- Использование техники силуэтного вырезывания на занятиях по аппликации
- Схемы и идеи вырезания силуэтов из бумаги
- Разнообразие видов и техник
- Симметричное вырезание
- Центрический рисунок
- Ленточный способ
- Необходимые инструменты
- Сюжеты для творчества
- Первые пробы
- Многослойная открытка
- Деревенский пейзаж
- Спальный район
- Пара оригинальных идей
Использование техники силуэтного вырезывания на занятиях по аппликации
Ольга Громова
Использование техники силуэтного вырезывания на занятиях по аппликации
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и развитии творческих способностей.
Творческие задатки у разных детей разные.
Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д.
Педагог должен создавать условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Овладение умением изображать невозможно без наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни, должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета,включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание, применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством формирования личности является изобразительная деятельность, так как она носит преобразующий, созидательный и продуктивный характер.
В процессе рисования, аппликацииребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создает, огорчается, если что – то не получается.Но самое главное: создавая образ, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладеть изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Технология отказа от образца, выполненного воспитателем, замена его художественным образом, с последующим обследованием (сенсорным, является прекрасным средством для развития у детей интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы.
Свою работу по силуэтно – контурному вырезыванию я начала со знакомства с ножницами еще во второй младшей группе. Я приносила инструмент в группу и знакомила с ним, учила их правильно держать.
На следующих занятиях по аппликации, я предлагала детям делать маленькие (короткие) прямые разрезы («Травка», «Макароны для куклы», Лучики для солнышка»). Далее я планировала занятия, в которых использовала косой срез («Лодочки», «Крыша домов», «Шапочка»). На этих занятиях дети упражнялись правильно держать ножницы и в повороте кисти руки. По мере того, как у детей закреплялись эти навыки и ребенок научился замыкать линию, я проводила занятия, где давала округлый разрез, упражняла детей в слитном движении руки («Солнышко», «Неваляшка», «Снеговик»).
Было интересно наблюдать, как дети производили с ними разведывательные движения.Затем я задачу усложнила: нужно было превратить ножницы из технического инструмента в «изобразительный», научить детей как бы «рисовать» ножницами, овладевать навыками силуэтно – контурного вырезания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.
Следующей ступенькой обучения технике силуэтно – контурному изображению,передо мною стояла задача: обучить детей правильно обследовать предмет или изображение. В повседневной работе, я целенаправленно и последовательно сообщала детям знания об изображаемых предметах. Мы рассматривали иллюстрации в книгах, картины художников, организовывала экскурсии, наблюдения на прогулке. Дети сравнивали художественное изображение, с тем, что видели в природе, формировала культуру их зрительного восприятия. Наряду с этим, много читала стихов, рассказов, пели песни, играли в дидактические игры на цвет, форму композицию. Так незаметно я подвела детей к третьему этапу своей работы – научить способу обследования. Сначала мы учились обследовать предмет способом обведения контура предмета пальчиком.
Затем дети прорисовывали формы линии разреза в воздухе, а потом анализировать движения в процессе вырезанияи раскладывания их на отдельные акты: я обращала внимание детей на линию контура, на пространственное положение, величинные отношения, на движения ножниц.
Знакомя детей с замкнутыми и незамкнутыми линиями, обследуя контур предметов, я обращала внимание, что линия может быть выгнутая, как «радуга» и вогнутая, как «канавка». Я предлагала детям проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезать. Основным приемом, заменяющим показ, использовала словесные пояснения и вопросы. Слово на занятиях играет ведущую роль. Задавая детям вопросы, я учила их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. При вырезании дети шепотом (про себя) проговаривают последовательность действий. Все занятия строила на проблемной ситуации.
Овладев приемами силуэтного вырезания и контурного изображения, у детей формируются творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в изобразительной деятельности. Я буду продолжать работать по методике предложенной Воробьевой Д. И. в программе «Гармония развития», далее овладевать методом сенсорного обследования, использовать эффективные методы и приемы для достижения хороших результатов.
Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.
Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: — развитие интереса к различным видам искусства — формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.
Источник
Схемы и идеи вырезания силуэтов из бумаги
Бумага — один из самых доступных и распространённых материалов для творчества. Помимо аппликаций и оригами, есть ещё привычное многим предновогоднее вырезание из бумаги. Те самые снежинки, которые вырезались при помощи нескольких сложений и украшали окна и стены, представляют собой искусство вытианки — вырезание силуэтов из бумаги. И это один из вариантов превращения бумаги в нечто прекрасное.
