Льготы как способ социальной поддержки

Содержание
  1. Предоставление гражданам социальных льгот это способ государственной поддержки населения
  2. Кому полагаются привилегии
  3. Разновидности льгот
  4. Формы предоставления социальных льгот
  5. Привилегии федерального и местного уровней
  6. Кто выплачивает льготы и каков список документов для их оформления
  7. Как рассчитываются льготы
  8. Заключение
  9. Что такое социальный контракт для малоимущих
  10. Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
  11. Курс о больших делах
  12. Что такое социальный контракт
  13. Виды социального контракта
  14. Кому положен социальный контракт
  15. Кому могут отказать в социальном контракте
  16. Как получить социальный контракт
  17. Как написать бизнес-план
  18. Как написать финансовый план
  19. Куда подавать документы
  20. На что можно потратить субсидию
  21. Как работает соцконтракт в реальности
  22. Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
  23. Сколько раз можно заключать социальный контракт
  24. Как расторгнуть социальный контракт

Предоставление гражданам социальных льгот это способ государственной поддержки населения

Государство старается поддерживать граждан, которые испытывают серьезные финансовые проблемы. Этот вид помощи обеспечивается за счет предоставления различных послаблений. Льготы — это ряд привилегий в виде денежных выплат, дополнительных прав, освобождения от обязательных платежей, обязательств перед государством, которыми наделяются определенные группы людей. На привилегии со стороны государства могут рассчитывать только конкретные категории граждан. Льготы подразумевают как материальные выплаты, так и их поддержку в натуральной форме. В государстве также предусмотрена четкая классификация льгот.

Кому полагаются привилегии

В России довольно много граждан, кто имеет право на льготы. В стране действует уравнительная система, заключающаяся в первоочередной заботе о гражданах, имеющих минимальную финансовую и социальную защищенность. Кто относится к указанной категории граждан? Таковыми являются:

  • многодетные семьи;
  • инвалиды;
  • люди без работы;
  • участники войн, их семьи;
  • госслужащие;
  • доноры;
  • ветераны труда;
  • пенсионеры;
  • люди, имеющие госнаграды;
  • ранее репрессированные граждане;
  • пострадавшие от радиации при аварии в Чернобыле;
  • студенты;
  • дети до 16 лет;
  • малоимущие;
  • труженики тыла;
  • граждане, побывавшие в концлагерях.

Список льготников достаточно широк. Он включает в себя Героев СССР, детей-инвалидов, детей без родителей, людей, имеющих какие-либо заслуги перед страной.

Основным условием получения привилегий от государства является наличие у указанных выше категорий людей гражданства России.

Разновидности льгот

Гражданам важно знать, какие бывают льготы. Незащищенные слои население могут рассчитывать на разные привилегии. Выделяются такие послабления:

  • при уплате налогов;
  • при уплате таможенных сборов;
  • социальные типы льгот.

Налоговые послабления подразумевают освобождение граждан от уплаты различных налогов либо их освобождение от осуществления платежей в казну государства частично. Налоговые привилегии позволяют льготникам получить от государства отсрочку на уплату либо вообще не уплачивать налоги на определенные виды доходов. Наименее защищенным налогоплательщикам государство предоставляет налоговую амнистию.

Некоторые категории льготников могут рассчитывать на таможенные привилегии. Они заключаются в освобождении от уплаты пошлин. В некоторых случаях у граждан есть возможность производить таможенные платежи в меньшем размере.

Социальные льготы подразумевают под собой более широкий круг возможных привилегий и преимуществ для граждан.

Формы предоставления социальных льгот

Не все граждане понимают, что такое социальные льготы. Под ними понимаются различные способы социальной поддержки незащищенных слоев населения, выражающиеся в денежных выплатах, скидках, дополнительных правах, освобождении от уплаты конкретных платежей.

Существуют следующие виды социальных льгот:

  • на жилье и оплату услуг по нему;
  • на проезд;
  • пенсионные привилегии;
  • медицинские льготы.

Жилищные привилегии предусматривают поддержку льготников в форме скидок при оплате коммунальных услуг, а также в форме предоставления новых жилых площадей. Данный тип социальных привилегий включает в себя:

  • скидки в размере 25–50%, а в некоторых случаях и 100%, на оплату коммунальных платежей в случае превышения устанавливаемых норм потребления;
  • предоставление возможности улучшить жилье, имеющее слишком маленькие размеры;
  • выдачу субсидий на погашение ипотечных кредитов;
  • заключение договоров соцнайма с детьми-сиротами, людьми без жилища на льготных условиях со сниженными арендными платежами.

