Легкий способ добиться успеха
Скачать книгу
О книге «Легкий способ добиться успеха»
Книги Аллена Карра помогли многим людям кардинально изменить свою жизнь, избавиться от зависимостей, что удаётся далеко не всегда. Одной из таких книг автора является «Легкий способ добиться успеха». Она пригодится каждому, кому не безразлична его собственная жизнь. В книге идёт речь о том, как стать успешным, даже если не хочется вставать ни свет ни заря, работать по 7 дней в неделю и по 12-16 часов в сутки. Автор призывает задуматься о своём жизненном пути, о своих приоритетах.
Большинство людей привыкли ориентироваться на то, что слышат от знакомых или видят по телевизору. А с экранов нам часто говорят об успехе, только не упоминают, что понятие успеха у всех разное. И люди верят, им легко внушить, что быть успешным – это значит иметь квартиры, дома, машины, дачи, огромные счета в банке и путешествовать несколько раз в году. Они постоянно сравнивают себя с другими, впадая в депрессию, что не могут считать себя успешными.
Эта книга поможет пересмотреть своё отношение к жизни и понятию успеха. Она расскажет, как преуспеть в любой сфере. И главное здесь – не тяжёлые физические усилия или усилия воли, а открытый ум и готовность меняться. Когда удастся избавиться от стереотипов и понять, в чём заключается личный успех, тогда и можно будет изменить жизнь.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Легкий способ добиться успеха» Карр Аллен бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Мнение читателей
В книге автор рассказывает и про себя и про прописные истины — говорит что надо делать и чего не надо делать, чтобы этого самого успеха добиваться
На мой взгляд — эта книга самая лучшая в серии «Книга с историей»
Источник
Аллен Карр (Ален Кар) — Легкий способ добиться успеха
Конечно, это очень расплывчатое определение, и у каждого читателя будет свое, индивидуальное его понимание. Может ли моя методика помочь любому человеку достичь успеха? Я дам вам только набор ключевых советов. Я не могу применить их на практике за вас, так же как не в состоянии заставить вас съесть пончик против вашей воли. От того, что вы прочитаете эту книгу, вы точно ничего не потеряете. Однако факт ее покупки говорит о том, что вы считаете себя недостаточно успешным человеком. Какого же именно успеха вы жаждете?
Что значит достичь успеха?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы за человек и какие ценности имеют для вас значение. Все хотят добиться успеха, хотят почувствовать, что живут на свете не зря. Люди реализуют себя самыми разными способами, но обычно стремятся к тому или иному внешнему проявлению или видимому доказательству своего преуспевания. Представление о том, что такое успех, мы в первую очередь получаем от родителей в процессе воспитания, а также из общения с друзьями. В зрелом возрасте мы осознаем, что первая часть приведенного выше определения соответствует мнению большинства людей, особенно в той части, которая касается «приобретения богатства, славы или высокого положения в обществе».
Успех как бренд
Учитывая повышенное внимание СМИ к богатству, славе и красоте, можно понять тех читателей, кто убежден в прямой связи успеха с одним из этих факторов. Люди, обладающие всем этим, считаются самыми успешными, вызывающими зависть, и потому помещаются на недосягаемую для прочих смертных высоту. В статьях и телепередачах об элитарной жизни успех предстает в виде особого бренда с точно заданными характеристиками. Но ведь это всего лишь одна из возможных торговых марок! К несчастью, когда речь идет об успехе, люди слишком охотно заглатывают наживку и стремятся приобрести то, что рекламируется больше всего. Если вас интересует именно такой вид успеха, будьте осторожны. Вы начинаете движение к цели, параметры которой определены не вами, и потому находитесь в заведомо невыгодных условиях.
