Липовыми аллеями способ связи

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания

Подготовка к ОГЭ

по русскому языку

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Синонимичные словосочетания

Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов , связанных подчинительной связью.

Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.

Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).

Подсказка . Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).

Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.

При примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Самостоятельная часть речи

Местоимение, по форме сходное с ними

забота о сестре

Местоимение, по форме сходное с ним

выбрать из троих;

Инфинитив (начальная форма глагола)

Формы сравнительной степени прилагательного

Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их

Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ

1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.

2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.

3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.

4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.

3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.

4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.

Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ

Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)

Рассуждаем следующим образом:

1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).

3. Необходимо получить связь управление.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.

Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

… (14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)

Рассуждаем следующим образом:

1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие? )

3. Необходимо получить связь согласование.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено .

Читайте также:  Локоны утюжком простой способ

Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

… (50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.

— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.

— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.

— (55)Дочка? — переспросил Костя.

(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)

Рассуждаем следующим образом:

1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.

3. Необходимо получить связь примыкание.

4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.

Задания для тренировки

Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление

с предлогом:
норковая шуба

плюшевая игрушка
львиная грива

без предлога:
родительский дом

полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя

Задание 2. З аменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование

снаряд для гимнастов
тропинка в лес

кусты сирени
уроки рисования

собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет

человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску

ружьё с двумя стволами

каша из кукурузы

девушка с русыми волосами
совет брата

Задание 3. З аменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

смело взглянул
устало шагал

бесшумно подошел
безразлично посмотрел

Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

Источник

Управление

Информация о работе
  • Тема: Управление
  • Количество скачиваний: 11
  • Тип: Шпоры и тесты
  • Предмет: Русский язык
  • Количество страниц: 8
  • Язык работы: Русский язык
  • Дата загрузки: 2015-01-21 00:46:59
  • Размер файла: 12.56 кб
Помогла работа? Поделись ссылкой
  • Управление [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/1320-upravlenie/ (дата обращения: 19.11.2021).
  • Управление // https://www.sesiya.ru/shpory-i-testy/russkiy-yazyk/1320-upravlenie/.
Есть ненужная работа?

Добавь её на сайт, помоги студентам и школьникам выполнять работы самостоятельно

Информация о документе

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Если Вы являетесь автором текста представленного на данной странице и не хотите чтобы он был размешён на нашем сайте напишите об этом перейдя по ссылке: «Правообладателям»

