- Отличительные особенности типов лидерства
- Основные теории
- Основные типы
- Психологические стили
- Интуитивно-эмоциональный
- Интуитивно-логический
- Сенсорно-решающий
- Сенсорно-воспринимающий
- Виды лидеров
- Типологии личности
- Функциональный аспект
- Заключение
- Понятие лидер и лидерство. Его виды и функции
- Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического .
- 2. Психологические потребности и мотивы лидерства
- Психологические особенности работы с лидерами групп отрицательной направленности
- Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
- 3. Психологические типы лидеров
- Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий .
- ЛИДЕРСТВО(1-10)
- Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
- 4. Виды и механизм власти лидера
- Презентация на тему: Лидерство и руководство
- 11. ЛИДЕРСТВО И ПАРТНЕРСТВО. СТИЛИ
- 5. Стили лидерства
- Примеры похожих учебных работ
- влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций человеческих .
- Бщение как потребность существования человека
- ЛИДЕРСТВО(1-10)
- Презентация на тему: Лидерство и руководство
- 016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
- лидерство:природа и функции
Отличительные особенности типов лидерства
Психологи на протяжении длительного времени изучают лидерские качества и склонности людей, которые могут быть руководителями. Личность должна обладать определенным набором качеств, которые привлекают других. У таких индивидов всегда есть сторонники, которые идут за ними, и враги, не приемлющие их концепции. Лидеры никогда не остаются в тени, они всегда воплощают свои идеи, умело организовывают работу других людей, преследуя свои цели.
Основные теории
Первая теория лидерства – харизматическая. Ее приверженцы считали, что руководителем не может быть любой индивид. Человек должен обладать определенным набором качеств и черт с рождения. Подчинение и организация работы других людей – это искусство, а не наука, поэтому научиться быть лидером невозможно.
Бихевиористы считали, что есть определенные закономерности и черты характера не только врожденные, но и приобретенные в процессе социализации. Исследуя процессы и закономерности, специалисты обнаружили более 200 качеств, необходимых для успешного руководства группой людей. Известны случаи, когда человек, не обладая основными лидерскими талантами, прекрасно справлялся с обязанностями руководителя.
Так была выведена ситуационная теория.
Согласно этой концепции лидерства, управленческие качества просыпаются в ответ на определенную ситуацию, т. е. являются средством адаптации организма.
Психологи Запада придерживаются синтетической концепции лидерства. Согласно ей, лидерство является способом организации отношений между группой людей, где руководитель – его куратор. Концепция основана на комплексном подходе к рассмотрению управленческих процессов, которые базируются на 3-х составляющих.
- Наличие лидерских качеств.
- Личностные особенности ведомых людей.
- Характер ситуации.
Не только сам лидер оказывает влияние на ведомых людей и пытается смоделировать ситуацию. На проявление лидерских качеств определенного индивида также оказывает воздействие сама ситуация и окружающие люди.
Основные типы
Если рассматривать процесс управления как отношения руководитель — подчинённый, типы лидерства базируются на двух принципах.
- Авторитарное правление.
- Демократическое.
Авторитарный стиль лидерства предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека. Руководитель самолично выбирает цели и методы их выполнения. Связи между ведомыми людьми минимизированы и полностью контролируются руководителем. Подчиненные подавляются, инициатива не приветствуется. Главным инструментом правления является страх перед наказанием.
Демократический стиль лидерства предполагает активное участие сотрудников в работе над поставленными целями, инициатива приветствуется. Ответственность ведомых людей значительно выше, чем при авторитарном правлении.
Существует еще одна классификация, разработанная М. Вебером. Сегодня это ведущая типология лидерства.
- Традиционный тип правления – в основе концепции лидерства лежат традиции определенной социальной или культурной группы, ее привычки, ритуалы. Власть передается по праву наследования. Лидером может стать только рожденный в семье правителей.
- Рациональный тип основан на установленных в определенном обществе правовых нормах. Лидера выбирают в соответствии с этими нормами. Права и обязанности правящего лица также регламентируются общепринятым законодательством.
