Литературная гостиная как способ нравственного воспитания детей

Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников

Тамара Охлопкова
Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников

1. Актуальность темы.

«Поэзия постоянно присутствует в жизни взрослого человека, помогая выразить эмоциональное состояние, переживания. Стихи – наши помощники–«психотерапевты» в минуты радости и минуты переживания. Без них наша жизнь была бы… обыденной…»(1, с. 5)

К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей и подростков снизилась. Во многом виной этому — общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина — обеднение речи взрослых.

По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до девяти лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача по воспитанию интереса к поэзии и литературе должна решаться уже в дошкольном возрасте.

Как же добиться того, чтобы стихи и в жизни детей занимали не последнее место?

В поисках путей повышения интереса к стихотворным произведениям мы пришли к идее создания литературной гостиной.

2. «Литературная гостиная» как форма организации художественно-творческой деятельности детей.

Данная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.

Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства, т. к. эти области общественной жизни тесно связаны.

Цель литературной гостиной — прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

3. Принципы организации литературной гостиной в условиях ДОУ.

Для того, чтобы данная форма организации деятельности детей имела наибольший эффект, необходимо соблюдение некоторых правил, учет нюансов, которые бы отличали данное мероприятие от привычных развлечений и утренников.

Итак, основные принципы организации литературной гостиной таковы:

1) оформление помещения в стиле «гостиной» — комнаты для приема гостей.

Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга. Стол накрывается скатертью, выставляются свечи, книги в соответствии с тематикой, портреты поэтов. Педагог выступает в роли хозяйки гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.

2) в течение учебного года планируется три встречи (осень, зима, весна).

Слишком частые «встречи» снижают интерес, становятся обыденными. Кроме того, такие мероприятия требуют тщательной (но не утомительной) подготовки и предварительной работы. В противном случае не получим чувства радости от ожидаемой встречи.

3) тематика и репертуар отбирается

— в зависимости от речевых, интеллектуальных и возрастных возможностей детей;

— с учетом общественно значимых проблем;

— с учетом сезона проведения встречи.

Так, это может быть встреча, посвященная творчеству А. Л. Барто, если к ней готовятся дети младшего или среднего дошкольного возраста. В год юбилея А. С. Пушкина дети старшей и подготовительной школы группы погружались в атмосферу творчества этого поэта. Чтобы привлечь внимание детей к красоте родной природы, отбираются стихи поэтов об определенном времени года, например, о зиме.

4. Этапы работы

1) планирование

В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.

2) отбор литературных произведений это следующий этап. При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.

3) отбор атрибутики, видео- и аудиоряда

Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка и театральные шумы создают атмосферу, усиливают впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем

4) подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи

Самый длительный по времени этап. Работа ведется индивидуально. Вместе с ребенком раскрывается смысл слов и выражений, характер произведения и, как следствие, интонация, с которой следует его декламировать. Обращается внимание на такое качества стиха как звукопись (конечно, это понятие не дается детям, но подчеркивается, что, например, в стихотворении о соловье часто встречается звук «с», и от этого кажется, что это оно похоже на песенку птички).

Т. к. у детей часто возникают трудности с запоминанием текста, используем различные приемы:

-«Рассказываем стихи руками»: опора на жесты;

-«Доскажи словечко»: договаривание ребенком строки;

-рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;

— применяем графическое моделирование;

Читайте также:  Заливной судак несколько способов приготовления

— используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.

5) собственно встреча в литературной гостиной

В назначенный день все участники собираются в «гостиной». В нашем случае это музыкальный зал, точнее его часть, декорированная в соответствии с темой и духом «гостиной».

5. Алгоритм проведения

1) встреча гостей хозяйкой;

2) объявление темы;

Это может быть загадка, просмотр видеоролика, прослушивание стихотворения в исполнении актеров театра и кино (в записи) или чтение литературного произведения самим педагогом.

3) беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; о поэте или авторе).

4) знакомство с творчеством поэта (поэтов) в рамках тематики.

