- Способы подчинительной связи план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Словосочетание. Виды подчинительной связи. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы подчинительной связи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок разработан для обучающихся 8 класса, цель которого закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_podchinitelnoy_svyazi.docx | 214.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ
Цели : закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора.
О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к объяснению нового материала.
2. Словарный диктант.
Аудитория, тенденция, официант, аттестат, свидетельство, дисциплина, аннотация, философия, гарантия, прогрессивный, изображение, восторжествовать, репутация, полемизировать, удостоверение, мировоззрение.
— Составьте 3 словосочетания с различными способами подчинительной связи. Сдайте работы на проверку.
III. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 51, с. 26.
Работа по всем заданиям к упражнению.
— Вспомните порядок морфемного и словообразовательного разбора. Выпишите из второго предложения слова молчаливый и картинных. Из каких морфем состоят эти слова? Выделите их.
— Найдите производящие основы этих слов. Каким способом образованы эти слова? ← молчать — суффиксальный способ; ← картина — суффиксальный способ.)
2. Цифровой диктант.
— Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру; 1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.
Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.
Проверьте получившийся у вас код с правильным кодом.
К о д: 1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3.
3. Творческая работа.
— Запишите слова; гладь, правило, голубей.
Составьте с этими словами словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, причем при составлении словосочетаний с первыми двумя словами используйте способы связи согласование и примыкание, а с третьим словом — управление и примыкание.
4. Задание для самоконтроля.
У вас на партах карточки-тесты. Вы можете работать по ним индивидуально, можете работать в паре с соседом. Цель этого задания — проверить, достаточно ли хорошо усвоен вами материал. Какие задания вызывают трудности.
К а р т о ч к а – т е с т
1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.
Управление. да — «+»; нет— «—».
2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.
3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи.
Окончание — «+»; интонация — «—»; союзы — «0».
4. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».
5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» Связь: сочинительная — «+»; подчинительная — «—».
6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованным: да — «+»; нет— «—».
7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».
8. В данном словосочетании «Не дождь, а снег» вид связи: подчинение — «+»; сочинение — «-».
Учитель открывает на доске правильные ответы.
— Проверьте, такая ли комбинация знаков у вас получилась: +, +, -, 0, -, -, -, -.
— Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. А кто сделал 1—2 ошибки? Сделайте для себя нужные выводы и повторите тот материал, который вызвал затруднения.
IV. Подведение итога урока.
— Какие вопросы у вас вызывают затруднения?
— Какие виды упражнений лучше помогают усвоить и закрепить материал?
Источник
Словосочетание. Виды подчинительной связи.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс) на тему
Презентация к уроку и конспект позволяют учителю не только дать понятие о видах починительной связи в словосочетаниях, но научить учащихся выполнять задание 7 ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie_vidy_svyazi.zip | 219.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Светлана Николаевна
Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,
примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс
Закрепить понятие о способах связи слов в словосочетании;
выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;
формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.
Создавать условия для реализации ситуации успешности.
— презентация к уроку ;
— интерактивная доска и проектор;
Тип урока – урок-практикум
2. Сообщение темы и цели урока
4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных
2. Тренировочные упражнения.
3. Стимулирование. Шутка – минутка
4. VD Способы подчинительной связи.
5. Запись под диктовку.
6. Пропедевтика. Готовимся к ГИА.
6. Самостоятельная работа.
8. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.
2 . Сообщение темы и цели урока. Слайд №2
3.Орфографическая разминка. ( С учетом пробелов в самостоятельной работе )
(Цель: формирование навыков грамотного письма.)
- У доски 1-й ученик работает по карточке.
— Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.
Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.
- У доски 2-й ученик работает по карточке.
— Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?
На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.
— Назовите словосочетания с одинаковым строением.
3) 3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные
буквы. Класс работает в тетрадях.
4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)
Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)
Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.
5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.
(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)
Учитель: Ребята, запишите словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради запишите схемы.
(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)
Согласование
Пренеприятное известие прил. + сущ.
Превосходный результат прил. + сущ.
Второе приглашение числ.(порядк) + сущ.
Этого пристанища мест. + сущ.
Приближающейся бури прич. + сущ.
Учитель: — Изменится ли зависимое слово, если изменить главное? ( Да)
— Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при
согласовании? Определите грамматические значения записанных
Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование .
Управление
Приведение к знаменателю сущ. + сущ.
Увидел приведение глаг. + сущ.
Примчаться к тебе глаг. + мест.
Учитель: — Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное? (Нет)
— Какие части речи выступают в роли зависимых слов?
Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Управление.
Прибыть неожиданно глаг. + нареч.
Говорил улыбаясь глаг. + дееприч.
Очень небрежно нареч. + нареч.
Учитель: — Какой частью речи выражены зависимые слова?
— Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим
Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.
2 Тренировочные упражнения.
( Цель : тренировать учащихся в определении способа связи слов в словосочетании)
- — Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со
значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.
- — Как называется данный ряд слов : удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
- Стимулирование . Шутка – минутка.
( Для создания интереса к работе ввожу в объяснение занимательный материал)
Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.
- При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.
- При управлении . Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает : «Делай, как я прикажу!»
- При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»
Учитель : — Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного
Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.
- Г.Г. Граник, О.Н. Юдина. Программированный учебник и сборник упражнений
- С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13
Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.
Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.
(По И. Постниковой)
Учитель:- Определите основную мысль высказывания.
— Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану 2 .
( Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)
Слышали когда-нибудь, так не бывает — прим .; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр .
- Пропедевтика. Готовимся к ГИА
Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.
Учитель: — Запишите словосочетания :
Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.
Учитель: — Когда используются в речи данные словосочетания?
Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище ( книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).
Учитель: — Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание В2 . И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.
- Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ ( пр.№7 : Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. ( Спросил усмехаясь).
- Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).
- Самостоятельная работа . Слайд № 10,11
Цель : создание условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА
Раздаточный материал у каждого ученика
1. Определите способ связи словосочетаний :
1. Лиловые сумерки
2. Быстро удалиться
3. Плывут по воде
5. Шел, оглядываясь
6. Взмахнул рукой
7. Сильно ударился
8. Приятный голос
9. Пошел напиться
10. Услышал шорох
11. Очень далеко
12. Одиннадцатый по списку
13. Седьмой день
2. Задания ГИА 2013
1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),
построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью
примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи
согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите
3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся
Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.
- Рефлексия:
- Назовите способы подчинительной связи.
- Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
- Что не является словосочетанием?
- Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?
- Домашнее задание: § 10, упр. № 186
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.
В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан.
Виды подчинительной связи в словосочетании
В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан.
Виды подчинительной связи в словосочетании
Три вида подчинительной связи представлены в теории и в картинках.
Виды подчинительной связи в словосочетании. Задание В3 ЕГЭ.
В этой презентации разбирается задание В3 ЕГЭ «Виды подчинительной связи». Дается теоретический материал, разбираются трудные случаи, представлены практические задания.
Урок русского языка. Словосочетание. Виды подчинительной связи. 11 класс.
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи». по программе Т. И. Воителевой.
Самостоятельная работа по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи»
Самостоятельная работа по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи".
Словосочетание. Виды подчинительной связи.
Урок повторения и обобщения изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в слвосочетании".
Источник