Личный пример как способ воспитания

Памятка «Личный пример — лучший способ воспитания ребенка»

Опубликовано: 13:31:59 11-09-2018

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь — развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают:

  • Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить.
  • Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение.
  • Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.
  • Если мы хотим чтобы ребенок не курил и не употреблял спиртные напитки, тогда и сами не должны этого делать. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Помните, что ваше употребление, так называемых, «разрешенных» психоактивных веществ открывает дверь детям и для «запрещенных».
  • Если ребенок видит вас курящим и распивающим спиртные напитки слышит, что курить и пить алкоголь нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.
  • В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно.
  • Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.
  • Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно.
  • Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример!

Источник

Личный пример как способ воспитания

По материалам проекта К. Индиенко (факультет Истории и права, 3 курс з/о)

Пример в воспитательном процесса призван организовать образцы поступков, деятельности, образа жизни. Действие этого метода обусловлено психологическим механизмом подражания, благодаря которому взрослеющий человек осваивает огромный объем социального опыта. Однако если бы человек с самого рождения все открытия делал сам, то взросление человека проходило бы малорезультативно. Поэтому подражательная деятельность ребенка должна организовыватья и направляться педагогом.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее избирательно и осознанно он впитывает как «промокашка», повторяет самое броское, яркое и случайное. Окружающих умиляет, как двухлетний малыш повторяет походку отца, его типичные словечки и жесты. Даже эти неосознаваемые действия ребёнка играют большую роль в организации воспитания. Но не стоит забывать, что пример может являться и отрицательным, и положительным, и пока ребенок оттого не различает, он просто повторяет то, что делают взрослые.

Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим неколько вариантов таких примеров.

Пример-идеал предопределяет активность ребенка и направление этой активности: так как ему нравятся в образце, те качества, которые он хочет иметь сам. Соотношение себя с тем, кому он подражает — это работа ребенка над своим будущим.
В процессе воспитания важны разнообразные виды педагогически организованных примеров.

Читайте также:  Способы увеличения силы рук

Пример великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель) уже прожил целую жизнь, состоялся как личность, достиг признания людей. На этом примере детям нужно показать, каким он образом он добился этих достижений: каким был в детстве, как учился, о чем мечтал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Этот вид примера не дает результата, если к нему часто обращаться. Он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.

Пример взрослого методически организуется иначе. Для детей примером являются родители, старшие члены их семьи, а также очень важен пример педагога. В глазах ребенка должен сформироваться положительный образ, которому он будет подражать.

Пример сверстников также играет немаловажную роль в воспитании. Часто детям не помешивает присматриваться к своим ровесникам: героям книг, одноклассникам, приятелям во дворе. Их поступки часто понятнее детям, чем поступки взрослых, действия похожи на их собственные, и трудности. Однако следует помнить, что для ребенка (как и для взрослого человека), сравнение себя с положительным примером успешного ровесника может быть очень болезненно. Страх быть не таким, как другие, может надолго негативно отразиться на активности ребенка и возможно даже вырасти в комплекс неполноценности в подростковом возрасте.

Педагогу нельзя забывать и о том, что для взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно самому стать примером для других. Если не в учебе – тогда в труде, в пении, рисовании, спорте, в рассказывании веселых историй. Чем разнообразнее деятельность воспитанников организует воспитатель, тем больше шансов у них стать хоть в чем-то примером для товарищей.

Наконец, в организации примера есть еще один важный вопрос: если положительные примеры достаточно эффективны, имеет ли педагогический смысл использование отрицательных примеров?

Источник

Личный пример как способ воспитания

Метод личного примера в воспитании

Наблюдая за детьми, можно заметить, что они часто явно копируют поведение взрослых. Дети, обычно не сознавая этого, стараются перенять жесты, мимику, слова и поступки. Особенно сильно влияет на них пример поведения близких им людей — родителей и педагогов. Наибольшее влияние на них оказывает пример уважаемого и любимого человека.

Пример – это метод воспитания, заключающийся в целеустремлённом и систематическом воздействии педагогов на личность и коллектив силой личного примера как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования идеала поведения и жизни.