- Харизматический тип. Основа его заключается в исключительности лица лидера. Учитывается сочетание реальных качеств человека и тех, которыми его наделило общество ведомых последователей, личные же качества лидера играют второстепенную роль в управлении.
По Веберу ведущим типом правления является харизматический, т. к. он не привязан к прошлому и предполагает развитие, т. е. переход к рациональному типу.
Психологические стили
Модели лидерства базируются на психологических особенностях темперамента. Классификация лидерства по Д. Кейсрич выделяет 4 стиля:
- интуитивно-эмоциональный;
- интуитивно-логический;
- сенсорно-решающий;
- сенсорно-воспринимающий.
Интуитивно-эмоциональный
Руководитель является своеобразным катализатором для стимуляции роста ведомых людей. Такой лидер внимательно относится к проблемам подчиненных, старается перенаправить их личностный потенциал на общее благо. Для него на первом месте стоит психологический комфорт сотрудников.
Проблемы, возникающие в процессе работы, воспринимаются лидером как личное поражение. Из-за такого стиля правления сотрудники часто становятся слишком своевольными и не выполняют работу вовремя.
Интуитивно-логический
Такому лидеру мало важны чувства окружающих. Вся его работа основана на создании и развитии планов. Любую свою точку зрения он яростно отстаивает. Не слишком нуждается в последователях.
В подчинение себе выбирает людей самостоятельно, никого рядом силой не удерживает.
Нетерпим к людям с низким уровнем интеллекта. Представляет существующую картину сложнее, чем она есть на самом деле.
Сенсорно-решающий
Планирует все заранее. Требует четкого следования плану. Главным критерием в его работе является сохранение установленных правил, материальных ресурсов, традиций. Порядок устоявшейся системы является главной ценностью, не приемлет новых идей.
Такой лидер очень ответственно относится к обязанностям своим и окружающих. Минусами такого правления являются узколобость руководителя в вопросах введения новшеств и тоталитарные предпочтения в общении с подчиненными.
Сенсорно-воспринимающий
Подходит для реализации в силовых структурах, службах скорого реагирования. Лидер быстро находит решение, опираясь только на свои ощущения и знания. Не всегда уважительно относится к установленным законам.
В рутинных делах такой стиль руководства совсем ни к чему. Да и сам лидер, наделенный быстрыми реакциями, не может усидеть на месте.
Виды лидеров
Социология и психология, изучая межличностные отношения и качества, необходимые руководителям, рассматривают виды лидеров, каждый из которых объединяет группу людей сознательно или бессознательно.
- Патриархальный повелитель или суеверный – строгий отец, которого любят, мнение его уважают. Может с легкостью подавить волнения в группе. Излучает уверенность. Лидером его часто выбирают из-за ощущения безопасности рядом с ним, любви и почтения к его мнению.
- Вожак олицетворяет желания ведомых им людей. Его поведение, манеру одеваться и вести себя стараются копировать все члены сообщества.
- Тиран использует авторитарное лидерство. Окружающие боятся ему противоречить, поэтому выполняют все в соответствии с его указаниями. Такие люди чаще приходят к власти самостоятельно.
- Организатор умеет наладить работу всех действующих единиц. Видит в каждом потенциал, знает, как перенаправить силы в нужное русло. В процессе управления помогает реализовать цели всего сообщества, в том числе и свои. Быстро справляется с проблемами подчиненных, помогает снять чувство вины, неуверенности в целесообразности действий.
- Соблазнитель – свою деятельность разворачивает, используя слабости окружающих. Для ведомых людей становится движущей силой, которая помогает освободиться от подавляемых эмоций. Умеет сводить на нет конфликты. Притягивает к себе людей, умело манипулируя их страхами, переживаниями. Ведомая им группа не замечает в нем недостатков и всецело подчиняется его желаниям.
- Герой: самопожертвование ради других – главная черта его характера, привлекающая общество. Незаменим в борьбе против несправедливого режима. Дурной пример – скрытый лидер, который своим поведением и эмоциями заряжает окружающих. Может легко спровоцировать конфликт.
