Линейную структуру способ реализации содержания образования
В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребности, отражающие основное современное содержание большой воспитательной и познавательной ценности. Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него следует вводить материал, облегчающий профессиональную ориентацию молодежи.
Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в получении знаний, которая отличает линейную структуру. Спиральная структура наиболее эффективна при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.
Источник
5. Реализация содержания образования в современной школе.
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, опираясь на главные предметы и принципы, заложенные в систему школьного образования.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация (англ. standart — образец, эталон, модель, которые берут за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов). Она вызвана необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, чем будет обеспечиваться единый уровень общего образования, которую получает подрастающее поколение в разных типах образовательных учреждений.
Под стандартом образования понимается система основных показателей, что является составляющими государственной нормы образованности. Образовательный стандарт отражает общественный идеал, учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Государственные стандарты общего среднего образования в Украине развивают и конкретизируют такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма его представления; методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения.
Содержание общего среднего образования делится на два компонента: государственный и школьный. Государственный компонент определяет обязательные для изучения во всех общеобразовательных учебных заведениях учебные предметы, что должно обеспечить достижение каждым выпускником средней школы минимального обязательного образовательного уровня независимо от типа учебного заведения или его региональной принадлежности. Он состоит из следующих предметов и курсов (образовательных областей):
«обществознание» — история Украины, всемирная история, украиноведение, основы обществознания, права, экономики «Человек и Мир»;
«язык и литература» — украинский язык, украинская литература, язык и литература национальных меньшинств, иностранный язык, зарубежная литература;
«культуроведение» — музыка, изобразительное искусство, основы этики и эстетики;
«естествознание» — природоведение, физика и астрономия, химия, биология и экология, география;
«математика» — математика, алгебра, геометрия;
«физическая культура и здоровье» — физическая подготовка, допризывная подготовка юношей, безопасность жизни и деятельности человека, валеология;
«технология» — трудовое обучение, производственные технологии, основы производства, информатика.
Эти обязательные для изучения предметы составляют базу общего среднего образования, является ее государственным стандартом. На их изучение приходится 80% учебного времени, из которого 35% отведено на изучение общественно-гуманитарных учебных дисциплин, 25% — естественно-математических, 16% — оздоровительно-трудовых, 5% — эстетических наук.
Школьный компонент служит задачей расширение и углубление содержания общеобразовательной подготовки школьников, обеспечение их индивидуального развития, познавательных интересов и склонностей. Он предусматривает часы для изучения предметов и курсов, которые учащиеся могут выбрать сверх объема, определенного государственным компонентом, а также часы, отведенные на необязательные (факультативные) занятия. Школьный компонент отражает также етносоціальну своеобразие региона, его истории и культуры, национальные традиции и т.д.
В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базовый, типичный и собственно учебный план школы.
Базовый учебный план общеобразовательных учебных заведений — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта общего среднего образования. Он дает целостное представление о структуре содержания общего среднего образования через інваріативну и вариативную составляющие; определяет образовательные области и распределение часов между ними по годам обучения; определяет предельно допустимая недельная нагрузка учащихся для каждого класса; устанавливает количество учебных часов, финансируемых из бюджета. Инвариантная составляющая содержания является общей для всех общеобразовательных заведений Украины и определяет ее общегосударственный компонент. Вариативную составляющую формирует учебное заведение, исходя из интересов, желаний учащихся и родителей, возможностей школы.
Базовый учебный план служит основой для разработки Министерством образования и науки Украины типовых учебных планов для различных типов общеобразовательных учебных заведений.
Навчачьний план общеобразовательной средней школы — это нормативный документ, определяющий структуру учебного года; перечень и распределение обязательных предметов по ступеням обучения; недельное и годовое количество часов, отведенных на каждый учебный предмет. Он учитывает дополнительные часы на индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору, факультативы и т.д. В большинстве учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами образования. В Украине — Министерством образования и науки Украины.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Для начальных классов — единственная программа для учителя-класовода. Программа соответствует количеству часов, предусмотренных учебным планом. Она состоит из следующих разделов:
1) пояснительная записка, где изложены цели обучения по данному предмету, признаки процесса (организация обучения каждого класса);
2) содержание учебного материала, разделен на разделы и темы с указанием количества часов на каждую;
3) объем знаний, умений и навыков по данному предмету для учащихся каждого класса;
4) перечень наглядных пособий и литературы для учащихся, методической литературы для учителей;
5) критерии оценивания знаний, умений и навыков по каждому виду работы.
В зависимости от изменений в социальной жизни, научно-методического прогресса и новых методических находок учебные программы модернизируются. Так, в конце 80-х годов вместо предмета «Обществознание» введен курс «Человек и общество». Программы из украинской и русской литератур пополнились именами и произведениями незаслуженно забытых прозаиков и поэтов, расширился круг изучения современных авторов. Через необходимость всеобщего экологического обучения и воспитания значительно изменен программу по географии. Программа по математике направлена на так называемую классическую основу алгебры и геометрии. Внесением изменений в программы занимаются авторитетные комиссии, которые образуются при Институте системных исследований образования Украины и имеют в своем составе ведущих ученых из различных отраслей знаний.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д. Учебник — основная учебная книга, которая составляется в соответствии с программой. Он должен быть одновременно стабильным, то есть иметь устойчивую основу, и мобильным — таким, что обеспечивает возможность введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Это требование обеспечивает блочная конструкция учебника, что предусматривает вставки, расширяющие блоки. Учебник для школьников должен быть по возможности интересным, кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. В экономически развитых странах издаются альтернативные (лат. alter — один из двух) учебники, что позволяет учителям и ученикам выбирать лучшие.
Источник
Сущность содержания образования. Принципы отбора содержания образования. Структуры содержания образования: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта
Принципы и критерии отбора содержания общего образования
В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.
· Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.
· Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.
· Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.
Содержание общего среднего образования, по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину, включает в себя:
основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Навыки — частично автоматизированные действия.
Практический компонент содержания общего образования представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности:
· Познавательная (учебная и внеучебная) деятельность расширяет кругозор школьника, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию.
· Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей (предметов культуры).
· Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям.
· Деятельность по формированию физической культуры формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.
· Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на рациональное осмысление учащимися общечеловеческих и этнических ценностей, осознание личной причастности к миру.
· Коммуникативная деятельность – свободное общение в виде специально организованного досуга учащихся.
Исторически в построении содержания образования сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.
Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.
Спиральная – система построения материала, когда материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением но по особым концентрам – виткам спирали.
Смешанная – система построения учебного материала с элементами нескольких систем, например линейной и концентрической.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебные пособия. Понятие и отличительные особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.
ФГОС 2 поколения имеет свои особенности:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 3451 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник