Лидерские качества способы формирования лидерских качеств

Развитие лидерских качеств

Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Психологические качества лидера

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может развить в себе лидерские качества, что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.
Читайте также:  Способы комплектования фондов музея

Качества лидера и руководителя: отличия и сходства

Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, повысить мотивацию к деятельности.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Руководитель требует уважения к себе. Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, к равным себе, приветствует инициативу от подчиненных.

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Личностные качества лидера

Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Как развить качества лидера?

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый. Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт. С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Таким образом, для развития лидерских качеств требуется знание теоретических основ, максимальная направленность на практику и анализ результатов с целью усовершенствования применяемых приемов и методов.

Препятствия на пути к лидерству

Некоторые люди считают, что если не являются лидерами, то развить у себя подобные качества уже не получится. Это основная ошибка, препятствующая достижению успеха. Помимо этого существуют и другие барьеры, которые не дают продвигаться в личностном саморазвитии. Среди самых популярных можно отметить:

  1. Неумение четко определять цели и задачи;
  2. Житейская суета и мелкие проблемы, на решение которых уходит слишком много времени;
  3. Неумение и нежелание брать на себя ответственность за свои решения;
  4. Страх что-либо менять в своей жизни;
  5. Нежелание покидать «зону комфорта»;
  6. Переутомление, нервный срыв;
  7. Отсутствие мотивации.

На самом деле большинство из этих проблем легко устраняются с помощью поставленной цели и желания работать над собой.

Упражнения для развития лидерских качеств

Необходимо вспомнить не менее трех человек из знакомых, обладающих яркими задатками лидера. После этого следует назвать (или записать) от трех главных качеств, характерных для них. На следующем этапе рекомендуется проанализировать, какая из черт в большей степени повлияло на развитие их способностей. Обладаете ли вы подобным качеством, в какой мере (по 5-балльной шкале)? Что можно сделать, чтобы увеличить собственный ресурс?

Принять участие в тренингах по саморазвитию. Это могут быть мероприятия, направленные на улучшение ораторских способностей, деловых качеств, умения вести переговоры и др.

Провести исследование среди коллег с целью выявления лидерских качеств, которые более всего ценятся. Результаты следует проанализировать и сравнить с личным мнением.

Изучить одну из книг психологов на тему лидерства и составить на ее основе несколько практических советов для реализации собственных целей.
Развитие лидерских качеств обязательно предполагает наличие плана саморазвития. Для его составления необходимо записать и проанализировать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие цели требуется достичь в служебной деятельности?
  2. Для чего они нужны в обычной жизни?
  3. В каком направлении следует двигаться, чтобы улучшить качество работы?
  4. Что следует предпринять для достижения целей? (здесь необходимо развернуто ответить относительно каждой задачи, если их несколько). Выделить этапы развития.

Некоторые психологи советуют завести дневник, в котором необходимо отмечать свои ежедневные победы и достижения. И пусть даже они будут незначительные, но это уже небольшой, но шаг, ведущий к изменению себя. По прошествии определенного периода следует подводить общие итоги, сравнивать личность до и после. Если какая-либо из целей не достигнута, необходимо проанализировать, что этому помешало и можно ли убрать препятствие.

Практический опыт показывает, что лидером не обязательно рождаются, им могут стать те, кто стремится усовершенствовать себя и сделать свою жизнь более качественной во всех отношениях.

Источник

10 способов развить лидерские качества на практике

Развитие профессиональных, технических навыков необходимо для успешной карьеры. Но для достижения уровня топ-менеджера или эффективного бизнесмена только hard skills недостаточно. Нужно научиться вести за собой людей, брать ответственность за работу коллектива, быть проактивным. Разобрались, как, по мнению экспертов и практиков, нужно развивать лидерские качества, чтобы достичь успеха.

Проявляйте инициативу

Александра Ян, финансовый аналитик Investopedia ULC рекомендует завести новую привычку — стараться хотя бы несколько раз в день проявлять инициативу. Объясняет рекомендацию она так: большинство руководителей дают сотрудникам некий минимум задач. Когда человек берет обязанности сверх этого минимума, он выделяется среди конкурентов. Шеф сразу видит стремление достичь чего-то большего.

Не факт, что проактивность поможет вам сразу. Это скорее инструмент отложенного создания репутации — постепенно люди привыкнут, что вы инициативный, и станут доверять вам больше ответственности. А там, где больше доверия — больше перспектив.

Еще один плюс в проявлении инициативы — рост ваших навыков как технических, так и мягких. Вы будете заниматься задачами, в которых не являетесь экспертом, то есть будете выходить из зоны комфорта. Это автоматически означает активное обучение — отличный способ прокачаться в разных навыках и набрать очков как будущий лидер компании.

Стремитесь к продуктивности и работе на результат

Развивайте лидерские качества с помощью привычки работать на результат. Чтобы выработать такую привычку, Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники» предлагает воспринимать любые дела с точки зрения двух подходов — «делал» и «сделал».