Источник
Легкий способ добиться успех
Легкий способ добиться успеха
© Allen Carr’s Easyway (International) Limited, 2000
© Издание на русском языке, перевод на русский язык. ООО «Издательство «Добрая книга», 2007
Аллен Карр написал бестселлер «Легкий способ бросить курить» в 1985 году, два года спустя после начала работы над своей революционной методикой лечения, до создания которой он был заядлым курильщиком и на протяжении тридцати лет выкуривал по 60–100 сигарет в день. Новая методика помогла Аллену избавиться от этого недуга. Эффективность «Легкого способа» побудила автора предложить свою помощь другим людям. Книга имела феноменальный успех. Сегодня по всему миру действует сеть клиник, носящих имя Аллена Карра.
Перечень клиник Аллена Карра помещен в конце книги. Если вам потребуется помощь, обратитесь в ближайшую к вам клинику.
Я долго сомневался, стоит ли называть эту книгу «Легкий способ добиться успеха». Мысленно я возвращался в далекое прошлое. Я вспоминал, с каким трудом перебирался через огромные валуны, которые, будто нарочно, лежали на моем жизненном пути и не давали смотреть на жизнь с оптимизмом. Внешне я выглядел вполне успешным человеком и мог бы быть доволен собой. Однако на самом деле я был разочарован своим положением и ощущал себя несчастным. Так продолжалось до тех пор, пока я не нашел способ устранить препятствия, мешавшие мне выглядеть успешным в собственных глазах. Оказалось, что этот способ совсем прост.
Жизненный путь любого человека уникален, поэтому у каждого есть собственное определение и понимание успеха. Меня чрезвычайно интересуют эти определения, потому что в них отражается наше умение выразить свои мысли. Слишком часто значение слова «успех» ограничивается теми сферами деятельности, которые приносят славу или богатство. Эта книга о том, как достичь успеха в вашем понимании этого слова, а значит, именно вам предстоит сформулировать его определение самостоятельно.
Интуиция или счастливый случай сыграли важнейшую роль в том, что я считаю собственным успехом. Если вы обратитесь к биографиям других успешных людей, вы также найдете там значительный элемент везения. Шла ли речь о том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время или встретиться с правильным человеком в подходящий момент, хорошо развитая интуиция помогала этим людям выстроить свою судьбу. Вебстеровский словарь английского языка определяет интуицию как «дар находить ценные или приятные вещи, вовсе их не ища».
В этой книге я расскажу вам, как максимально увеличить шансы на подобную ценную или приятную находку. И когда у вас начнет это получаться, вы постигнете истинное значение слова «успех».
Что такое успех?
Согласно моему опыту, успех – это:
1) удачный исход событий, достижение цели, приобретение богатства, славы или высокого положения в обществе;
2) состоявшийся человек или проект.
Конечно, это очень расплывчатое определение, и у каждого читателя будет свое, индивидуальное его понимание. Может ли моя методика помочь любому человеку достичь успеха? Я дам вам только набор ключевых советов. Я не могу применить их на практике за вас, так же как не в состоянии заставить вас съесть пончик против вашей воли. От того, что вы прочитаете эту книгу, вы точно ничего не потеряете. Однако факт ее покупки говорит о том, что вы считаете себя недостаточно успешным человеком. Какого же именно успеха вы жаждете?
Что значит достичь успеха?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что вы за человек и какие ценности имеют для вас значение. Все хотят добиться успеха, хотят почувствовать, что живут на свете не зря. Люди реализуют себя самыми разными способами, но обычно стремятся к тому или иному внешнему проявлению или видимому доказательству своего преуспевания. Представление о том, что такое успех, мы в первую очередь получаем от родителей в процессе воспитания, а также из общения с друзьями. В зрелом возрасте мы осознаем, что первая часть приведенного выше определения соответствует мнению большинства людей, особенно в той части, которая касается «приобретения богатства, славы или высокого положения в обществе».
Успех как бренд
Учитывая повышенное внимание СМИ к богатству, славе и красоте, можно понять тех читателей, кто убежден в прямой связи успеха с одним из этих факторов. Люди, обладающие всем этим, считаются самыми успешными, вызывающими зависть, и потому помещаются на недосягаемую для прочих смертных высоту. В статьях и телепередачах об элитарной жизни успех предстает в виде особого бренда с точно заданными характеристиками. Но ведь это всего лишь одна из возможных торговых марок! К несчастью, когда речь идет об успехе, люди слишком охотно заглатывают наживку и стремятся приобрести то, что рекламируется больше всего. Если вас интересует именно такой вид успеха, будьте осторожны. Вы начинаете движение к цели, параметры которой определены не вами, и потому находитесь в заведомо невыгодных условиях.
