ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по литературе на тему
Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящая книга призвана «заражать» добрыми чувствами. Она влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему она способна на великое дело. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа.
Художественная литература несомненно играет неоценимую роль в формировании личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Пер | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Разрешите присоединиться к поздравлениям и пожелать вам счастья и добра, благополучия и удачи, здоровья и терпения, и пусть любовь и уважение ваших учеников и родителей вдохновят вас на новые идеи, поддержат вас в трудную минуту и поднимут настроение вам в минуты грусти.
На августовском совещании было поставлено много задач, одна из которых неразрывно связана с чтением художественной литературы.
И тема моего выступления звучит так:
«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Во все времена художественная литература играла ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Настоящее, подлинное искусство способно изменить человека, «заложить» в него высшие ценности любви, добра и красоты. Л.Н. Толстой не раз в своих рассуждениях отмечал, что настоящая книга призвана «заражать» добрыми чувствами. Она влияет на людей в этом отношении более успешно, чем что-либо другое. Вот почему она способна на великое дело. Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги, чтения в развитии человечества, указывали на то, что без них невозможна ни одна из форм трудовой, политической, культурной и научной деятельности. Книга, как и прежде, считается уникальной формой хранения и распространения накопленных за века человечеством знаний, это фундамент духовной культуры народа.
Художественная литература несомненно играет неоценимую роль в формировании личности школьника.
Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детей без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у него развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.
Но в нынешнее время в связи с развитием информационных технологий в современном мире наблюдается общее падение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Это значит, страдают речь, грамотность, интеллект, нравственное воспитание, эмоциональная сфера. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Не случайно 2015 год был посвящён «Году литературы», а средства массовой информации все чаще привлекают известных людей к чтению отрывков из художественных произведений. Всё это говорит об актуальности проблемы и необходимости повышения интереса к книге, особенно в детском возрасте, когда идет формирование личности ребенка. Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Василий Александрович Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Было время, когда педагоги и родители переживали по поводу излишней чувствительности детей при восприятии произведений художественной литературы. Современные дети практически не будут плакать, сочувствуя льву, потерявшему своего друга (Л. Н. Толстой «Лев и собачка») или маме маленького воробья, которая осталась без хвоста, защищая своего малыша (А. М. Горький «Воробьишко»). Литературное образование объективно подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявляют себя в последнее время. При этом трудно переоценить влияние литературы на формирование личности учащихся. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. По мнению Шалвы Александровича Амонашвили: «…полноценное, многостороннее развитие личности невозможно без чтения духовно обогащающих книг» . Книги не только расширяют общие представления ребёнка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Под влиянием чтения у детей формируются ценностные ориентации, которые выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, влияют на процесс личностного выбора и лежат в основе её социальных поступков. Художественные произведения обращаются непосредственно к данному читателю, зрителю, слушателю, к его личному опыту, к его чувствам и мыслям и незаметно, через соучастие в изображаемых событиях, через сочувствие героям, на основе собственных раздумий об этих событиях и о поступках героев, подводят к той оценке изображенных явлений, которую стремился выразить художник. При этом оценка и идея изображенного художником становятся как бы личным достоянием воспринимающего. Сила воздействия искусства в том, что оно не навязывает выводы, а заставляет самого читателя, зрителя, слушателя подойти к этому выводу, сформулировать его. Произведения художественной литературы развивают эмпатию, влияют на социальный опыт. При чтении ребёнок проходит с героем весь путь. Он сочувствует, переживает, радуется, огорчается, боится, совершает поступки. Он как бы внутренне содействует персонажу. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: явлениям, предметам, людям. Нравственное воспитание напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Ведь оно невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека и почувствовать его как своё. Понятие об истинных ценностях, о хорошем и плохом поступке ребёнок приобретает, знакомясь с героями сказок, рассказов, повестей. Таким образом, возникает понимание нравственных норм, и формируются моральные оценки и суждения. Остановимся на среднем школьном возрасте, т. к. это один из самых ответственных и при этом сложных этапов в жизни ребёнка. Это начало взрослой школьной жизни. Начало обучения в среднем звене ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребёнка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. В школе ребёнок приобретает позицию школьника и учебную мотивацию. Ведущей становится учебная деятельность, от результативности, которой непосредственно зависит развитие личности школьника. Успешная учёба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием среднего школьного возраста. Чтение художественной литературы в этом возрасте становится средством понимания своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Учебная деятельность, необходимость взаимодействия в коллективе сверстников, формируют сознательное отношение к себе, своему поведению, заставляют учащихся осознавать некоторые свои особенности, оценивать их, анализировать, вырабатывать сознательную установку на познание действительности. Таким образом, школьники уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Именно поэтому чтение литературы становится не просто одним из способов получения информации, а средством осознания себя, своего отн шения к жизненным ситуациям и поступкам. У учащихся формируются некие эталоны поведения, которые проявляются в той или иной ситуации. И нравственное развитие ребёнка при этом в большой мере будет зависеть от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Поэтому педагог должен уметь чётко определять, что ребёнок сможет перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции. Не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие в процессе взаимодействия друг с другом .