То, как учитель относится к своей работе, к школьникам, к другим педагогам, к родителям, справедлив или несправедлив, честен или нет – все это подмечают дети, все это сказывается на их поведении и развитии. Поэтому, метод воспитания на личном примере педагога наиболее естественный и эффективный из используемых методов в воспитательной практике. И если педагог ведет здоровый образ жизни, занимается физической культурой, является патриотом своей страны, то для своих учеников и воспитанников он будет достойным примером, образцом для подражания.

С целью активизации работы по патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом среди детей и взрослого населения, а также значимости личного примера в учебно-воспитательном процессе комитетом образования, в соответствии с планом работы учителей физкультуры и ОБЖ на 2019-2020 учебный год, на осенних каникулах был организован районный военно-патриотический квест «Солдаты, в путь!».

О проведенном мероприятии рассказывает инструктор комитета образования Ирина Шукаева:

Это мероприятие проводится в нашем районе третий раз, и хочется надеяться, что станет любимым и традиционным. В этом году квест «Солдаты, в путь!» был посвящен 78-ой годовщине проведения военного парада в 1941 году на Красной площади в Москве. Явка на него составила 100% — это 10 команд из школ района.

Поприветствовать собравшихся пришли председатель комитета образования Наталья Тришина и военный комиссар Воловского и Тепло-Огаревского районов Сергей Дудник, которые подчеркнули важность роли личного примера в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения и пожелали спортивного задора на пути к финишу и победе в соревнованиях.

В этом году в программу квеста добавился этап «Приветствие», где команды представляли определенный вид войск, выпавший им при жеребьевке. В песенно-стихотворной форме прославляли педагоги Воловского района наши доблестные войска!

Участникам квеста нужно было преодолеть 7 станций: «Летчики», «Снайперы», «Танкисты», «Разведка», «Саперы», «Радисты», «Моряки». На каждом этапе, после выполнения задания, команда получала подсказку и в конце маршрута должна была отгадать ключевое слово. Хочется сказать, что наши работники образовательных учреждений могут все: управлять «самолетом», точно попадать в цель, проползать под «колючей проволокой», разгадывать шифровки, прокладывать маршрут по «минному полю». А как мастерски исполняли команды зажигательный танец моряков «Яблочко». Ключевым словом, которые отгадали все участники квеста «Солдаты, в путь!», было ПОБЕДА. И вот тройка победителей:

1 место – команда Непрядвенской школы («Танкисты»),

2 место – команда Станционной школы («Моряки»),

3 место – команда Двориковской школы («Разведчики»).

Участники квеста «Солдаты, в путь!» были награждены хорошим настроением, моральным и физическим удовлетворением, зарядом бодрости и грамотами и призами от комитета образования и сектора по культуре, спорту и молодежной политике.

Отдельно были подведены итоги за творческие конкурсы – «Приветствие» и исполнение танца «Яблочко»:

1 место – команда Центра образования, Слепцова,13а («Связисты»),

2 место – команда Непрядвенской школы («Танкисты»),

3 место – команда Краснодубровской школы («Артиллеристы»).

Комитет образования благодарит за помощь в организации и проведении квеста «Солдаты, в путь!» коллектив детско-юношеской спортивной школы и лично директора Вячеслава Калганова, а также Ирину Еремееву, специалиста сектора по культуре, спорту и молодежной политике; Марину Ежову, директора районного дома культуры, Сергея Дудника, военного комиссара Воловского и Тепло-Огаревского районов.

Отдельная благодарность коллективам школ за активное участие и отличные результаты. Ваш личный пример достоин подражания и, как метод воспитания, должен использоваться в образовательных учреждениях. И этот метод, я уверена, найдет отклик в юных сердцах ваших учеников!

Читайте также:  Какие недостатки имеет способ крепления фрикционных накладок ведомого диска сцепления заклепками

Источник

Мы воспитываем детей, хотим мы этого или не хотим, осознаем или нет. Почему личный пример педагога становится главным методом воспитания?

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверен, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания все чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того — с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От моих коллег учителей мне часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» школьника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.