Приглашение детей к исполнению стихов (при этом используется подходящая музыка, атрибутика, элементы драматизации, прослушивание песен на стихи поэта, просмотр иллюстраций или отрывков радиопостановок по мотивам творчества писателя. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.

5) завершение встречи.

В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи. Понравившиеся книги дети берут в группу и продолжают знакомиться с произведениями вместе с воспитателем.

6. Выводы.

По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к процессу разучивания стихов, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.

Фотоотчет «Литературная гостиная «Мороз-волшебник» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В каждом детском саду проходят различные конкурсы чтецов стихотворений: по сезонам, по датам, к юбилеям.

Фотоотчет «Литературная гостиная «Сочиняем сказки сами». Тематический вечер с родителями» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Этот учебный год мы предложили нашим родителям закончить интересно и весело. Мы пригласили всех желающих.

Фотоотчет «Литературная гостиная «В гостях у золотой рыбки» В рамках празднования Дня рождения нашего детского сада «Золотая рыбка» мы с детьми подготовительной группы посетили детскую библиотеку.

Фотоотчёт «Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе» Фотоотчёт. Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе. Унылая пора! Очей очарованье.

Конспект совместного мероприятия с родителями «Зимняя литературная гостиная» Литературная гостиная «Зимний вечер» (совместное мероприятие для детей, родителей и педагогов) Подготовили: воспитатель Веряева О. Ю.

«Литературная гостиная для мам». Тематический вечер ко Дню матери Видео В год литературы накануне праздника Дня Матери мы пригласили наших мам в Литературную гостиную. Предлагаю Вашему вниманию сценарий нашего.

Литературная гостиная «На лесной тропинке», посвященная 125–летию со дня рождения В. В. Бианки (Отчет) b]Цель:[/b] знакомство с жизнью и творчеством писателя – натуралиста В. В. Бианки. Задачи: расширять знания детей о природе, воспитывать.

Литературная гостиная, посвященная памяти А. С. Пушкина Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина Задачи: 1. Образовательные: а) Познакомить детей с памятными местами А. С. Пушкина;.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Литературно-музыкальная гостиная «Хотим признаться городу в любви» Сценарий. Сегодня мы рады приветствовать вас в нашей литературно-музыкальной гостиной. В этом году нашему городу исполняется 255 лет. Сегодня.

Источник

Литературная гостиная как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.
статья на тему

Форма литературной гостиной при непосредственном участии родителей помогает решить сразу несколько важных задач. В своей работе я использую различные модели построения литературных гостиных, а для характеристики образов главных героев — использую рекомендации авторов ТРИЗ Т.А.Сидарчук и А.А.Нестеренко. Вся работа строится в три этапа. В процессе подготовки к литературной гостиной, я рекомендую родителям приёмы, предложенные Н.А.Цыпиной.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.11 КБ

Предварительный просмотр:

как форма взаимодействия детского сада и семьи

ввопросах нравственно – эстетического воспитания дошкольников.

На современном этапе большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников.

Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В.А. Рыбина, И.С. Сушковой, Е.П. Шевченко. Работы Н.А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей.

Обобщение опыта современных педагогов свидетельствуют о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих педагогов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей, на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры, по мнению О.Н. Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

В.В. Зябкина обосновала предпосылки и технологические основы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. Она определила цель нравственно-эстетического воспитания как воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Проанализировав вышесказанное, мы столкнулись с проблемой: какие условия необходимы для более глубокого осознания детьми нравственных и эстетических основ произведений художественной литературы. Решение данной проблемы составило цель нашей работы.

В своей работе мы обратились к опыту В.В.Зябкиной по организации детско-родительских творческих встреч в форме литературной гостиной.

