- лексико-семантический способ словообразования
- Смотреть что такое «лексико-семантический способ словообразования» в других словарях:
- лексико-семантический способ словообразования
- Смотреть что такое «лексико-семантический способ словообразования» в других словарях:
- 5.13. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
- Читайте также
- § 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты
- Словообразование
- 5.7. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы
- Словообразование
- 5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
- 5.15. Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение слов)
- 6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов
- 6.6. Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению
- 6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных
- 6.13. Словообразование имен существительных
- 6.16 Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных
- 6.60. Словообразование глаголов
- 7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний
- 5.2. Целевые посетители и семантическое ядро
лексико-семантический способ словообразования
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2010 .
Смотреть что такое «лексико-семантический способ словообразования» в других словарях:
лексико-семантический способ словообразования — Неморфологический способ, при котором новое слово образуется в результате существующей в языке лексемы, путем формирования омонимичных лексем: кулак1 – кулак2 (зажиточный крестьянин) … Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник
лексико-семантический — способ словообразования появление в языке новых слов в результате расщепления какого либо слова на слова омонимы (например, слово «брань» в значении «ругань» возникло от существительного «брань» в значении «сражение») … Этимологический словарь Ситникова
лексико-семантическое словообразование — см. лексико семантический способ словообразования (в статье словообразование) … Словарь лингвистических терминов
словообразование — 1) Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.… … Словарь лингвистических терминов
Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия
словообразование — 1) часть грамматики слова, система словообразовательных отношений в языке и способов их выражения (словообразовательных средств). В русском языке действует ряд способов словообразования: морфемный (суффиксальный, приставочный – приземление);… … Литературная энциклопедия
Шаляпина, Зоя Михайловна — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 14.04.1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2… … Википедия
Зоя Михайловна Шаляпина — (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие научные результаты … Википедия
Зоя Шаляпина — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие… … Википедия
Шаляпина Зоя Михайловна — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие… … Википедия
Источник
лексико-семантический способ словообразования
Термины и понятия: Морфемика. Словообразоние: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2011 .
Смотреть что такое «лексико-семантический способ словообразования» в других словарях:
лексико-семантический способ словообразования — Неморфологический способ, при котором новое слово образуется в результате существующей в языке лексемы, путем формирования омонимичных лексем: кулак1 кулак2 (зажиточный крестьянин) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
лексико-семантический — способ словообразования появление в языке новых слов в результате расщепления какого либо слова на слова омонимы (например, слово «брань» в значении «ругань» возникло от существительного «брань» в значении «сражение») … Этимологический словарь Ситникова
лексико-семантическое словообразование — см. лексико семантический способ словообразования (в статье словообразование) … Словарь лингвистических терминов
словообразование — 1) Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. 2) Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.… … Словарь лингвистических терминов
Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия
словообразование — 1) часть грамматики слова, система словообразовательных отношений в языке и способов их выражения (словообразовательных средств). В русском языке действует ряд способов словообразования: морфемный (суффиксальный, приставочный – приземление);… … Литературная энциклопедия
Шаляпина, Зоя Михайловна — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 14.04.1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2… … Википедия
Зоя Михайловна Шаляпина — (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие научные результаты … Википедия
Зоя Шаляпина — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие… … Википедия
Шаляпина Зоя Михайловна — Зоя Михайловна Шаляпина (р. 1946) российский лингвист, заведующий Отделом языков народов Азии и Африки Института востоковедения РАН (ИВ РАН), кандидат филологических наук. Имеет более 150 научных публикаций. Содержание 1 Биография 2 Важнейшие… … Википедия
Источник
5.13. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
5.13. Лексико-семантическое словообразование (возникновение омонимов).
Лексико-синтаксическое словообразование (объединение двух или нескольких слов в одно)
Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов.
Изменения в семантике, приводящие к созданию новых лексических единиц, могут быть двух видов. Так, возможно появление новых слов в результате того, что разные значения многозначного слова превращаются в разные слова-омонимы. Происходит «переосмысление прежних слов, формирование омонимов путем распада одного слова на два» (В.В. Виноградов).
Например, красный (цвет) – красный (относящийся к революционной деятельности, связанный с советским строем); палата – помещение, палата – учреждение.
Новые слова могут возникать в силу того, что за словом закрепляется лексическое значение, которое не связано как производное с присущим ранее этому слову лексическим значением, и происходит переосмысление существующего в языке слова. Например, в советский период появилось слово бригадир (руководитель производственного коллектива) – бригадир (офицерский чин в русской армии XVIII в.); в годы Великой Отечественной войны слово гвардия приобрело значение «отборные, лучшие войска» – гвардия – «личные воинские части правителя».
При лексико-семантическом словообразовании новые слова образуются как на базе отдельных слов, так и на базе устойчивых словосочетаний: атмосферные осадки – осадки, сахарный песок – песок. В результате лексико-семантического словообразования фонетически новых слов не возникает. Образованное слово всегда принадлежит к той же части речи, что и исходное. Процесс образования новых слов лексико-семантическим способом – результат длительного словоупотребления.
Этот способ словообразования представлен широко почти во всех семантических группах (август, Антей, бордо, Бостон, Камчатка, монета). В последние годы, однако, пополнение словарного запаса за счет «чистого» перехода значений слова не является продуктивным. Чаще всего лексико-семантический способ в основном используется для создания фирменных названий.