А часто ли люди замечают, что их воспитывают? Когда последний раз мы ощущали на себе это воздействие? Скорее всего, в далеком детстве, ну или в ранней юности. Как только мы стали взрослыми, то из объекта воспитания переросли, как нам кажется, исключительно в субъект, осуществляющий этот процесс. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Смотрите ли вы новости по телевизору? Кинофильмы? Ходите ли по улицам своего города? Оказывает ли какое-нибудь воздействие ли вас то, что вы видите, слышите или обо что спотыкаетесь? Антон Семенович Макаренко считал, что «воспитывает все: люди, вещи, явления». И я с ним полностью согласен — формируют личность и фильмы Тарковского и ямы на асфальте.
Думаю, что воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он еще не успел окончательно стать безнадежно взрослым.

К сожалению, для нас — учителей средней школы — основные моральные убеждения и характер ребенка формируется еще в дошкольном возрасте, и к нам приходят маленькие люди с уже сложившимися ценностями. Но это совсем не значит, что нам остается только наблюдать и констатировать факт, что ученик жаден, неряшлив или безволен. Если родители не смогли должным образом вырастить свое дитя, то тем более возрастает воспитательная роль учителя.

У самого термина «воспитания» за историю человечества было достаточно много определений. Да и сейчас, вооружившись Интернетом, можно насчитать несколько десятков различных истолкований этого понятия объемом от одного предложения до целого абзаца. На мой взгляд, это говорит только о том, что дать точное определение не так просто. Не мне вам рассказывать, сколько за долгую историю человечества было написано фолиантов по этому вопросу. Наверное, целая библиотека. Стало ли человечество за все это время добрее, нравственнее, культурнее? Неужели патриотическое и духовное воспитание во времена Куликовской битвы было хуже организовано, чем сейчас? Вряд ли. И все это без томов методической литературы с описаниями хитроумных методик и форм воздействия на подрастающее поколение.

Сейчас существуют даже противники воспитания, которые утверждают, что это не только «насилие над личностью», а вообще исключительно «субъективный процесс». Более того — «никто достоверно не знает, к чему в нем надо стремиться». Надеюсь, что это не так: чтобы совершить насилие над личностью, для начала надо эту личность хоть мало-мальски взрастить. А то, что это субъективный процесс, так что же в этом плохого? Все мы такие разные, и невозможно смотреть на мир по строгому стандарту.

И все-таки, что такое воспитание? Я остановился на следующем коротком определении: воспитание — это целенаправленное формирование личности. Направлено оно, в первую очередь, на подготовку этой личности к последующей жизни в согласии с общепринятыми нормами поведения.
Оказывается, что этот процесс характерен не только для человеческого сообщества. У животных так же присутствует воспитание своего потомства, выраженное, как минимум, в передаче навыков с помощью условного рефлекса подражания. И целью этой передачи является все то же формирование шаблонов «правильного» поведения. Зачатки такого примитивного воспитания можно наблюдать уже у моллюсков. Процесс воспитания у так называемых высших животных, естественно, усложняется. Ведь кроме передачи этих самых навыков приспособления к выживанию в окружающем мире им надо наделить свое потомство еще и навыками взаимодействия в зверином коллективе.

Одной из самых главных составляющих воспитания у животных является групповая игра, в которой принимают участие дети и родители. У примитивных животных — и игры попроще, а вот у большинства хищников сложнее, и содержат то, что уже можно назвать тренировкой, отработкой навыков, которые так необходимы для удачной коллективной охоты, где все роли строго распределены между участниками.

Отсутствие адекватного воспитания, так называемая «невоспитанность» в естественной среде обитания влекут к трагическим результатам, включая и крайнюю степень — полное исчезновение вида.

Однако ни одно из животных не тратит столько ресурсов на воспитание своего потомства, сколько это делает человек на формирование личности своего ребенка. Особый статус у воспитания появляется только в обществе человека разумного, которое сформировало особые наследственные конструкции, имеющие негенетический характер — общемировую культуру и национальную народную традицию. Отличие нашей популяции от остального животного мира таится в принципиально иных методах совместной переработки информационных потоков и высокоскоростной обработки поступающей из окружающего мира информации отдельным человеком, который гармонично существует в социуме. В сущности, организм человека по своей структуре очень похож на организмы других высших животных, но наличие традиции и культуры дало весомое преимущество в выживании за счет осознанной трансформации среды своего обитания.