Организация и проведение литературной гостиной при непосредственном участии родителей и детей позволяет выполнить сразу несколько функций:

— информационно-предметную – расширение круга литературных произведений, предусмотренного программой литературного образования детей дошкольного возраста;

— деятельно-коммуникативную – формирование психологических и эстетических механизмов общения ребёнка с авторами и текстами художественных произведений, искусством. Формирование позиции читателя — «сотворца» и потребности в собственном творчестве;

— ценностно-ориентационную – присвоение ценностей добра, истины и красоты, заложенных в произведениях искусства, формирование мировоззрения и его отражение в собственном творчестве.

Принимая во внимание тот факт, что родители являются полноправными участниками воспитательного процесса, мы можем говорить о том, что литературная гостиная решает такие задачи как: — воспитание и углубление интереса детей к творчеству писателей и поэтов; воспитание желания у родителей включать их произведения в круг домашнего чтения;

— формирование установки на единство эстетических переживаний и чувств с нравственными переживаниями и чувствами при ознакомлении с произведениями дома и в детском саду;

— формирование нравственно-эстетических ценностей и уважение к людям, которые являются их носителями;

— воспитание дружелюбного, позитивного и уважительного отношения к выступающим;

— развитие, при поддержке членов семьи, театральных и художественных способностей детей.

В своей работе мы использовали различные модели построения Литературных гостиных:

— тематический вечер одного автора;

— встреча, посвящённая одной нравственной норме;

Многообразие существующих программ, методик, методических пособий ведёт за собой проблему выбора произведений художественной литературы. И, по мнению В.В.Зябкиной, ни одна программа не является самодостаточной, полноценной и не может существовать самостоятельно, не будучи дополненной другими, с учетом личного опыта детей.

В тоже время мы часто, выясняя характер или оценку поступка героя, слышим ответы детей: — Он хороший. А тот плохой. Весь мир черно-белый, упрощенный, так как ребенок не замечает оттенки характера, не обращает внимания на противоречивые поступки героев, не углубляется в причины этих поступков, не дает им оценки с разных точек зрения.

Мы предлагаем отступить от так называемого традиционного направления работы с художественным произведением и подойти к его изучению, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ Т.А. Сидарчук, А.А. Нестеренко.

Вся работа строилась в три этапа. На первом этапе, который назван подготовительным, мы предполагаем решить следующие задачи: сформировать умение чётко понимать, кто является главным героем произведения – носителем нравственных качеств, которые подвергаются анализу; сформировать механизм анализа характера героев, выделять основные нравственные нормы.

Особенностями этого этапа является то, что мы используем небольшие по объёму произведения (короткие стихи, сказки, небольшие рассказы, басни, вредные советы); яркое, полярное проявление нравственных качеств, не предполагающее неоднозначной трактовки; близость к опыту и интересам самих детей.

Наиболее значимым результатом этого этапа можно выделить сформированный алгоритм анализа характера героя. Но мы столкнулись с тем, что не только дети, но и зачастую сами родители испытывают затруднения, формулируя характеристику главного героя. Давайте, посмотрим вместе на любую народную сказку. Для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более — суждения об их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам всё это определить, используя только описанные в сказке события. Ведь это очень сложная задача. Чтобы помочь в ее решении, А.А.Нестеренко предлагает установить определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязанность позволяет использовать ответы на одни вопросы для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы? Перечислим: вопрос о действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).

Организовывая совместные игровые действия детей и родителей, мы решаем несколько задач, с одной стороны — перенесение алгоритма анализа характера героя в опыт семейного воспитания; с другой стороны — решаем проблему недостатка умений у детей декламировать и выступать перед аудиторией.

На втором – основном этапе — мы стремимся развивать мыслительные способности, стимулировать проявления желания иметь свою точку зрения, формулировать и отстаивать её, аргументируя и обосновывая; свободно оперировать нравственно – эстетическими понятиями, улавливать их нюансы и грани, многослойность и неоднозначность трактовки (добро с кулаками, ложь во спасение, унижающая жалость…); сопоставлять нравственные уроки, усвоенные в процессе изучения образцов художественной литературы, и поступки героев одного нравственного направления из разных произведений; анализировать язык произведений, осознавать эстетическую значимость всех нюансов, оттенков, граней, гаммы, колорита в процессе работы со словом.