- Кумир – пример для подражания. Притягивает, наделяет ведомых своей энергетикой. Не всегда оказывается на этом месте по своему желанию.
- Изгой или козел отпущения относится к антилидерам. Он является фактором, вызывающим агрессивный настрой. Группа людей объединяется, чтобы противостоять ему. Как только его не станет, коллектив перестанет существовать.
Типологии личности
Виды лидерства полностью зависят от личностных качеств, самооценки и сложности Я-концепции. Согласно этой теории, лидеры бывают 4-х типов.
- Аполитичный тип присущ человеку с высокой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Он обрабатывает новую информацию и преподносит ее так, чтобы не переступать через себя.
- Лидер-прагматик обладает низкой самооценкой и усложненной Я-концепцией. Ведет себя в соответствии с условиями обратной связи с окружающими. Прислушивается к мнению других, остро воспринимает критику в свой адрес. Часто занимается самобичеванием, уличая себя в ошибках.
- Идеолог – для него характерна высокая самооценка и низкая сложность Я-концепции. Практически не реагирует на проблемы других. Сосредоточен только на удовлетворении своих потребностей. Отличается жестким поведением.
- Недетерминированный лидер – ему характерна низкая самооценка и низкий уровень Я-концепции. Его стили руководства основаны на влиянии определенных социальных факторов.
Функциональный аспект
Все модели лидерства базируются на определенных действиях, которые будет выполнять руководитель. Функции лидерства и их характеристика описаны ниже.
- Конструктивная – заключается в выражении и осуществлении целей определенного общества, без ущемления в процессе работы прав других социальных слоев. Установка идеально звучит, но на практике еще ни разу не была осуществлена. Из-за отсутствия продуманных концепций современного типа и плана их воплощения в жизнь большая часть революций закончилась неудачей.
- Организационная – лидер не занимается полностью всей работой самостоятельно. Для воплощения в жизнь определенных идей ему нужны свободные руки. Основные его задачи заключаются в умении увидеть потенциал в человеке и сделать его работоспособным звеном общей системы.
- Координация – осуществление контроля работы органов власти и принятие решений в соответствии с установленными в обществе законами, обычаями. Интегративная – привлечение единомышленников к своей программе. Без этого качества ни один лидер не сможет надолго задержаться на главных ролях.
Заключение
Стиль руководства и тип лидерства – понятия практически неотделимые. От личностных качеств, ситуации и контингента ведомых людей зависит то, каким будет руководитель. Множество исследований доказали, что не только лидер влияет на общество, которым управляет, но и оно оказывает на ведущего прямое влияние. В психологии существует также мнение, что лидерские качества можно сформировать у любого человека, а мнение о врожденном таланте является заблуждением. Если не способствовать развитию этих свойств в процессе взросления ребенка, лидера из него не получится.
Источник
Понятие лидер и лидерство. Его виды и функции
Ли́дер(отангл.leader) — ведущий, первый, идущий впереди) —лицо(субъект) в какой-либогруппе(организации), пользующееся большим, признаннымавторитетоми обладающеевлиянием, которое проявляется какуправляющиедействия.
Член группы, за которым она признает правопринимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболееавторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство– доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач; 2) способен оказывать влияние на других членов группы; 3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; 4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; 5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы; 6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера: 1)организациясовместной жизнедеятельности группы в различных сферах; 2) выработка и поддержание групповых норм; 3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; 4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности; 5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу :1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии).
Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей; 2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран; 3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Сущность психопрофилактики как вида деятельности практического .
. психологическая коррекционно-развивающая работа. Психопросвещение – особый вид деятельности практического психолога, который представляет собой орудие или . отдельно взятого человека; — улучшение психологического климата группы, коллектива, в которые включен индивид; — . и переадресации решения основных функций, предписанных половой ролью представителям другого пола, что порождает неразбериху .
