- Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
- Вырезание букв.
- Выкладывание букв из различного материала
- Раскраски
- Лепка
- Аппликация
- Конструирование букв
- Стихи про буквы
- Правила и рекомендации
- Прикреплённые файлы:
- Учим буквы играя. Легкий способ быстро подготовить ребенка к чтению
Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
Юлия Федосеева
Семь интересных способов выучить с ребёнком буквы. Рекомендации для родителей
Цель этой публикации — привлечь ваше внимание коллеги, и внимание родителей к интересным и необычным способам изучения букв, построенных в форме игры. В результате таких «уроков», у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с 4-5 лет (не стоит слишком рано обучать малыша буквам) можно обучать чтению. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах, которые я предлагаю вашему вниманию.
Вырезание букв.
Вырежьте с ребенком буквы. Это занятие очень понравится вашему малышу. Готовые буквы можно дополнить различными деталями, например: приклеить глазки, кепочку, кеды, руки, нарисовать губки. Проявите фантазию, и у вас получится очаровательные буквы – игрушки.
Выкладывание букв из различного материала
Это может быть любой подручный материал. Например: Находясь на прогулке можно выложить буквы из камушков, травинок, листиков, палочек, веточек. Даже находясь на отдыхе у моря можно поиграть в увлекательную игру в буквы используя морские камешки.
Находясь на кухне, для игры в буквы можно использовать ложки или
Магниты на холодильнике, которые вы привезли из поездок по городам и странам.
В гостях у бабушки для игры можно использовать её старую коллекцию пуговиц.
Играть в такую игру можно практически везде.
Раскраски
Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву, соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).
Лепка
Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины.
Здесь будет работать двигательная память, а также развивается мелкая моторика и воображение. Для начала лепить можно глядя на образец с буквой, затем усложнить. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, бусами или раскрасить красками, в этом вам поможет ваша фантазия.
Аппликация
Заранее подготовьте вырезанную из картона большую букву. Предложить ребенку украсить ее. Украшать можно чем угодно: методом обрывной аппликации, использовать самые разные материалы –бумагу, кожу, ткани, бусинки, салфетки, пластилин.
Конструирование букв
Из лего, металлического, деревянного, пластмассового конструкторов.
С помощью конструирования ребенок выучит не только буквы, но и разовьет моторику рук, воображение, мышление, внимание.
Стихи про буквы
Правила и рекомендации
-не заставляйте, возможно ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;
— всегда придерживайтесь принципа «от простого к сложному»;
— постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;
— примерно по 15 минут в день, и стараться ежедневно;
— занятия должны проходить в игровой форме;
— желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и еще лучше, если он будет «говорящим», магнитный алфавит на холодильнике и др.
-когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;
— из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.
Удачи Вам в воспитании и развитии детей!
Прикреплённые файлы:
stihi_6rvjn.pptx | 3313,64 Кб |
Консультация для родителей «100 интересных фактов про Рождество» Одним из самых больших христианских праздников считается Рождество. К этому празднику готовятся заранее. Готовят лучшие блюда, а также подарки.
Консультация для родителей «50 самых интересных фактов о лебедях» Лебедь — самый крупный представитель семейства утиных и отряда пластинчатоклювых. Эта птица по своей красоте, осанке и изяществу затмевает.
Консультация для родителей «100 самых интересных фактов про Новый год» История Нового года так обширна и богата, что у людей появилась возможность проследить за ней, отметить все необычное и забавное, сделать.
Консультация для родителей и воспитателей «30 интересных фактов о Крещение Господне» 1. Крещение — один из наиболее значимых для христиан праздников, наряду с Воскресением Христовым и Днем Святой Троицы. 2. Первое упоминание.
Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.
Консультация для родителей «Как выучить с ребёнком цвета» Часто многие родители беспокоятся, что ребёнок в 3 года не может запомнить цвета. Дело в том, что способность ориентироваться и правильно.
Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Мы часто задаемся вопросом:.
Консультация для родителей «Отдыхаем вместе с ребёнком» «Зажигает лето солнца свет, Ласково всех приглашает! Здравствуй, лето! Солнышко, привет! Как же летом сладостно раздолье. Обласкает нежно.
Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра — основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.
Занятие по ФЭМП для родителей с ребёнком 6–7 лет в условиях самоизоляции Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по формированию элементарных математических представлений в условиях самоизоляции.
Источник
Учим буквы играя. Легкий способ быстро подготовить ребенка к чтению
Ирина Войнова
Учим буквы играя. Легкий способ быстро подготовить ребенка к чтению
Учим буквы играя
Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования.
За основу данной методики взята статья Сергея Полякова «Лучший способ изучения букв». Статья представлена сайтом «7 ступенек к книжке».
