- Особенности расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Понятие расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Нормативная база
- Порядок организации бухучета расчетов
- Базовые правила применения счета 60
- Бухгалтерские проводки
- Как правильно работать с поставщиками — 10 секретов ведения бизнеса, о которых мало кто знает
- Секрет 1 — договор всему голова
- Секрет 2 — не храните все яйца в одной корзине
- Секрет 3 — смело торгуйтесь
- Секрет 4 — просите отсрочку платежей
- Секрет 5 — просите бесплатные образцы товара
- Секрет 6 — просите рекламную продукцию, мерч, сувениры
- Секрет 7 — не бойтесь поставщиков из других регионов
- Секрет 8 — станьте хозяином положения
- Секрет 9 — доверяй, но проверяй
- Секрет 10 — общайтесь напрямую с руководством компании-поставщика
Особенности расчетов с поставщиками и подрядчиками
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Практические все фирмы осуществляют расчеты с поставщиками и подрядчиками. Эти расчеты нужно правильно организовывать и учитывать.
Вопрос: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?
Стоимость услуг производственного характера, оказанных филиалу и формирующих себестоимость продукции филиала, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Оказание услуг подтверждено актом приемки-сдачи оказанных услуг. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
Понятие расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поставщики и подрядчики – это субъекты, обычно занимающиеся следующими направлениями деятельности:
- Поставка сырья.
- Оказание услуг.
- Ремонт и строительство.
Сделки с рассматриваемыми субъектами подразделяются на два типа:
- Покупка прав или имущества. К примеру, это может быть акт купли-продажи, соглашение о поставке.
- Расчеты с подрядчиками. К примеру, это соглашение о подряде, оказании услуг.
Вопрос: Как в бухгалтерском учете отразить расчеты по выставленной поставщику (подрядчику, иному контрагенту) претензии?
Посмотреть ответ
Все расчеты осуществляются на основании соглашений между обеими сторонами. Производятся они после получения товаров или услуг. Расчеты выполняются на основании счета-фактуры. Бумага эта должна быть зарегистрирована в Журнале учета. Для учета расчетов используют счет 60 с одноименным названием. Здесь производится учет по этим направлениям:
- По расчетным бумагам, по которым осуществляется оплата.
- По расчетам, выполняемым в ходе плановых платежей.
- По расчетным бумагам, на которые отсутствуют счета-фактуры.
- По излишкам ценностей, обнаруженных при приемке.
- По выплаченным авансам.
Рассмотрим базовые задачи учета расчетов с контрагентами:
- Создание информационной системы о состоянии расчетов, которой будут пользоваться руководители, учредители, инвесторы.
- Сбор документальных подтверждений соответствия деятельности фирмы законным актам.
- Обеспечение соблюдения установленных форм расчетов.
- Отслеживание статуса дебиторских и кредиторских долгов.
- Предупреждение возникновения просроченных долгов.
- Контроль над исполнением плана поставки.
- Контроль над исполнением пунктов договоров.
- Обеспечение своевременного оприходования ценностей.
Учетными сведениями пользуются как внешние, так и внутренние пользователи. Внешними пользователями могут быть как инвесторы, так и контролирующие органы.
Нормативная база
ВАЖНО! Образец заполнения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Все операции, выполняемые бухгалтером, должны соответствовать нормативным актам. Эти акты представляют собой документы, устанавливающие методологию, порядок ведения бухучета. Бухучет компании должен соответствовать Международным стандартам учета.
Рассмотрим все прочие нормативные акты, регулирующие расчеты:
- ФЗ «О бухучете» №402. В законе содержатся правила регулирования бухучета, его ведения. В акте указано, что все положения учета должны соответствовать нормативным документам.
- НК РФ. На основании кодекса дебиторский долг, исполнение которого невозможно, относится к внереализационным расходам.
- ГК РФ. Утверждает необходимость осуществления любых операций с контрагентами на основании ранее заключенного соглашения. Устанавливает также срок взыскания дебиторских долгов.
- Приказ Минфина от 27.04.2012. Также регулирует дебиторский долг.
- План счетов бухучета и инструкция по его использованию. Устанавливает необходимость включения дебиторского долга в состав прочих расходов.
