Липовая аллея способ связи

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания

Подготовка к ОГЭ

по русскому языку

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

Синонимичные словосочетания

Словосочета́ние – это соединение двух или нескольких самостоятельных слов , связанных подчинительной связью.

Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.

Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).

Подсказка . Если перед нами словосочетание с предлогом, то эта связь – управление (например, дача около озера, уехать в отпуск).

Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.

При примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Самостоятельная часть речи

Местоимение, по форме сходное с ними

забота о сестре

Местоимение, по форме сходное с ним

выбрать из троих;

Инфинитив (начальная форма глагола)

Формы сравнительной степени прилагательного

Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их

Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ

1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.

2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.

3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.

4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.

3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.

4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.

Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ

Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)

Рассуждаем следующим образом:

1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).

3. Необходимо получить связь управление.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.

Читайте также:  Оптический способ измерения длины

Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

… (14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)

Рассуждаем следующим образом:

1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие? )

3. Необходимо получить связь согласование.

4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (прил. «бумажные»). Записываем ответ: «бумажные флажки» (словосочетание со связью согласование). Задание выполнено .

Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

… (50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.

— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.

— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.

— (55)Дочка? — переспросил Костя.

(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)

Рассуждаем следующим образом:

1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.

2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.

3. Необходимо получить связь примыкание.

4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.

Задания для тренировки

Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление

с предлогом:
норковая шуба

плюшевая игрушка
львиная грива

без предлога:
родительский дом

полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя

Задание 2. З аменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование

снаряд для гимнастов
тропинка в лес

кусты сирени
уроки рисования

собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет

человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску

ружьё с двумя стволами

каша из кукурузы

девушка с русыми волосами
совет брата

Задание 3. З аменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление

смело взглянул
устало шагал

бесшумно подошел
безразлично посмотрел

Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание

Источник

Способ связи словосочетании?

Грамматика. Русский язык для нас

Способ связи словосочетании? ⇐ Грамматика

Модератор: Селена

Сообщение vileplayer » 05 июл 2014, 21:58

Сообщение GabiV » 22 июл 2014, 12:13

Сообщение alex-ter » 23 июл 2014, 11:27

Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 14:11

Сообщение Завада » 24 июл 2014, 14:20

Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 14:47

a)примыкание
b)согласование
c)я вообще думаю,что это не является словосочетанием,но могу и ошибаться
d)на мой взгляд,это примыкание
e)управление

Читайте также:  Какими способами вырабатывается основное бисквитное тесто

Добавлено спустя 24 минуты 57 секунд:
Завада, эмммсм. На фото шрифт регулирую не я,это фото из книги) Вот Вам новое фото.В моем письме что-то не так? Почему вы выделили некоторые фрагменты красным цветом?

Сообщение Идальго » 24 июл 2014, 15:07

Тому, кто внедряет эти » примыкания» и т. п. в школу, тогда как это, может быть , надо филологу (пусть, будущему), но уж никак не изучающему русский язык в школе, — голову бы оторвать.

Добавлено спустя 13 минут 35 секунд:

Серафима, Завада выделил ошибки. Сравните:
А вот какой теоретический материал.

Добавлено спустя 6 минут 5 секунд:
«Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»

Сообщение Сергей Титов » 24 июл 2014, 15:15

Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 15:23

Сообщение Идальго » 24 июл 2014, 15:36

Серафима, я сказал о том мерзавце, который внедряет в школьную программу чисто теоретические понятия.

Обратите внимание: я не изучал эти «связи», но не страдаю в сомнениях, когда пишу или говорю. Уверен: никто не страдает. Это — первое.
Второе — ярче: смотрите, сколько копий сломано, сомнений высказано, вариантов перебрано на Ваших простеньких примерах чуть ли не всеми участниками, которые эту (простите) муть изучали!
Вывод, надеюсь, очевиден.

Сообщение Серафима » 24 июл 2014, 15:43

Сообщение Анатоль » 24 июл 2014, 15:57

Сообщение slava1947 » 24 июл 2014, 15:58

Идальго: Серафима, я сказал о том мерзавце, который внедряет в школьную программу чисто теоретические понятия.

Обратите внимание: я не изучал эти «связи» , но не страдаю в сомнениях, когда пишу или говорю. Уверен: никто не страдает. Это — первое.
Второе — ярче: смотрите, сколько копий сломано, сомнений высказано, вариантов перебрано на Ваших простеньких примерах чуть ли не всеми участниками, которые эту (простите) муть изучали!
Вывод, надеюсь, очевиден.

Идальго, Вы эти «связи» в школе изучали, но благополучно успели забыть об этом.

Вот как было в учебнике Бархударова и Щербы (http://stcreserv.narod.ru/Tutorial/Tutorial.html), по которому Вы когда-то должны были учиться:

1. Согласованием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово согласуется с подчиняющим, т. е. ставится в том же падеже, числе, роде или лице.

2. Управлением называется такая связь слов в предложении, при которой подчиняющее слово требует постановки подчинённого слова в определённом падеже.

3. Примыканием называется такая связь слов, при которой подчинённое слово не согласуется и не управляется. Примыкание выражается лишь порядком слов и интонацией. При его помощи присоединяются к подчиняющему слову наречие, деепричастие и неопределённая форма глагола.

Источник

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Читайте также:  Тесто кляр способ приготовления

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

  • нести сум­ку ;
  • открыть дверь ;
  • слыть чуда­ком ;
  • раз­мыш­лять над про­бле­мой ;
  • обра­до­вать­ся успе­ху ;
  • оби­деть­ся на шут­ку ;
  • под­толк­нуть к заня­ти­ям спор­том ;
  • пре­ду­пре­дить об опас­но­сти ;
  • сомне­вать­ся в пра­виль­но­сти реше­ния ;

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

  • тень дере­ва ;
  • мост через реку ;
  • аль­тер­на­ти­ва поезд­ке ;
  • выбор меж­ду семьей и карье­рой ;
  • бес­по­кой­ство о детях ;
  • коман­ду­ю­щий арми­ей ;
  • тос­ка по нас .

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании


Источник

Оцените статью
Разные способы