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

1. Укажите способ связи управление.
А) Расходиться во мнении.
В) Лично передать.
С) Историческая личность.
D) Уезжая навсегда.
Е) Расхожее мнение.
Правильный ответ: А.
2. Укажите способ связи управление.
А) Никогда не понимал.
В) Часто болеет
С) Возвращаемся к нему
D) Крашеные стены.
Е) Многолетние запреты.
Правильный ответ: С.
3. Укажите способ связи управление.
А) Твоя карьера.
В) Смотри в оба
С) Хорошего дня
D) Глядеть свысока
Е) Право на защиту
Правильный ответ: Е.
4. Укажите способ связи управление.
А) Разгребая снег, быстро бежать.
В) К дальнему берегу, лиловой полосой.
С) В ритме вальса, смело преодолевая
D) Вершины гор, разгребая снег.
Е) Рассчитывать траекторю, холодная вода.
Правильный ответ: D.
5. Укажите способ связи управление.
А) Думать обудущем, доволен собой.
В) Сделать хорошо, плачет беззвучно.
С) Стремиться к знаниям, цветущий вид.
D) Крайне необходимо, снег идёт.
Е) Цветущий вид, заоблачные дали.
Правильный ответ: А.
6. Укажите способ связи управление.
А) Вовремя уехать, к дальним берегам.
В) Открыть тайну, любовно выращено.
С) Преодолеть препятствие, выращено агрономом.
D) Сказки о животных, к дальним берегам.
Е) Смело преодолевая, вовремя уехать.
Правильный ответ: С.
7. Выделите словосочетание, образованное по способу управления.
А) Надо учиться
В) Липовая аллея.
С) Очень хорошо.
D) Говорил улыбаясь.
Е) Встретить друга.
Правильный ответ: Е.
8. Способ управления.
А) Работать вдвоём.
В) Предложить приехать.
С) Гулять днём.
D) Жить с родителями.
Е) Совсем рядом.
Правилный ответ: D.
9. Не является словосочетанием.
А) Педагогический институт.
В) Утренняя пробежка.
С) Первый экзамен.
D) Практические занятия.
Е) Лекции и семинары.
Правильный ответ: Е.
10. Не является словосочетанием.
А) Жил старик.
В) Дрожащие листы.
С) Тёмный лес.
D) Глубокая нора.
Е) Сверкающие молнии.
Правильный ответ: А.
11. Не является словосочетанием.
А) Туристы идут.
В) Туристические тропы.
С) Выбрать маршрут.
D) Горный массив.
Е) Идти по компасу.
Правильный ответ: А.
12. Способ управления:
А) Такой звук.
В) Захотелось есть.
С) Осторожно дотрагивался.
D) Сидел за столом.
Е) Старое дерево.
Правильный ответ: D.
13. Укажите тип связи слов в словосочетании:
Сеять хлопок, помогать в беде, ходить по лесу.
А) Примыкание.
В) Последовательная.
С) Сочинительная.
D) Согласование.
Е) Управление.
Правильный ответ: Е.
14. Укажите тип связи в словосочетаниях:
Желаю удачи, изменяющий мнение, измена прошлому.
А) Сочинительный.
В) Согласование.
С) Последовательная.
D) Управление.
Е) Примыкание.
Правильный ответ: D.
15. Главное слово в словосочетаниях выражено:
Второй от края, пятый в ряду, шестеро в лодке.
А) Местоимением.
В) Числительным.
С) Глаголом.
D) Наречием.
Е) Именем существительным.
Правильный ответ: В.
16. Главное слово в словосочетаниях
Каждый из участников, никого из нас, нечто интересное, выражено:
А) Глаголом.
В) Местоимением.
С) Именем существительным.
D) Числительным.
Е) Наречием.
Правильный ответ: В.
17. Главное слово в словосочетаниях знакомый людям, свободный от работы, придирчивый к мелочам выражено:
А) Местоимением.
В) Именем прилагательным.
С) Именем существительным.
D) Числительным.
Е) Глаголом.
Правильный ответ: В.
18. Главное слово в словосочетаниях поглядывая по сторонам, изумляя зрителей, взлетая ввысь выражено:
А) Причастием.
В) Именем прилагательным.
С) Глаголом.
D) Деепричастием.
Е) Наречием.
Правильный ответ: D.
19. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу управления.
А) Талант художника.
В) Талантливого художника.
С) Воплощённый талантливо.
D) Талантливо воплотить.
Е) Талантлив по-настоящему.
Правильный ответ: А.
20. Способ связи в словосочетании управление.
А) Тремя тетрадями.
В) Разделить на три.
С) Сложить втрое.
D) Сложенный втрое.
Е) Третья тетрадь.
Правильный ответ: В.
21. Способ связи в словосочетании управление.
А) На предвыборном собрании.
В) Выступать искренно.
С) Выступающего кандидата.
D) Прийти на собрание.
Е) Слушать внимательно.
Правильный ответ: D.
22. Способ связи в словосочетании управление.
А) Благополучное положение
В) Об экологии района
С) Экологическим состоянием
D) Выступать взволнованно
Е) Взволнованная речь
Правильный ответ: В.
23. Способ связи в словосочетании управление.
А) красивый внутренне
В) удивительно красив
С) удивительной судьбы
D) расцвет таланта
Е) с выдающейся личностью
Правильный ответ: D.
24. Способ связи в словосочетании управление
А) о таком поэте
В) с искренной проникновенностью
С) тюркские народы
D) образные выражения
Е) окончив курс
Правильный ответ: Е.
25. Способ связи в словосочетании управление.
А) познать старательно
В) познать мир
С) старательно познавая
D) познанного мира
Е) познающий старательно
Правильный ответ: В.
26. Способ управления слов в словосочетании.
А) тончайших чувств
В) облик любимой
С) с бездонными очами
D) нельзя не восхищаться
Е) в любимом облике
Правильный ответ: В.
27. Способ связи в словосочетании управление.
А) через страшные испытания
В) уловил более чутко
С) нодлинно наваторский
D) понять чаяния
Е) со всей глубиной
Правильный ответ: D.
28. Способ связи в словосочетании управление.
А) в страданиях души
В) полною мерой
С) сжигая дотла
D) необычно оригинальна
Е) досталось сполна
Правильный ответ: А.
29. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Родился в августе.
В) Основоположник литературы.
С) Строка Абая.
D) Владел в совешенстве.
Е) Владел языками.
Правильный ответ: D.
30. Словосочетание указывает на действие и его признак:
А) Вспоминать о Кулагере.
В) Отражаться реалистически.
С) Отражаться в воспоминаниях.
D) В реалистическом отражении.
Е) Отражённый в воспоминании.
Правильный ответ: В.
31. Словосочетание указывает на действие и его признак.
А) Печально очень.
В) Расставаться печально.
С) Расстанься с песалью.
D) С печалью пустой.
Е) Расставаясь с печалью.
Правильный ответ: В.
32. Словосочетание указывает на действие и его признак.
А) Проходя под луной.
В) Мирно проходит.
С) В подлунном мире.
D) Проходит под луной.
Е) В мире под луной.
Правильный ответ: В.
33. Словосочетание указывает на действие и его признак.
А) Вниманье милой.
В) Привлекая внимание.
С) Привлёк внимание.
D) Внимательно рассматривать
Е) Привлёк преданностью.
Правильный ответ: D.
34. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу управления:
А) Станет ороже.
В) Добровольно выбирает.
С) Нет проблеска.
D) В духовном прозрении.
Е) Тернистый путь.
Правильный ответ: С.
35. Способ связи в словосочетании управление:
А) Безгранично любит.
В) Среди своих сородичей.
С) Сердца земляков.
D) Спят безмолвно.
Е) Чувствуется остро.
Правильный ответ: С.
36. Укажите словосочетание со связью управление.
А) Голос издалека.
В) Приятная внешность.
С) Красивый голос.
D) Раздался голос.
Е) Слышать голос.
Правильный ответ: Е.