Расчеты с подрядчиками и поставщиками также регулируются локальными актами самой фирмы. Эти акты не должны противоречить законодательству.
Порядок организации бухучета расчетов
Рассмотрим основные этапы организации расчетов:
- Подготовка документов. Все операции должны подтверждаться расчетной документацией, соглашениями. Главный первичный документ – это соглашение с контрагентом. Это может быть договор купли-продажи, поставки, подряда. Иногда имущество приобретается только на основании счета-фактуры, доверенности на приобретение объектов.
- Синтетический учет. Операции с контрагентами фиксируются на синтетическом счете 60. Отражение производится на основании сведений, указанных в соглашении, расчетных документах. Счет 60 считается в большинстве случаев пассивным. В дебете фиксируется возникновение кредиторского долга, а в кредите – ее выплата. Активным счет 60 будет только тогда, когда поставщику выплачивается аванс.
- Аналитический учет. Счет 60 формируется на основании расчетных бумаг от поставщика. Если одна из сторон сделки не исполнила свои финансовые обязательства, образуется дебиторская задолженность. Она может предъявляться поставщикам за неисполнение условий соглашения, подрядчикам – за простои и имеющийся брак, банковским учреждениям – за сумму, списанную со счета фирмы по ошибке.
- Инвентаризация расчетов. Инвентаризация нужна для подтверждения правильности сведений, указанных в бухучете и отчетности. Существуют ситуации, в которых проведение инвентаризации является обязательной мерой. Перечень подобных ситуаций оговорен в ФЗ №402. В частности, инвентаризация проводится перед формированием годовой отчетности. Проверка правильности расчетов проводится по аналогии с инвентаризацией материальных ценностей. Для исполнения процедуры требуется созвать инвентаризационную комиссию. Результат ее работы документируется с помощью акта. В ходе процедуры выполняется проверка сумм, находящихся на счете 60. Для решения этой задачи формируются акты сверки расчетов. В ходе инвентаризации проверяется верность сумм дебиторских и кредиторских долгов, тождественность остатков, обоснованность начисленной задолженности, верность расчетов с финансовыми учреждениями. Проверка предполагает формирование актов сверок.
Важно! Составленный в ходе инвентаризации акт нужно хранить на протяжении 5 лет. В документе должна быть отражена вся требуемая информация: название фирмы, счета бухучета, суммы долгов и прочее.
Базовые правила применения счета 60
Все сведения вносятся на счет 60 на основании товарной накладной, получаемой при приобретении товаров, акта исполненных работ при получении услуг. Рассматриваемые документы, на основании пункта 4 статьи 9 ФЗ №402, могут заполняться как по унифицированным, так и по собственным формам.
Бухгалтерские проводки
Расчеты с поставщиками и подрядчиками предполагают использование следующих проводок:
- ДТ60.2 КТ51. Перечисление аванса поставщику.
- ДТ10.1 КТ60.1. Принятие к вычету заказанной продукции.
- ДТ19 КТ60.1. Отражение НДС по купленной продукции.
- ДТ76 КТ60.1. Выставление претензии по недостаче продукции.
- ДТ60.1 КТ60.2. Зачет аванса.
- ДТ10.1 КТ76. Допоставка продукции.
- ДТ19 КТ76. Отражение НДС по допоставке.
- ДТ68 КТ76. Использование права на поставку НДС с аванса к вычету. Основанием процедуры является счет-фактура.
- ДТ08 КТ60.1. Принятие к учету оказанной услуги.
- ДТ19 КТ60.1. Отражение НДС по оказываемым услугам.
- ДТ60.1 КТ51. Оплата остатка суммы по услугам.
- КТ76 КТ68. Восстановление НДС с аванса.
В рамках расчетов с контрагентами возможен взаимозачет однородных требований. Это одна из форм погашения обязательств. Зачет встречного аналогичного требования регулируется статьей 410 ГК РФ. Если оба участника соглашений имеют долг перед друг другом, обязательства могут быть уменьшены на размер меньшей задолженности. Взаимозачет не проводится в случаях, оговоренных в статье 411 ГК РФ. К примеру, это долг по алиментам, компенсации за ущерб здоровью. Взаимозачет отражается этой проводкой: ДТ19 КТ60.1.
Источник
Как правильно работать с поставщиками — 10 секретов ведения бизнеса, о которых мало кто знает
Продолжаем делиться секретами ведения бизнеса. Сегодня говорим о поставщиках товаров. Очень часто именно они — самое слабое звено в работе интернет-магазина или оффлайн-точки. Рассказываем о том, как обращать ошибки поставщиков в свою пользу, выбивать из них скидки и заставлять правильно работать.
Секрет 1 — договор всему голова
Чтобы избежать головной боли, с поставщиками нужно заключать договор. “Ой, удивили” — наверняка скажете вы. Это и так понятно — куда без договора-то. Не налоги посчитать, не перевод сделать. Это все, конечно, хорошо, но сейчас мы немного о другом.
В большинстве случаев между сторонами заключается совершенно стандартный рамочный договор. Этот обязан возить товар, а тот его оплачивать. Больше того — договор обычно составляет именно поставщик. Естественно, под себя — с максимальной выгодой и минимальной ответственностью. А вы его в лучшем случае просто читаете и то через слово.
Так делать нельзя. Внимательно прочитайте договор и посмотрите, какие моменты для вас неудобны. Их можно и нужно обсудить с контрагентом и по возможности исправить. Например, увеличить сроки оплаты товара. Так у вас в обороте будет больше денег. А еще договор следует дополнить следующими пунктами, если их там нет:
- ответственность поставщика за срыв сроков. Самый распространенный случай — когда поставщик должен был привезти товар сегодня, а привез через несколько дней. Бороться с этим бесполезно. Менеджеры будут мычать и извиняться, говорить, что такое больше не повторится, но все останется по-старому. А раз проблему не искоренить, так почему бы на ней не заработать? Пропишите в договоре неустойку за каждый день просрочки. Пустячок, а приятно. Задержал поставку — заплатил копеечку;
- ответственность за поставку не того, что заказали. Тоже бывает сплошь и рядом. Подход тот же — неустойка за каждый случай. Или за задержку поставки — за столько дней, сколько будут везти то, что нужно;
- условия замены и возврата некондиции. Или бракованных изделий. На таких вещах вы тоже теряете время, а самое главное — доверие клиентов. Так вот пусть за это тоже отвечает поставщик — переложите на него ответственность, прописав пункт в договоре.
Общий посыл такой: не надо подмахивать договор с поставщиком не глядя. Предусмотрите как можно больше его косяков и пропишите ответственность за них в договоре.
Секрет 2 — не храните все яйца в одной корзине
Это называется модным словом “диверсификация поставок”. Прямо как на газовом рынке Европы: чем больше поставщиков, тем лучше. Не привез один — привезет другой. Многие допускают такую ошибку: найдут одного-двух контрагентов и цепляются за них, как утопающий за соломинку. Вроде давно работаем, все привычно и понятно — зачем что-то менять?
Не делайте так. Поверьте — поставщиков много и все они борются за рынок. То есть за вас. На первых порах поработайте с несколькими поставщиками по разным позициям товаров. Посмотрите, как они выполняют свои обязанности. Вы сразу поймете, кто лучше, а кто хуже. Если поставщик вечно стаскивает сроки, везет не то и не в нужном количестве — без сожаления расставайтесь с ним и ищите другого.
На первых порах это тяжело. Поставщиков нужно найти, заключить договора, обменяться реквизитами, заказать пробные партии. Но только так вы выберете из всех участников рынка наиболее ответственных и надежных.
Секрет 3 — смело торгуйтесь
Еще одна распространенная ошибка почти всех новичков. Поставщик скидывает прайс, вы выбираете из него нужные позиции и делаете заказ. И вам даже в голову не приходит, что цены, указанные в каталоге, далеко не жесткие. Их можно и нужно уменьшать.
