Лепка пластическим способом что это

Основные методы и приемы лепки

Основные методы и приемы лепки

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Читайте также:  Способы определения срока беременности акушерство

Основные приемы лепки

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Рекомендации по работе с пластилином:

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. — М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз — дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

Источник

Консультация «Освоение детьми приемов лепки»

Ольга Михайловна Петрова
Консультация «Освоение детьми приемов лепки»

Лепка – это один из вариантов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы или целые композиции.

Читайте также:  Система документирования способы документирования

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисование, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приемов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Рассмотрим способы лепки:

1. Конструктивный: При этом способе лепки образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора. Ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Этим способом дети начинают лепить с 2 – 3лет и часто сами «открывают» его для себя. Но при, казалось бы, внешнем освоении его, дети редко передают пропорциональное соотношение частей и не очень хорошо скрепляют их между собой. После 3-х лет дети начинают более точно передавать особенности деталей и соединяют их, стараясь сохранить пропорции и взаимное расположение (какая деталь больше, какая меньше, как детали размещаются рядом, одна на другой или как-то иначе).

В дальнейшем конструктивный способ лепки совершенствуется; увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка. Это связано, прежде всего, с развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу.

2.Скульптурный: этот способ иногда еще называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет заинтересовавший его образ, берет подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть вытянутое яйцо, если задумано какое-то животное; шар если хочется вылепить овощ или фрукт и т. д. на общей основе ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части, не отрывая их,и стараясь передать характерные особенности: длинную шею, уши и т. д. Он моделирует форму –основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает там, где нужно – сверху, по бокам, снизу.

Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники. Для этого бывает достаточно сравнить два образа на одну тему, вылепленные разными способами. К примеру,можно вылепить на глазах у детей двух похожих между собой рыбок: одну из них создать структурным способом, а другую конструктивным, предложить детям сравнить их.

3.Комбинированный:этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по всем возможностям.

4. Модульная лепка – этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. Различают несколько видов модульной лепки.

Из бесформенных кусочков – отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и создают из них образ (туча, полянка, цветок).

Из шариков – отрывают кусочки и раскатывают в шарики (гусеница, бусы, крона дерева).

Из валиков – отделяют кусочки и раскатывают а валики (дом, колодец, мост).

Читайте также:  Глаза у детей способы

Модули объединяют по разному:

• Заполняют силуэт, вырезанный из бумаги, или нарисованный, или выложенный из пластилинового жгутика,

• Насаживают на каркас из проволоки, палочек, трубочек и т. д.

5. Лепка из колец – это оригинальный способ лепки, которым пользуются гончары. Такая техника применяется для лепки посуды. Сначала готовят основу (дно) из пластилиновой лепешки, ровно обрезают по стакану, затем раскатывают валик нужной длины, чтобы можно было уложить по краю основы. Остальные валики сверяют по нему.

Валики последовательно сворачивают кольцом и выкладывают друг на друга так, чтобы стыки не выстраивались в одну линию. Из колец можно вылепить вазу, башню, кувшин, чашку.

6. Лепка по форме – готовые прочные формы служат прочной и удобной основой. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, заглаживают шов. Отдельно лепят ручку, крышку и т. д. ; украшают налепами или прорезным узорам. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими. Ребенок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребенка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми. Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями Использование приемов самомассажа с детьми во взаимодействии с родителями. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим.

Консультация для педагогов «Мнемотехника система методов и приемов» На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности,.

Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей» «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.

Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте» Тема: «Основные приемы лепки». Цели: 1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;.

Консультация для воспитателей «Значение лепки в развитии личности дошкольника» Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому.

План работы на месяц «Освоение основных изобразительно-выразительных средств графики детьми дошкольного возраста» Тема: «Освоение основных изобразительно-выразительных средств графики (точка, линия, пятно) детьми дошкольного возраста через игровые технологии».

Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через использование приемов лепки из соленого теста». Воспитатель:.

Консультация-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с детьми» Консультацию подготовил: воспитатель Рыбалка Н. В. Консультация-практикум для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных приемов ИЗО.

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии» Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ — технологии» Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать.

Источник

Оцените статью
Разные способы