- Как научиться быстро считать в уме: работающий способ для ребенка, подростка, взрослого
- Какие именно тренировки нужны?
- С чего начать?
- А что с многозначными числами?
- А что с умножением делением?
- Не забывайте про тренажеры!
- Как научиться быстро считать в уме?
- Сложение
- Сложение однозначных чисел
- Сложение многозначных чисел
- Вычитание
- Вычитание однозначных числа
- Вычитание многозначных чисел
- Умножение
- Умножение однозначного числа на двузначное
- Умножение двузначных чисел
- Деление
- Деление двузначного числа на однозначное
- Деление многозначного числа на однозначное
- Деление на двузначное число
- Эффективный счёт в уме или разминка для мозга
Как научиться быстро считать в уме: работающий способ для ребенка, подростка, взрослого
Сложно посчитать сдачу от счета в ресторане? Сумма в магазинах всегда становится сюрпризом? Простые вычисления даются крайне тяжело? Есть несколько способов достаточно быстро научиться считать в уме. В сторону калькулятор!
Для начала ответьте себе на вопрос “Зачем вам это нужно?”. Помимо вышеперечисленных ситуаций, вы почувствуете, что лучше контролируете ситуацию. Устный счет отлично развивает когнитивные навыки: память мышление. внимание.
Какие именно тренировки нужны?
Сложение, вычитание, умножение и деление. Уделяйте тренировкам по 5-10 минут в день.
С чего начать?
С самых простых примеров на однозначных числах. Например, сколько будет 5+9 =? А 6 + 8 = ? 3 — 1 = ? Опирайтесь на 10. Сначала посчитайте, сколько первому числу не хватает до десяти, а затем прибавьте то, что осталось.
А что с многозначными числами?
Разбейте их на разряды. Сначала тысячи, затем сотни, десятки, единицы. Выполняйте математические действия, начиная с больших разрядов. Например, если нужно сложить 20354 и 65987, складывайте сначала 20 000 и 60 000, затем 300 и 900, затем 50 и 80, 4 и 7.
А что с умножением делением?
Попробуйте представить самые простые примеры. Например 4 х 7 = 4+4+4+4+4+4+4 Постепенно переходите к двузначным числам.
Не забывайте про тренажеры!
В Викиум для вас приготовили специальные тренажеры на сложение, вычитание, умножение и деление. С ними освоить устный счет станет намного проще.
Источник
Как научиться быстро считать в уме?
Как давно вы считали в уме, а не столбиком, и уж тем более не с помощью калькулятора? Между прочим, считать в уме не только модно, но и полезно: так вы развиваете краткосрочную память, концентрацию и внимание. А ещё, какой же кайф испытываешь, когда можешь посчитать, сколько тебе должны дать сдачи, пока стоишь в очереди, м-м-м…
Всего несколько месяцев ежедневных тренировок по 5-10 минут, и вы почувствуете, как ускорился ваш мозг.
Сложение
Начнём с простого — сложения однозначных чисел. Научившись мгновенно складывать однозначные числа, вы сможете легко складывать и многозначные числа, потому что все расчёты сводятся к выполнению типовых действий. Вы в этом скоро убедитесь.
Сложение однозначных чисел
С примерами, результаты которых находятся в пределах 10 проблем нет. Эти комбинации чисел нужно просто запомнить, как основу основ.
А вот для примеров «с переходом через 10» уже есть методика — «опора на десяток». Суть в том, чтобы довести одно слагаемое до 10, а потом из второго слагаемого вычесть столько же, сколько мы прибавили к первому.
Например, нам нужно сложить 5 и 8:
- Числу 5 не хватает до 10 ещё столько же — 5.
- Теперь представим 8 как сумму 5 и ещё какого-то числа (это 3).
- И прибавим к 5 ту часть числа 8, которой недостаёт до 10, а затем и остаток. Получится 10 и 3, то есть 13.
Сложение многозначных чисел
Принцип сложения многозначных чисел — складывать друг с другом одинаковые разряды: тысячи с тысячами, сотни с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами.
Например, нам нужно сложить 245 и 917:
- 245 состоит из трёх разрядов — 200, 40 и 5. А 917 из 900, 10 и 7.