Делать это надо обоснованно и аргументированно. Не просто просить продавать дешевле, а мотивировать поставщика делать это. Вот несколько рабочих способов:
- просить скидки за большие объемы. Например, вы покупаете десять коробок товара и получаете одиннадцатую бесплатно. Или вам делают скидку на оплату всей партии;
- приводить в пример конкурентов ваших поставщиков. Мол, у них дешевле. Прямо как в “Эльдорадо”: нашел дешевле — сделаем скидку. Очень действенный и рабочий метод. Особенно он хорош в сочетании с лестью: “мне так нравится с вами работать, это очень удобно и привычно. Но вот беда — ваши конкуренты предлагают тот же товар дешевле. Но я бы хотел сотрудничать с вами. Так что сделайте ка мне скидочку. Иначе — ничего личного”;
- идти на хитрость. “Ой, эти кроссовки так плохо продаются, не привозите их больше. Ну или привозите со скидкой”;
- просите дополнительные бонусы. Многие поставщики вместе с товаром готовы предложить торговое оборудование, бесплатную доставку и другие полезные вещи. Грех не воспользоваться. Главное — не стесняйтесь об этом спрашивать;
- оплачивайте товар наличкой по факту поставки или по предоплате. Очень подкупает многих контрагентов. Некоторые даже делают фиксированную скидку за оплату в момент отгрузки. Если скромно помалкивают — намекните: я вам оплату по факту налом, вы мне скидку.
Секрет 4 — просите отсрочку платежей
В договоре поставщик обязательно пропишет сроки оплаты товара. Обычно это пять-десять дней, реже две недели. Сначала так и будет — пока контрагент не убедится в вашей платежеспособности. Бизнесменов, задолжавших поставщикам миллиарды рублей, очень много, вдруг вы как раз один из таких?
Как только проработаете с поставщиком с полгода — заводите разговор о более длительных сроках оплаты. Месяц, два — как договоритесь. Многие предприниматели зададут справедливый вопрос, зачем это нужно. Дескать, я буду должен, какой в этом смысл и так далее. Мы даже опрашивали новичков на эту тему. Большинство ответили, что негативно относятся к долгам перед поставщиками. И зря.
Отсрочка платежа — это рабочий способ разогнать оборотку и увеличить ее в разы по щелчку пальца. Заказали товара на несколько миллионов, а не заплатили ни копейки. Товар есть? Есть. Ассортимент в каталоге пополнился, склады битком. Деньги в обороте. Продадите — расплатитесь. И долгое время можно ничего не заказывать и просто получать выручку.
Да, здесь важна дисциплина. За продукцию рано или поздно придется платить. Берите на реализацию столько, чтобы к моменту платежа иметь средства для оплаты поставки. А то можно увлечься, набрать товара и в день его оплаты обнаружить, что денег нет. Так что действуйте небольшими шагами, постепенно разгоняя оборот.
Секрет 5 — просите бесплатные образцы товара
Некоторые производители, продвигая новый товар на рынке, снабжают поставщиков бесплатными образцами продукции. Конечно, речь не идет о новой модели айфона — обычно так действуют производители продуктов питания. Они дают образцы поставщикам, поставщики — вам, а вы — своим клиентам. В качестве бонусов или подарков.
Дегустация колбасных изделий
Секрет 6 — просите рекламную продукцию, мерч, сувениры
Поверьте — этого добра у поставщиков навалом. Здесь тоже стараются производители, снабжая их футболками со своим логотипом, чайными кружками, кепками и авторучками. Не говоря уже о календариках, плакатах и прочей мелочевке. Но поставщики вам об этом не скажут, если не спросите. Поэтому не стесняйтесь и спросите, нет ли возможности привозить с каждой партией товара несколько таких мелочей.
Такие вещи можно использовать с умом. Например, награждать активных подписчиков ваших групп в социальных сетях. Или дарить бонусом к покупкам. Вы ничего не тратите, а лояльность клиентов повышается. И для рекламы брендов хорошо. А то лежат эти кружечки и ручки мертвым грузом на складах — не дело!
Секрет 7 — не бойтесь поставщиков из других регионов
Экономика полна парадоксов. Один из них такой: часто заказать товар с соседней улицы дороже и дольше, чем с другого конца страны. Не будем пытаться объяснить, почему это так, нам это неинтересно. А вот получить от этого выгоду — очень даже интересно. На первый взгляд кажется естественным найти поставщиков поближе. А потом оказывается, что товар они возят раз в неделю и вполовину дороже, чем снабженцы из соседнего региона.
