическое» считаются универсальными «началами», выступающими всегда в комплексе и присутствующими в любом жанре, но в различных сочетаниях и пропорциях. Такая позиция обоснована в исследовании Э.Штайгера «Основные понятия поэтики» (1920). В данном случае ни род, ни жанр не считаются существенными и своеобразными типами художественного целого. Есть и другой способ обойти указанную методологическую проблему — отождествив вопросы о типе художественного целого и о типе текста. Такова попытка усмотреть реальные основы «родовой содержательности» в самых внешних, формальных особенностях трех основных вариантов строения литературного текста: «Предположим, мы лишь взяли в руки три книги, содержащие литературные произведения. Раскрыв их, мы увидим, что одно из произведений целиком представляет собой прозаическую речь какого-то лица с вкрапленными в нее репликами других лиц; другое — совокупность коротких реплик ряда лиц; третье — небольшие отрезки стихотворной речи. Этого достаточно, чтобы мы поняли: перед нами роман, драма и сборник лирических стихотворений. А из этого осознания вытекает целый комплекс весьма существенных представлений. Мы как бы незаметно для себя уже знаем некое — пусть очень общее — содержание лежащих перед нами произведений» (Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм. Теория литературы).
Поскольку «речь какого-то лица с вкрапленными в нее репликами других лиц» может быть не только прозаической, но и стихотворной, «родовым» признаком эпического текста здесь считается доминирование «авторской» речи (повествования) над прямой речью персонажей. Однако существуют образцы героической эпики, в которых господствуют как раз речи персонажей (фрагменты сказаний о Сигурде в «Старшей Эдде»). В эпической прозе Нового времени, в частности, в романе, также возможно преобладание прямой речи героя — в широко используемых эпистолярных жанрах, в организующих целое произведения формах монолога-исповеди или монолога-дневника. Наконец, отказ от доминирующей роли повествования характерен для столь влиятельной в 20 веке большой эпической формы, как роман-монтаж (Б.Пильняк, Дж.Дос Пассос, А.Дёблин, В.Кёппен).
«Теоретический» характер категории рода выразился в следующей дилемме. Либо, как это происходило в традиционной философии искусства и поэтике, структурные особенности изображенного мира в классических (канонических) жанрах и связанное с ними «жанровое содержание» экстраполировались на ряд других, более поздних жанров, таких, как роман, рассказ, новая драма, лирический фрагмент, и превращались тем самым в «родовое содержание». Либо, как это сложилось в поэтике 20 века, отказ от «метафизических» попыток сформулировать «родовое содержание», долженствующее быть общим, например, для эпопеи и романа, приводит к изучению особенностей текста произведений, относимых обычно к эпике,драме или лирике, а поисках надежных и убедительных признаков «родовой» общности. Задача современной теории литературного рода — найти методологически продуманное и обоснованное сочетание двух этих подходов.
Источник
род литературный
Словарь литературоведческих терминов . С.П. Белокурова . 2005 .
Полезное
Смотреть что такое «род литературный» в других словарях:
род литературный — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Современная энциклопедия
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков… … Большой Энциклопедический словарь
Род литературный — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Литературный энциклопедический словарь
род литературный — см. литературный род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Род литературный — группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Большая советская энциклопедия
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД — ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД, см. Род литературный … Литературный энциклопедический словарь
Литературный сценарий — (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия
Род — Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… … Литературная энциклопедия
Источник
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект , или сам акт художественного высказывания : слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три Р. л., каждый из которых соответствует определённые функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:
1) эпос, охватывающий бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность);
2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность);
3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние черт лирики и эпоса. Категория Р. л. связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразительных, выразительных и сценических (изобразительно-выразительных) искусств, а также с общими гносеологическими категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает ее центральной в типологии и систематике литературных фено́менов и исходной для их более конкретной классификации по видам (см. Вид литературный) и жанрам. Предпосылка родового деления литературы полиморфизм слова как художественного средства, приближающегося по диапазону своих пластических, экспрессивных и динамических возможностей к краскам, звукам и жестам; различия между Р. л. характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами: лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге). Аналогию троякого родового членения литературы подчас находят в лингво-психологических категориях лица и времени: лирика «я» и «настоящее», драма «ты» и «будущее», эпос «он» и «прошлое».
Исторически Р. л. вычленяются из синкретического хорового обрядового действа по мере распада духовной общности первобытного коллектива: из него выделяется индивидуум, который в эпосе созерцает народную жизнь, в лирике отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт с надличностным долженствованием судьбой и ведет на равных диалог с представителем всеобщности хором (такова последовательность возникновения Р. л. в «образцовой» древнегреческой литературе). Дальнейшая эволюция Р. л. осуществляется в смене сопутствующих жанров (так, эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести, рассказу), в преимущественных связях с теми или иными направлениями (напр., классицизм принижает значение лирики, которая восстанавливается в правах романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется лиро-эпическая поэма, лирическая и эпическая драма; актуальным становится различение эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых форм и родов содержания, которые освобождаются от однозначной взаимозависимости и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий в повествовательную структуру диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую речь и сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта с объектом высказывания, чем традиционная Р. л.), пример современного художественно-родового синтеза на эпической основе, так же, как кино- и телесценарий на драматической основе; поэтому их и выделяют иногда в особые Р. л. После долгого периода размежевания и обособленности, последовавшего за первоначальным синкретизмом, Р. л. в литературе XX в. тяготеют к интеграции: эпическая дистанция, лирическая изоляция, драматическая коллизия, воплощавшие эстетический комплекс разобщенности и противостояния человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижные и относительные границы между субъектом и объектом художественного высказывания (это выражается в повышенном интересе к внутреннему монологу и сказу, в использовании традиций фольклорного синкретизма, в стирании граней между сознанием и реальностью в литературе «потока сознания» и в мифотворчестве).
Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем («Об искусстве поэзии») и продолжена французским классицизмом, канонизировавшим различия Р. л. в духе нормативной поэтики (франц. «genre» источник русских терминов «род», «вид», «жанр»), а также немецкой классической эстетикой (от И. В. Гёте до Г. Гегеля), давшей им содержательную философско-логическую и гносеологическую интерпретацию, развитую в России В. Г. Белинским. В XX в. наряду с экзистенциально-психологическими и формально-структурными толкованиями Р. л. (Э. Штайгер Швейцария, К. Бёрк США и др.) в западной критике распространено негативное отношение к этой категории (Б. Кроче), будто бы навязанной эстетике догматическим рационализмом и непригодной для постижения единичных, неповторимых художественных феноменов; в других направлениях, например у «неоаристотелианцев» (чикагская школа «новой критики»), категория Р. л. широко используется как обобщающий критерий эстетического суждения, позволяющий соотнести данное единичное произведение с общими законами рода и жанра (без чего невозможна никакая критическая оценка). В советской эстетике разрабатываются проблемы содержательности и исторической изменчивости Р. л., их места в системе искусств (см., напр., Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964).
Литература:
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954;
Веселовский А. Н., Историч. поэтика, Л., 1940;
Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957;
Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968;
Каган М. С., Морфология искусства, Л., 1972;
Бахтин М. М., Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
Введение в литературоведение, под редакцией Г. Н. Поспелова, М., 1976, гл. 812;
Маркевич Г., Основные проблемы науки о литературе, пер. с польск., М., 1980, гл. 6.
Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .
Полезное
Смотреть что такое «РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ» в других словарях:
род литературный — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Современная энциклопедия
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков… … Большой Энциклопедический словарь
Род литературный — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
род литературный — см. литературный род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Род литературный — группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает… … Большая советская энциклопедия
род литературный — исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения.… … Словарь литературоведческих терминов
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД — ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД, см. Род литературный … Литературный энциклопедический словарь
Литературный сценарий — (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия
Род — Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… … Литературная энциклопедия
Источник