Можно выделить следующие особенности литературных произведения для данного этапа: содержание произведения не позволяет дать однозначной оценки («хорошо», «плохо»); наличие в произведении процессов внутреннего борения героя с самим собой, с обстоятельствами, в которые он попал, с несправедливостью окружающей действительности . . . явного или скрытого конфликта; возможность перенесения (наложения) нравственных уроков, полученных в результате работы над художественным произведением, в реальную жизненную ситуацию.

Мы считаем, что для того чтобы сформировать у ребёнка умение проявлять свою точку зрения на противоречивые обстоятельства и неоднозначные характеры главных героев художественных произведений, следует рекомендовать родителям поощрять и стимулировать желание детей, не оставаясь равнодушными, делиться своим мнением и выражать своё отношение в повседневных жизненных ситуациях. В дальнейшем родители могут «провоцировать» детей высказыванием предположений, приведением своих аргументов, позволяющих увидеть поступок или событие в другом ракурсе и через спорность ситуации сформулировать свою точку зрения. На этом этапе целесообразно использовать «вечер вопросов и ответов», этюды и миниатюры, основанные на увиденном, прочитанном или пережитом детьми, дидактические игры (например, «закончи предложение», «помоги героям помириться», «назови лишнее качество и обоснуй решение» и др.)

Третий этап был нацелен на развитие воображения, речевого творчества, активизацию проявления личностной и гражданской позиции; нахождение созвучности художественного произведения с музыкой, драматическим искусством, художественным творчеством; смешивание жанров, сюжетов, героев, их поступков, композиции, языка, внесение новых элементов в реальную жизнь и наоборот; видение результатов своей работы и реальное их оценивание.

Говоря об особенностях третьего этапа, следует отметить, что «новые произведения» создаются самими детьми путём творческого преобразования освоенного литературного материала; строятся оригинальные произведения по принципу коллажа; все сформулированные литературные новообразования обретают реальную форму через различные средства художественного творчества и находятся в свободном доступе для всех желающих.

Творческий этап предполагает самое активное участие родителей, как в процессе организации литературной гостиной, так и в ходе ее проведения. Они являются непосредственными участниками и равноправными соавторами своих детей.

Так совместно с родителями дети могут осуществить творческое рассказывание – пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями, в процессе которого целесообразно:

— добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

— придумать, как могли разворачиваться события дальше;

— выстроить повествование, давая свою оценку неоднозначным поступкам главных героев.

В процессе подготовки к литературной гостиной, мы рекомендуем родителям приёмы, предложенные Н.А.Цыпиной. Детям предлагается придумать окончание или пропущенное в тексте звено сюжета; описать ситуацию, на фоне которой разворачиваются действия, с новой, неожиданной точки зрения характеризующие главного героя; составить рассказ из личного опыта по аналогии с услышанным; составление рассказа из нескольких текстов, посвящённых одной нравственной теме. Мы использовали видеоролики, мультимедийные презентации, театрализованные игры, творческие этюды и других приёмы при активном участии родителей. Что позволило повысить эмоциональную значимость и практическую ценность этой деятельности для ребёнка.

Для диагностики нравственно – эстетического воспитания дошкольников мы использовали следующий комплекс методик: методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М.Калининой), методика диагностики эстетической воспитанности ребёнка Е.И.Шулёва, наблюдение за общением детей со сверстниками. Так результаты исследования позволяют говорить о значительном увеличении количества детей, имеющих представление о нравственных нормах, о росте числа детей, поступающих в соответствии ними, о качественном изменении отношения к нормам у большинства дошкольников. Данные результаты диагностики свидетельствует об эффективности нашей работы.

Литература: 1. Зябкина В.В., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010.

2. Зябкина В.В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И.С.Сергеевой. – М.: АПКиППРО, 2011.

3. Зябкина В.В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред.В.И.Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. 4. Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.

Источник

Читайте также:  Способы общения народа с государством
Оцените статью
Разные способы