Для лучшего восприятия литературного материала, анализа прочитанного, рефлексии педагог может использовать в своей работе следующие приёмы:
1. Драматизация художественного произведения. Этот приём даёт возможность учащимся стать на позицию литературного героя и проникнуться его эмоциями. Можно предложить кому-либо из детей играть сначала одну, а затем тут же другую роль. Это поможет ребёнку за короткий промежуток времени прочувствовать эмоциональное состояние разных персонажей, иногда абсолютно противоположных.
2. Моделирование ситуации, произошедшей с персонажами. При этом учащимся предлагаетсяобыграть конец истории, так как они считают необходимым. Продуктивность этого метода заключается в том, что ребёнок сознательно сопоставляет свои реальные действия со знакомыми этическими эталонами. Эмоционально негативное отношение к отрицательной модели поведения приводит к стремлению больше соответствовать положительной.
3. Предложить ученикам находить ситуации во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.
Итак, одним из основных факторов, влияющих на формирование личности школьника, является художественная литература. Она должна быть приближена к современному миру реб ѐ нка, чтобы стать средством познания себя и окружающих. Являясь искусством слова, книга представляет собой одно из основных средств воспитания души, духовности и общечеловеческой нравственности.
Изучение художественной литературы в школе, помимо других очень важных образовательных и воспитательных задач, имеет целью личностное воспитание ребенка: пробуждение любви, уважения, гордости к русской прогрессивной литературе и искусству прошлого, к выдающимся памятникам литературы, к достижениям художественной культуры. Знакомя учащихся на протяжении ряда лет с лучшими произведениями литературы, в которых описан человеческий подвиг на войне, мы даем им уроки мужества и героизма. Уроки героизма во имя человека, во имя гуманности, во имя самых прекрасных человеческих идеалов. Художественная литература делает эмоциональный опыт героев произведения — в большей или меньшей степени — частью читательского эмоционального опыта. Обогащение духовного мира личности происходит через постижение идеалов и через сопереживание героям, через соучастие и сочувствие.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью.
Своё выступление я хочу закончить словами Алексея Петренко: «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель» и пожелать вам учеников, способных воплощать вышесказанное в реальность.
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Кирнозе Зоя Ивановна
Книга «Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход. Учебное пособие»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Рецепция – воссоздание и пересоздание художественного текста, реакция воспринимающего сознания на традицию, поэтический мир автора, отдельное произведение.
Рецептивная эстетика и эстетика воздействия – диалог между текстом и читателем. Рецептивная эстетика выделяет подсистему «произведение ↔ читатель», фокусируя внимание на прямых и обратных связях. Прямая связь в подсистеме «произведение ↔ читатель» порождает «эстетику воздействия» (Wirkungsasthetik), разработанную В. Изером. Если акцент ставится на обратной связи, то запускаются механизмы «рецептивной эстетики», основы которой заложены в трудах Х.Р. Яусса.
Связь — взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. В системе «литература» в качестве таких явлений выступают автор или коллектив авторов, произведение и его читатели.
Связь прямая и обратная определяет специфику художественной коммуникации в системе «литература». По направлению действия связи разделяются на прямые и обратные. Особую роль в системе «литература» играет обратная связь. Она идет от читателя через произведение к автору. Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то ее называют положительной, если же она их ослабляет – то отрицательной. Положительная обратная связь обычно ведет к неустойчивой работе системы, тогда как отрицательная обратная связь, напротив, стабилизирует функционирование системы, делает ее работу устойчивой. Взаимодействие обратной положительной и обратной отрицательной связи в системе «литература» делает возможным процесс ее саморегуляции, способствующий переходу текста в художественное произведение.
Синергетика — 1) фундаментальное направление современного научного мышления, имеющее междисциплинарный характер и объединяющее естественно-научное и гуманитарное знание; 2) теоретическая основа естественных и гуманитарных наук, связанная с идеями системности, нелинейности, нестабильности и способности систем к самоорганизации, В художественной коммуникации синергетика дает объяснение динамическому поведению сложных систем. В контексте синергетики рассматривается вопрос о самопорождении смысла.
