Оценка личностных результатов обучающихся
материал на тему
В работе отражается, из чего складывается оценка личностных результатов, и представлены виды заданий, направленных на формирование личностных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_lichnostnykh_rezultatov.rar | 678.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка личностных результатов обучающихся.
Оценка личностных результатов — оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Личностные результаты формируются в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
3) Нравственно-этическое оценивание
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
▪ подведение итогов урока;
▪ мысленное воспроизведение картины, ситуации;
▪ самооценка события, происшествия;
✓ прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей
✓ учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
✓ объяснять оценки поступков
✓ объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми
✓ объяснять самому себе:
– свои некоторые черты характера;
– свои отдельные ближайшие цели саморазвития;
– свои наиболее заметные достижения
✓ искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений
✓ стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур
✓ осуществлять добрые дела
✓ вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
а) Выполните действия:
б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми .
При выполнении данного задания происходит формирование вычислительных навыков; мотивация учения – развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.
2. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Данное задание реализует патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
3. Подготовка к изложению по тексту:
Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
«Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
— выписать слова с пропущенными буквами;
— выделить в них корни;
— подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
— Каково было отношение русского народа к березе?
— С чем оно было связано?
— Только ли русские люди почитали березу?
— Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
— Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Цели выполнения данного упражнение – признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Личностные результаты могут оцениваться в разных формах :
— персонифицированная (демонстрирующая достижения конкретного ребенка),
— неперсонифицированная (характеризующая достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя, в ОУ),
— качественная (измеренная в номинативной шкале: есть/нет),
— количественная (измеренная, например, в ранговой шкале: больше/меньше),
— интегральная (комплексные тесты, портфолио, выставки, презентации),
— дифференцированная (оценки отдельных аспектов развития).
В систему оценки могут входить различные методы , дополняющие друг друга:
— анализ продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ) и т.д.
Какие материалы можно использовать при формировании методического блока?
Наблюдение – метод сбора первичной психолого-педагогической информации путем непосредственной регистрации наличия/отсутствия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:
— умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),
— способность принимать ответственность,
— способность уважать других,
— умение участвовать в выработке совместного решения,
— способность разрешать конфликты,
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Портфолио (портфель достижений) — одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио : оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Экспертные оценки – мнения знающих ученика людей (преподавателей разных предметов, завуча, учителей дополнительного образования, педагога группы продленного дня и т.д.) по поводу сформированности у ребенка тех или иных качеств личности.
Наборы ситуаций (задач), демонстрирующих отношение или предполагаемое поведение ребенка в тех или иных условиях.
Анкетные опросы – совокупность специально подобранных вопросов, отражающих развитие интересующих исследователя личностных качеств (должны быть проверены на надежность и валидность).
Проективные тесты – психологические инструменты оценки личностных особенностей, требующие высокого профессионализма и специальной подготовки исследователя.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся , а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия различных управленческих решений. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Источник
Новые подходы к системе оценки учебных достижений школьников.
В условиях реализации ФГОС второго поколения ставится вопрос: «Насколько эффективны современные системы оценки качества образовательных достижений?». Необходимо также выяснить, что нужно менять в системе оценки образовательных достижений при переходе на ФГОС нового поколения.
При работе по ФГОС второго поколения необходимо пересмотреть целевые установки и приоритеты в определении образовательных результатов, которые повлекут за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. С помощью традиционной системы не всегда возможно оценить уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков.Поэтому логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяет оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.
Современный подход к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентированная не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику;
- Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся;
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Но прежде чем приступить к разработке новой системы оценки по ФГОС, необходимо рассмотреть положительные и отрицательные моменты сложившейся системы оценивания. Эта система имеет следующие минусы:
2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.
3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнерском взаимодействии семьи и школы. То есть низкая наглядность процесса оценивания. Сложившаяся система оценивания.
5. Низкая дифференцированность оценки, завышение и занижение отметок, выставляемых на уроках, что является следствием проявления либерализма учителей и приводит к снижению уровня подготовки учащихся, утрате интереса школьников к учению.
7. Порочная практика «исправления» отметок в конце четверти
8. Механистический подход учителей при выставлении итоговых отметок, инерция отметок, т.е. выставление их по установившейся традиции.
9. Психологическое воздействие двойки, которая травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции, приводит к сознанию учеником своей неполноценности, несправедливого отношения к нему; использование двойки в качестве средства борьбы с нарушениями дисциплины.
1. Фиксировать цели оценочной деятельности
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки
3.Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.
4.Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся, составу портфолио и критериям его оценивания.
Существует три вида оценивания стартовая диагностика; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.
Необходимо выделить формы контроля и учета достижений:
- Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания , графическая работа, доклад, изложение ,творческая работа.
- Итоговая аттестация: диагностическая контрольная работа, диктанты, изложение, контроль техники чтения и др. Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.«Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметк. «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать; Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. «Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. «По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.
- Существует ещё метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС, как система инновационной оценки — портфолио учащегося.Когда перед участниками образовательного процесса встает вопрос: «Где накапливать оценки и отметки?». Становиться понятно, что производить это необходимо втаблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфолио учащегося». Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (УУД), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ не персонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Нельзя ставить оценки за невыполненные работы, оценивать необходимо факт и качество выполненных работ. Если работа не выполнена, нужно выяснить причину невыполнения и помочь ученику в этом, чтобы он либо научился делать заданную работу, либо постараться устранить препоны, мешающие учиться. Должна оцениваться динамика развития, а не личная констатация фактов
В инновационном обучении используются различные способы оценивания:
1.Оценка деятельности учащихся в проекте (в проекте нового Стандарта одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);
1.Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
2.Оценка умения работать с информацией;
3.Оценка умения представлять информацию;
4.Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
5.Оценка собственных образовательных результатов – эссе;
6.Самооценка учащегося – рефлексия.
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога — проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Источник