Данный способ обучения подходит для детей с 4,5-5 лет. Детям в более старшем возрасте данная программа поможет при проведении звуко-буквенного анализа.
Данный метод позволяет в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками.
В комплект входит 3 программы: «Станция гласных», «Станция парных согласных», «Станция непарных согласных».
Главное назначение этого курса состоит в том, чтобы в игровой форме подготовить ребенка к дальнейшему обучению грамоте.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Данный метод применялся на детях разных возрастных групп: I – группа – 4,5-5 года; II-группа 5-6 лет; III группа-6-7 лет.
1. Обучить ребенка буквам и звукам;
2. Развить внимание, воображение;
3. Расширить словарный запас;
4. Развить слуховое восприятие звука;
5. Создать вокруг ребенка положительную эмоциональную атмосферу;
6. Активизировать творческий потенциал;
7. Запомнить зрительный образ букв.
Продолжительность обучения – 2 месяца. Длительность занятий 30-35 минут.
В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.
Эта простая методика стоит на трех китах:
• на принципе многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенном Гленом Доманом;
• на разнообразии закрепляющих игр;
• на пропевке таблиц складов, предложенной другим выдающимся педагогом Н. А. Зайцевым. Без последующей пропевки или, в крайнем случае, без проговаривания складов было бы крайне сложно научить ребенка произносить согласные чистыми звуками, т. к. многие согласные были бы почти неразличимы между собой на слух. Кроме того, пропевка этих таблиц не только помогает в изучении букв, но и знакомит ребенка со складами, а это первый шаг к обучению чтению.
Изучаем гласные и согласные буквы
Для того, чтобы в дальнейшем ребёнку было легче проводить звуко-буквенный анализ, карточки лучше показывать парами. Необходимо объяснить ребенку, почему буквы парами? Потому что они дружат и зовут друг друга: «Я»-«А», «Ё»-«О» и т. д.
1. Подготовить карточки с буквами А, Я.
Продемонстрировать их ребенку, повторяя стишок (или пропеть песенку, как гласные дружат):
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно. Можно напевать буквы: «А» -низким голосом, «Я»-высоким.
2. Сложи букву А и Я из любого материала;
3. Найди букву А и Я среди остальных.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук А» (проговаривать слова медленно, протягивая букву А, затем то же проделать с буквой Я)
5. Найти букву А и Я в следующих словах: ЯБЛОКО, АКУЛА, ВИЛКА, АПЕЛЬСИН, ЛЕЙКА, ВАЗА,ЯЙЦО, ЯКОРЬ, ЯЩЕРИЦА, ЯГОДА.
Айболиту все сперва
С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах. (Буква «а»)
Яблоко Янтарное Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву. («я»)
P.S. для того, чтобы ребенок легко и быстро выучил буквы, необходимо, чтобы родители дома закрепляли полученные на занятиях знания!
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать их ребенку.
2. Продекламировать маленький стишок (или напевая):
3. Сложить буквы О и Ё из любого материала
4. Найти буквы О и Ё среди остальных
5. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук О» (проговаривать слова медленно, протягивая букву О, затем то же проделать с буквой Ё);
6. Давай посмотрим вокруг, и вместе найдем предметы с буквами А, Я, О, Ё
7. Найти букву О и Ё в следующих словах: БЕРЁЗА, БУРЕНКА, ОСЁЛ, ОВЁС, ОСЕНЬ, ЛЁД, КОНЬ.
8. Закрепляющие игры.
1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»
3-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и. буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
1. Подготовить карточки. Показывайте теперь ребенку уже три пары букв. Стишок становится длиннее (или песенка):
2. Сложить буквы У-Ю из любого материала
3. 4-я игра: Поймай букву.
Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.
Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук У» (проговаривать слова медленно, протягивая букву О, затем то же проделать с буквой Ю);
5. 5-я игра: Буквы – подружки.
Оборудование: на доске выставляются два столбика букв (гласных: А-Я, О-Ё и т. д.).
Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.
Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.
6. 6-я игра: Напиши в воздухе.
Описание игры. Учитель, представив, что у него в руке мел чертит букву, а ученик отгадывает. Затем наоборот.
Э-Е, Ы-И
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать ребенку карточки в следующем порядке: У-Ю, Э-Е, Ы-И.
Обращаю ваше внимание родителей: после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).
2. Сложить буквы из любого материала.
3. Изобразить буквы пальцами
4. 7-я игра: Угадай букву.
Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.
5. Найди буквы среди других
6. 8-я игра: Полубуковка.
Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.
Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.
7. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук У» (проговаривать слова медленно, протягивая букву Э, затем то же проделать с буквами Е, И)
Закрепление пройденного материала.
1. 9-я игра: Буква заблудилась.
Оборудование: карточки изученных букв.
Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, но пары составлены не правильно! Нужно правильно расставить пары гласных (можно добавить несколько согласных букв)
2. 10-я игра: Веревочные буковки
Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания, простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором, платок или шарфик.
Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами — новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил. На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть малыш нанесет клей по контуру — «напишет клеем» букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.
Предложите ребенку ощупать необычную букву, «запомнить ее руками».
Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.
3. 11-я игра: Умная зарядка
Что вам понадобится: две подушки, ковер.
Любому ребенку будет интересно стать буквой. Покажите ребенку, как превращаться в буквы.
Буква А — ноги поставьте на ширину плеч, руки сложите сзади на пояснице.
Буква Е — стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперед, одновременно вперед вытяните руки.
Буква Ё — то же, что и буква Е, при этом подмигните.
Буква И — соедините руки за спиной, одна рука через предплечье, а другая — через поясницу.
Буква 0 — соедините руки над головой, образуя круг.
Буква У — стоя, левую руку вытяните вдоль туловища; плечо правой руки прижмите к груди, предплечье отведите чуть вниз, пальцы сомкните и выпрямите.
Буква Ы — приложите подушку к животу, а напротив себя поставьте ребенка.
Буква Э — правую ногу отведите в сторону, поставьте на пятку, поднимите левую руку вверх и прогнитесь вправо, правую руку согните в локте и прижмите к туловищу.
Буква Ю — держите подушку впереди себя на вытянутых руках.
Буква Я — правую руку поставьте на пояс, правую ногу отставьте вправо и поставьте на пятку.
4. 12-я игра: Бабочки
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, скрепки.
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте «серединки» цветов соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на «серединках», с помощью скрепок прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу.
«Превратите» ребенка в бабочку: прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок — «крылья». Говорите «бабочке», на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями: пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете «приземляться» вы.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только написать «серединки» и прикрепить их к прежним цветам.
Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой — имеющие одинаковые элементы.
Напишите буквы на обычных листах бумаги — это будут аэродромы. С помощью стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) «превратите» ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться.
Станция «Парных Согласных»
Значки над буквами обозначают звонкие и глухие звуки.
Для того, чтобы ребенок запомнил, где глухие, а где звонкие звуки нужно дать ему это почувствовать на вибрационном уровне. Предлагаю следующий метод: раскрываем ладошку и прижимаем к горлышку (обнимаем горло) и говорим звук «Б», например, — мы чувствуем вибрацию, как в горлышке всё звенит – звонкий звук! Затем говорим звук «П» — глухо, мы не чувствуем вибрации – глухой звук! Дайте возможность ребенку проверить, как выразительно у вас получается произносить глухие и звонкие звуки, пусть сравнит. В дальнейшем это поможет ему в проведении звуко-буквенного анализа.
1. Подготовьте карточки с буквами Б-П (как в первом блоке)
Продемонстрировать их ребенку, повторяя стишок:
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
2. Сложи букву Б и П из любого материала;
3. Найди букву Б и П среди остальных.
4. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук Б» (проговаривать слова медленно, протягивая букву Б, затем то же проделать с буквой П)
5. Для закрепления букв можно использовать игры из первого блока, добавляя новые буквы и вспоминая изученные.
В-Ф, Г-К
1. Подготовить карточки. Продемонстрировать их ребенку.
2. Продекламировать маленький стишок (или напевая):
3. Сложить буквы из любого материала
4. Найти буквы среди остальных
5. «Я буду произносить слова, а ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук В»(Ф, Г, К);
6. Закрепляющие игры.
В верхних строках размещены согласные, твердые — синие и мягкие — зеленые, а в остальных строках перед каждой гласной приписана согласная, и эти сочетания образуют короткие открытые слоги, или склады. Теперь вместе с ребенком вы сначала пропеваете песенки гласных, а вслед за ними точно так же песенки в шести таблицах: низкими голосами — песенки больших синих братьев и высокими — маленьких зеленых братиков.
Каждую песню предваряйте четким произношением согласных в верхних строках. Учите ребенка произносить согласные чистыми звуками, чтобы после согласных звуков не слышались гласные Ы и И, и прежде всего научитесь этому сами. Имейте в виду, что если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будут впоследствии ло ды ка вместо ло д ка, сы ту л вместо с ту л. Если звук БЬ он будут произносить, как Би, то при чтении сам не сможет понять, где го лу бь, а где го лу би. И тогда его придется долго переучивать.
Покажите сразу ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название. В эти таблицы не попала буква Й. Напишите ее на отдельной карточке, покажите ее ребенку и назовите так, как она звучит (а название «И краткое» ребенок узнает гораздо позже, когда будет читать книжки и учить алфавит). Скажите, что на этот звук начинаются слова йод и йогурт. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, произнося ее звуком.
Источник