- Сложим разрядные части друг с другом:
200 + 900 = 1100, 40 + 10 = 50, 5 + 7 = 12.
А теперь сложим получившиеся числа в обратном порядке, «закрывая» нули:
Вычитание
Как и со сложением, с вычитанием однозначных чисел из однозначных ничего сложного нет. А при вычитании однозначного числа из двузначного удобно пользоваться тем же правилом «опоры на десяток».
Вычитание однозначных числа
Например, нужно вычесть 13 − 7:
- Убираем у 13 столько, чтобы получилось 10 — то есть 3.
- Столько же убираем и у 7 — получается 4.
- Теперь просто вычитаем 4 из 10.
Вычитание многозначных чисел
Здесь всё даже проще, чем со сложением многозначных чисел, потому что на разрядные части нужно разложить только то число, которое вычитаем.
Например, нужно вычесть 734 − 427:
- Раскладываем 427 на разряды: 400, 20 и 7. Теперь последовательно вычитаем их из 734.
- Вычесть 734 − 400 очень просто, потому что действие происходит только с сотнями. Грубо говоря, мы вычитаем 4 из 7 — получаем 3, вернее, 334.
- С десятками всё аналогично: вычитаем 30 − 20, получаем 10 — 314.
- Теперь вычитаем единицы через десяток: 314 − 7.
Убираем 4 из 314 и 7, получаем 310 − 3. Ну а тут уже совсем просто — ответ 307.
Чтобы вычитать 7, 8 и 9 было проще, часто прибегают к следующим правилам:
- При отнимании 9 из числа сначала вычитают 10, а затем добавляют 1:
321 − 9 = 321 − 10 + 1 = 312
При отнимании 8 из числа сначала вычитают 10, а затем добавляют 2:
321 − 8 = 321 − 10 + 2 = 313
При отнимании 7 из числа сначала вычитают 10, а затем добавляют 3:
321 − 7 = 321 − 10 + 3 = 314
Умножение
Это когда несколько раз складывают одно и то же. Например, 7 × 3 = 7 + 7 + 7 = 21.
Чтобы научиться быстро умножать любые числа в уме (кроме совсем уж космических), нужно идеально умножать однозначные числа, то есть знать таблицу умножения.
Причём идеально знать её необязательно, достаточно запомнить для себя опорные числа, которые будут помогать в вычислениях. Умножим 6 × 7. Мнемотехнически мы знаем что 6 × 6 = 36. То есть к 36 нужно прибавить ещё 6, чтобы получился ответ — 42.
Считается, что из всех примеров в таблице умножения 7 × 8 самый сложный. Чтобы запомнить ответ есть отличное правило «пять шесть семь восемь»: 56 = 7 × 8.
Умножение однозначного числа на двузначное
- В первую очередь мы раскладываем 387 на разряды — 300, 80 и 7 — и умножаем каждый из них на 8.
- Начинаем с сотен: 300 × 8 — это то же самое, что умножить 3 × 8, а потом к результату дописать два нуля. То есть:
3 × 8 × 100 = 24 × 100 = 2400.
По аналогии, 80 × 8 = 640, 7 × 8 = 56.
А теперь мы складываем получившиеся числа, объединяя их по разрядам:
2400 + 640 + 56 = 2000 + 400 + 600 + 40 + 50 + 6 = 2000 + (400 + 600) + (40 + 50) + 6 = 2000 + 1000 + 90 + 6 = 3000 + 90 + 6 = 3096
- Любое число легко умножить на 9: нужно просто умножить на 10 (или дописать в конце ноль), а затем отнять исходное число.
47 × 9 = (47 × 10) − 47 = 470 − 47 = 423
Некруглое число можно легко умножить на 2, сначала округлив его до удобного ближайшего значения.
Например, 237 × 2. Сначала проще умножить 240 × 2 = 480. А потом вычесть из результата 6 (3 × 2 = 6 — ведь 3 нам не хватало до 240). Итого:
237 × 2 = 240 × 2 − (3 × 2) = 476
Чтобы умножить любое двузначное число на 11, нужно сложить две цифры этого двузначного числа друг с другом, а затем вписать её между цифрами исходного числа:
Правда, если сумма двух цифр исходного числа больше 10, нужно поставить разряд единиц между цифрами исходного числа, а десяток прибавить к левой цифре:
Умножение двузначных чисел
Хотя кажется, что умножать двузначные числа — вершина ментальных вычислений, решать такие примеры не сильно сложнее, чем в предыдущем пункте. Давайте разберём на примере.