Универсальных советов здесь нет — все надо изучать и пробовать. Правда есть одно общее правило — почти всегда дешевле везти товар из Москвы. Оно работает в радиусе 500 километров от столицы точно. Даже с учетом транспортных расходов это бывает выгоднее.
Секрет 8 — станьте хозяином положения
Еще раз напомним: поставщики заинтересованы в вас больше, чем вы в них. Клиент всегда прав, а клиент в данном случае — это именно вы. Не вы должны бегать за снабженцами, а они за вами. Ведя переговоры, дайте понять: условия будете диктовать вы. Не нравится — до свидания. Именно так делают крупные торговые сети. Отличный пример — продуктовые магазины типа “Магнита” или “Красного и белого”. Они вполне могут ставить условия гигантам типа “Кока-Колы”.
Правда, здесь есть одно “но”. Пока ваши объемы небольшие, гнуть свою линию не получится. Поставщики не будут бояться потерять клиента с оборотом несколько десятков тысяч рублей в месяц. Поэтому здесь тоже надо действовать поэтапно. Чем выше ваши объемы, тем смелее можно общаться со снабженцами.
Секрет 9 — доверяй, но проверяй
Вам привезли партию товара. Экспедитор отдал документы, грузчики отнесли коробки на склад. Вы пожали друг другу руки и распрощались. А на следующий день оказывается, что в поставке море ошибок: половины товаров нет, в документах одна путаница, да еще и полно брака.
Чтобы этого не случилось, проверяйте товар сразу. Вскрывайте коробки, пересчитывайте, взвешивайте. То же самое с документами. Переделать подписанные бумаги часто сложнее, чем выписать новые.
Если что-то не устраивает — не принимайте. Заворачивайте партию целиком или отдельные товары. Все это — с составлением соответствующих документов — актов отбраковки, возвратных накладных и так далее.
Секрет 10 — общайтесь напрямую с руководством компании-поставщика
Очень часто бывает так, что поставщиков искать не надо. Они сами начинают ходить табунами, прознав о вашем открытии. Или звонить, спамить на почту или в личных сообщениях. Обычно те, кто с вами связывается, — это простые менеджеры или торговые представители. Их задача — заключить договор и наладить поставки товара. Они будут вежливы и обходительны, с удовольствием примут заказ и оплату, но! С этими сотрудниками бессмысленно разговаривать по поводу скидок и изменений условий договора.
Нет, попытаться, конечно, можно, но в полной мере на решение вопроса рассчитывать не стоит. Торговые представители работают в строгих рамках и не могут выходить за пределы своей компетенции. Если хочется большего — ищите руководство, то есть тех людей, которые лично решают, идти вам на уступки или нет.
Это тоже надо делать постепенно. Поработайте с поставщиком несколько месяцев. Вы зарекомендуете себя как надежный и платежеспособный партнер, с которым выгодно сотрудничать. А чтобы сотрудничество было еще прочнее и выгоднее, неплохо бы сделать вам скидку. Даже при небольших объемах отказываться от постоянного клиента никто не захочет. Опросы показывают, что для поставщиков лучший покупатель тот, кто делает заказы регулярно, пусть и небольшими партиями. Поэтому снабженец скорее пойдет на уступки, чем потеряет проверенного контрагента.
И общаться на эту тему лучше с начальством. Руководитель отдела продаж, коммерческий или генеральный директор — чем выше, тем лучше. Если в общении с персональным менеджером вы уперлись в потолок в плане улучшения условий — спросите его, с кем вы еще можете обсудить этот вопрос. Получив нужные контакты готовьтесь к переговорам. Они должны проходить на равных. С хозяином компании должен общаться ваш директор, а не экономист. Вы знаете, что хотите получить, партнер — что может предложить.
Теперь вы знаете о работе с поставщиками гораздо больше, чем до прочтения этой статьи. Напоследок раскроем главный секрет. Уважайте своих партнеров, стройте отношения на взаимной выгоде, не забывая о человечности. Это касается не только поставщиков, но и всех остальных. Успехов в бизнесе!
Источник