Для большинства льготных категорий граждан действует проезд на транспорте по низким ценам. Это могут быть:

  • проездные билеты со скидкой в полцены;
  • скидки при проезде, достигающие 50–100%;
  • субсидии на проездные билеты для тех, кто живет в отдаленных частях страны.

Пенсионные преимущества являются самыми распространенными видами привилегий. Пенсионные выплаты могут быть трудовыми и государственными.

Трудовые пенсии предоставляются льготникам:

  • получившим инвалидность;
  • потерявшим кормильцев, у которых они были на содержании;
  • ставшим нетрудоспособными в силу возраста.

С учетом сложности условий труда, пола, места работы некоторые льготники могут уйти на пенсию раньше положенного срока.

Государственные пенсии имеют место в случаях:

  • получения инвалидности;
  • большого рабочего стажа;
  • отсутствия стажа (выплаты идут в качестве стимулирования для работы);
  • достижения пенсионного возраста.

Медицинские льготы предоставляются в виде бесплатных медицинских препаратов, скидок на лечение зубов и приобретение протезов. Расходы при этом оплачиваются Фондом социального страхования.

Льгота — это разновидность жилищных, таможенных, медицинских, налоговых, пенсионных, проездных привилегий определенным категориям граждан, имеющим российское гражданство.

Привилегии федерального и местного уровней

Все предоставляемые виды льгот в России делятся на федеральные и региональные. Их основное отличие друг от друга заключается в способах финансирования. Привилегии федерального уровня финансирует сама страна. Поддержка на государственном уровне осуществляется в отношении всех нуждающихся граждан страны. На региональную помощь могут надеяться не все граждане. Она финансируется из местных бюджетов. При наличии денежных средств в местном бюджете некоторые категории людей могут рассчитывать на ту или иную льготу.

Привилегии на федеральном уровне:

  1. Средства выделяются из федерального бюджета.
  2. Перечень льгот составляется на основании российских законов.
  3. Получаемая поддержка на федеральном уровне исключает право получать помощь из местных бюджетов.
  4. Льготы формируются решением Правительства.

Привилегии, которые существуют на региональном уровне:

  1. Средства поступают из бюджета конкретно взятого региона.
  2. Возможность оказания помощи незащищенным слоям общества на местном уровне не требует получения одобрения у федеральных органов.
  3. Получаемая поддержка на региональном уровне исключает право на оформление федеральной поддержки.
  4. Формирование происходит решением местных органов власти.

Из федерального бюджета можно получить поддержку следующим гражданам:

  • героям соцтруда;
  • военным ветеранам;
  • детям-инвалидам;
  • вдовам ветеранов, другим членам семей умерших ветеранов;
  • Героям СССР;
  • ликвидаторам аварии на атомной станции в Чернобыле и людям, пострадавшим от нее;
  • Героям России;
  • инвалидам;
  • людям, бывшим в плену в период Великой Отечественной войны;
  • взрослым инвалидам.

Представителям указанных льготных категорий оказываются следующие виды господдержки:

  • финансовая помощь в виде денежных выплат каждый месяц;
  • бесплатный проезд на транспорте до лечебных учреждений;
  • предоставление медицинских препаратов, специального питания за счет средств, которые относятся к федеральному бюджету;
  • дополнительное материальное обеспечение в виде денежных выплат, производимых ежемесячно для инвалидов ВОВ, вдов ветеранов, пленных концлагерей, блокадников;
  • финансовая помощь на оплату коммунальных услуг;
  • освобождение от уплаты некоторых налогов.

Кто выплачивает льготы и каков список документов для их оформления

Многих граждан интересует вопрос, как получить льготы. За оформлением привилегий необходимо обратиться в специальные органы. Одними из них выступают местные отделения Пенсионного фонда. Данный орган позволяет узнать информацию по вопросам о предоставлении различных пенсионных льгот. Он же решает вопросы о выплате денежных пособий нуждающимся категориям граждан.

В ряде случаев гражданам потребуется обратиться в органы соцстраха. Вопросы, касающиеся налоговой социальной льготы (НСЛ), решаются в соответствующем налоговом органе.

С целью упрощения процедуры оформления привилегий льготникам можно обращаться в многофункциональные центры.

Предусматривается следующий обобщенный перечень документов для предоставления соответствующей господдержки:

  • паспорт льготника;
  • документы, указывающие на наличие у него иждивенцев;
  • справка НДФЛ;
  • ИНН;
  • документ о составе семьи;
  • медсправка (для граждан, имеющих инвалидность);
  • документация, подтверждающая наличие в собственности льготника земли;
  • СНИЛС;
  • документы, подтверждающие факт собственности на жилье или возможности пользоваться им (необходимы, когда оформляется скидка на коммунальные услуги);
  • заявление о предоставлении необходимой привилегии;
  • банковские реквизиты счета, куда в дальнейшем будут поступать льготные платежи;
  • удостоверение пенсионера (при оформлении пенсии по старости);
  • документы на транспорт (когда оформляется таможенная или социальная льгота);
  • награды, удостоверения, знаки отличия и прочие документы, указывающие на статус льготника;
  • трудовая книжка.

При предоставлении региональных привилегий могут запрашиваться дополнительные документы. После принятия и рассмотрения всех документов орган принимает решение о присуждении запрашиваемой господдержки. При положительном решении рассчитывается размер присужденной помощи и производятся выплаты на основании сделанного расчета.

В России действуют льготы как на федеральном, так и местных уровнях. Первые формируются из федерального бюджета, вторые — из местного. Решение о предоставлении привилегий принимает Пенсионный фонд, налоговые и страховые органы, а также иные органы соцзащиты. Для оформления помощи необходимо предоставление конкретного перечня документов.

Как рассчитываются льготы

Большинство льготников сталкиваются с вопросом, как рассчитать льготы, которые им полагаются.

Читайте также:  Классификация химических реакторов по способу организации процесса

Чаще всего вопросы льготников связаны с расчетом скидок на коммунальные услуги. Размер привилегии рассчитывают для каждого человека в индивидуальном порядке. При подобных расчетах учитывается число услуг, которыми льготник пользуется.

При расчете скидок на ЖКХ берутся следующие данные:

  • вся площадь жилья;
  • число людей, совместно делящих жилье со льготником.

Подсчет ведется путем деления суммы начисленного платежа за конкретный вид коммунальной услуги на 100 и умножения на процент скидки.

Указанные данные используются и при расчете единовременных денежных выплат, которые полагаются ветеранам войн, инвалидам, труженикам тыла и другим категориям льготников.

Рассчитанная льготная сумма подлежит выплате льготникам с опережением, чтобы они имели возможность погасить ею начисленные коммунальные платежи.

Ряд положенных выплат представляют собой фиксированную сумму и рассчитываются на федеральном уровне. Это касается ежемесячных выплат, размер которых зависит от того, кому положены льготы. Расчет ведется Правительством и подлежит ежегодной индексации. Сумма дополнительного материального обеспечения является фиксированной: 500 или 1000 рублей в зависимости от категории льготника.

Заключение

Законодательство четко указывает на категории населения, кто имеет льготы. Предусмотрены привилегии на государственном и местном уровнях, каждый из которых самостоятелен в определении числа и вида послаблений для конкретных категорий нуждающихся граждан.

Ежегодно индексируются размеры ранее установленной госпомощи на всех уровнях. Так, с 2017 года предоставляются увеличенные размеры привилегий для детей-инвалидов, инвалидов 1-й, 2-й групп. На уровне регионов скидку при оплате взносов на капремонт получили пенсионеры старше 70 лет.

С 2018 года ветераны вместе с Героями войны и инвалидами получат послабления при оплате введенных недавно курортных сборов. Ожидается введение образовательных привилегий для сирот. Они смогут рассчитывать на 10% всех мест в вузах. Для них будет предусмотрена увеличенная в полтора раза стипендия.

По вопросам, как оформить льготы, гражданам необходимо обращаться в соответствующие органы социальной защиты.

Источник

Что такое социальный контракт для малоимущих

Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес

Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.

Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.

Курс о больших делах

Что такое социальный контракт

Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.

Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.

В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.

Сколько платят по социальному контракту. Максимальная сумма, которую можно получить, зависит от вида социального контракта. Например, на переобучение государство выделяет до 30 000 Р , на ведение подсобного хозяйства — 100 000 Р . Максимальная сумма, которую можно получить по соцконтракту, — 250 000 Р на открытие своего дела.

максимально можно получить по соцконтракту

Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.

Виды социального контракта

Существует пять видов социального контракта.

По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.

На обучение или переобучение. Регион выделяет до 30 000 Р , чтобы безработный получил новую профессию или повысил свою квалификацию. Как показывает мой опыт, чаще всего человека просто направляют в центр занятости, где есть бесплатные курсы. Можно выучиться на проводника поезда, повара, водителя или тракториста. Есть и современные профессии: графический дизайн, аналитика данных и даже базовое программирование.

На ведение своего подсобного хозяйства. Выделят 100 000 Р , на которые можно купить семена, инструменты и тому подобное. Главное условие — получать потом доход от продажи сельскохозяйственной продукции.

На запуск своего дела. В этом случае выплачивают сразу 250 000 Р , которые можно потратить на оборудование, расходные материалы, аренду. Ограничений по видам бизнеса нет: можно делать маникюр, давать психологические консультации, печь торты — главное, чтобы это было законно. Человек может быть уже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или самозанятый, а может встать на учет после заключения социального контракта. По этому виду контрактов платят максимальную субсидию и дальше в статье я буду говорить именно о таких договорах.

На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.

Кому положен социальный контракт

Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.

Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.

Для малоимущих семей. Доходы должны быть ниже среднего прожиточного минимума на душу населения в регионе. Например, в Москве это 18 029 Р . Сведения предоставляют за три последних месяца. Если речь о семье, то рассчитывают среднедушевой доход за три месяца.

Например, в Москве живет семья из четырех человек: супруги и двое детей. Официальная зарплата мужа 45 000 Р , жена в декрете, получает пособие 20 000 Р . У них есть двухлетний сын и дочь-студентка, которая получает стипендию — 5000 Р . Общий доход семьи — 70 000 Р в месяц, среднедушевой — 17 500 Р . Прожиточный минимум в Москве составляет 18 029 Р . Значит, эта семья считается малоимущей и может заключить социальный контракт.

Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.

Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.

Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.

Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.

Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.

Читайте также:  Консервация помидор холодным способом

Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.

Кому могут отказать в социальном контракте

Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.

Бизнес, на который выдают субсидию, должен стать основной деятельностью, то есть приносить большую часть дохода. Например, если человек получает зарплату 10 000 Р , а по соцконтракту открывает маникюрный салон, который приносит 5000 Р , то это нарушение правил программы.

Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.

Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Как получить социальный контракт

Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.

В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.

Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:

Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ

Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.

Как написать бизнес-план

Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.

Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.

Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.

Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.

Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.

Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.

В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.

Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.

Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.

Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.

Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.

Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.

Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.

Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.

В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.

Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.

Случается и такое, что товар, указанный в смете, дешевеет. Тогда вместо 250 000 Р заявитель может потратить, например, 248 050 Р . В этом случае придется вернуть разницу.

После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.

Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.

Как написать финансовый план

Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.

Советую не писать слишком высокую чистую прибыль. Обычно в соцзащите просят ориентироваться на прожиточный минимум в регионе. Допустим, он равен 11 500 Р , тогда ежемесячная прибыль должна быть чуть больше: 12 000—16 000 Р на каждого члена семьи.

Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.

УСН «Доходы» — 6% от выручки.

УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.

Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.

Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.

Читайте также:  Краткая характеристика способов обеспечения исполнения обязательств

Куда подавать документы

В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.

Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.

У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.

После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.

Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.

Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.

п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ

Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.

На что можно потратить субсидию

Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.

В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.

С 2020 года деньги можно тратить не только на основные средства, но и на аренду помещения, которое нужно для бизнеса. Но эта статья расходов должна быть не больше 15% от общей суммы субсидии. Например, если человек претендует на максимальные 250 000 Р , то на аренду можно потратить не больше 37 500 Р .

На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.

Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.

Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.

Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.

Как работает соцконтракт в реальности

Я занимаюсь организацией концертов. Сначала я написал бизнес-план по этой сфере деятельности, но в соцзащите его не приняли. Сказали, что у меня нет образования для использования студийного и музыкального оборудования, которое я и хотел приобрести на 250 000 Р .

Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.

Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.

От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.

Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.

Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта

Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.

Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.

Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.

Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.

Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.

Сколько раз можно заключать социальный контракт

Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.

Как расторгнуть социальный контракт

Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.

Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:

  1. закрыл свое дело;
  2. выехал в другую страну или регион на ПМЖ;
  3. предоставил недостоверные сведения и документы о доходах или имуществе;
  4. использовал деньги не по назначению;
  5. сначала купил оборудование, а потом продал.

Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.

Источник

Оцените статью
Разные способы