Ленинград удивительный город какими способами выражена тема

Содержание
  1. Ленинград. Удивительный город! Одно из самых прекрасных созданий на свете. Я вот родился здесь и учился, становился самостоятельным человеком, знаю здесь каждый угол, каждый дом для меня живой. И все же — приеду и. не могу передать это чувство: все знакомо до мельчайших подробностей. И как великое произведение искусства каждый раз ново. Неисчерпаемо. И сколько тут соединилось времен и событий, талантов и судеб и красоты, расчётов тончайших и пылкого вдохновения, озарённых мгновений и долгих трудов. Сколько слилось в одно прекрасное целое! Площадь искусств. Тут и — поэзия в образе Пушкина; живопись и скульптура — знаменитый на весь мир Русский музей; театр; архитектура — великолепный ампир; и музыка — Филармония. О ней и пойдет мой рассказ (И. Андроников)
  2. Ответы 2
  3. Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «Ленинград» методическая разработка по литературе по теме
  4. Краткий анализ
  5. Смысл
  6. История создания
  7. Тематика и проблематика
  8. Образы и символы
  9. Размер и рифмовка
  10. Образ города
  11. Средства художественной выразительности
  12. Тема, основная мысль и композиция
  13. Жанр произведения
  14. Вариант 2

Ленинград. Удивительный город! Одно из самых прекрасных созданий на свете. Я вот родился здесь и учился, становился самостоятельным человеком, знаю здесь каждый угол, каждый дом для меня живой. И все же — приеду и. не могу передать это чувство: все знакомо до мельчайших подробностей. И как великое произведение искусства каждый раз ново. Неисчерпаемо. И сколько тут соединилось времен и событий, талантов и судеб и красоты, расчётов тончайших и пылкого вдохновения, озарённых мгновений и долгих трудов. Сколько слилось в одно прекрасное целое! Площадь искусств. Тут и —
поэзия в образе Пушкина;
живопись и скульптура — знаменитый на весь мир Русский музей;
театр;
архитектура — великолепный ампир;
и музыка — Филармония.
О ней и пойдет мой рассказ
(И. Андроников)

Вопросы:
1. Какими выражена тема? Какую роль играет именительный представления в раскрытии авторского замысла?
2. С каких средств синтаксиса создается разговорная интонация? Дайте характеристику всех предложений текста по цели высказывания в эмоциональной окраске.
3. Обратите внимание на графическое оформление второго абзаца. С какой целью используется такое оформление? Как это связано с выделением «данного» и «нового»?
4. Какой эмоциональный настрой создает автор в этом фрагменте? Какими средствами языка? Какие риторические фигуры использует автор?

Ответы 2

ответ:Ленинград. Удивительный город! Одно из самых прекрасных созданий на свете. Я вот родился здесь и учился, становился самостоятельным человеком, знаю здесь каждый угол, каждый дом для меня живой. И все же — приеду и. не могу передать это чувство: все знакомо до мельчайших подробностей. И как великое произведение искусства каждый раз ново. Неисчерпаемо. И сколько тут соединилось времен и событий, талантов и судеб и красоты, расчётов тончайших и пылкого вдохновения, озарённых мгновений и долгих трудов. Сколько слилось в одно прекрасное целое!

Площадь искусств. Тут и —

поэзия в образе Пушкина;

живопись и скульптура — знаменитый на весь мир Русский музей;

Источник

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «Ленинград» методическая разработка по литературе по теме

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.

Читайте также:  Радикальный способ лечения тяжелой хсн

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тематика и проблематика

Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый. Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными. Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.

Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве. Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности. Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Образы и символы

Ключевым образом «Ленинграда» является сам город, будто живой. Для автора он сохранил старое название – Петербург. Где-то в переулках до сих пор звучат голоса умерших, а по старым адресам можно найти символы прошлого. Пустуют квартиры, где когда-то звучал смех, и велись беседы на тему литературы. Город мрачен и неприветлив, по вечерам тьму рассеивает только «рыбий жир» речных фонарей.

Читайте также:  Средневековый способ закончить спор с женщиной

Петербург представлен как бы в двух образах. Один – тот самый, знакомый, город детства. Другой – место, где все живут в постоянном страхе. Герой в каморке под лестницей ждёт «гостей дорогих», то есть тех, кто придёт его арестовать под покровом ночи.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Ленинград»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

С этим местом Мандельштама связывает многое: здесь он вырос и впервые попробовал себя как поэт, почувствовал себя по-настоящему значимым в искусстве, нашёл друзей по поэтическому ремеслу.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства. С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества. В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Похожие образы появятся в более поздней поэме близкого друга Мандельштама, его соратницы в акмеистическом объединении «Цех поэтов» А. А. Ахматовой «Реквием», написанной в 1937 году и посвящённой страшному времени ежовщины: казённые окровавленные сапоги, топчущие Ленинград, шины чёрных «марусь», отнимающие надежду.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

Средства художественной выразительности

Автор использует большое количество эпитетов, чтобы подчеркнуть «чужеродность» города: Ленинград теперь «чёрный», «зловещий». Впечатление усиливают метафоры – свет фонарей сравнивается с рыбьим жиром, ночная темнота – со зловещим дёгтем. Метафоры становятся всё более жёсткими: «кандалы цепочек», «вырванный с мясом звонок».

Также в стихотворении прослеживается антитеза: противопоставление старого новому, прошлого – будущему. «Ленинград» оставляет сильное впечатление у читателей.

Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.

Читайте также:  Самый легкий способ сделать куклу

Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции. Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».

Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.

Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.

Жанр произведения

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.

Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы. Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных». В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.

«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

Вариант 2

Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.

Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.

Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.

Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез. Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать. Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.

Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг. Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом. Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.

Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя. Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался. Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.

Анализ стихотворения Ленинград по плану

Источник

Оцените статью
Разные способы