Читайте также:  Способы мотивации учебной деятельности обучающихся

37. Выберите правильный вариант вида связи в словосочитаниях:
Встретиться с другом, предостеречь от ошибок, преданность идеалу, достоин внимания.
А) Слова, объединённые по модели «лес и поле».
В) Сочинительная связь.
С) Примыкание.
D) Управление.
Е) Согласование.
Правильный ответ: D.
38. Укажите вариант, который сочетается с данной формой существительного:
…на орфографию.
А) Привлечь внимание….
В) Задержать внимание..
С) Уделить внимание..
D) Остановиться..
Е) Обратить внимание..
Правильный ответ: Е.
39. Укажите вариант, который управляет данной формой существительного: ..к орфографии .
А) Привлечь внимание..
В) Уделить внимание..
С) Обратить внимание..
D) Остановиться..
Е) Задержать внимание..
Правильный ответ: А.
40. Укажите вариант, который управляет данной формой существительного:
..на орфографии.
А) Обратить вниманик.
В) Изучить.
С)Уделить внимание.
D) Привлечь внимание.
Е) Задержать внимание.
Правильный ответ: Е.
41. Выберите главное слово, сочетающееся с существительным в родительном падеже.
А) Удостоен..
В) Надеть..
С) Убеждён..
D) Уверен..
Е) Восторгаться..
Правильный ответ: А.
42. Выберите главное слово, сочетающееся с существительным в родительном падеже.
А) Поражаюсь..
В) Люблю..
С) Достоин..
D) Удивляться..
Е) Видеть..
Правильный ответ: С.
43. Выберите главное слово, сочетающееся с существительным, отвечающим на вопрос кого?
А) Надеть..
В) Поражаюсь..
С) Удивляюсь..
D) Встречаюсь..
Е) Одеть..
Правильный ответ: Е.
44. Укажите словосочетание со связью управление.
А) Дождаться утра.
В) Наступило утро.
С) Превосходная форма.
D) Зимнее утро.
Е) Рано утром.
Правильный ответ: А.
45. Выберите правильный вариант вида связи слов в словосочетаниях:встретиться с другом, преданность делу, достоин внимания.
А) Сочинительная связь.
В) Согласование и примыкание.
С) Согласование.
D) Управление.
Е) Примыкание.
Правильный ответ: D.
46. Укажите словосочетание, в котором слова связаны по способу управления.
А) К дому слева.
В) Лицо измученное.
С) Управляю автомобилем.
D) Думать долго.
Е) Жить без оглядки.
Правильный ответ: С.
47. Связь слов по способу управления.
А) Железная дорога.
В) Способный ученик.
С) Моя сестра.
D) Смотрит на сына.
Е) Говорит тихо.
Правильный ответ: D.
48. Связь слов по способу управления.
А) Мечтательный мальчик.
В) Тайная мечта.
С) Мечтать о встрече.
D) Мечтая трудиться.
Е) Моя мечта.
Правильный ответ: Е.
49. Связь слов способом управления.
А) Отправить письмо.
В) отправленное письмо.
С) Писать охотно.
D) Писать задумавшись.
Е) Моё письмо.
Правильный ответ: А.
50. Связь слов способом управления.
А) Укоры совести.
В) Постыдный поступок.
С) Стыдиться плакать.
D) Моя совесть.
Е) Совестливый мальчик.
Правильный ответ: А.
51. Связь слов способом управления.
А) Плакать от обиды.
В) Обидное замечание.
С) Смеяться и плакать.
D) Плаксивый ребёнок.
Е) Обидеться надолго.
Правильный ответ: А.
52. Связь слов способом управления.
А) Китовый ус.
В) Бегать быстро.
С) Плавательный бассейн.
D) Учить стихи.
Е) Съездить отдохнуть.
Правильный ответ: D.
53.Укажите словосочетание,которое соответствует схеме: прилагательное+существительное Р.п.
А) Банка из-под краски.
В) Мокрый от росы.
С) Шкатулка из яшмы.
D) Запечатать сургучом.
Е) Возвратиться из-за дождя.
Правильный ответ: В.
54. Управление, как способ связи, используется в словосочетании:
А) Взволнованная речь.
В) Выступать взволнованно.
С) Благополучное положение.
D) Экологическим состоянием.
Е) Об экологии района.
Правильный ответ: Е.
55. Способ связи в словосочетании управление.
А) проведённые выборы
В) Проведение выборов
С) выбранного депутата
D) выбранного накануне
Е) провести организованно
Правильный ответ: В.
56. Способ управления.
А) понять чаяния
В) со всей глубиной
С) уловил более чутко
D) через стрвшные испытания
Е) подлинно новаторский
Правильный ответ: А.
57. Словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит:
А) вода из родника
В) суп с фвсолью
С) приготовить суп
D) тишина ночи
Е) шкаф для книг
Правильный ответ: С.

Читайте также:  Перевод ширь глушь способ словообразования

Источник

Оцените статью
Разные способы