- Рифма тренажёр по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тема: «Рифма и ритм стихотворения». методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
Рифма
тренажёр по литературе (5 класс) на тему
Практический материал для определения вида рифм поможет пятиклассникам усвоить материал по теме:»Ритм,рифма,строфа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeli_vid_rifm1.docx | 12.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.(В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят(Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она. (В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О точной русской рифме
«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи.
Стишки рифмы
Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы.
О рифме
Учебный материал для корреспондентов.
Рифмы (презентация к уроку+практикум)
Презентация «Рифмы» предназначена для учащихся 6 класса.
презентация «Рифма»
Данная презентация содержит учебный материал по теме «Рифма» к урокам литературы в 5 классе.
Методическая разработка: «Рифмы на уроках.»
Если говорить о значении рифм на уроках, то следует заметить, что они являются средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано.
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; .
Источник
Тема: «Рифма и ритм стихотворения».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка урока по теме:
«Рифма и ритм стихотворения». 5 класс.
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_i_rifma.doc | 31.5 КБ |
ritm_rifma_smysl_stikhotvoreniya.ppt | 674.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 510
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
«Рифма и ритм стихотворения».
Используемые технологии: ИКТ-технологии
(презентация, мультимедийный проектор).
Тема: рифма и ритм стихотворения.
Цель: изучить понятия «ритм», «рифма» .
— изучить понятия «ритм» и «рифма»
— изучить виды рифмовок
— определить значение ритма стихотворения.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Беседа
- Объяснение нового материала
- Тренировочные упражнения
- Объяснение домашнего задания
- Подведение итогов урока
- Организационный момент
Проверка домашнего задания
Что такое поэзия? (слайд 1)
Прочитайте отрывки на слайде 2, определите, где стихотворение, где проза.
Как вы это определили?
Назовите известных поэтов (слайд 3-6).
Объяснение нового материала
Итак, что же такое стихотворение?
Запись в тетрадь (слайд 7)
Читаем и записываем определение слова «рифма».(слайды 8-9). Приведите примеры рифм.
Существуют разные способы рифмовки(слайды 10-12).
Задание на размышление (слайд 13).
Читаем и записываем определение слова «ритм» (слайд 14). Как вы думаете, для чего нужен ритм?
Проверьте себя (слайд 15 ).
Как вы помните, Незнайка тоже сочинял стихи (слайд 16). В чем их недостаток?
Чтение статьи в учебнике стр. 110-112
Попробуйте сформировать пары рифмующихся слов.(слайд 17)
Ваше домашнее задание будет написать стихотворение по готовым рифмам. Такая игра называется «буриме» (слайд 18)
Объяснение домашнего задания (слайд 19).
Подведение итогов урока (слайд 20).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл.
Где стихи, а где проза? Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух — молоко парное! И. С. Тургенев Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей, Поля просторные, немые Блестят, омытые росой. И. С. Тургенев
Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.
Рифма Рифма — это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – ш утка , к оржик – м оржик .
Рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Перекрёстная рифма Нелюдимо наше море , День и ночь шумит оно ; В роковом его просторе Много бед погребено .
Парная рифма Там ступа с Бабою Яг ой Идёт, бредёт сама соб ой ; Там царь Кащей над златом ч ахнет ; Там русский дух. Там Русью п ахнет !
Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
? Незнайка придумал свою рифму: пал ка – селёд ка . Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
Ритм Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.
Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
-Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.
Буриме Буриме (от франц. bout – конец, rime — рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. На полянку вышел з айка . Видит – там синичек ст айка . Он открыл свою шкат улку , Дал синицам с маком б улку .
Домашнее задание Творческое задание: дано буриме: океану, матрос, обезьяну, привез, тоскуя, напролет, такую, поет, юге, кустах, подруги, хвостах, бананы, моей, обезьяны, людей. сочинить стихотворение по данным рифмам.
Итог урока Без чего невозможно создание стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Рифма и ритм стихотворения». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор).
Это одно из занятий кружка «Основы стихосложения». В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы. С авторскими пр.
Урок русской литературы в 7 классе с применением ИКТ.Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый де.
презентация Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия.
Технологическая карта Открытого урокаТема: «Изучение особенностей ритма стихотворений Ф.И.Тютчева о природе в 5 классе»Артамонова Галина НиколаевнаУчитель русского языка и лите.
Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного. Работа помогает проверить знания учащихся по данной теме.
Источник
Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
Разделы: Литература
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1. Приветствие.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— Воспроизведите ритм марш хлопками.
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
На дво-рах и до-мах
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном
(Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.
(Б-Б-У-Б-Б-У)
— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)
— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
— Каких замечательных поэтов вы знаете?
— Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
— Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)
в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
— Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
— Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
— Итак, что такое стихотворная рифма?
— Какие виды рифмы вы узнали?
5. Самостоятельная работа.
Источник