Система (от греческого – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, находящихся в связях и во взаимных зависимостях. Основное свойство системы состоит в том, что система больше суммы ее частей. Построение «общей теории систем» принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л. Берталанфи (1901–1972), применившему формальный аппарат термодинамики к биологии и разработавшему общие принципы поведения систем и их элементов.
Системный подход основан на общих принципах системности. К ним относятся целостность, взаимозависимость элементов, наличие системообразующих факторов, иерархичность, несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов, относительная самостоятельность элементов, являющихся по отношению к системе подсистемами.
Система «литература» изучается в рамках системно-синергетического подхода. Она имеет следующую структуру:
Системно-синергетический подход к литературе опирается на понимание литературы как большой саморегулирующейся системы, которая состоит из элементов, соединенных прямыми и обратными связями (автор, произведение, читатель) и обладающими способностями к саморазвитию.
Содержание и смысл литературного произведения — различные категории в рамках системно-синергетического подхода. «Текст» несет «содержание», а произведение – «смысл».
Сравнительно-исторический метод (компаративистика) разработан создателем «исторической поэтики» А.Н. Веселовским. Сравнение и сопоставление, принадлежащие к числу наиболее общих принципов культуры и жизни, определяют специфику метода. В основе сравнительно-исторического рассмотрения литератур – генетическое и типологическое изучение повторяемости явлений. Специальной областью сравнительного литературоведения является сопоставительное изучение явлений, принадлежащих к разным литературам. Вслед за А.Н. Веселовским В.М. Жирмунский выявил два типа сравнений: сравнение «…историко-генетическое, рассматривающее сходные явления как результат их родства по происхождению…» и сравнение «…историко-типологическое, объясняющее сходство генетически между собой не связанных явлений сходными условиями общественного развития» (В.М. Жирмунский).
Сравнительно-исторический метод (компаративистика) и «сетевая литература». Принципы традиционной компаративистики неприменимы к изучению глобализованной сетевой литературы и ее гипертекстов. Опираясь на представления об интертекстуальности, концепции «смерти автора» и «читателя», исследователи «сетевой литературы» принципиально отказываются от анализа генетических и типологических связей, т. е. от обнаружения «сходного в несходном». «Сетевая литература», литература в сети Интернет, состоит из гипертекстов. В ней принципиально невозможны «произведения».
Структура — основное свойство объекта, его инвариант, абстрактное обозначение одной и той же сущности, взятое в отвлечении от конкретных модификаций-вариантов.
Структурный метод — принцип имманентного исследования художественного текста. Структурный метод оперирует терминами – отношение, элемент, уровень, оппозиция, положение, вариант, инвариант. Находясь в рамках текстовой реальности, исследователь осуществляет анализ с целью установления принципов организации в художественное целое всех текстовых элементов произведения. При структуралистском подходе объектом анализа является срединный элемент системы «литература» – текст произведения «от первого слова до последнего» (Ю.М. Лотман). В рамках структурного подхода предпочтение отдается термину «поэтический текст», а не термину «произведение». Вместе с тем в отличие от постструктурализма и деконструктивизма для структурного метода остаются значимыми категории «автор», «читатель», смысл. В отечественной филологии структурный метод складывается в трудах тартусско-московской школы.
Смысл — основа культуры, «одна из самых трудных для философии категорий» (А.Ф. Лосев). Смыслом М.М. Бахтин называл «ответы на вопросы». Смысл в его понимании диалогичен. В литературе смысл диалогичен и символичен. Объект «…имеет смысл, если он способен нечто означать, символизировать, указывать на что-то иное, нежели на самого себя…» (Ю.М. Лотман).
Социологический метод связан с пониманием литературы как одной из форм общественного сознания. Русская критическая традиция XIX века, представленная работами В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.Н. Писарева, готовила появление социологического метода в литературе. Преуменьшая значимость имманентных законов существования литературы, метод объясняет ее исходя из материальных законов бытия. Социологический метод предполагает внимание к процессам, а не к индивидуальностям. С точки зрения социологического метода литература иллюстрирует борьбу классов и социальных групп. Для этого метода характерен интерес к воздействию литературы на политическую ситуацию и – шире – общественную жизнь. В вульгарном варианте социологический метод жестко увязывает «передовое» мировоззрение с качеством литературы. Социологический метод, имеющий законную сферу применения, не раз выдавали за единственно возможный, универсальный подход к литературе. При этом происходила неизбежная в таких случаях вульгаризация.
Источник