- Леонардо да Винчи — Стиль и техника
- НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ
- ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО
- ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ
- БИТВА ПРИ АНГИАРИ
- НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- ВОСПЕВШИЙ МАДОННУ
- ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ
- НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО
- Биография художника
- Работы художника
- Дама с горностаем
- Благовещение
- Мадонна в скалах
- Тайная вечеря
Леонардо да Винчи — Стиль и техника
НА КРЫЛЬЯХ ВДОХНОВЕНИЯ
Уникальный талант Леонардо позволял ему создавать не только безупречно точные с точки зрения техники и анатомии образы, но и передавать тончайшие оттенки эмоций.
Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной личностью в истории человечества». Действительно, круг интересов Леонардо поражает своей широтой, но за эту широту художнику приходилось платить. Неуёмный, пытливый ум то и дело заставлял его бросать начатую работу, чтобы полностью отдаться другой, только что захватившей его идее. Эта особенность Леонардо была подмечена ещё современниками, и его биограф XVI века Джорджо Вазари писал, что Леонардо «мог добиться гораздо большего, если бы не его непостоянство. Не успев взяться за одно дело, он оставлял его, чтобы тут же взяться за новое».
Заказчики неоднократно выражали недовольство тем, что Леонардо не доводит до конца начатую работу. Однажды художнику даже пришлось быть ответчиком в скандальном и долгом судебном разбирательстве по поводу невыполнения им условий договора. Леонардо и сам страдал от собственной разбросанности. Приводя на склоне лет в порядок свои бумаги, он не удержался и написал на листе, где одновременно были сделаны несколько набросков и чертежей на самые разные темы: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».
ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ
Законченные картины Леонардо можно пересчитать по пальцам. И вместе с тем он был очень известным художником. На современников производило впечатление не только стилистическое совершенство работ Леонардо, но и его способность творчески мыслить. До Леонардо художники были во многом ремесленниками. Его же работы были непревзойдёнными не только по «механическому» мастерству, но, в первую очередь, по умению решать композиционные проблемы и выражать эмоции через движение.
Сам Леонардо писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души».
Эту сторону творчества Леонардо иллюстрирует удивительная история, рассказанная Вазари. Настоятель монастыря Санта-Мария Делле Грацие возмущался тем, как Леонардо работает над заказанной ему «Тайной вечерей». Художник мог провести едва ли не целый день, стоя в раздумьях перед едва начатой фреской, в то время как настоятель требовал, чтобы он работал «как вскапывающий сад работник».
В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой — голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО
Леонардо восхищался человеческим телом и, практически занимаясь анатомией, знал его лучше любого художника своего времени.
При этом художник тяготел к крайностям, создавая либо прекрасные, либо уродливые образы.
Один из рисунков Леонардо иллюстрирует мысль римского архитектора Ветрувия о том, что фигуру человека с распростёртыми руками можно с абсолютной точностью вписать как в круг, так и в квадрат.
ЖИВОПИСЬ НА ДОСКЕ
Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на деревянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом качестве тогда был ещё большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на заказ два своих самых чарующих портрета — «Портрет музыканта», 1490—1492, слева и «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474-1476, справа.
Для своих картин художники брали доски, сделанные из местных пород древесины — в Италии чаще всего это был тополь. Прежде чем наносить краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Как правило, Леонардо писал маслом, хотя в некоторых ранних работах использовал смесь масла и яичной темперы.
БИТВА ПРИ АНГИАРИ
В 1503 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции — на сюжет состоявшейся в 1440 году бытвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану.
В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску «Битва при Кашине», посвящённую победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счёте, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашённый в 1505 году в Рим папой Юлием II, также прикратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.
НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство — художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом — фрески оказывались недолговечны.
Если не считать «Битвы при Ангиари» и мифологического полотна «Леда» (ныне утерянного), почти все работы Леонардо были портретами или картинами, трактующими религиозные сюжеты. Но, почти не выходя за рамки этих абсолютно традиционных жанров, Леонардо сумел внутри них выработать совершенно оригинальные методы решения художественных задач. В портретах ему удавалось добиться естесственной позы и выразительности, которых до него не было во всей портретной живописи, а в религиозных картинах проявил необычайное умение формировать композицию таким образом, чтобы фигуры выглядели величественно, но в то же время вполне реалистично.
Особенно оригинально художник решал проблемы света и тени. Тени он использовал смелее, чем его предшественники, а искусство Леонардо смешивать цвета и передавать оттенки считается непревзойдённым. Вазари писал, что именно блогодаря Леонардо итальянская живопись сменила «жёсткий, сухой стиль, характерный для XV века, на то, что мы называем современной манерой письма». Имеется в виду стиль Высокого Возрождения, великими представителями которого являлись такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Тициан. «Леонардо, — отмечал Вазари, — буквально заставил свои фигуры двигаться и дышать».
ВОСПЕВШИЙ МАДОННУ
Во времена Леонардо самой популярной темой искусства была Мадонна. Этим образом Леонардо был по-настоящему очарован, снова и снова возвращаясь к нему. Эти возвращения обусловливались тем, что взгляд художника на то, как следует изображать Марию, менялся.
В ранних работах, таких как «Поклонение волхвов», 1481-1482 и «Мадонна с гвоздикой», ок. 1473 — мать Иисуса написана юной, исполненной свежести и невинности, женщиной. Позднее в её образе добавилось зрелости и статичности, и она стала напоминать более Царицу Небесную, нежели земную мать.
ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ
В некоторых работах Леонардо (примером может служить «Бахус», ок. 1510-1516, слева, авторство оспаривается) встречается фигура с показывающим на что-то пальцем. Чаще всего указывающий перст обращён к небесам — как на картине «Св. Иоанн Креститель», ок. 1514-1516, справа.
Леонардо не был первым, кто использовал этот жест, он встречался ещё на древнеримских статуях, а потом был как бы забыт. Леонардо просто «вспомнил» его — да так удачно, что вслед за ним этот жест «вспомнили» и многие другие художники, очень быстро превратив его в настоящее клише.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени — например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.
Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».
Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
НАСЛЕДИЕ ЛЕОНАРДО
Всю глубину и мощь гения Леонардо оценили лишь тогда, когда обнаружились его неизвестные ранее труды. Архив художника содержит массу сугубо научных заметок. Многие из них проиллюстрированы рисунками — это анатомические зарисовки, чертежи боевых машин, лодок, мостов, машин и летательных аппаратов. После смерти Леонардо весь его архив отошёл по завещанию ученику художника, Франческо Мельци, который хранил эти бумаги как святыню. Около 1570 года Мельци умер. Записи Леонардо оказались разрознены, и никто толком не занимался их изучением вплоть до XIX века.
Отдельные мысли Леонардо, впрочем, были сведены вместе ещё в XVI веке, составив «Трактат о живописи». Тогда же с него было сделано несколько рукописных копий. В 1651 году книгу (с иллюстрациями Никола Пуссена) впервые напечатали в Париже на французском и итальянском языках. С тех пор этот трактат неоднократно переиздавался. Он не представляет собой цельную систему взглядов Леонардо на искусство, однако ценен тем, что в нём содержатся ссылки и выдержки из старых манускриптов, которые давно считаются безвозвратно утерянными.
Биография художника
Работы художника
Дама с горностаем
Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.
Благовещение
К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.
Мадонна в скалах
Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.
Тайная вечеря
Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.
Источник