Следует выделить слова, которые без морфологических изменений перешли в новые и обозначают новые предметы, понятия, но при этом имеют орфографические различия. Исходное слово является в таких случаях именем собственным – географическим названием, фамилией, например: Бостон (город США) – бостон (тонкое сукно), Реглан (фамилия генерала) – реглан (особый покрой рукава одежды).
Новые слова могут образовываться при сращении сочетаний слов, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке. Это лексико-синтаксическое словообразование. Такие слова имеют как сочинительную, так и подчинительную связь: иван-да-марья, высокоразвитый, сегодня. К лексико-синтаксическому способу относится также образование новых слов в результате сращения знаменательного и служебного слов (особенно часто предлога, отрицания): вверх, неприятель. При лексико-синтаксическом словообразовании образуется новое в фонетическом и морфологическом отношениях слово: одно из слов, составлявших словосочетание, теряет основное ударение, слова, входившие в словосочетания, утрачивают формы словоизменения, нередко изменяют семантику. В результате происходит превращение слов в морфемы в структуре образовавшегося слова.
Лексико-синтаксический способ словообразования может осложняться суффиксацией: ничегонеделание, сногсшибательный. При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) может происходить своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса —к-), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), зачетка (зачетная книжка), визитка (визитная карточка). Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка , а также пищевых изделий – тушенка, жженка . Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести к лексико-морфолого-синтаксическому.
Образование новых слов лексико-синтаксическим способом происходит в процессе длительного словоупотребления. Чтобы сочетание слов стало словом, необходимы постоянный лексический состав в сочетании слов, стабильный порядок слов, частая повторяемость словосочетания. Лексико-синтаксический способ в современном языке продуктивен лишь в словообразовании прилагательных и служебных слов.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, следует отделять от слов, образованных сложением. Слова, образованные в результате сращения сочетаний слов, зачастую сохраняют в своем составе бывшие окончания этих слов: отсебятина, сегодня. Нередко во вновь образованных словах ощущается синтаксическая связь слов, входивших в словосочетание (согласование, управление, примыкание): сегодня, сумасшедший, труднодоступный. Другими словами, в определенных условиях словосочетание перестает восприниматься как словосочетание и воспринимается как одно слово: (ср. долго играющая во дворе девочка – долгоиграющая пластинка).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты
§ 232. Наиболее распространенные лексико-стилистические ошибки и недочеты Анализ лексико-стилистических ошибок и недочетов весьма важен в работе над произведениями любого стиля и жанра. Наиболее распространенные из них: 1) многословие (или употребление «лишних слов»); 2)
Словообразование
Словообразование Словообразование (нем. Wortbildung) – то же, что «морфология»: отдел грамматики, трактующий о формальном составе
5.7. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы
5.7. Семантическое и фонетическое ослабление непроизводной основы Словообразовательные процессы в отдельных случаях ослабляют непроизводную основу в семантическом и фонетическом отношении и даже приводят к полному исчезновению исходной основы, к замене ее иной
Словообразование
Словообразование Словообразование как особый раздел науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику, строение и словопроизводство.Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую)
5.14. Морфолого-синтаксическое словообразование (переход одной части речи в другую) Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс или перехода
5.15. Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение слов)
5.15. Морфологическое словообразование (безаффиксный способ, аффиксация, сложение слов) Наиболее продуктивен в русском языке морфологический способ словообразования – создание новых слов путем сочетания морфем: «ракета – ракет + чик, холод – холод + н + ый» . При
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов
6.4. Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов В любом языке все слова распределены по определенным группам. Такие группировки слов принято называть частями речи. Распределение слов по частям речи происходит по трем принципам:1) семантическому;2)
6.6. Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению
6.6. Лексико-грамматические разряды имен существительных по значению В зависимости от лексико-семантических и отчасти грамматических (морфологических) признаков имена существительные делятся на несколько лексико-грамматических разрядов:1) нарицательные и собственные;2)
6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных
6.7. Лексико-грамматические категории имен существительных Категория одушевленности / неодушевленности. Одушевленность / неодушевленность имен существительных лексически проявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественно живых существ
6.13. Словообразование имен существительных
6.13. Словообразование имен существительных Существительные образуются главным образом с помощью только суффиксов или только приставок, а также с помощью приставок и суффиксов одновременно. Кроме того, существительные образуются путем сложения слов или основ слов. Такие
6.16 Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных
6.16 Лексико-грамматические особенности качественных прилагательных Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету, такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: серый – серее, добрый – добрее. В основном этот разряд
6.60. Словообразование глаголов
6.60. Словообразование глаголов В современном русском языке глаголы образуются морфологическим способом: используются такие его виды, как префиксальный, суффиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, предфиксно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный,
7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний
7.2. Лексико-грамматические типы словосочетаний В зависимости от признака, положенного в основу классификации, принято выделять следующие типы словосочетаний:1) типы словосочетаний по структуре:а) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, например:
5.2. Целевые посетители и семантическое ядро
5.2. Целевые посетители и семантическое ядро Кто самый главный человек в офисе? Конечно, уборщица, из уст которой можно часто услышать: «Ходят тут всякие, не успеваю полы подтирать». Подтирать полы приходится и в магазине, причем за всеми без исключения посетителями, даже за
Источник