Литература 5 класс рифма способы рифмовки примеры

Рифма
тренажёр по литературе (5 класс) на тему

Практический материал для определения вида рифм поможет пятиклассникам усвоить материал по теме:»Ритм,рифма,строфа»

Скачать:

Вложение Размер
opredeli_vid_rifm1.docx 12.59 КБ

Предварительный просмотр:

Определи вид рифмы.

1. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)

2. Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.(В.А. Жуковский)

3. Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)

4. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)

5. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)

6. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

7. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят(Ф.И. Тютчев)

8. Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)

9. И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)

Определи вид рифмы.

1. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)

2. Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она. (В.А. Жуковский)

3. Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)

4. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)

5. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)

6. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

7. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев)

8. Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)

9. И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О точной русской рифме

«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи.

Стишки рифмы

Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы.

О рифме

Учебный материал для корреспондентов.

Рифмы (презентация к уроку+практикум)

Презентация «Рифмы» предназначена для учащихся 6 класса.

презентация «Рифма»

Данная презентация содержит учебный материал по теме «Рифма» к урокам литературы в 5 классе.

Методическая разработка: «Рифмы на уроках.»

Если говорить о значении рифм на уроках, то следует заметить, что они являются средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано.

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; .

Источник

Рифма. Способы рифмовки. Варианты 3 и 4 (для учащихся 5 класса)

В данную методическую разработку вошли два варианта тестов по теме «Рифма. Способы рифмовки», предназначенные для учащихся 5-ого класса.

Тесты построены на цитатах из дестких стихотворений таких мастеров слова, как Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, А.К. Толстой, Д.Хармс, К.Бальмонт, С.Чёрный, В.Берестов и других не менее известных русских поэтов.

Тесты позволят учителю отработать на интересном материале, подобранном с учётом специфики возрастных особенностей детей, и проверить знания и умения учащихся, а школьникам — расширить свои познания в русской поэзии.

В конце тестов даны ключи-ответы.

Просмотр содержимого документа
«Рифма. Способы рифмовки. Варианты 3 и 4 (для учащихся 5 класса)»

Тест № 3 по теме «Виды рифм» (для 5 класса)

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Пришёл к парикмахеру Колька Карась.
– Садитесь, – сказал парикмахер, смеясь.
Но вместо волос он увидел ежа
И кинулся к двери, крича и визжа.

(Д. Хармс, «Приключения ежа»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ…

(А.К. Толстой, «Крымские очерки»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Дядя Васенька в подарок черепаху мне принёс:
Сбоку ножки, сзади хвостик, головёнка без волос.

Я её пощекотала, а она молчит, как пень.
Заползла, как жук, под ванну и сидит там целый день.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Заплакать, что ли? Нет, нельзя!
Мужчины не ревут.
Но слёзы катятся, скользя.
И шишка – тут как тут.

(С. Чёрный, «Маленький полотёр»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

На горы и леса легла ночная тень,
Темнеют небеса, блестит лишь запад ясный:
То улыбается безоблачно-прекрасный
Спокойно, радостно кончающийся день.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Ветер, ветреный проказник,
Он справляет всюду праздник.
Кружит, вертит всё, что хочет,
И задорно он хохочет.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Друзей зовёт семья скворцов:
– Всех завтра в гости просим!
Наш адрес: улица Певцов,
Скворечник номер восемь.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

В каком стихотворении используется кольцевая рифма?

А) У нас глазища, как алмазы,

А кожа цвета изумруда.

И мы рождаемся три раза,

А это, братцы, просто чудо.

(В. Берестов, «Песня лягушек»)

Б) Бор сосновый в стране одинокой стоит;
В нём ручей меж деревьев бежит и журчит.
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.

(А.К. Толстой, «Бор сосновый в стране одинокой стоит…»

В) Мы искали – помнишь? – «счастье»,
Пять цветочных лепестков,
И на нас, на чудаков,
С ветки чиж смотрел с участьем.

КЛЮЧИ К ТЕСТУ № 3 по теме «ВИДЫ РИФМ» (для 5 класса)

Источник

Памятка по литературному чтению «Виды рифм»

Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмы :

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .

Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмы :

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 322 человека из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 622 человека из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-615961

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Виды рифмовки в стихотворении

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 550.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 550.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

    перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

  • кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Рис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Источник

Читайте также:  Локальная группа размеры продолжительность способ хозяйствования
Оцените статью
Разные способы