Например, жена поручила вам купить что-то в магазине и принести это вечером домой.

  • Вы идете в магазин вечером. Выбираете торговую точку перед домом. Когда просите нужный товар, выясняется, что он закончился. Вы заходите еще в несколько магазинов, но уже слишком поздно — они либо уже закрыты, либо в них товар тоже закончился. Вы идете домой без нужных продуктов. Это подход «делал».
  • Когда жена просит вас купить продукты, вы спрашиваете, зачем они ей. Выяснив, что она планирует сделать из них ужин, интересуетесь, какая альтернатива ей подойдет, если нужных продуктов не будет в продаже. Затем заходите в магазин около работы, чтобы купить нужные продукты не в последний момент. В итоге приезжаете домов с вкусными продуктами и получаете довольную жену. Это подход «сделал».

Чтобы быть продуктивным и работать на результат, нужно быть предусмотрительным. Старайтесь приучить себя думать наперед — всегда спрашивайте себя, «а что, если?». Постепенно вы научитесь предугадывать проблемы и сможете стать максимально эффективным в решении любых задач.

Делегируйте

О необходимости научиться грамотно передавать задачи рассказывают во многих книгах по саморазвитию и лекциях лидеров. Один из источников — цитата Теодора Рузвельта, 26-го президента США и лауреата Нобелевской премии мира.

Политик утверждал, что лучшим руководителем будет тот, «у кого достаточно здравого смысла, чтобы выбирать хороших людей, и сдержанности, чтобы им не мешать».

Смысл делегирования не просто в передаче задач. Эффективный лидер перед тем как делегировать, анализирует ситуацию — ему важно убедиться, что подчиненный обладает нужными навыками и возможностями для решения задачи. Поэтому тренируйте навык делегирования — ищите подходящих людей и создавайте ситуации, в которых они смогут проявить себя.

Избегайте микроуправления

Это продолжение пункта про делегирование. Старайтесь развивать так называемое качество «свободы воли» по отношению к сотрудникам. Избегайте чрезмерного контроля за действиями людей.

Логика здесь такая — если вы поручили человеку задачу, значит, вы доверяете ему. Микроконтролем вы как бы показываете обратное, а значит, раздражаете и снижаете мотивацию персонала.

Лучше действуйте наоборот — ставьте задачу, но не прописываете полный алгоритм ее выполнения, если это возможно. Стремитесь демонстрировать доверие к подчиненным, помогаете им проявлять творческие способности в решении задач. Советуйтесь с ними, но не погружайтесь в работу, которую поручили.

Ваша задача — создать условия и вовремя проверить выполнение задачи. А вот как эта задача будет решена — пусть разбираются сотрудники.


«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы. Слушайте обзоры книг от наших экспертов.

Будьте страстными

Известный коуч и консалтер Тони Робинсон в своем наставлении лидерам рекомендует заниматься только тем, что вызывает подъем чувств и страсть. Тренер считает, что страсть является естественным усилителем — если мы «горим» тем, чем занимаемся, то и результат будет лучше, энергии на работу больше.

Тони Робинсон говорит, что страстный человек будет искать новшества в выполнении задач, может заражать своими идеями других людей и мотивировать их работать лучше — это и есть ключевые компетенции лидера. Кроме того, страстный лидер является живым примером для сотрудников — глядя на руководителя, который полностью отдается своему делу, подчиненные будут подсознательно делать так же.

Сконцентрируйтесь на своих сильных сторонах

Еще один совет от Тони Роббинса. Во многих книгах по саморазвитию тренеры предлагают проанализировать ваши компетенции и качества, а затем сконцентрироваться на исправлении ошибок и развитии слабых сторон. Это, уверен Робинсон, ошибка — так вы создадите из себя среднего человека без особых преимуществ.

Намного эффективнее, говорит тренер, развивать сильные качества. Раз эти качества отлично тренировались без особых ваших усилий, буквально подсознательно, значит, вы можете многократно улучшить их. Особенно если сосредоточитесь на их тренировках.

Слабые же стороны останутся на том же уровне, что и были — ничего страшного. Чтобы нивелировать их, вы можете делегировать задачи и нанять помощников, которые в них сильны. В этом и состоит принцип предпринимательства, а значит, и лидерства — создавать возможности и решать проблемы с помощью разносторонней успешной команды.

Помогайте расти другим

Эффективность лидера определяется количеством людей, которые добились успеха с их помощью. Коуч Сидни Финкельштейн в книге «Супербоссы» рекомендует руководителям искать скрытые таланты у подчиненных и стараться их развивать.

Плюсов у такого подхода несколько. С одной стороны, развивая таланты команды, вы делаете успешнее общий продукт — бизнес работает быстрее и эффективнее. Это краткосрочный положительный эффект.

