Личность как способ существования человека в системе взаимоотношений. Факторы, влияющие на формирование характера и развитие способностей человека
Личность — это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. Имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях: Личность присуща каждому человеку. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет. Личность — продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа. Личность — индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.
Основные признаки личности
Первым наиболее существенным признаком личности является положение индивида в системе общественных отношений. Говоря языком социолога, личность — это роли и функции, выполняемые человеком в обществе, это — маска, которую одевает на себя индивид, вступая в отношения с обществом. Вторым признаком личности, человека, как личности, является наличие самосознания, т.е. способность индивида формулировать свое «я» и делать свое «я» предметом собственного анализа. Эта способность появляется на втором или третьем году жизни нормально развивающегося ребенка. Личность начинается там, где ребенок произносит местоимение «я». Так что человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе своего индивидуального развития. Не приобретая самосознания, индивид не становится личностью.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность не «только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое не два параллельных и независимых друг от друга фактора: воздействуя на развитие человека, они вступают между собой в разные взаимоотношения, причем соотношение их само зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 425 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Личность – способ бытия человека в обществе. Индивидуальность
Сложный и длительный путь формирования современного человека привел к тому, что в нем тесно переплелись два начала: биологическая природа и социальная сущность. При этом каждый человек неповторим, поскольку наделен индивидуальными различиями.
С одной стороны, все люди похожи и это позволяет нам судить о целостности человека как части природы и общества; но с другой стороны, человек – это личность с множеством различных ее аспектов. Если родовое понятие – человек включает единство социального и биологического, то личность отражает социальную природу человека. Марис писал, что сущность личности составляют не борода, не кровь и т. д., а ее социальное качество. Общество состоит из бесконечно разнообразных личностей.
Личность – это персонификация определенного вида деятельности общественных отношений, определенных социальных ролей и функций.
— положение индивида в системе общественных отношений (роли, функции, маска, статус);
Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Человек умеет отвечать за свои поступки. Это способность индивида формулировать свое «Я» и сделать его предметом анализа (ребенок в 2-3 года). В этом смысле не все люди – личности.
Бытие человека в качестве личности зависит от общественного мнения в конкретных условиях, формирующих набор признаков и черт, необходимых для признания человека – личностью. Так, в рабовладельческом обществе правом считаться личностью обладали свободные граждане. В феодальном строе личность определялась принадлежностью к дворянскому сословию. У Гоголя в «Мертвых душах» дана субординация личностей в яркой художественной форме. Капитализм упразднил сословные привилегии, поскольку пролетариат признавался членом гражданского общества, т.е. личностью.
В науке насчитывается более 70 определений личности.
Личность – это конкретно-исторический способ бытия человека в обществе, индивидуальная форма существования и развития социальных качеств, связей и отношений, персонифицированных в конкретных видах деятельности и поступках.
Формой проявления «личности» является индивидуальность. Неповторимость свойств индивида проявляется не в наборе черт и свойств (мужество, трудолюбие, общительность и т.д.), а в способе их проявления и выражения, в сочетании целей и средств их достижения, черт характера, привычек, эмоций и т.д. одаренный человек обладает не только задатками, но и способностью их реализации. А чем полнее в личности отражается общечеловеческое содержание, тем она ярче выражает интересы своего общества.
Индивидуальность – центр личности, ядро и способ ее бытия. Отсюда – личность социальна по сути, но индивидуальна по способу своего существования.
Теория личности дает ответ на три вечных вопроса: что? как? почему?
Источник
ЛИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности.
Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка.
В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла:
Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.
А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность — это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.
Личность несет все особенности той исторической эпохи, в которой живет, а также той социальной группы, в которой вступает в контакт с другими людьми, получая от них информацию, эмоциональную поддержку, условия развития.
Личность не развивается в одиночестве и всегда прямо или опосредствованно контактирует с другими людьми. В ходе деятельности человек как бы сквозь призму своих отношений оценивает условия своей жизни, объекты, результаты, свое участие. Эта «призма» выражает освоенные и сформированные в ходе социального взаимодействия позиции, знания, установки. Освоение социальных знаний, умений, способов регуляции происходит через речь, знаковые системы культуры.
Ребенок, становясь личностью, идет от первичной связанности или слитности с окружающими к обретению независимости и ответственности за свои поступки и решения. Причем способность к самостоятельности «заложена» в социальных условиях, которые распредмечивает, раскрывает ребенок, реализуя способность стать личностью.
Автономность личности не представляет собой абсолютный отрыв от социальных связей, от других людей, но означает, что человек не просто усваивает то, что окружающие люди ему передают, представляют как необходимое для повторения и воспроизведения. Личность вступает в сложный диалог с социальными факторами своего развития. Личность способна принять решение о том, вступать ей в социальные контакты и становиться похожей в результате этого на окружающих или избегать этого, развиваясь самостоятельно.
Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Как правильно говорит К. К. Платонов, «единого общепризнанного понимания личности еще нет». Олпорт еще в 1937 г. нашел свыше 50 разных определений личности.
Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
— личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
— личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми.
А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.
Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
— сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
— личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности. В каждом из подходов выделяет как особые стороны личности, так и связи их.
По С.Л.Рубинштейну, изучение психического облика личности включает три основные вопроса.
Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
Вслед за этим, естественно, встает второй вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.
Однако способности – это вначале только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.
Таким образом, по С.Л.Рубинштейну, структура личности включает:
1) подструктуру направленности,
2)задатки и способности,
3) характер и темперамент, представляющий динамическую основу характера.
К.К.Платонов, учитывая соотношение социального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности:
- 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношенияличности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой;
- 2-я подструктура личности — опыт — объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.
- 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля).
- 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения.
Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности.
Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения.
Факторы развития личности
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта.
Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности.
Развитие происходит: в единстве биологического и социального в человеке.
Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
Из представленной схемы мы видим, что факторы развития личности следующие:
Биологические — наследственность (неуправляемый фактор) — передача детям от родителей определенных качеств и особенностей (цвет глаз, волос, кожи, болезни, физиологические параметры).
Умственные способности не наследуются, а наследуются задатки, которые в силу сложившихся условий перерастают в способности
Социальные — социальная среда (полууправляемый фактор) — реальная действительность и условия, в которых растет ребенок; социальная, материальная, экономическая среда, общественный строй, которые создают условия для развития ребенка; малая социальная среда — родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка
Фактор воспитания — (полностью управляемый, ведущий, может иметь положительный и отрицательный результат в зависимости от содержания целей, методов, средств, используемых в семье, школе) — целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками, социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
ЛИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
ЛИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
ЛИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Источник