Лепка нетрадиционным способом старшая группа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ ЛЕПКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Особенности освоения нетрадиционных изобразительных техник лепки детьми старшего дошкольного возраста.

В современном обществе востребован человек творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к эстетическому преобразованию действительности.

Вопросы психологии изобразительной деятельности и развития художественных способностей рассматривались в трудах Е.И. Игнатьева, В.С.Мухиной, Б.М.Теплова, Н.П.Сакулиной, В.А.Езикеевой, Н.С. Карпинской и др.

Цель исследования: выявить возможности использования различных изобразительных («нетрадиционных») техник в развитии лепки детей старшего дошкольного возраста.

Объект: освоение лепки детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогический процесс использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в развитии лепки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить психолого-педагогические подходы к проблеме использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в развитии лепки старших дошкольников.
  2. Выявить особенности освоения лепки и применения различных изобразительных техник детьми в старшем дошкольном возрасте.
  3. Разработать и апробировать технологию использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в лепке детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: старшим дошкольникам доступно использование «нетрадиционных» изобразительных техник лепки и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:

  • освоение старшими дошкольниками различных изобразительных техник и развитие необходимых изобразительно-выразительных и технических умений;
  • создание условий для экспериментирования детей с различными художественными материалами и инструментами;
  • развитие детского художественного творчества путем создания интересных, оригинальных лепных образов;

Скачать:

Вложение Размер
ns_metod_razr_2.docx 15.81 КБ

Предварительный просмотр:

В современном обществе востребован человек творческий, креативный, испытывающий потребность в самовыражении, умеющий и стремящийся к эстетическому преобразованию действительности.

Вопросы психологии изобразительной деятельности и развития художественных способностей рассматривались в трудах Е.И. Игнатьева, В.С.Мухиной, Б.М.Теплова, Н.П.Сакулиной, В.А.Езикеевой, Н.С. Карпинской и др.

Цель исследования: выявить возможности использования различных изобразительных («нетрадиционных») техник в развитии лепки детей старшего дошкольного возраста.

Объект: освоение лепки детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет: педагогический процесс использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в развитии лепки у детей старшего дошкольного возраста.

1. Определить психолого-педагогические подходы к проблеме использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в развитии лепки старших дошкольников.

2. Выявить особенности освоения лепки и применения различных изобразительных техник детьми в старшем дошкольном возрасте.

3. Разработать и апробировать технологию использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в лепке детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: старшим дошкольникам доступно использование «нетрадиционных» изобразительных техник лепки и данный процесс будет более эффективным при следующих условиях:

o освоение старшими дошкольниками различных изобразительных техник и развитие необходимых изобразительно-выразительных и технических умений;

o создание условий для экспериментирования детей с различными художественными материалами и инструментами;

o развитие детского художественного творчества путем создания интересных, оригинальных лепных образов;

Теоретические основы проблемы использования различных изобразительных техник («нетрадиционных») в развитии лепки у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические основы проблемы освоения лепки детьми старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогических исследованиях Н.А.Курочкиной, В.С.Мухиной, Н.П.Сакулиной и др. представлены закономерности и особенности освоения детьми изобразительной деятельности; выделены аспекты взаимосвязи развития Изо деятельности и обогащения сенсорного опыта детей дошкольного возраста [3; 5; 21]. Творчество детей в различных видах изобразительной деятельности. Его связь с другой детской деятельностью изучали З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, и др.

В современных исследованиях изобразительная деятельность трактуется как одна из форм художественного освоения* ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств* отображает мир [18, стр. 37-38].

особенности освоения нетрадиционных изобразительных техник лепки детьми старшего дошкольного возраста

Цель, задачи и методика

Цель :выявление особенностей освоения нетрадиционных техник лепки у старших дошкольников.

Эксперимент был направлен на решение следующих задач:

1. Выявить особенности освоения лепки старшими дошкольниками.

2. Изучить особенности освоения нетрадиционных техник лепки старшими дошкольниками.

3. Определить особенности педагогических условий использования нетрадиционных техник в развитии лепки у старших дошкольников, существующие в практике ДОУ.

Задание 1. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: выявление особенностей представлений старших дошкольников о лепке.

Материал: фотографии с изображением процесса лепки, рисования, апплицирования, конструирования, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, бумажная масса, фольга, мокрый песок), инструменты (стека, доска, скалка, штампы, блюдце с водой, тряпочка).

Инструкция: ребенку предъявляются фотографии (см. приложение № 9), предлагается их рассмотреть и ответить на вопросы:

1. Что тебе больше нравится делать? Почему?

2. Что ты любишь лепить?

3. Расскажи, как это лепить. Научи меня.

1. Алиева Е. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. — М.: Просвещение, 2003. – 335 с.

2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. — М.: Педагогика, 1998. – 147

3. Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. м.: мозаика-синтез, 2006. – 72 с.

4. Вербенец А.М. Особенности использования различных изобразительных техник современными дошкольниками // Маленькие граждане большого города. – СПБ.: Союз, 2007. – стр. 232-235.

5. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными материалами. Автореф. Дисс. К.П.Н. — м., 1995.

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация к занятию по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

ИСПОЛЬЗОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ АНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_netraditsionnykh_izobrazitelnykh_tekhnik_v_lepke_dlya_razvitiya.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №22 «Радуга» станицы Лысогорской » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК В ЛЕПКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В. Полторжицкий Лепка – очень увлекательное и интересное занятие, способствующее лучшему развитию осязания, восприятия формы и объема, чувства пластики, ритма, пропорциональности, а также художественного вкуса, наблюдательности и фантазии . Задачи: познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники в лепке, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного применения; формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу. Цель: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные нетрадиционные техники и жанры в лепке.

Инструменты и оборудование для лепки: Для работы вам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей, пластилин, столы, доски для лепки, мокрые тряпочки, фартуки, клеенки. пластилин, специальные ножички для пластилина с разными наконечниками, колпачок фломастера, карандаши ( круглый и многогранный), основы для лепки (картон, баночка, стаканчик, веточки деревьев, готовые пластмассовые формы), макаронные изделия разной формы, крупнозернистые крупы, горох, фасоль, объемный наглядный материал и картинки с изображением различных предметов, грибов, фруктов, овощей, животных.

Способы в нетрадиционной лепке: лепка вытягиванием лепка объёмных форм из отдельных частей модульная лепка( используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…) налепные украшения( их раскрашивание красками) пластилиновая аппликация мозаика из мелких шариков и плоских камешков выкладывание жгутиками (витражная техника) рисунок пластилиновыми мазками ( пластилинография ) расписной пластилин (разрезание слоёного пластилина) создание фактурной поверхности отпечатки различными предметами на пластилиновой основе рельефы ( декоративные пластинки ): барельеф, горельеф, контррельеф раскатывание пластилинового листа, обрубовка рисунок из пластилиновой ленты смешивание цветов ( цветоведение ) рисование пластилином . процарапывание. сграффито (многослойное процарапывание ). лепка на форме лепка из колец лепка из пластин торцевание на пластилине миниатюра: р абота с шаблоном м ногоплановый рельеф Контур Пластилиновая живопись

Рисование пластилином. З амечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Этапы работы: Начинать нужно с нанесения эскиза на лист картона, продумать цветовую гамму, только затем начать нанесение пластилина. Пластилин нужно разогреть, чтобы он легко размазывался по поверхности картона. Изготовление пластилиновой картины начинаем с нанесения фона, используя приемы «придавливания», « примазывания , «разглаживания». После нанесения фона начинаем работать непосредственно с основным изображением. Во время работы над картиной важно учитывать сочетания и правила смешивания цветов, добиваясь нужных оттенков. После завершения картины необходимо покрыть ее лаком для волос .

О тпечатки различными предметами на пластилиновой основе: С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно: подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор. Сграффито (многослойное процарапывание). Техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, отличающийся по цвету. Близко к понятиям контррельеф и граттаж . Этапы работы: На картон наносится слой пластилина, намечается будущий рисунок, затем процарапывается. Техника отпечатывания предполагает работу с штампами, как специально изготовленными печатками, заготовленным природным материалом, так и с подручными пуговицами, трубочками, колпачками и т.д.

Лепка на форме: При лепке на форме используются для основы готовые прочные формы. Варианты работы: поверхность формы, если она имеет художественное значение, может оставаться нетронутой (играет роль фона) и дополняется необходимыми элементами, частями, декором поверхность покрывается тонким слоем пластилина нужного цвета и декорируется, форма задуманного образа наращивается пластилином на форму – основу. На основе готовой формы создаётся огромное количество образов Миниатюра: Этапы работы: Возьмем карандаш и нарисуем контур картинки, которую хотим выполнить из пластилина. Кладем шаблон на лицевую сторону крышки рисунком вниз. Закрепляем кусочками пластилина или скотчем. Переворачиваем изнаночной стороной к себе. Аппликация выполняется на изнаночной стороне крышки. Выбираем цвет фона миниатюры. Заполняем свободное пространство, размазывая тонкие пластины материала. Теперь можно убрать шаблон, перевернуть работу лицевой стороной к себе и проверить, ровно ли лег пластилин. Подправить, прижав или подвинув пластилин, где это необходимо. Края крышки также можно заполнить пластилином, раскатав его в тонкий жгут и положив в углубление по кругу.

Лепка из колец: Лепка из колец состоит в том, что: на подготовленную основу укладываются друг на друга свёрнутые в кольцо валики. Такая техника может использоваться при лепке посуды, шляп, некоторых предметов быта, куполов храмов и т.д. Лепка из пластин: Лепка из пластин – техника, с помощью которой можно рационально и достаточно быстро создавать объёмные, полые поделки. Этапы выполнения: Пластины заготавливаются путём раскатки пластилина и вырезания нужной формы . Торцевание на пластилине: Пластилиновая основа торцуется кусочками гафробумаги , салфеток. В результате получаются объёмные и пушистые фигуры и формы!

Рельефы ( декоративные пластинки: горельеф В ид рельефа, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма . Для его изготовления: На лист картона наносят предварительный рисунок. Затем берем кусок пластилина нужного цвета, разминаем его в руках и наносим на рисунок так, чтобы пластилин дал необходимый объем. По мере необходимости пластилин покрывают гуашью, а затем покрывают лаком . Рельефы ( декоративные пластинки: контррельеф Разновидность рельефа, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах.

Лепка вытягиванием Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Этапы работы: к омок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. н а голове слегка вытянуть клювик. с другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Лепка объёмных форм из отдельных частей Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например: при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки пластилина. все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

М одульная лепка( используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…) Модульная лепка – мозаика, конструирование из одинаковых по форме (но совсем не обязательно по размеру) деталей – модулей. В зависимости от формы модуля различают две группы модульной лепки: 1) из бесформенных кусочков 2) из модулей — форм Модули объединяются по-разному: произвольно «на глаз» заполняют заданный силуэт насаживаются на каркас или на вылепленную основу.

Пластилиновая аппликация 1 . Для начала давайте подготовим все необходимое: пластилин, возьмите мягкий и пластичный (с ним будет проще работать), ну и, конечно же, яркий, цветной и белый картон; пластмассовый ножик для пластилина (чаще всего они имеются в наборе); 2. Теперь необходимо выбрать сюжет. Можно придумать его самим, а можно взять любую понравившуюся картинку. 3. Определяемся с техникой работы, как и на чем вы будете создавать свои шедевры: аппликация из пластилина на картоне; аппликация из шарикового или жгутикового пластилина; объемная аппликация из пластилина; обратная аппликация – аппликация, выполняемая на гладкой и прозрачной основе (стекле или пластмассе, можно использовать прозрачные крышки из под молочных продуктов). 4. Когда сюжет и материалы подобраны, переносим картинку на основу. Перенести контур на картон можно при помощи копировальной бумаги. С прозрачными поверхностями все еще проще: просто положите оригинал под стекло и обведите рисунок маркером. 5. Теперь в зависимости от того, какую технику вы выбрали, наносим пластилин на картину. Все детали нарисованного рисунка необходимо заполнить пластилином. Можно просто вырезать фигурку и накладывать ее на картинку, можно прикладывать маленький кусочек и размазывать его пальчиком. Интересные работы получаются из пластилина скатанного маленькими шариками или жгутиками-колбасками, так можно попробовать скатать вместе несколько цветов, получив в итоге необычный результат.

М озаика из мелких шариков Р исование пластилиновыми шариками. Для этого также необходимо: приготовить основу с нанесенным на нее рисунком, либо с наложенным трафаретом. Задача скатывать маленькие шарики, желательно одинаковые по размеру и выкладывать ими рисунок, слегка приплющивая шарики.

В ыкладывание жгутиками (витражная техника ). По такому же принципу можно делать рисунки из жгутиков, можно вылепить полностью детали будущей картины и налепить их на основу. Основа может быть из пластилина или картонная. Но чтобы на картоне не оставались жирные пятна, его надо обклеить скотчем. Рисунок на такую основу удобно наносить фломастером, либо использовать трафарет. Чтобы картина была выразительнее, используйте пластиковый шприц без иглы. Поместите в него колбаску из пластилина, слегка нагрейте шприц в теплой воде, а затем, надавливая на пластилин поршнем, выдавливайте различные замысловатые узоры.

Рисунок пластилиновыми мазками ( пластилинография ) Для основы лучше использовать цветной картон небольшого размера. Достаточно будет 10 x10 см. Нарисуйте на нем простой рисунок: ягодку, яблочко, цветочек, солнышко, то, что подскажет вам ваше воображение, но чтобы ребенок мог справиться с работой. Вместе с ребенком отщипывайте небольшие кусочки пластилина и наносите их на рисунок. Старайтесь не выходить за контуры, но даже если вышли, ничего страшного, выровнять контур можно стеком. Можете заняться трафаретным рисованием . Для этого приготовьте заранее трафарет. Наложите его на подготовленную основу и также заполняйте пластилином. Когда трафарет полностью заполнен пластилином, уберите его с основы — получился готовый рисунок. Его можно дополнить какими-то деталями. Можете придать рисунку объем, налепив на него шариков или жгутиков из пластилина. Если сгладить поверхность пальчиком, смоченным в воде, то она будет гладкая, как шелк. Пластилиновая картина будет еще ярче, если нанести на нее штрихи, точки, линии заостренной палочкой, можно использовать колпачки от фломастеров, специальные штампы.

Р асписной пластилин (разрезание слоёного пластилина) Для работы необходимо взять 7 кусков пластилина разного цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Для того чтобы лучше запомнить последовательность цветов в радуге, рекомендуется запомнить: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». При выборе цветовой гаммы для работы в технике «расписной пластилин» можно варьировать Делаем пластины. Размер пластин: — красный – 3см*7см; — оранжевый – 6,5см*7см; — желтый – 7см*7см; — зеленый – 7,5см*7см — голубой – 8см*7см; — синий – 8,5см*7см; — фиолетовый – 9см*7см. Толщина каждой пластины 3-4мм Заготовки накладываются друг на друга, начиная с самой короткой по мере увеличения длины Слои не нужно сильно прижимать друг к другу, просто положите их один на другой. Дырок и пустот внутри быть не должно Получается вот такой «слоеный пирог» из пластилиновых пластин, при изготовлении которого цвета расположены в порядке цвета радуги Готовую заготовку необходимо на 20-30 минут положить в холодильник для полного застывания пластилина. Охлажденную пластилиновую заготовку достать из холодильника и при помощи обычного кухонного ножа разрезать на детали для поделки.

Смешивание цветов ( цветоведение ) Итак, что будет, если смешать цвета: красный и желтый, желтый и синий, синий и красный? В первом случае это будет оранжевый, во втором — зеленый, в третьем — фиолетовый. Проверьте это на практике. А что будет, если смешать все три цвета? Чаще всего получаете грязь, но можно добавить немного больше желтого или красного, и вы получите коричневый цвет. Так что соединять три цвета надо очень осторожно. Смешивать цвета надо небольшими кусочками до гладкости, если вы хотите получить красивый ровный цвет. При смешении двух цветов получается новый чистый цвет, но что будет, если смешать два цвета, таких как красный и зеленый или синий и оранжевый или желтый и фиолетовый. На первый взгляд эти смешения имеют только два цвета, на самом деле происходит смешение трех цветов, так как зеленый цвет состоит из желтого и синего, плюс красный или синий плюс желтый и красный, это оранжевый, или желтый плюс красный и синий, это фиолетовый. «Мрамор» делают из двух, трех и более цветов. Начните с простого. Возьмите два кусочка пластилина, например синий и белый, желательно, чтобы кусочки были побольше, Итак, возьмите два кусочка, скатайте из одного и другого колбаски. Слепите обе колбаски по длине и скрутите. Одну сторону крутите по часовой стрелке, другую — против. Делайте это не резко, потихоньку, от середины к концам. У вас должен получиться валик. Покатайте этот валик немного по доске, чтобы он стал длиннее. Теперь сложите вдвое и опять покатайте по доске. Сделайте то же самое несколько раз. Главное — не мять пластилин, чтобы разводы получились красивые. Скатайте в шар. Теперь можно лепить. Мрамор из 3 цветов. «Мраморные» разводы можно сделать более сложными, если взять три цвета, близких по тону. Смешивать надо аналогично смешению двух цветов. Раскатайте три колбаски, соедините их вместе по всей длине и перекрутите. Затем раскатайте по доске и сложите пополам. Так нужно сделать несколько раз — и кусочек «мрамора» у вас в руках. Розовый + белый + фиолетовый; розовый + синий + красный ;

Пластилиновая живопись. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, « налепами » — отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков.

Источник

Читайте также:  Как снижать давление народными способами при
Оцените статью
Разные способы