Разнообразие видов и техник
У классической вытианки несколько вариантов исполнения:
- симметричное слева и справа изображение;
- с центральной осью симметрии;
- ленточный тип (делается из гармошки);
- несимметричные композиции.
Симметричное вырезание
Особенность этого вида — одна ось симметрии. Рисунок получается зеркально отражённым по одной линии. Происходит это благодаря складыванию листа пополам. Такое вырезание самое популярное, так как позволяет изобразить множество различных сюжетов. При этом главную ось желательно не разрезать, а детали на рисунке должны быть соединены между собой, чтобы композиция не развалилась.
Центрический рисунок
Этот вид многим знаком ещё с детства по вырезанию снежинок к новогодним праздникам. Суть способа — в сложении бумаги несколько раз относительно центра листа. Для множественного сложения следует брать особо тонкую бумагу, иначе её будет сложно сгибать и разрезать, также есть вероятность искажения размеров на разных слоях бумаги. Такой способ удобен для изготовления кружевных салфеток, снежинок, круглых бутонов цветов.
Ленточный способ
Такой вид часто встречается в оформлении разнообразных праздничных растяжек. Часто их делают объёмными, в несколько слоёв, что выглядит особенно красиво. Также можно создать новогодние или цветочные гирлянды.
Изготавливается такая вытианка вырезанием из листа, сложенного гармошкой. Важно выбирать не прерывающийся на сгибах листа рисунок — так изделие не развалится при развороте.
Необходимые инструменты
Основой является бумага (в старину также использовали ткань, бересту, дерево, кожу). Удобнее всего использовать чертёжную бумагу, так как она очень тонкая и легко режется ножом, но взять можно и другую, в том числе цветную. Выбирать следует упругие материалы: они легче режутся и не дают лохматой кромки. Чем тоньше бумага, тем легче её складывать в несколько слоёв и тем меньше вероятность, что на сгибах она начнёт ломаться — поправить это будет невозможно даже итоговым разглаживанием при помощи утюга.
Инструментов для вырезания лучше иметь несколько — для каждого действия свой. Пригодятся обычные ножницы, маленькие острые маникюрные ножницы, скальпель, канцелярский нож, лезвие.
Потребуется и коврик, на котором можно безопасно вырезать детали ножом, не повредив при этом поверхность стола.
Сюжеты для творчества
Чаще всего вытианкой изображают сюжеты с флорой и фауной, а также геометрические узоры и даже полноценные картины.
Также с помощью этой техники можно создавать объёмные композиции. Для этого можно воспользоваться двумя способами. Первый — компоновка нескольких плоских изображений, поставленных друг за другом на небольшом расстоянии. Каждый лист — это определённый план: на одном из передних размещается основной сюжет, а задний выступает фоном. Таким образом, можно создать силуэтные декорации для игрушечного театра. Второй способ — конструирование 3D-объектов из вырезанных деталей.
Данную технику можно использовать для самых разных целей:
- украшения окон;
- создания открыток;
- изготовления трафаретов (в том числе для украшения выпечки);
- декоративных композиций.
После овладения искусством вырезания на бумаге можно пойти дальше и творить уже на тканях и коже.
Первые пробы
Начинать лучше, ориентируясь на схемы симметричного вырезания из бумаги. Первым делом следует найти подходящий, не слишком витиеватый, но интересный, эскиз. Затем сложить пополам лист бумаги (лицевой стороной внутрь, если выбрана с узором или цветная). Далее, нарисовать контуры изображения на одной части сложенного листа. Чтобы не запутаться в дальнейшем, рекомендуется закрасить те детали, которые нужно будет вырезать. Когда рисунок нанесён и проверен, можно браться за ножницы.
При использовании легко рвущейся бумаги стоит с аккуратностью подходить к вырезанию особо тонких кружев, так как от неосторожного движения они могут разорваться. Наловчившись с простыми схемами, можно переходить к усложнению силуэтов и добавлению оригинальных идей.
Многослойная открытка
Этот метод украсит даже самые простые вырезанные силуэты. Главное — это использовать цвет, он поможет созданию яркой и объёмной картины. Такой способ представляет собой совмещение вытианки с элементами аппликации.
Для изготовления понадобятся:
- цветная бумага;
- ножницы и нож;
- клей;
- схема или рисунок;
- основа для приклеивания.
