- Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка)
- Типовая задача №10 (поэзия)
- Лирические произведения. Основные термины и понятия
- Основные тематические разновидности лирики
- Лирические жанры
- Серебряный век русской литературы
- Типы композиций
- Рифма, размер стихотворения
- Типы рифмовки
- Стихотворный размер
- Двусложные
- Трехсложные
Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка)
Тема: «Лирика – особый способ художественного мышления и осмысления жизни. Виды лирики.
В 20 годы 19 века немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, накопленные европейской эстетикой, определил, что литературные произведения условно можно разделить на три рода: эпические, драматические и лирические. В эпосе и драме главные герои показаны как люди, не похожие на автора и действующие в объективных обстоятельствах жизни. В лирических же произведениях главное лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. В основе лирического понимания мира лежат, по выражению Гегеля, «переживания и страсти сердца и духа».
Лирика – особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Потому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни.
Но, конечно, не всякое «мое слово» о «моем переживании» — уже лирика. Передача всего прочувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, получить эстетическое выражение в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, синтаксисе.
Каждый из нас видел весеннее небо, но только Ф.И. Тютчев мог сказать:
А небо так нетленно чисто,
Так беспредельно над землей…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…
Чаще всего лирика выражается в стихах. Стихи обладают ритмом и мерой. Они похожи на музыку и самой гармонией своей способны выражать то, что происходит порой в душе человека. Лирическое выражение переживаний обращено не только к житейскому опыту читателя, но и к его литературной памяти.
Лирика – это не обязательно только стихи. И эпической прозе, и в драматургии мы всегда найдем лирические интонации, а порой и целые лирические фрагменты. Не только автор, но и его герои могут иметь свой лирический голос.
Виды лирики чаще всего устанавливаются в зависимости от конкретного содержания, выраженного в них душевного движения. Таковы политическая, пейзажная, философская, любовная лирика, лирика дружбы. Известны такие виды лирики, как послание (дружеское или любовное), эпиграмма (стихотворение иронического характера), эклога (стихи на темы жизни в деревне), эпитафия (стихи по поводу смерти), элегия (стихотворение, грустное по характеру). Эти формы лирики берут начало из античной поэзии.
Тема: «Поэтика. Образ художественный. Лирический герой».
Слово «поэтика» имеет три основных значения, логически и исторически связанных.
Во-первых, поэтика – свод правил, по которым строится литературное произведение. Это нормативная поэтика, поскольку нормы обязательны, отражает и закрепляет творческие принципы определенных литературных течений и направлений. Например, «Поэтическое искусство» французского поэта Н. Буало связано с художественными установками классицизма, это своеобразная инструкция, разъясняющая, как писать классицистическое произведение.
Во-вторых, поэтика – художественная система писателя определенной литературной эпохи, отдельного жанра, конкретного произведения. В этом смысле можно говорить о «поэтике Гоголя», «поэтике русского реализма», «поэтике «Войны и мира».
В-третьих, поэтика – раздел науки в теории литературы и истории литературы.
Поэтика помогает постигать художественное произведение, творчество писателя, литературу в целом. Читатель, осведомленный в законах жанра, стиля, композиции, в системах метрики и строфики, тропов и фигур, полнее ощущает внутреннее богатство произведения, извлекает из него больше духовно-эмоциональной энергии.
Поэтика дает ключ к правильному пониманию произведения, к верной его критической интерпретации и оценке.
Образ – одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. Художественный образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических стремлений художника. Художественный образ – это особый мир условностей, который обращен к объединению чувств, мыслей, воли людей. Художественный образ проявляется в произведении разносторонне. В драматургии он связан с реальным обликом персонажа. В прозе он дан более сложно, во взаимодействии с авторской речью. В лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о лирическом герое. Понятие образ художественный употребляется как в широком, обобщающем смысле: образ родины, образ времени и пространства, образ природы, образ города, образ поколения, так и в обозначении ключевых образов: образ лирического героя, образ Петербурга, образ осени, образ музы, образ ветра, а также более конкретных картин: образ «непробужденного народа» (Тютчев), образ свечи (Пастернак), образ «риза чистая Христа» (Тютчев). Образы создаются с помощью изобразительно-выразительных средств языка.
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Художественные образы лирического произведения обобщают явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для современников. Читая стихотворения, в нашем сознании создается законченный образ – переживание, т.е. состояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ лирического героя. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Человек, хорошо знакомый с лирикой , легко различает неповторимое своеобразие лирики А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других поэтов. Так, например, лирический герой поэзии А.С. Пушкина, раскрывающий в свой «жестокий век» идеал духовно богатой, свободолюбивой личности, был знаменем передовых людей той эпохи. Лирический герой А.Т. Твардовского сдержан, суров, немногословен. Лирический герой Б.Л. Пастернака – хрупкий, впечатлительный, ранимый, утонченный.
Практическое занятие. Восприятие художественного текста на примере отрывка из стихотворения И. Северянина «Капель».
Прослушайте (прочитайте) отрывок из стихотворения И. Северянина. Какое время года описано в нем? Какое настроение передает этот отрывок?
Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель.
Запишите под диктовку предложение.