«Промывание мозгов» – 1
Вы считаете себя неудачником, потому что ваша жизнь не соответствует или не совпадает с умозрительным, идеальным пониманием успеха. Кто-то описал вам этот идеал, и вы приняли его на веру. Вы жаждете иметь большой дом, толпы поклонников, блистать на гламурных вечеринках, разъезжать в дорогих автомобилях, одеваться у ведущих модельеров и пользоваться постоянным вниманием средств массовой информации. Спросите себя, действительно ли вы почувствуете себя успешным человеком, испытав любое из этих ощущений. Ведь они только следствие, небольшая часть успеха, но вовсе не его основа. Вы вряд ли изменитесь после того, как наденете платье от лучшего кутюрье, проедетесь по улице в машине, провожаемой завистливыми взглядами, или испробуете на себе экзотический гель, цена которого втрое превышает стоимость большинства ему подобных средств. Вы все равно останетесь самим собой. Существует огромная разница между иллюзией и действительным успехом.
«Промывание мозгов» – 2
Средства массовой информации внушили нам, что бездумная трата денег на дорогую одежду или машину помогает почувствовать себя особенным. Подобным же образом нас обманывали, говоря о том, что потребление сигарет высшего сорта или вина из сбора определенного года – признак элитарного стиля жизни. Ожидаемый положительный эффект от всех этих действий длится недолго. Удовольствие от дорогой одежды или машины быстро проходит, а физиологическое привыкание к алкоголю или никотину приводит к тому, что после очередной сигареты или бокала вина организму требуется новая порция. Ни один из перечисленных выше объектов ни на йоту не меняет нашего положения. Приобретая их, мы всего лишь вкладываем деньги в иллюзию, созданную искусством специалиста по рекламе. Реального успеха в результате этой операции достигают только производители и дистрибьюторы этих продуктов.
К несчастью, стремление окружить себя призрачными показателями успеха снижает наши шансы на действительное преуспевание. Убежденность в том, что неограниченное потребление – ключ к успеху, стала причиной финансового краха множества людей. Они запутались в долгах из-за желания получить вещи, которые, как кто-то им внушил, совершенно необходимы для истинно счастливого человека. А ведь важно, чтобы в результате любой сделки не страдала целостность личности. Жизнь не по средствам подрывает наше мироощущение, потому что мы очень скоро начинаем лгать сами себе. Если вам приходится постоянно беспокоиться о проблеме погашения долгов, вы не можете полностью сконцентрироваться на действительно полезной деятельности и, соответственно, достичь реального успеха.
Источник
Легкий способ добиться успеха
«Легкий способ добиться успеха» поможет читателям раскрыть собственный потенциал в любой сфере деятельности и приблизит вас к осуществлению поставленных целей. «Легкий способ» не требует от вас ни самопожертвования, ни титанических усилий воли. Освободите сознание от стереотипов, сформулируйте истинные критерии личного успеха и вы сможете преуспеть в любой сфере — и в бизнесе, и в личной жизни, — даже если вам лень вставать с постели по утрам.
Жизненный путь любого человека уникален, поэтому у каждого есть собственное определение и понимание успеха. Эта книга о том, как достичь успеха в вашем понимании этого слова.
«Легкий способ добиться успеха» поможет читателям раскрыть собственный потенциал в любой сфере деятельности и приблизит вас к осуществлению поставленных целей. «Легкий способ» не требует от вас ни самопожертвования, ни титанических усилий воли. Освободите сознание от стереотипов, сформулируйте истинные критерии личного успеха и вы сможете преуспеть в любой сфере — и в бизнесе, и в личной жизни, — даже если вам лень вставать с постели по утрам.
