Личность преступника вид форма способ наблюдения

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определенную методологию. Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод- это прием, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такойструктурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей 10 . Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определенными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учеными в виде четырех структурных основных элементов»:

а) подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);

б) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

в) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:

г) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даетсистемный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

— личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;

— личность преступника познается через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;

— наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такиепсихологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

Биологический подход. В 1876г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов «ломброзианства» не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование. Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал:

Читайте также:  Способы доказательств тригонометрических тождеств

«. Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз».

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. «Генетически», по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространенной в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришел к выводу, что «генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается» По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин «признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней».

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определенных (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии «снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Все это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению».

Многие ученые разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку «препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей» 19 . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учета возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

• патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;

• нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;

• наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

• психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором 2С .

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остается одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остается актуальной и сегодня.

Социологический подход. Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский ученый Кегле. Социологический подход нашел свое выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, «не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность».

Читайте также:  Способы защиты прав граждан по пенсионному обеспечению

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: «криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление». Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевые поля.

Источник

Лекция 12. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин. Статистические карточки формы 2 «на лицо, совершившее преступление» и другие (например, ф. 1.2), а также соответствующие отчеты содержат сведения о поле, возрасте, гражданстве, образовании, социальном и должностном положении, а также прежних судимостях, характере, мотивах и целях преступной деятельности, действий, роли в преступлении (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник) и других признаках личности преступников, а также о совершенных ими уголовно наказуемых деяниях. Статистически фиксируются данные о лицах, совершивших преступление в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, являющихся хроническими алкоголиками, наркоманами, токсикоманами.

Некоторые позиции статистических карточек и отчетов прямо или косвенно характеризуют социальную среду и конкретные жизненные ситуации, в которых оказались лица, совершившие преступления. Это, например, сведения о месте учебы, о принадлежности к лицам, не имеющим постоянного источника дохода, к местным жителям или иногородним, к беженцам и вынужденным мигрантам, о нелегальном проживании на данной территории, об отсутствии постоянного места жительства, коррумпированных, международных и межрегиональных связях и др.

Информация, содержащаяся в статистических карточках, характеризует личность преступника более чем по двумстам текстуальным и закодированным позициям. При этом, так же как и при анализе данных о зарегистрированных преступлениях, в целях расшифровки ряда сведений используются коды справочников, где для описания, например, социального положения преступника предусмотрено 22 признака, должностного положения лиц, совершивших преступления, и потерпевших — 48 признаков. Всего в документах первичного учета содержится около 1500 признаков личности преступника.

За редкими исключениями, относящимися, например, к характеристике мотивации преступного поведения, информации о нрав-

ственно-пстологических признаках личности преступника в материалах статистического учета не имеется. Этот пробел может быть восполнен путем анкетирования, интервьюирования, программированного изучения уголовных дел, других документов, применения психологического тестирования.

При анализе сведений о личности преступников рекомендуется по возможности использовать данные, относящиеся к так называемому контрольному ряду из числа законопослушных граждан. Это позволяет выявить имеющиеся «сдвиги» в структуре личности преступников, отклонения от нормы (или, по крайней мере, от усредненных значений) в их личностных и поведенческих характеристиках. Для этих же целей данные уголовно-статистического наблюдения могут сопоставляться с показателями экономической, демографической, социокультурной и других отраслей статистики.

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов и, прежде всего, милиции попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений. Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении(когда,
где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной
ответственности, какие меры наказания или взыскания были назна
чены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное
противоправное поведение
(что было причиной каждого правона
рушения, в отношении кого они были совершены и по каким моти
вам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением
наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, ка
кие условия способствовали либо облегчили совершение правона
рушений).

Читайте также:  Способы накруток химической завивки волос

3. О социально-демографических свойствах и ведущих от
ношениях личности
(возраст, образование, семейное положение,
состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и
стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению
общегражданских обязанностей, семье, детям).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях
личности.
При этом обращается внимание на развитие интеллекта
(уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, ши
рота и направленность взглядов); черты характера (замкнутый или
общительный, эгоцентричный, легкомысленный, безответственный,
деятельный или пассивный, правдивый или лживый, мстительный,
жестокий, наглый, завистливый и т.д.); волевые качества (настой
чивость, решительность, неорганизованность, способность подчи
нять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.), по
требности и интересы
(в самоактуализации, в признании и одобре
нии, в защите от страха и неустроенности, гипертрофированные фи
зиологические потребности, склонности к чтению, занятию спор
том, техническому творчеству и т.д.); особые наклонности и при
вычки антиобщественного характера
(к употреблению спиртных
напитков или наркотиков, азартным играм, развратному образу
жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.д.); признаки пре
ступного опыта
(особые навыки подготовки, совершения и сокры
тия преступлений, знание обычаев и нравов криминальной среды,
осведомленность о методах оперативно-розыскной деятельности и
т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, нар
комания, психопатия, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ-
инфекция, отклонения в сексуальной сфере).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении(ха
рактеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отно
шений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-
психологический климат в трудовом коллективе, материальная
обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем ок
ружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо пози
тивное влияние и т.п.).

Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, используются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об адми-

нистративных и иных правонарушениях. При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами.

Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.

Наряду с простейшими, интуитивными, прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы 1 .

Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точен.

При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероятность совершения преступлений лицами последовательно-крими-

1 См.: Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение преступного поведения. М., 1986.

нального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведение лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников, значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы промежуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отнесение преступника к той или иной классификационной группе — дело весьма непростое.

В целом проблема прогнозирования индивидуального преступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие источники информации и методы используются для изу
чения личности преступника в практической деятельности правоохрани
тельных органов?

2. Какие сведения о личности преступника необходимы для прове
дения индивидуально-профилактической работы?

3. Что понимается под прогнозированием индивидуального пре
ступного поведения?

Лекция 13. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы