Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Наталья Сазонова
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.
Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;
Вырабатывает более полные образные представления;
Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;
Развивает воображение и творческие способности;
Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Основные приемы лепки
Способы лепки:
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.
Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.
Скульптурный (пластический) способ
Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.
На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.
Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.
К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных
предметов зависят от особенностей развития детей.
В детском саду используется в основном пластилин
Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
I младшая группа.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
II младшая группа
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа
Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).
Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.
Познакомить с использованием стеки.
Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
Источник
Методические особенности руководства лепкой в старшей группе 5–6 лет
Надежда Кондакова
Методические особенности руководства лепкой в старшей группе 5–6 лет
Методические особенности руководства лепкой в старшей группе (5-6 лет).
В данном возрасте дети уже, как правило, отлично определяют форму предмета, но имеют определенные трудности с соблюдением пропорций предмета. Отсюда, характер лепки предмета со временем усложняется. Поэтому, в старшей группе по программе вводится следующие виды лепки: сюжетная лепка, лепка с натуры и по представлению. В данной возрастной группе дети, в основном, лепят предмет по представлению. Данный факт сам по себе является для них сложным заданием. Поэтому, наблюдение должно быть правильно организовано, из которого ребенок будет использовать знания для лепки. В данном случае нужно четко ставить цель.
Задачи обучения лепке в старшей группе.
Учить лепить знакомые предметы с натуры и по представлению, выразительно передавая очертания форм, признаки, форму, строение, величину.
Учить детей лепить человека комбинированным способом, передавая несложные движения (подняты руки — танцуют) и персонажей по типу дымковской барышни.
Учить лепить пластическим способом.
Учить устанавливать фигуру в вертикальном положении и делать ее устойчивой (юбка у барышни).
Учить новому способу скреплению частей — вставление одной части в другую. Учить самостоятельно выбирать способ лепки.
Учить разрезать валик стекой для получения ног у человека, лап у животных.
Учить передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни, на темы литературных произведений, располагая предметы на подставке, используя доступные детям средства выразительности.
Для старшего дошкольного возраста определены 3 вида лепки: сюжетная, предметная, декоративная.
Предметная — происходит с натуры и по представлению, где главной задачей является овладение новой формой. В другом случае, если происходит решение задачи творческого характера, то дают лепку по представлению.
Постепенно переходя к сюжетной лепке, детям предлагается вылепить несколько однотипных предметов, например кошка с котятами.
К последнему виду — изображение декоративного характера. Перед этим дети лепят более знакомые для них предметы из окружающего мира. В большинстве, форму предметов дети знают, но здесь, активное внимание нужно направить на точное изображение контура предмета.
В старшей группе по-другому происходит процесс лепки человека. Сначала они Дети лепят по частям и из целого куска. В качестве примера можно предложить лепку дымковской куклы. В процессе лепки дети узнают основные пропорции нового предмета, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Таким же способом происходит у детей процесс лепки образа Деда Мороза и Снегурочки.
Следующий этап обучения — лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными (девочка или мальчик в зимней одежде в шубке, валенках). В старшей группе обучаем детей изображать фигуру в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.
Интересной темой для лепки является изображение птиц. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки. В старшей группе появляется новый способ лепки посуды — соединение диска (дна) и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. На первом этапе обучения лепке можно использовать лепку с натуры. Рассматривание предметов можно организовать предварительно. В начале занятия остается лишь вспомнить способы изображения.
Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, поэтому показ способов изображения здесь не нужен.
Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу. Педагог ставит вопросы, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.
Фотоотчет о занятии лепкой в подготовительной группе «Братцы ёжики» Добрый день, дорогие коллеги и гости моей страницы! Предлагаю вам посмотреть, каких симпатичных ёжиков слепили дети моей подготовительной.
Конспект родительского собрания в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цель:формирование активной педагогической позиции родителей,вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному.
Консультации для родителей:-возрастные особенности детей 4–5 лет;6–7 лет Возрастные особенности детей 4–5 лет Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться.
Особенности методики руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников в разные возрастные периоды При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление.
Особенности руководства детским любительским коллективом Детство – это особый период в развитии ребёнка, когда формируются общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников Возраст Способ Особенности Задачи Приёмы Средняя группа (4-5 лет) Последовательности предметно – игровых действий. Воспитатель — партнер.
Презентация к родительскому собранию в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Возрастные особенности детей 5—6 лет Вашему ребенку исполнилось 5 лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш.
Родительское собрание в старшей группе «Особенности развития детей 5–6 лет. Задачи на новый учебный год» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в старшей группе. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия.
Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Родительское собрание в старшей группе.
Знакомство с черепахой. Познавательное занятие с лепкой в средней группе ЗНАКОМСТВО С ЧЕРЕПАХОЙ. Познавательное занятие с лепкой в средней группе. Задачи: Образовательные: Уточнить представления детей о черепахах,.
Источник
Консультация для педагогов «Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах»
Оксана Кирьянова
Консультация для педагогов «Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах»
Консультация для педагогов
Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах
Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах
Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.
И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.». В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.
Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире. Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.
Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности. Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т. д. Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это
оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его. Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы, оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).
Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.
Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей. Для занятий с детьми применяются три вида лепки:
-предметную; сюжетную; декоративную.
Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.
Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.
Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию. В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например,птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков.
Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т. д.
Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например,из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы,это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть, как глина, так и пластилин или солёное тесто.
Основные приемы лепки:
Отщипывание- отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание- сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
Скатывание Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Вдавливание Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление
Заострение- одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
Раскатывание- формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Соединение-прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
Прищипывание-большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
Рекомендации по работе с пластилином: Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.
Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.
На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок. В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.
Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.
Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.
Источник