Обычно процесс воспитания состоит из следующих общеизвестных методов:

  • метод наказания (так называемый «кнут»);
  • метод поощрения (или «пряник»);
  • воспитание на личном примере.

Если мы хотим добиться от ребенка определенного поведения, то наиболее быстрый эффект достигается путем введения системы табу и наказаний за нарушение этих запретов. Однако остаточный эффект такого способа, после прекращения его воздействия так же легко пропадает. С другой стороны, необоснованное вскармливание одними только «пряниками» делает из воспитателя заложника воспитуемого — прекращение «кормежки» грозит бунтом. Кроме того, современная действительность практически свела на нет возможность какого-либо наказания детей в рамках общеобразовательной школы, а поощрение без возможности соразмерного наказания только развращает человека.

Читайте также:  Способы деления клеток ботаника

Поэтому в сложившихся условиях на первый план выходит самый незаметный, трудоемкий и медленный в достижении ожидаемого результата личный пример воспитателя. На мой взгляд, это наиболее действенный способ, так как именно он, как было показано выше, заложен в основе самой природы воспитания, что хорошо отслеживается уже на царстве животных.

Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. Конечно, в первую очередь это родители. Дико видеть, когда в парке играют малыши в компании своих пап и мам, распивающих с друзьями спиртные напитки, курящих и общающихся матом. Но это — родители, и для ребенка до определенного возраста они остаются богами. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли школьный учитель личным примером привить навык другой модели, зародить интерес ребенка к иным ценностям? Вопрос глобальный и не может быть решен средствами одной только школы. Мне кажется, нет смысла проводить реформы образования в школе, без коренного изменения всего нашего общества по всем направлениям государственной политики. Но это решаем уже точно не мы. Что доступно школьным учителям в такой непростой ситуации? Стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.

Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определенном этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь — это непрерывное движение. Или вверх и вперед или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте — на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю — это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека — самого себя. И стать примером для подражания.

С чего начать? Многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие — это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником — это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана — это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках — и это тоже лицемерие.

Отсутствие обмана в отношениях с учениками является необходимым условием для того, чтобы мог сработать «третий кит» воспитания — личный пример.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. И пора прекратить навязчиво твердить о здоровом образе жизни — достаточно (хотя и очень сложно) жить согласно этому убеждению. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы — о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить как можно чаще, выражая свое личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное — поступках. Мои коллеги считают, что современный коллективный выход школ в театр больше не формирует эстетическую культуру или нравственность. К сожалению, они ошибаются — формирует. Вот только какими будут эти эстетика и нравственность? Хотите привить любовь учащихся к театру — полюбите его в первую очередь сами, вне рамок коллективных плановых посещений.

И вот как-то сама по себе вырисовывается проблема учительского самовоспитания и саморазвития. Не должно быть так, чтобы «сам сапожник оказывался бы без сапог».

Процесс воспитания, на мой взгляд, обладает интересным свойством — мы воспитываем детей независимо от того хотим мы этого или нет, осознаем мы это или нет. Он непрерывен, происходит каждую секунду нашего общения с детьми. Вопрос только в том, контролируем ли мы его. Вот об этом и надо педагогу помнить всегда.

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей // А. С. Макаренко — Москва: издательство ИТРК, 2014.
  2. Педагогический словарь // Под редакцией Кождаспировой Г. М. — Москва: Академия, 2005.
  3. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  4. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. // Под редакцией В. С. Степина — Москва: Мысль, 2001.
  5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) // В.С. Безруков — Екатеринбург: УГППУ, 2000.
  6. Сигнальная наследственность. Исследования по генетике // Под ред. М. Е. Лобашева — Ленинград: издательство ЛГУ, 1961.
  7. Источник из сети Интернет: http://paidagogos.com/?p=602.

Об авторе: Филин Павел Владимирович, учитель математики и информатики МБОУ СОШ № 46 г. Брянска.

Источник

Оцените статью
Разные способы