- Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания
- Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.
- Синонимичные словосочетания
- Способ связи словосочетании?
- Способ связи словосочетании? ⇐ Грамматика
- Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
- Как определить подчинительную связь?
- Подчинительная связь в словосочетаниях
- Подчинительная связь в предложении
- Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
- Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания
Подготовка к ОГЭ
по русскому языку
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.
Синонимичные словосочетания
Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов , связанных подчинительной связью.
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).
Подсказка . Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.
При примыкании зависимое слово является неизменяемым.
Самостоятельная часть речи
Местоимение, по форме сходное с ними
забота о сестре
Местоимение, по форме сходное с ним
выбрать из троих;
Инфинитив (начальная форма глагола)
Формы сравнительной степени прилагательного
Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их
Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ
1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.
2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.
3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.
4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.
3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.
Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ
Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).
3. Необходимо получить связь управление.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.
Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
… (14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие? )
3. Необходимо получить связь согласование.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено .
Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
… (50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.
— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.
— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.
— (55)Дочка? — переспросил Костя.
(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)
Рассуждаем следующим образом:
1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.
3. Необходимо получить связь примыкание.
4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.
Задания для тренировки
Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление
с предлогом:
норковая шуба
плюшевая игрушка
львиная грива
без предлога:
родительский дом
полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя
Задание 2. З аменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование
снаряд для гимнастов
тропинка в лес
кусты сирени
уроки рисования
собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет
человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску
ружьё с двумя стволами
каша из кукурузы
девушка с русыми волосами
совет брата
Задание 3. З аменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
смело взглянул
устало шагал
бесшумно подошел
безразлично посмотрел
Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
Источник
Способ связи словосочетании?
Грамматика. Русский язык для нас
Способ связи словосочетании? ⇐ Грамматика
Модератор: Селена
Сообщение vileplayer » 05 июл 2014, 21:58
Сообщение GabiV » 22 июл 2014, 12:13
Сообщение alex-ter » 23 июл 2014, 11:27
Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 14:11
Сообщение Завада » 24 июл 2014, 14:20
Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 14:47
a)примыкание
b)согласование
c)я вообще думаю,что это не является словосочетанием,но могу и ошибаться
d)на мой взгляд,это примыкание
e)управление
Добавлено спустя 24 минуты 57 секунд:
Завада, эмммсм. На фото шрифт регулирую не я,это фото из книги) Вот Вам новое фото.В моем письме что-то не так? Почему вы выделили некоторые фрагменты красным цветом?
Сообщение Идальго » 24 июл 2014, 15:07
Тому, кто внедряет эти » примыкания» и т. п. в школу, тогда как это, может быть , надо филологу (пусть, будущему), но уж никак не изучающему русский язык в школе, — голову бы оторвать.
Добавлено спустя 13 минут 35 секунд:
Серафима, Завада выделил ошибки. Сравните:
А вот какой теоретический материал.
Добавлено спустя 6 минут 5 секунд:
«Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»
Сообщение Сергей Титов » 24 июл 2014, 15:15
Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 15:23
Сообщение Идальго » 24 июл 2014, 15:36
Серафима, я сказал о том мерзавце, который внедряет в школьную программу чисто теоретические понятия.
Обратите внимание: я не изучал эти «связи», но не страдаю в сомнениях, когда пишу или говорю. Уверен: никто не страдает. Это — первое.
Второе — ярче: смотрите, сколько копий сломано, сомнений высказано, вариантов перебрано на Ваших простеньких примерах чуть ли не всеми участниками, которые эту (простите) муть изучали!
Вывод, надеюсь, очевиден.
Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 15:43
Сообщение Анатоль » 24 июл 2014, 15:57
Сообщение slava1947 » 24 июл 2014, 15:58
Идальго: Серафима, я сказал о том мерзавце, который внедряет в школьную программу чисто теоретические понятия.
Обратите внимание: я не изучал эти «связи» , но не страдаю в сомнениях, когда пишу или говорю. Уверен: никто не страдает. Это — первое.
Второе — ярче: смотрите, сколько копий сломано, сомнений высказано, вариантов перебрано на Ваших простеньких примерах чуть ли не всеми участниками, которые эту (простите) муть изучали!
Вывод, надеюсь, очевиден.
Идальго, Вы эти «связи» в школе изучали, но благополучно успели забыть об этом.
Вот как было в учебнике Бархударова и Щербы (http://stcreserv.narod.ru/Tutorial/Tutorial.html), по которому Вы когда-то должны были учиться:
1. Согласованием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово согласуется с подчиняющим, т. е. ставится в том же падеже, числе, роде или лице.
2. Управлением называется такая связь слов в предложении, при которой подчиняющее слово требует постановки подчинённого слова в определённом падеже.
3. Примыканием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово не согласуется и не управляется. Примыкание выражается лишь порядком слов и интонацией. При его помощи присоединяются к подчиняющему слову наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола.
Источник
Подчинительная связь в словосочетании. Примеры
Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.
При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью.
Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.
Как определить подчинительную связь?
Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:
В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:
В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое.
Сравним следующие синтаксические единицы:
Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и не являются словосочетанием.
Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.
За стеной этой ночью бушует сильный ветер.
Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:
Подчинительная связь в словосочетаниях
В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:
Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное.
Например:
Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова.
1. В роли главного слова выступает глагол:
- нести сумку ;
- открыть дверь ;
- слыть чудаком ;
- размышлять над проблемой ;
- обрадоваться успеху ;
- обидеться на шутку ;
- подтолкнуть к занятиям спортом ;
- предупредить об опасности ;
- сомневаться в правильности решения ;
2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:
- тень дерева ;
- мост через реку ;
- альтернатива поездке ;
- выбор между семьей и карьерой ;
- беспокойство о детях ;
- командующий армией ;
- тоска по нас .
3. Главным словом является числительное:
4. В роли главного слова употребляется наречие:
Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием.
Например:
Подчинительная связь в предложении
Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)
Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.
Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы
Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).
Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».
Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).
От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».
Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).
В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».
Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).
С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.
Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.
Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании
Источник