Но если и долгосрочные последствия. Помогая людям развиваться, вы создаете себе репутацию заботливого и полезного лидера. Постепенно у вас будет много последователей, людей, благодарных вам за помощь. Подчиненных, которые вас искренне уважают.

Это значит, что вы можете пойти руководить практически любым проектом — ведь у вас будет сформирована команда лояльных профессионалов, слабые и сильные стороны которых вы знаете досконально. А это уже больше преимущество перед другими руководителями и бизнесменами.

Будьте лидером вне работы

Развивать лидерские качества можно и без руководящей должности. Например, Тиффани Фам, основатель и CEO компании MOGUL, рекомендует получить практический опыт построения команды в волонтерских проектах. Вы можете найти некоммерческую компанию или общество, присоединиться к нему и применить на практики способности организовывать людей.

Работа в волонтерских командах не только помогает развиваться. Это еще и отличная строчка в резюме — успешным некоммерческим проектом вы покажете, что умеете управлять людьми не только с помощью денег, но и с помощью идейного подхода. Докажите, что умеете зажигать и направлять разных людей. Такие способности нужны в любом бизнесе.

Смотрите также: Начинающий руководитель. Как не наделать ошибок


Практикуйте новые парадигмы лидерства

Шени Насим, главный исполнительный директор Центра совершенствования руководителей США, озвучил сразу несколько принципов и мягких навыков, которые нужны современному лидеру.

  • Новые лидеры не стараются быть занятыми все время. Вместо того чтобы загружать каждую минуту жизни делом, они создают идеи и «заполняют пустые пространства информацией». Проще говорят, создают возможности для работы других людей, организуют их и помогают достичь успеха. Постоянная занятость не равняется множеству реализованных полезных идей и возможностей.
  • Современные лидеры делают не что-то для людей, они делают что-то вместе с людьми. Они строят модель взаимодействия с командой таким образом, что подчиненным не нужно искать уважения у руководителя. Вместо этого сотрудники должны тратить энергию и время на рост компании.
  • Они создают систему, в которой компания готова постоянно меняться. Лидеры делают механизмы, которые можно быстро перестраивать на создание новых продуктов.
  • Лидеры интересуются мнением не только единомышленников. Они собирают вокруг себя людей с разными, даже противоположными точками зрения. Слушают их, анализируют аргументы и умеют принимать критику.
  • Современные лидеры ценят смирение. Они постоянно спрашивают себя — что хорошего я могу сделать своей силой? Какой вред я могу причинить? Как мне избежать вреда и делать хорошее?
  • Наконец, лидеры сосредоточены на длительных целях, на долгосрочных изменениях. Они понимают, что краткосрочный успех может навредить компании. Поэтому они выбирают постоянное развитие, а не быструю прибыль.

Исповедуйте концепцию постоянного развития

Современные лидеры понимают, что достичь успеха сейчас возможно только с помощью непрерывного обучения. Эффективный руководитель занимается самоанализом, изучает свои сильных и слабые стороны, развивает нужные навыки и постоянно ищет способ стать эффективнее.

Чтобы помочь руководителям, бизнесменам и перспективным менеджерам развивать лидерские качества, мы предлагаем сразу несколько курсов и семинаров по разным направлениям. Выбирайте те, что помогут вам стать лучше не только в краткосрочной перспективе. Думайте наперед.

Вот несколько курсов с полезными знаниями и навыками для лидеров:

  • Курс системного мышления в нестабильной ситуации. Программа посвящена ключевым компетенциям — умениям принимать решения и анализировать информацию. Преподаватели — бизнес-тренеры высшей категории и генеральные директора. Студентов обещают научить анализировать происходящее вокруг, понимать текущие события, охватывать причинно-следственные связи и складывать их в полноценные системы. На курсе предлагают чередование теоретических и практических блоков.
  • Курс делового письма. Рекомендуется специалистам, которым важно грамотно вести деловую переписку. Преподаватели научат особенностям языка деловой корпоративной переписки, методам построения и психологическим приемам воздействия на читателя.
  • Тренинг по тайм-менеджменту. Нужен тем, кто хочет стать продуктивнее и больше успевать. Преподаватели помогут найти похитителей вашего времени, научат различным подходам к планированию, в том числе и нелюбимых дел, методам оценки затрат времени и расскажут, как сконцентрироваться на приоритетных задачах.
  • Тренинг «Распознавание лжи». Участники тренинга поймут, когда начинается обман, как интерпретировать невербальные сигналы об обмане, как определить ложь по микровыражениям лица собеседника, что такое система кодировки лицевых мышц, как определить поддельные эмоции, какие есть методы выявления лжи в телефонном разговоре и письменных коммуникациях.
  • Тренинг «Стресс-менеджмент». Программа создана для развития навыков управления стрессовыми ситуациями. Это практикум, сделанный в интерактивным формате. Участники освоят способы разрешения «пустого» конфликта, методики саморегуляции, правила избежание стресса, научатся контролировать уровень стресса.

Источник

Оцените статью
Разные способы