Ликвидация тсж при смене способа управления
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ТСЖ состоит из пяти домов. Один из домов планирует перейти в управление к управляющей организации.
Каков порядок изменения способа управления многоквартирным домом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сначала необходимо проведение реорганизации ТСЖ путем его выделения, а в дальнейшем собственники выделенного ТСЖ смогут принять решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей компанией.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Поскольку ТСЖ может быть создано для управления сразу несколькими многоквартирными домами (ч. 1 ст. 135, ч. 2 ст. 136 ЖК РФ), является юридическим лицом (ч. 5 ст. 135 ЖК РФ, пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ) и ТСЖ управляет несколькими домами как единым целым комплексом, суды исходят из того, что для смены формы управления в одном из домов, входящих в ТСЖ, необходимо проведение реорганизации ТСЖ (смотрите вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2007 г. (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007), апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.03.2017 по делу N 33-1472/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.03.2016 по делу N 33-1059/2016).
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 140 ЖК РФ реорганизация ТСЖ может быть проведена в форме разделения или выделения ТСЖ.
Отметим, что анализ вышеприведенной судебной практики показывает, что избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ именно в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного ТСЖ, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами.
Реорганизация ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования ч. 1 ст. 136 ЖК РФ. Решение о выделении ТСЖ может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При этом для изменения способа управления многоквартирным домом жителям, которые решили выйти из состава ТСЖ, объединяющего несколько домов, не требуется согласия членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав данного ТСЖ (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 07.12.2017 по делу N 33-15405/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.03.2016 по делу N 33-1059/2016).
Порядок проведения реорганизации определяется положениями п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
Обращаем особое внимание на то, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 58 ГК РФ). При этом передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (ст. 59 ГК РФ).
Таким образом, решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При этом в повестку такого общего собрания должны быть поставлены следующие вопросы: 1) о реорганизации ТСЖ в форме выделения; 2) о создании в результате выделения нового ТСЖ; 3) об утверждении порядка реорганизации ТСЖ в форме выделения; 4) об утверждении разделительного баланса и передаточного акта; 5) об утверждении устава создаваемого в результате выделения ТСЖ; 6) об избрании правления и председателя правления ТСЖ; 7) о приеме в члены ТСЖ (апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 01.03.2017 по делу N 33-1472/2017).
После проведения реорганизации и создания нового ТСЖ возможна либо его ликвидация с выбором способа управления управляющей компанией и заключением с ней договора управления многоквартирным домом, либо заключение такого договора с управляющей компанией непосредственно ТСЖ, поскольку это допускается нормами ст. 162 ЖК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Якунин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
7 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Энциклопедия судебной практики. Ликвидация товарищества собственников жилья (Ст. 141 ЖК)
Энциклопедия судебной практики
Ликвидация товарищества собственников жилья
(Ст. 141 ЖК)
1. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время принять решение о ликвидации ТСЖ
Судом верно указано на то, что собственники помещений дома вправе в любое время принять решение о выборе иного способа управления многоквартирным домом и о ликвидации товарищества [ТСЖ].
2. ЖК РФ не устанавливает порядка ликвидации ТСЖ
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, регламентирующие порядок ликвидации товарищества собственников жилья, но имеется отсылочная норма к общим нормам гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц (часть 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации).
3. Основанием ликвидации ТСЖ является сокращение доли членов ТСЖ в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома не менее чем наполовину
В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, основанием ликвидации ТСЖ является уменьшение числа членов товарищества и сокращение доли членов товарищества собственников жилья в праве собственности на общее имущество дома не менее чем наполовину.
4. Решение о ликвидации ТСЖ принимается не общим собранием членов ТСЖ, а общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме
По правилу п. 2 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса РФ принятие решений о ликвидации товарищества собственников жилья относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Однако ч. 2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ обязывает не общее собрание членов товарищества, а общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества.
По правилу п. 2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ принятие решений о ликвидации товарищества собственников жилья, назначении ликвидационной комиссии, утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Однако ч. 2 ст. 141 ЖК РФ обязывает не общее собрание членов товарищества, а общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
По правилу п. 2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ принятие решений о ликвидации товарищества собственников жилья, назначении ликвидационной комиссии, утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Однако ч. 2 ст. 141 ЖК РФ обязывает не общее собрание членов товарищества, а общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества в случае, указанном в рассматриваемой норме.
5. Законодательством не предусмотрена возможность обязания общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации ТСЖ
Согласно части 2 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом возможность обязать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принять решение о ликвидации товарищества законодательно не предусмотрена.
6. Изменение способа управления многоквартирным домом не предусмотрено в качестве самостоятельного основания для ликвидации ТСЖ
Из положений правовых норм ч. 2, ч. 3 ст. 161, ч. 1, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ следует, что само по себе изменение способа управления многоквартирным домом, в частности, с управления товариществом собственников жилья на управление управляющей организацией, не влечет ликвидацию ТСЖ.
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Решение о смене способа управления многоквартирным домом не предусмотрено законом в качестве самостоятельного основания для ликвидации товарищества собственников жилья, а соответственно, не является обстоятельством, исключающим деятельность органов управления товарищества, в том числе общего собрания его членов.
Из положений правовых норм ч. 2, ч. 3 ст. 161, ч. 1, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ следует, что само по себе изменение способа управления многоквартирным домом, в частности, с управления товариществом собственников жилья на управление управляющей организацией, не влечет ликвидацию ТСЖ. Более того, как следует из положений ст. 162 ЖК РФ, возможно заключить договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и органами управления товарищества собственников жилья. Таким образом, принятие общим собранием собственников помещений об изменении способа управления домом не является безусловным основанием для ликвидации ТСЖ.
7. Неосуществление деятельности, для достижения целей которой ТСЖ было создано, является основанием для его ликвидации
Суд первой инстанции исходил из того, что ТСЖ не осуществляет свою деятельность, для достижения целей которой оно было создано, что является грубым нарушением действующего законодательства, и в силу ч. 1 ст. 141 ЖК РФ, данное нарушение является достаточным для принятия решения о ликвидации данного юридического лица.
8. Если в случае, предусмотренном ст. 141 ЖК РФ, общее собрание собственников не примет решение о ликвидации ТСЖ, то ТСЖ может быть ликвидировано в судебном порядке
В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно — по решению общего собрания собственников, либо принудительно — по решению суда, принятому в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ.
9. При обжаловании решения о ликвидации ТСЖ подлежит применению срок исковой давности, предусмотренный ГК РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 141 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что ликвидация товарищества собственников жилья производится в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что исчисление срока в шесть месяцев для подачи иска о ликвидации юридического лица по правилам ст. 46 Жилищного кодекса РФ, предусмотренным для обжалования в суд собственником жилого помещения решения, принятого общим собранием собственников помещений, неправомерно.
Учитывая, что ликвидация товарищества собственников жилья производится в соответствии с гражданским законодательством, судебная коллегия полагает, что в данном случае подлежат применению сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.
Источник