- Разобьём 34 на 30 и 4, чтобы было проще, а затем умножим каждое на 83.
- 83 умножить на 30 просто — это как умножить 83 × 3, а потом умножить результат ещё на 10. Как умножать однозначные и двузначные числа мы разобрались. Считаем:
83 × 3 = 80 × 3 + 3 × 3 = 240 + 9 = 249. Значит, 84 × 30 = 2490.
Теперь умножим
83 × 4 = 80 × 4 + 3 × 4 = 320 + 12 = 332.
Сложим результаты:
2490 + 332 = 2000 + 400 + 300 + 90 + 30 + 2 = 2000 + 700 + 120 + 2 = 2822.
Деление
Это операция, обратная умножению. Начнём снова с самого простого.
Деление двузначного числа на однозначное
Разделим 48 : 3. Основная задача — подобрать число, которое можно умножить на 3 и получить 48. Из таблицы умножения мы помним, что единственное число, результат умножения которого на 3 в конце имеет цифру 8 — это 6. А 3 × 6 = 18. То есть, у нас остаётся 30 : 3 = 10. Итого, получается 48 : 3 = 16.
Деление многозначного числа на однозначное
Разделим 6475 : 7. В подобных примерах главная задача — «взять» максимальные «круглые» части, которые можно разделить на 6 без остатка.
- Выделим из 6475 самую большую часть, которую можно разделить на 7 без остатка. 6475 близко к 7000 (то есть 7 × 1000), значит, можно попробовать взять 900 × 7 = 6300. Отлично!
- Остаётся 175. Таким же образом, выделяем из 175 самое большое число, которое можно разделить на 7 по таблице умножения — это 140. А 140 : 7 = 20. Запомним это число и вычтем 175 − 140. Сотни в результате дают ноль, а 7 − 4 = 3. То есть остаток на данный момент — 35.
- Вспоминаем, что по таблице умножения 7 × 5 = 35, и складываем все получившиеся числа: 900 + 20 + 5 = 925.
Деление на двузначное число
С делением на двузначное число всё гораздо интереснее. Задача в том, чтобы найти пределы, в которых лежит результат.
Например, разделим 6351 : 73:
- Сначала попробуем угадать, в каком десятке находится результат. Помним, что по таблице умножения 7 × 8 = 56, поэтому пробуем умножить 73 × 80 = 5840. Это максимально близкий десяток, потому что если прибавить ещё 730 (то есть 73 × 10), получится уже 6570 — больше чем нужно. Следовательно, наше число лежит в пределах между 80 и 90.
- Теперь посмотрим на последние цифры наших чисел — 1 и 3. Из таблицы умножения мы помним, что только одно число при умножении на 3 на на конце даёт 1 — это 7. Пробуем умножить 73 × 7 = 511. Складываем 5840 + 511 = 6351. Ура, ответ 87!
- Некруглые числа можно легко делить на 2, округляя их. Например, 358 делим на 2. Округлим 358 до 360, а затем уже его разделим на 2 — получим 130. А затем вычтем и этого числа 1 (получились в результате деления на 2 прибавленной 2).
358 : 2 = 360 : 2 − 2 : 2 = 130 − 1 = 129
12 × 25 = 12 : 4 × 100 = 3 × 100 = 300
Этих способов достаточно, чтобы тренироваться уверенно считать в уме. Помните, что делать это нужно регулярно, уделяя всего по 5–10 минут каждый день. Постарайтесь поймать свой ритм, чтобы решение таких задачек приносило удовольствие. И упирайте на правильность ответов, а не скорость — она придёт со временем. И не бросайте.
А если вам нужна помощь в решении более сложных задач, которые уже нельзя просчитать в уме, вам с радостью помогут специалисты Мультиворка.
Источник
Эффективный счёт в уме или разминка для мозга
Эта статья навеяна топиком «Как и насколько быстро вы считаете в уме на элементарном уровне?» и призвана распространить приёмы С.А. Рачинского для устного счёта.
Рачинский был замечательным педагогом, преподававшим в сельских школах в XIX веке и показавшим на собственном опыте, что развить навык быстрого устного счёта можно. Для его учеников не было особой проблемой посчитать подобный пример в уме:
Используем круглые числа
Один из самых распространённых приёмов устного счёта заключается в том, что любое число можно представить в виде суммы или разности чисел, одно или несколько из которых «круглое»:
Т.к. на 10, 100, 1000 и др. круглые числа умножать быстрее, в уме нужно сводить всё к таким простым операциям, как 18 x 100 или 36 x 10. Соответственно, и складывать легче, «отщепляя» круглое число, а затем добавляя «хвостик»: 1800 + 200 + 190.
Еще пример:
Упростим умножение делением
При устном счёте бывает удобнее оперировать делимым и делителем нежели целым числом (например, 5 представлять в виде 10:2, а 50 в виде 100:2):
Аналогично выполняется умножение или деление на 25, ведь 25 = 100:4. Например,
Теперь не кажется невозможным умножить в уме 625 на 53:
Возведение в квадрат двузначного числа
Оказывается, чтобы просто возвести любое двузначное число в квадрат, достаточно запомнить квадраты всех чисел от 1 до 25. Благо, квадраты до 10 мы уже знаем из таблицы умножения. Остальные квадраты можно посмотреть в нижеприведённой таблице:
Приём Рачинского заключается в следующем. Для того чтобы найти квадрат любого двузначного числа, надо разность между этим числом и 25 умножить на 100 и к получившемуся произведению прибавить квадрат дополнения данного числа до 50 или квадрат избытка его над 50-ю. Например,
В общем случае (M — двузначное число):
Попробуем применить данный трюк при возведении в квадрат трёхзначного числа, разбив его предварительно на более мелкие слагаемые:
Хм, я бы не сказала, что это сильно легче, чем возведение в столбик, но, возможно, со временем можно приноровиться.
И начинать тренировки, конечно, следует с возведения в квадрат двузначных чисел, а там уже и до дизассемблирования в уме можно дойти.
Умножение двузначных чисел
Этот интересный приём был придуман 12-летним учеником Рачинского и является одним из вариантов добавления до круглого числа.
Пусть даны два двузначных числа, у которых сумма единиц равна 10:
Составив их произведение, получим:
Например, вычислим 77 x 13. Сумма единиц этих чисел равна 10, т.к. 7 + 3 = 10. Сначала ставим меньшее число перед большим: 77 x 13 = 13 x 77.
Чтобы получить круглые числа, мы забираем три единицы от 13 и добавляем их к 77. Теперь перемножим новые числа 80 x 10, а к полученному результату прибавим произведение отобранных 3 единиц на разность старого числа 77 и нового числа 10:
У этого приёма есть частный случай: всё значительно упрощается, когда у двух сомножителей одинаковое число десятков. В этом случае число десятков умножается на следующее за ним число и к полученному результату приписывается произведение единиц этих чисел. Посмотрим, как элегантен этот приём на примере.
48 x 42. Число десятков 4, последующее число: 5; 4 x 5 = 20. Произведение единиц: 8 x 2 = 16. Значит,
99 x 91. Число десятков: 9, последующее число: 10; 9 x 10 = 90. Произведение единиц: 9 x 1 = 09. Значит,
Ага, то есть, чтобы перемножить 95 x 95, достаточно посчитать 9 x 10 = 90 и 5 x 5 = 25 и ответ готов:
Тогда предыдущий пример можно вычислить немного проще:
Вместо заключения
Казалось бы, зачем уметь считать в уме в 21 веке, когда можно просто подать голосовую команду смартфону? Но если задуматься, что будет с человечеством, если оно будет взваливать на машины не только физическую работу, но и любую умственную? Не деградирует ли оно? Даже если не рассматривать устный счёт как самоцель, для закалки ума он вполне подходит.
Использованная литература:
«1001 задача для умственного счёта в школе С.А. Рачинского».
Источник