Чаще всего используется вырезание с одной осью симметрии. Если в наличии нет готовых многоуровневых схем, то необходимо их нарисовать самостоятельно. Главное — помнить, что самый нижний слой — самый широкий, а чем слой ближе, тем меньшую площадь он занимает. Техникой вытианки можно изготовить несколько нижних слоёв изделия, уменьшая на миллиметр площадь каждого нового слоя. Когда смещать будет уже некуда и слои начнут распадаться, следует приступить к вырезанию отдельных деталей, также раз за разом уменьшая их размер. Полученные слои следует аккуратно приклеить друг на друга.
Для простой композиции можно взять пёстрое изображение бабочки. А для изготовления сложной поделки — целые сюжеты из природы, птиц, цветов. Можно вырезать цветущее или плодоносящее дерево, и даже целый сад.
Деревенский пейзаж
Необходимы для создания:
Ещё один интересный вариант — создание многоплановой композиции. На фоновом листе можно изобразить силуэты облаков, возможно, горы или дальние поля. Для переднего же плана понадобятся схемы для вырезания домиков из бумаги. Чем больше деталей, тем интереснее будет итоговая композиция. По законам перспективы, дальние дома должны быть совсем крошечные, а ближние — огромными. Однако этими правилами следует пренебречь: чтобы ближайшие детали не заслоняли остальной пейзаж, делать их лучше лишь слегка крупнее.
Вырезанные листы лучше располагать в рамках, приклеивая на прозрачные листы. А если вместо белой взять цветную бумагу, может получиться живописная объёмная картина.
Спальный район
Ещё один, основанный на человеческом жилье, вариант — это создание целого макета города. Делается это очень просто при помощи нехитрых инструментов:
- плотной бумаги;
- ножниц;
- клея;
- большого листа бумаги или ткани.
Подобный сюжет при желании можно усложнить — а ещё лучше сделать вместе с ребёнком. В качестве основания можно выбрать лист бумаги, разлиновав его на выдуманные улицы и раскрасив в цвета зелени или асфальта. В качестве основы макета также подойдёт ткань.
Главными героями сюжета выступают дома, сделать которые очень просто. Высота, ширина и форма выбираются по желанию. На листе бумаги необходимо начертить 4 прямоугольника или квадрата одной высоты. Чётные и нечётные стены будущего дома могут совпадать по размерам (так получится так называемый дом-свечка) или же отличаться (такой дом будет иметь прямоугольное основание). Первый расчерченный прямоугольник необходимо дополнить небольшим отрезком, с помощью которого можно будет склеить дом.
Но дом это не только стены — это также и подъездная дверь, и окна, и балконы. Последние проще всего сделать угловыми: для этого домик ещё до склейки необходимо сложить по линии сгиба, сделав чётное количество небольших надрезов, а затем вогнуть часть полученных деталек внутрь. Окна же можно просто вырезать — все до одного или же пропуская некоторые, просто обозначив их карандашом.
Сделав множество, следует разместить их на подготовленном листе с улицами. Также можно добавить вырезанные и склеенные деревья или машины. А если разместить в домах световую гирлянду, то вечером можно любоваться практически настоящим ночным городом. Такой макет можно бесконечно усложнять и совершенствовать. Он может быть как украшением дома, так и наглядным пособием для ребёнка, как передвигаться по городу (например, до школы и обратно).
Пара оригинальных идей
Для экспериментов с декорированием также можно изготовить различные трафареты, которые пригодятся для украшения кофе, блюд или выпечки. Сначала можно попробовать свои силы с бумагой, а найдя любимый и удобный рисунок, воплотить его уже на плотной плёнке, более долговечной и удобной в использовании. Так можно создавать сложные витиеватые узоры при небольших усилиях. А используя комбинированные трафареты и ингредиенты двух цветов (например, сахарную пудру и корицу), появится возможность удивить необычно украшенным угощением.
Ещё одно интересное применение вытианки — совмещение её с живописью. На листе бумаги можно изобразить, к примеру, привычную для детей тему двора с домиками и деревьями, а затем дополнить сцену красивым забором, вырезанным из бумажной гармошки. Калиткой же могут служить большие ажурные ворота. А если при этом выполнить их из плотной бумаги, то, приклеив только края, такие ворота можно будет распахнуть, добавив картине объёма.
Originally posted 2018-04-19 05:17:56.
Источник