Типы лидерства по реальной управленческой практике:1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше; 2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей; 3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть; 4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов; 5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
2. Психологические потребности и мотивы лидерства
Поведение любого лидера практически всегда целенаправленно и мотивированно. Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с деятельностью лидера. Тем не менее социальные психологи разных школ выделили следующие основные потребности, мотивирующие поведение лидера. Потребность во власти. В настоящее время существует немало различных концепций потребности во власти. В западной социальной психологии раньше других появилась концепция Г. Лассуэлла и А. Джорджа, которые рассматривали потребность во власти как средство компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Потребность во власти, возникшая как компенсаторный механизм, проявляется у лидера по-разному, в зависимости от условий. Эта потребность может усиливаться другими потребностями или, напротив, вступать с ними в конфликт. В порядке компенсации лидер старается найти себе сферу деятельности, где он сможет продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Лидер получает социальное пространство, в котором может функционировать достаточно продуктивно и автономно, порой даже агрессивно и самонадеянно, для достижения личного равновесия, поскольку это пространство свободно от вмешательства других. Процесс создания сферы компетентности отличается тенденцией к | сдвигу от одного полюса субъективных чувств к другому, а именно, от I отсутствия уверенности в себе к высокой самооценке и I самоуверенности в своих действиях. Важность такой мотивации для
Психологические особенности работы с лидерами групп отрицательной направленности
. значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей. Лидеры («авторитеты») не утверждают свою власть с помощью силы, кулака, а пользуются уважением молчаливого большинства. . ? №7. В его деятельности всегда присутствует мотивационный, интеллектуальный (способы, методы достижения цели) и волевой (проведение их в жизнь) аспекты. Из приведенного выше материала .
- лиц, страдающих от низкой самооценки, едва ли требует глубокой
- аргументации.
» Впоследствии А. Джордж пошел несколько дальше и предложил более расширенную версию трактовки потребности во власти: власть он стал рассматривать как самодостаточную высшую ценность, что позволило глубже понять мотивацию лидера. Власть при этом подходе ьыспупает не столько как феномен компенсации, сколько как инструмент, позволяющий получить удовлетворение многих других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении, в безопасности, в личной свободе, понимаемой как отсутствие чьей-либо иной доминации над лидером. Еще одну точку зрения на потребность во власти предложил Д. Винтер. Он рассматривает ее с позиции социальности, показателем потребности во власти в рамках его концепции является занятие позиции, дающей формальную социальную власть. Здесь удовлетворяется потребность в престиже, в престижном материальном мире и престижном же социальном окружении, хотя нередко и возникает конфронтация с другими, имеющими высокий социальный статус. Тесно связаны с потребностью во власти такие черты лидера, как стремление доминировать в межличностных отношениях, желание манипулировать людьми (макиавеллизм), убедительность, — и каждая реализует свойственный ей набор моделей поведения.
Потребность в контроле над событиями и людьми. Эта потребность проявляется в деятельности и поведении лидера как базовая человеческая потребность в контроле внешних сил и событий, влияющих на жизньлюдей. Сфера контроля — это широта жизненного пространства и деятельности, которую лидер ищет для применения своего влияния.Потребность в достижении. Это одно из ядерных свойств психологической структуры личности, отвечающее за выбор целей, ценностей, методов и средств существования. Самое характерное для него — стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении поставленных целей, умение добиться своего. Установлена тесная связь между уровнем мотивации достижения и реальным успехом в жизни человека. Доказано, что люди, обладающие высоким уровнем потребностей в достижении, ищут ситуации достижения, а также информацию для суждения о своих успехах. Они уверены в успешном исходе дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуациях соревнования, конкуренции или борьбы, проявляют большое упорство при встрече с препятствиями, выраженно ориентированы на результат.