Прочитайте предложение вслух. Опишите словами образ Зимы, который создается в нашем воображении. Какими эпитетами можно охарактеризовать этот образ: суровая, хмурая, радостная, счастливая, задумчивая, нежная, ласковая, радостно-печальная»? С помощью каких слов автор рисует этот образ в отрывке?
Попробуйте, опираясь на текст, доказать, что автору удалось передать противоречивые чувства и ощущения, которые характерны для этого времени года (антонимы: сме ясь — плачет; фразеологизм: от счастья плачет).
Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине? Светлые или темные тона вы выберете и почему? Как вы полагаете, почему стихотворение И. Северянина называется «Капель»? Какими словами это явление природы передается в данном отрывке? А как капель можно изобразить на картине?
А теперь представьте себя композитором. Как бы вы «озвучили» этот отрывок? Какие весенние звуки природы вы бы передали (звуки капели, весеннего ветра, «качающего колыбель»)?
Практическое занятие. Восприятие художественного текста. Стихотворение А. Фета «Степь вечером».
Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Предложение является отрывком из стихотворения А. Фета «Степь вечером». Проверьте себя, правильно ли вы определили время суток, тот ли пейзаж нарисовало ваше воображение. А теперь найдите в предложении слова, с помощью которых рисуется летний вечер, его краски.
Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы попытались с помощью красок передать пейзаж, нарисованный словами. Какие цвета вам бы понадобились для этого? А с помощью каких слов передается цветовая гамма этого пейзажа?
Объясните значения слов млея, понежиться. Какими частями речи они являются? Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов (покоя, затишья, безвет рия)?
Найдите в предложении слово, с помощью которого пейзаж «озвучивается» (звеня).
А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля)?
Практическое занятие. Восприятие художественного текста. Отрывок из стихотворения Ф.Тютчева «Утро в горах».
Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.
Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами передать ту картину, которая возникает в вашем воображении.
Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении. Какие тропы при этом создаются?
Сколько прилагательных и причастий в этом отрывке? Какова их роль в описании?
Какое время суток описано в отрывке? По каким признакам вы догадались об этом?
Этот отрывок взят из стихотворения Ф. Тютчева «Утро в горах». Проверьте, правильно ли вы определили время суток, которое описано в отрывке, догадались ли вы, что словами изображен горный пейзаж. С помощью каких слов рисуется эта картина природы?
Найдите в отрывке «цветовые» слова. Какими частями речи они являются ( лазурь, небесная, смеется, росисто, светлой)
Практическое занятие. Восприятие художественного текста. Стихотворение И.Никитина «Звезды меркнут и гаснут»
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Выразительно прочитайте стихотворение русского поэта XIX в. И. Никитина. Какое время суток, время года описано? По каким приметам можно догадаться об этом?
Предположим, вы должны нарисовать иллюстрацию к этому тексту. Какие краски будут преобладать в вашем рисунке? Почему? Найдите в тексте слова, с помощью которых передаются краски летнего утра. Какими частями речи являются эти слова?
Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летнего утра они передают?
4. Какие художественные тропы использованы в этом тексте?
Практическое занятие. Лингвистические средства создания образности. Стихотворение И.Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Выразительно прочитайте стихотворение. Что вы знаете о его авторе?
Какие цветовые образы осени возникают в воображении? Выпишите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли имена прилагательные вам придется выписать? Объясните, почему.
Прочитайте еще раз последние две строчки стихотворения. Как вы их понимаете? Почему слово осень написано с большой буквы? Какие синонимы к слову терем вы можете подобрать? Почему именно это слово употреблено в стихотворении?
Найдите примеры сравнения (сравнивается один предмет или явление с другим) и метафоры в этом тексте.
Почему это стихотворение называется «Листопад»?
Источник
Типовая задача №10 (поэзия)
Лирические произведения. Основные термины и понятия
Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Основные тематические разновидности лирики
- Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
- Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
- Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
- Гражданская лирика (Н. Некрасов)
- Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
- Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)
Лирические жанры
Ода | Г. Р. Державин «Бог» |
Лирическое стихотворение | А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Элегия | А.А. Фет «Ласточки» |
Послание (лирическое послание) | С.А. Есенин «Письмо матери» |
Авторская песня | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» |
Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.
Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.
Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.
Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.
Серебряный век русской литературы
Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века. Разрушение классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Включает в себя несколько литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Литературное течение | Основные принципы | Представители |
Символизм | Создание картины идеального мира, уход от реальности; слово может иметь бесконечное количество значений | А.А. Блок |
Акмеизм | Провозглашали простоту «земных» вещей; слово только называет вещи | А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам |
Футуризм | Вызов традициям, разрушение старого мира; слово – всего лишь звук, активное появление неологизмов | Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский |
Имажинизм | Яркость образов преобладает над осмысленностью содержания; слова – метафоры. | С. Есенин |
Типы композиций
Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Линейная | Естественная последовательность событий | И. Гончаров «Обломов» |
Инверсионная | События происходят в обратном порядке | И. Бунин «Легкое дыхание» |
Кольцевая (опоясывающая) | Произведение начинается и заканчивается одинаково | Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери», |
Концентрическая | Повторение событий по ходу развития сюжета | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
Зеркальная симметрия | Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Рифма, размер стихотворения
Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк.
- мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
- женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. » (Н. А. Некрасов) |
Стихотворный размер
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)
Источник