Ленточный способ лепки что это

Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Наталья Сазонова
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.

Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.

Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;

Вырабатывает более полные образные представления;

Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;

Развивает воображение и творческие способности;

Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.

Основные приемы лепки

Способы лепки:

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.

Скульптурный (пластический) способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.

На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.

Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы и приемы лепки разных

предметов зависят от особенностей развития детей.

В детском саду используется в основном пластилин

Лепкой начинают заниматься с 2 лет.

I младшая группа.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

II младшая группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа

Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).

Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.

Познакомить с использованием стеки.

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Читайте также:  Способы получения алканов 10 класс реакции

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).

Подготовительная к школе группа

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Источник

Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»

Ольга Лагутина
Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»

МДОУ «Детский сад №100»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Способы лепки»

Воспитатель: Лагутина О. В.

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль,

как и арифметика в математических науках.

Это азбука представления о предмете.

Это первое чтение, изложение предмета».

Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создавать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир., Но как настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть. Ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

— повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

— развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

— синхронизируют работу обеих рук;

— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

— при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов.

Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы.

Основные способы лепки и техника лепки:

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Различают традиционные и нетрадиционные способы лепки.

Читайте также:  Фасоль маш способ приготовления

Традиционные способы лепки.

Конструктивный способ- при этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепкемаленьких детей наблюдаются следующие варианты:

• объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

• объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

• объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка) .

Скульптурный способ- этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, — сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ- этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы — банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа.

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали — клювик, ушки, хвостик и т. д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы — хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы — горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, — тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления — колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки.С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов — прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т. д. ; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки — для комбинированных поделок.

Однако в современной практике существует проблема малого количества способов лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому необходимо практиковать нетрадиционные способы в дошкольных образовательных учреждениях.

Читайте также:  Пример способа дополнительной проводки

Нетрадиционные способы лепки: создание объемного изображения.

В качестве дополнительных техник создания трехмерного (объемного) изображения используются способы:

* работы без готовой основы, с формируемой полостью внутри массы для лепки («снаружи»): ленточный или жгутовый («спиральный») способ*, «поясковый» способ («среднеазиатский», способ «лоскутного шитья» («восточносибирский»);

* работы с готовой основой для лепки («изнутри»): «вычерпывание**» пластилиновой массы, формовка путем выбивания, вытягивание изделия из цельного кусочка глины с помощью гончарного круга, «отминка» в готовую форму.

Практически все перечисленные способы (кроме тех, которые отмечены в примечаниях, а также метод формования из готовых форм (разборных и монолитных) относятся в детском саду к разряду нетрадиционных техник лепки. Опишем такие нетрадиционные техники подробнее.

На основе «полостно-формирующих» способов лепки («снаружи»)

1) в технике отщипывания

* лепка из шара, когда в него вдавливается большой палец одной руки, который углубляет и расширяет стенки полости. Форма придается встречными движениями указательных пальцев двух рук, расположенных поверх и внутри стенок;

* круговой налеп, где каждый последующий кусочек массы для лепки прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации, и так по кругу в несколько рядов;

2) в спиральной (жгутовой, веревочной) технике

способ лепки на болванке: пластилиновыми или глиняными жгутиками обматывается стеклянный стакан или металлическая банка, которые потом вынимаются из образовавшихся стенок;

• сначала формируется основание (без болванки): сворачивается спираль из жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта, затем, меняя диаметр очередного слоя жгутов, создается форма изделия;

3) в ленточножгутовой технике

способ «лоскутного шитья»: из нескольких частей со спаями, идущими в вертикальном направлении, наращиваются, форматируются и истончаются стенки сосуда;

«поясковый» способ: из четырех поясков, расположенных горизонтально, используя разные варианты направления швов, формируются стенки изделия.

4) На основе «бесполостно-формирующих» способов лепки («изнутри»)

*формовка путем выбивания: в пластилиновую или глиняную массу (в форме шара) вдавливается скалка, металлический цилиндр или деревянная палочка таким образом, чтобы остался слой для донышка, затем скалка или палка

с глиняным пластом переворачивается горизонтально – отверстие будущего изделия расширяется так, словно раскатывается изнутри;

5)Трехмерные (объемные) фигуры можно создавать на основе моделирования каркаса из мятой бумаги и фольги в сочетании с наращиванием на нем пластилиновой (тестопластической) формы. Этот способ относится к лепке на каркасе.

В старшей группе на занятиях по художественно-эстетическому развитию мы используем в основном традиционные способы лепки. Освоили такие нетрадиционные способы как ленточный или жгутовый и на основе моделирования каркаса из мятой бумаги и фольги в сочетании с наращиванием на нем пластилиновой формы. Этот способ относится к лепке на каркасе. Планируем продолжать работу с нетрадиционными способами.

Лепка из пластилина и глины — как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

«В гостях у курочки Рябы». Итоговое развлечение к педагогическому проекту «С. Я. Маршак — детям» .

Аннотация к педагогическому проекту «Я могу…» Актуальность Главная целевая установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных.

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

«Снежная королева». Итоговое развлечение к педагогическому проекту «В мире вежливых слов» Итоговое развлечение к Педагогическому проекту «В мире вежливых слов»Азбука вежливости «Снежная Королева!» Цель: Создание условий для.

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Источник

Оцените статью
Разные способы