Эта потребность проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, успехе. Обычно она хорошо просматривается в предпринимательской деятельности и поведении. Особый шарм этой потребности придает присущий данной сфере деятельности фактор риска. Потребность в достижении, по мнению американских социопсихологов Д. Маккле-лланда и Дж. Аткинсона, имеет отношение к компетентности, профессионализму, организации физического и социального окружения, манипулированию, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Для лидера выраженной прагматической ориентации высокая потребность в достижении может сочетаться с нечестностью и нарушением закона — еще одна сторона макиавеллизма: цель оправдывает средства. Потребность в достижении тесным образом связана с уровнем притязаний лидера. Д. Винтер и Л. Карлсон установили, что эта потребность воспитывается во многом родителями, которые являются для будущего лидера высоким эталоном.Потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к кахой-то группе, в получении одобрения. Проявляется в заботе лидера о близких отношениях с другими и подразумевает дружеские, социально желательные отношения, которые реализуются, как правило, в условиях «безопасности», т.е. с себе подобными. Лидер с доминирующей потребностью в аффилиации предпочитает отношения не диадические (отношения двоих), а групповые. Такие лидеры обычно оборонительны и сверхчувствительны в условиях риска или конкуренции. Одно из важных аспектов потребности в аффилиации — поиск одобрения со стороны других.
Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
. различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в . компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем . которое направлено на достижение целей (Стогдилл). Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и .
3. Психологические типы лидеров
Поведение лидера в группах, как правило, обусловлено его психологическим типом.Социальные психологи (Р. Зиллер и др.) разработали следующую психологическую типологию личности лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции.Аполитичные лидеры — это деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, которые ассимилируют новую информацию, касающуюся их, без угрозы для их Я-концепции.Лидеры-прагматики. Это лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, способные прислушиваться к мнениям других людей и модифицировать свое поведение на основе обратной связи.Лидеры-идеологи. Лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, слабо реагирующие или не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жестки, а самооценка чрезвычайно стабильна («упертые»).Недетерминированные лидеры — это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, интенсивно реагирующие на узкий круг социальных стимулов. Широко известен и активно используется в психологической практике подход Д. Кейрси ч пониманию психологических типов.
Основываясь на знании особенностей темперамента, он выделяет следующие четыре типа лидера.Интуитивно-эмоциональный тип. Это — катализатор, его основной, чертой является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. Это самый демократичный из лидеров. Он внимателен к личным проблемам и интересам сотрудников и занимается прежде всего решением этих проблем, реализацией потендиала каждого члена команды, а уж потом думает о документации и архитектуре системы. В возглавляемой им организации — атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую он постоянно » культивирует и поддерживает.. Он гибок в общен ни и перевоплощении и преуспевает в создании атмосферы взаимопонимания. Он оптимист по природе, неутомим в стремлении развивать и совершенствовать способности своих сотрудников, умеет отмечать лучшие стороны их профессиональных и личностных качеств, оценивать их по заслугам. Вместе с тем он очень чувствителен к непониманию, болезненно реагирует на отсутствие обратной связи, бывает по этому поводу обескуражен и расстроен. Он не в состоянии понять, почему «слишком свободные» или недисциплинированные его сотрудники надлежащим образом не исполняют своих обязанностей.
Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий .
. солдат). Главное условие выдвижения – требование среды (толпы) – это подчеркивает фактор случайности. Количество последователей делает человека героем. Три условия для успеха героя: 1. Личностные качества. 2. . — до середины ХIХ века – предыстория, Платон. «Государство». Три типа лидеров. Аристотель, Монтескье. Три типа власти. — до начала ХХ века – описательный период. Основная мысль – те, .
Негативные отзывы о работе всей системы он принимает на свой счет, что приводит его к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Его сила — в способности убеждать и сотрудничать. Его слабость — в чрезмерном личностном подходе к проблемам и порой в нежелании идти навстречу,Интуитивно-логический тип. Этому лидеру свойственно стремление разрабатывать концепции развития руководимой им организации: набрасывать основные положения проекта, составлять идейный скелет предстоящей программы действий, проявлять изобретательность в области интеллектуального творчества и прогнозировать эффективное использование ресурсов. Все это доставляет ему огромное удовольствие. Сложности его не пугают, он всегда готов отстаивать верность принципов сзоей системы против оппонентов любого ранга. Он обладает способностью планировать будущее своей организации (правда, не вдаваясь в ненужные ему детали) и движется вперед так быстро, что зг. ним буквально не успеваютего последователи. Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок be щей, отказ от рутины и опора на собственные недюжинные интеллектуальные способности — вот гарантия его успеха. Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми.
Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу. Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности. Он не боится остаться «один против толпы».Сексорно-решающий тип. Исключительно жесткий и надежный партнер. Его слово — закон, и все действия будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Он способен учесть многочисленные существенные подробности и детали операции или технологии, крайне серьезно относится к сохранению материальных ресурсов., а также традиций и сбычаев, заведенных в его системе. Устоявшийся за многие годы проверенный порядок на предприятии представляет для него самостоятельную ценность, особенно в сравнении с сомнительными и всегда рискованными перспективами изменений и реформ. Он гарант стабильности предприятия. Он прекрасно вписывается в деятельность силовых структур, систему образования и медицины, производство, сферу услуг.
Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление. Он с недоверием относится ко всякого рода «психологическим штучкам» и «гонким материям», хотя именно ему, как никому другому, нужны рекомендации опытного психолога и неустанная работа над собственной личностью. Его преимущество — в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.Сенсорно-воспринимающий тип. Наиболее яркая черта этого типа лидера — способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас*. Такой лидер незаменим в ситуации, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения; в момент риска и опасности, когда успех предприятия висит на волоске и все зависит от безупречной точности действий; в организации, страдающей из-за разбухшего бюрократического аппарата, или в атмосфере усложнившихся межличностных отношений, мешающих эффективно работать. Лишенные сентиментального романтизма, практичные, здравомыслящие лидеры такого типа ориентируются на критерий целесообразности и доверяют только собственным импульсам, Области, где они прекрасно реализуют свои способности, — силовые структуры, профессиональный спорт, поисково-спасательные службы.
ЛИДЕРСТВО(1-10)
. так и делом. Властный аспект организационного лидерства. Эффективная жизнедеятельность организации невозможна без эффективного функционирования в ней системы власти. Лидер организации, используя властные полномочия, способен поддерживать . своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом. .
Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к. природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко. В рамках иного подхода социальные психологи выделяют следующие десять типов лидерства.Суверен — иначе, «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца. Способен подавить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают в лидеры на основе любви и почитают.Вожак — в нем последователи видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель таких стандартов. Ему стараются подражать члены группы.Тиран — становится лидером, потому что внушает последователям чувство повиновения и безотчетного страха.
Лидер-тиран — это доминирующая, авторитарная личность, обычно его боятся и подчиняются eiv.y.Организатор — объединяет последователей, выступает как сила для поддержания Я-концепции и удовлетворения потребности каждого. Умеет снимать чувство вины и тревоги. Его уважают.Соблазнитель — становится лидером, играя на слабостях других. Выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям других людей. Предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его обожают и часто не замечают всех его недостатков.Герой — лидер, жертвующий собой ради других. Чисто 1 выразительно проявляется в ситуациях группового протеста. Его храбрость объединяет людей. На него ориентируются, видят в нем стандарт справедливости. А он умеет увлечь за собой других..Дурной пример — выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, заряжает других эмоционально.Кумир — влечет, притягивает, заряжает последователей положительной энергией. Его любят, боготворят, идеализируют.Изгой и Козел отпущения — это, по существу, антилидеры. Они служат объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, и стоит ему исчезнуть, как группа распадается, так как пропал обще групповой стимул. Общий психологический тип лидера складывается из компонентов. К ним относятся:
Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией
. организаторские способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства последователи испытывают вдохновение от лидера и стремятся во всем ему подражать. В факторно-аналитической . различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных .
- эмоциональность ‘эмоциональный лидер);
- деловитость(деловой лидер);
- информированность (информационный лидер).
Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться е жилетку».Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими. ;Авторитарный стиль— жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, надело.Кооперативный (коллегиальный, партисипативный, демократический) стиль — принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений — обеими сторонами, т.е. лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.
4. Виды и механизм власти лидера
Власть лидера условно делится на два типа.
Позиционная власть основывается на деловом авторитете, контроле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда.
Персонифицированная власть базируется на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера.
В современной социально-психологической литературе рассматриваются следующие виды власти лидера с механизмами их воздействия.
Вознаграждение. Может выступать в различных формах в каждом из двух видов: материальное и моральное. Вознаграждение — это основание власти лидера, поскольку оно связано с главной целью индивида — получением средств для удовлетворения его важнейших потребностей и служит основным мотивом подчинения последователей. Личная заинтересованность побуждает последователей к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Заинтересованность способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Власть через вознаграждение обладает максимальной эффективностью, особенно в тех случаях, когда награда воспринимается как заслуженная и справедливая.
Санкции. Наказание обычно действует как потенциальная угроза или возможность его применения. Сила власти, базирующейся на страхе перед санкциями, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Работа, мотивированная возможным наказанием, обеспечивает только минимальную эффективность труда и результаты, достаточные лишь для того, чтобы избежать санкций. Наказание эффективно тогда, когда оно воспринимается как справедливое и опирается на авторитет общепринятых норм и ценностей. В практике лидерства эффективно использовать наказание в комплексе с вознаграждением, показывая противоположность последствий желательного и нежелательного поведения.
Презентация на тему: Лидерство и руководство
. решении задачи, координирует общие усилия на видах деятельности (чаще мужчины). Основные функции лидера в деятельности: •административная; •экспертно-консультативная; •стратегическая; •коммуникативно-регулирующая; •функция представительства группы во внешней среде; . 2 типа лидеров, исходя из полового признака: •эмоциональный (его функция – психологический климат в группе. Забота .
Деловой авторитет лидера. Власть, основанная на деловом авторитете, — экспертная власть. Она означает, что лидер, по мнению его последователей, обладает компетентностью, знаниями, спытом, умением, необходимыми для решения определенных задач в условиях отсутствия таких способностей у других членов группы. Экспертная власть предполагает превосходство не только в знаниях и информации, но и в навыках, в умении использовать их. По оценке социальных психологов, использование экспертной власти — один из ведущих факторов эффективного лидерства.
Информация. Нередко экспертную власть отождествляют с властью информационной, основанной на контроле за знаниями, информацией и средствами их распространения. Эти два вида власти, конечно, связаны, особенно на личностном уровне, поскольку обладатель экспертной власти отличается большей информированностью, необходимой для решения определенных задач. Информационная власть, однако, может иметь не только личный, но и позиционный характер, т.е. может быть связана как с индивидуальным обладанием определенными знаниями, так и с контролем над средствами их получения и передачи, над информационным потоком в целом в силу занимаемого лидером положения. В случае информационной власти основанием подчинения служит не только деловой авторитет, но и убеждения, ценностные ориентации последователей, базирующиеся на получаемой ими информации, а также их собственные решения, детерминированные объемом и характером имеющихся у них знаний. Информационная власть служит распространению объективных сведений, но одновременно способна и к манипулированию, т.е. к управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам (а нередко и воле) путем использования специальных приемов обмана.
Легитимизация. Власть через легитимизацию основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права лидера приказывать и обязанности нижестоящих — подчиняться. Легитимность власти как таковая переносится на ее представителей. Власть через легитимизацию не всегда жестко закрепляется институционально.
Убеждение. Власть через убеждение частично совпадает с властью через легитимизацию и властью информационной. Однако в целом эта разновидность власти имеет более широкие основания. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок и т.п. Убежденность в необходимости подчиняться лидеру не обязательно вытекает из легитимности последнего, а может быть результатом убеждающего воздействия, осознания общественной пользы или иных мотивов, Власть через убеждение чаде используется в экстремапьных ситуациях, когда от последователей требуется большее напряжение сил, нередко выходящее за рамки обычных норм.
11. ЛИДЕРСТВО И ПАРТНЕРСТВО. СТИЛИ
. стили лидеров. Тенденция развития стилей управления. Лидерство и культура в современном менеджменте. Лидерство и повышение эффективности управления. Способы реагирования лидера на изменчивость внешней среды. Соотношение руководства и лидерства . различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему: Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность .
Идентификация. Власть через идентификацию последователей с лидером нередко вырастает из власти, основанной на интересах, убежденности и авторитете. Идентификация — это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти. Она проявляется в формировании у них чувства единства, в стремлении последователей нравиться лидеру, брать с него пример, подражать ему. В этом случае достигается максимальная сила власти. Лидер воспринимается последователями как их представитель и защитник, а его распоряжения — как общее, важное для всех дело. Субъективная идентификация последователей с лидером может объясняться несколькими причинами:
— реальной двойственностью положения людей в отношении власти, когда они одновременно выступают ее субъектом и ее объектом. В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не в полной мере;
— общностью интересов и ценностей лидера и его последователя и возникновением у последнего чувства единения с первым;
— харизмой лидера, его необычно высокими, по мнению последователей, личными качествами;
— воспитательным, в том числе манипулятивным, воздействием и влиянием культуры, характерной для данной группы и ориентированной на формирование у ее членов преданности группе, корпоративного самосознания, чувства коллективного «мы».
Привычка к подчинению. На власть через привычку опираются многие другие виды власти. Привычка к подчинению имеет глубочайшие корни еще в традиционных обществах, где вождь уподобляла главе семейства, а подчиненные повиновались ему как его дети Больше всего власть через привычку проявляется в стабильных, имеющих длительную историю группах с большим стажем лидерства одного и того же лица. Привычка является надежным фактором стабильности власти до тех пор. пока эта власть не приходит в противоречие с новыми требованиями.
Организационная экология. Экологическая власть — власть через изменение рабочей среды. Основанием этой власти служат интереса людей. Ее суть состоит в сознательном формировании лидером условий совместной деятельности таким образом, чтобы исключить нежелательное поведение последователей и влиять на них в целом. Экологическая власть проявляется в форме контроля над рабочей ситуацией и влияния, благодаря этому, на сознание и поведение последователей. Этой власти присущ косвенный, опосредованный условиями совместной деятельности, характер воздействия. Власть через изменение рабочей среды отличается от власти через вознаграждение или через санкции тем, что носит так называемый превентивный, не ожидаемый последователями характер.
Механизм власти — взаимодействие агентов власти в рамках: специального институционального процесса, стабилизирующего и регулирующего функционирование власти.
Механизм власти включает в себя:
— организационные структуры власти;
— нормативно-правовую базу (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила).
5. Стили лидерства
Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Стили лидерства делятся на три основных категории — авторитарный, демократичный и либеральный. Авторитарныйстиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.
Демократичныйстиль лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.Либеральныйстиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать. Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.
Достижение высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора: 1.Ситуация на данный момент — спокойная, стрессовая, неопределенная. В ситуации цейтнота оправдан авторитарный стиль лидерства (аврал на работе — необходимо срочно решить данную проблему).
2. Тип проблемы. К решению сложных проблем необходимо привлекать экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический стиль лидерства. 3. Коллектив — особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач — либеральный стиль лидерства (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).
Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно.
Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства. Лидеру следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации. Именно баланс всех трех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов.
Примеры похожих учебных работ
влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций человеческих .
. власти. Со времен Аристотеля потребности делились на телесные и духовные. Самую популярную классификацию потребностей предложил американский психолог А. Маслоу , выделяя при этом пять групп потребностей: · физиологическая потребность; · потребность .
Бщение как потребность существования человека
. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен . обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и .
ЛИДЕРСТВО(1-10)
. лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей . забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их .
Презентация на тему: Лидерство и руководство
. Внутренний — человек сохраняет мнение группы (оно . их интересов, потребностей Либеральный стиль . лидера в деятельности: •административная; •экспертно-консультативная; •стратегическая; •коммуникативно-регулирующая; •функция представительства группы .
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, . интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить .
лидерство:природа и функции
. самом, а в психологии, запросах его последователей или в социальной среде функционирования лидерства. Если последователи лидера — авторитарно или, напротив, демократически ориентированные люди, лидер всё равно будет подстраиваться под них, .
Источник