Легкий способ добиться успеха скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Главная мысль, красной нитью проходящая через все книги Аллена Карра — это искоренение страха. В самом деле, его талант и его усилия как писателя и терапевта направлены на то, чтобы помочь каждому справиться с тревогами и страхами, которые мешают жить полноценной жизнью и наслаждаться ею. Это ярко демонстрируют его книги, ставшие бестселлерами во многих странах мира: «Легкий способ бросить курить», «Единственный способ навсегда бросить курить», «Легкий способ похудеть», «Как помочь подростку бросить курить» и другие. В прошлом высококвалифицированный и весьма успешный бухгалтер, Аллен Карр был заядлым курильщиком и выкуривал по сотне сигарет в день. Эта привычка грозила разрушить всю его жизнь, пока в 1983 году после бесчисленных и безуспешных попыток бросить курить он наконец не открыл собственный способ раз и навсегда избавиться от этого пристрастия. Аллен Карр выработал собственную методику отказа от никотина, известную теперь всему миру как «Легкий способ бросить курить». Его метод, демонстрируя феноменальную эффективность, получил признание среди специалистов, приобрел широкую популярность и пользуется огромным успехом во многих странах мира. Аллен Карр создал всемирную сеть клиник, специалисты которых помогают курильщикам бросить курить и справиться со своей зависимостью. Книги Аллена Карра изданы более чем на двадцати языках во многих странах мира. Десятки тысяч людей обратились за помощью в его клиники; число пациентов, бросивших курить благодаря использованию его метода, превышает 95 % от общего количества обратившихся за помощью. Клиники Аллена Карра дают каждому курильщику гарантию исцеления от никотиновой зависимости и гарантию возврата денег, потраченных на курс лечения, в случае неудачи. Полный перечень клиник Аллена Карра приводится в конце этой книги.
Ешьте что хотите, наслаждайтесь едой и оставайтесь стройным — это вам гарантирует уникальный и эффективный метод Аллена Карра. Сбросьте вес без диет, подсчета калорий и применения силы воли. Программа питания, разработанная Алленом Карром, позволит вам наслаждаться вкусом еды, утолять голод и терять вес. Благодаря этой программе вы сможете:
— есть любимые продукты и блюда;
— следовать своим привычкам;
— избегать угрызений совести;
— наслаждаться вкусом свежей пищи;
— избавиться от болезней органов пищеварения;
— изучить собственные пристрастия и открыть для себя новые вкусы;
— доверять своему аппетиту.
Аллен Карр, разработавший собственный способ избавления от никотиновой зависимости, ныне известный всему миру как «Легкий способ бросить курить», применил свой новаторский метод и к проблеме алкоголизма. В книге «Легкий способ бросить пить» он развенчивает иллюзии, которые окружают проблему алкоголизма и изображают жизнь
без алкоголя невозможной. Он предлагает помощь всем, кто искренне хотел бы избавиться от недуга, который разбивает семьи и разрушает жизни. Метод Аллена Карра, демонстрируя феноменальную эффективность, получил признание среди специалистов, приобрел широкую популярность и пользуется огромным успехом во многих странах мира. Аллен Карр создал всемирную сеть клиник, где специалисты помогают курильщикам бросить курить, а людям, страдающим алкоголизмом, преодолеть зависимость от алкоголя. Книги Аллена Карра изданы на двадцати языках и стали бестселлерами.
Если у таких наркотиков, как никотин, алкоголь или героин, имеются столь разнообразные свойства, а у каждого наркомана свои уникальная психология и физиология, то как методика Аллена Карра может быть эффективна для всех наркоманов и всех видов зависимости?
Существует много различий между домом и деревом, но одна и та же лестница поможет взобраться на них.
ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ, КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Методика Аллена Карра — это лестница, которая поможет любому наркоману выбраться из ямы под названием «зависимость от наркотика»
ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ, КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Для того чтобы понять методику, вам надо прочитать эту книгу и ознакомиться с предыдущим бестселлером Аллена Карра «Легкий способ бросить курить» либо с видео- или аудиоверсией книги. Подробную информацию об этих изданиях вы найдете в конце книги.
Легкий способ сбросить вес – теперь еще легче и еще эффективнее.
«Начни худеть сейчас» – новая, дополненная, переработанная и усовершенствованная версия популярного метода похудения Аллена Карра, автора бестселлеров «Легкий способ бросить курить» и «Легкий способ сбросить вес».
Эта книга поможет вам избавиться от избыточного веса без диет, специальных упражнений и волевых усилий, и при этом есть все, что захотите и когда захотите, наслаждаясь едой и оставаясь стройными. Книга стала еще более легким, простым и эффективным способом сбросить вес, стать свободным и наслаждаться жизнью.
«Следуйте моим инструкциям и ешьте столько любимой еды, сколько захотите, когда захотите, так часто, как захотите, сохраняя желаемый вес без диет, специальных упражнений и волевых усилий» (Аллен Карр).
(Компакт-диск прилагается только к печатному изданию.)
1. Сначала — дамы
2. Бутылка наполовину полная или наполовину пустая?
3. Чудо или волшебство?
4. Как узнать, что уже исцелился?
7. Почему «Легкий способ» действует не на всех курильщиков?
8. Промывание мозгов
9. Никотиновая зависимость
10. Наша иммунная система
11. «Большое чудовище»
12. Какие ваши любимые духи?
Аллен Карр, автор бестселлера «Легкий способ бросить курить», успешно применял созданную им методику для решения различных психологических проблем – от избавления от алкогольной зависимости до снижения веса.
«Легкий способ жить без тревог и волнений» поможет читателям освободить сознание от стереотипов, навязанных нам обществом и массовой культурой, создать позитивный настрой, справляться со стрессами и преодолеть бесполезные тревоги и волнения.
Вы научитесь управлять собой и своей жизнью, узнаете, как достичь душевного равновесия и найти выход из самой, казалось бы, безнадежной ситуации.
Эта книга – автобиография Аллена Карра, драматичная история превращения подавленного, утомленного жизнью бухгалтера, не вынимавшего сигареты изо рта, в ведущего эксперта по борьбе с зависимостями и страстного проповедника здорового образа жизни. Тридцать лет назад он впервые попытался бросить курить, ограничив количество сигарет до одной в час. Когда ему наконец удалось бросить курить навсегда, он поделился с женой нелепой идеей: он решил исцелить мир от курения.
Эта книга – не просто история создания «Легкого способа», который помог миллионам людей бросить курить; это исповедь незаурядного человека, поставившего перед собой высокую цель и не побоявшегося ради ее достижения радикально изменить свою благополучную жизнь; откровенный рассказ автора о собственных успехах и неудачах, взлетах и падениях. История жизни Аллена Карра поможет вам не терять присутствия духа и не опускать руки после неудачной попытки бросить курить и станет поддержкой каждому, кто решил отказаться от курения.
Если вы твердо убеждены, что никогда не сможете бросить курить, прочитайте эту книгу, и вы измените свое мнение.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
И ЦАРСТВО КЕСАРЯ
БОРЬБА ЗА ИСТИНУ
Мы живем в эпоху, когда истину не любят и ее не ищут. Истина все более заменяется пользой и интересом, волей к могуществу. Нелюбовь к истине определяется не только нигилистическим или скептическим к ней отношением, но и подменой ее какой-либо верой и догматическим учением, во имя которого допускается ложь, которую считают не злом, а благом.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Революция в России случилась. Это — факт, который должен быть признан. Признание факта не связано с его оценкой. Революция есть явление природы. Нельзя спорить о том, следует ли признавать или не признавать японское землетрясение. Русская революция есть великое несчастье. Всякая революция несчастье. Счастливых революций никогда не бывало. Но революции посылаются Божьим промыслом, и потому народы многому в них научаются. Русская революция отвратительна. Но ведь всякая революция отвратительна. Хороших, благообразных, прекрасных революций никогда не бывало и быть не может. Всякая революция бывает неудачной. Удачных революций никогда не бывало. Французская революция, признанная «великой», тоже была отвратительна и неудачна. Она не лучше русской революции, она была не менее кровавой и жестокой, столь же безбожной, столь же разрушительной в отношении ко всем историческим святыням. Русская революция не признана великой, она пока только большая революция, она лишена нравственного ореола. Но найдутся историки, которые ее идеализируют и канонизируют в чине великой; создадут легенду, окружат ореолом, хотя потом явятся другие историки, которые разоблачат эту идеализацию и низвергнут легенду. Несчастные русские люди, жестоко пострадавшие духовно и материально от революции, забыли как будто бы, что такое революция, что такое всякая революция. Читать книги по истории революции приятнее, чем переживать революции. Слишком большое негодование против большевистской революции, слишком исключительное приписывание всякого злодейства большевикам есть нередко результат идеализации революции, непреодоленной иллюзии, что революция может быть хорошей и благородной. Историческая память очень коротка у людей революционной эпохи. Слишком многие люди эпохи революции хотят по-своему направить ее и оченьозлоблены, что это не удается. Но забыли, что революции вообще направить нельзя, как нельзя ее и остановить. Революция есть рок и стихия. И большевики не направляли революции, а были лишь ее послушным орудием. Все почти господствующие оценки революции основаны на том предположении, что ее могло бы и не быть и ее можно было бы не допустить или что она могла бы быть разумной и доброй, если бы злодеи большевики не помешали. Так делается невозможным постижение смысла революции и духовное переживание ее трагического опыта. Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, произошла ли в России революция или смута, и кто будет отвечать за революцию. Это — самоутешение от совершенного бессилия и немощи. (1) Всякая революция есть смута. Всякая революция есть процесс разложения старого общества и культуры. Идеально-нормативные представления о революции совершенно должны быть оставлены. Революция никогда не бывает такой, какой должна быть, ибо нет должной революции, и не может быть революция долженствованием. Революция есть рок народов и великое несчастье. И несчастье это нужно пережить с достоинством, как с достоинством нужно пережить тяжелое заболевание или смерть близкого существа. Совершенной потерей исторической перспективы нужно признать ту психологию, в силу которой хотят остановить революцию с точки зрения дореволюционных начал. Это есть нежелание понять, что такое всякая революция, закрывание глаз на ее природу, забвение того, что люди раньше знали о революции. Революция подобна тяжкой инфекционной болезни. Раз зараза проникла в организм, нельзя уже остановить неотвратимого течения болезни. В известный момент будет 41 градус температуры, будет бред. А потом температура падет до 36 градусов. Природа революции такова, что она должна дойти до конца, должна изжить свою яростную стихию, чтобы в конце концов претерпеть неудачу и перейти в свою противоположность, чтобы из собственных недр породить противоядие. В революции неизбежно должны торжествовать крайние течения, и более умеренные течения должны быть извергнуты и уничтожены. В революции всегда погибают те, которые ее начали и которые о ней мечтали. Таков закон революции и такова, по гениальной мысли Ж. де Местра, воля Провидения, всегда незримо действующая в революциях. Революциями Бог карает людей и народы. Рационалистическим безумием нужно признать всякую надежду, .что в стихии революции могут господствовать и могут ее направлять какие-либо более умеренные, разумные партии, жирондисты или кадеты. Это и есть самая неосуществимая из утопий. В русской революции утопистами были кадеты, большевики же были реалистами. Не утопичны ли, не бессмысленны ли были мечты, что Россию вдруг можно превратить в правовое демократическое государство, что русский народ можно гуманными речами заставить признать права и свободы человека и гражданина, что можно либеральными мерами искоренить инстинкты насилия управителей и управляемых? Это была бы неправдоподобная революция, отрицание всех исторических инстинктов и традиций русского народа, более радикальное, чем отрицание большевиков, которые усвоили себе традиционные методы управления и использовали некоторые исконные инстинкты народа. Большевики совсем не были максималистами, они были минималистами, они действовали в направлении наименьшего сопротивления, в полном согласии с инстинктивными вожделениями солдат, истомленных непосильной войной и жаждавших мира, крестьян, вожделевших земель помещиков, рабочих, настроенных злобно и мстительно. Максималистами были те, которые хотели продолжения войны во что бы то ни стало, а не те, которые решили ее прикончить после того, как война внутренне разложилась. Те, которые потворствуют иррациональной стихии революции, действуют в своем роде более рассудительно и реалистично, чем те, которые в этой иррациональной стихии хотят осуществить кабинетный рациональный план политики. Всех кабинетных рациональных политиков революция низвергает и уничтожает, и она по-своему права. В рациональной кабинетной политике не чувствуется никакой органической почвы, никакой стихии, никаких глубоких корней. В революции же есть извращенная и больная народная стихия. Большевизм есть рационалистическое безумие, мания окончательного регулирования жизни, опирающаяся на иррациональную народную стихию. Рационализм же либеральных политиков, готовый признать и некоторые права за иррациональным, ни на какую стихию не опирается. Большевизм был извращенным, вывернутым наизнанку осуществлением русской идеи, и потому он победил. Помогло то, что у русских очень слабо иерархическое чувство, но очень сильна склонность к автократической власти. Ни о каком правовом, конституционном государстве русский народ и слышать не хотел.
«Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах» свящ. Павла Флоренского — книга единственная в своем роде, волнующая, прельщающая. Русская богословская литература не знала еще доныне книги столь утонченно-изысканной. Это первое явление эстетизма на почве православия, ставшее возможным лишь после утонченной эстетической культуры конца XIX века и начала XX века. На каждом слове свящ. Флоренского лежит печать пережитого эстетического упадочничества. (Это осенняя книга, в ней звучит шелест падающих листьев.) Изысканные цветы православия свящ. Флоренского возможны лишь в ту эпоху, когда в католичестве стал возможен Гюисманс. К сожалению, нужно сказать, что у свящ. Флоренского эстетизм не всегда сопровождается хорошим вкусом. Местами безвкусна духовная риторика языка этой книги, это — «зажег я себе не более, как лучиночку или копеечную свечечку желтого воску», «дрожащее в непривычных руках пламешко», «как благоуханная роса на руно, как небесная манна, выходила здесь благодатная сила богоозаренной души», «загораясь тьмами тем и леодрами леодров, сверкающих, искрящихся, радужно-играющих взглядов, переливаясь воронами воронов светозарных брызог, сокровища Церкви приводят в благоговейный трепет бедную душу мою» и т.п. Как ни далек по природе своей свящ. Флоренский от «духовного» мира, но все же на его манеру писать легла неизгладимая печать духовного» красноречия. У свящ. Флоренского ни в чем нет наивности и (непосредственности). Как наивно и (непосредственно) было православие славянофилов по сравнению с православием свящ. Флоренского. В «Столпе и утверждении истины» нет ничего простого, непосредственного, ни одного слова, прямо исходящего из глубины души. Такие книги не могут действовать религиозно. Эта изысканная книга, столь умная, столь ученая, лишена всякого вдохновения. Свящ. Флоренский не может сказать ни одного слова громко, сильно, вдохновенно. Слишком чувствуются счеты с собой, бегство от себя, боязнь себя. Все кажется, что свящ. Флоренский оторвавшийся декадент и потому призывает к бытовой простоте и естественности, — духовный аристократ и потому призывает к церковному демократизму, что он полон греховных склонностей к гностицизму и оккультизму и потому так непримиримо истребляет всякий гностицизм и оккультизм. Можно подумать, что лишь только даст он себе маленькую волю, как сейчас же породит неисчислимое количество ересей и обнаружится хаос. Искусственность и искусство чувствуются во всем. Такие люди не должны проповедовать.
Существует ли в Православии свобода мысли и совести?
(В защиту Г.Федотова)
«Вы стали маленькими и будете все меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании».
Наступают времена, когда нужно прекратить двусмысленность и недоговоренность и дать прямой и ясный ответ, признает ли Православная Церковь свободу мысли и совести? Справедливы ли со стороны православных постоянные обвинения католиков, что у них нет свободы, обвинения, основанные на предположении, что у самих православных эта свобода есть. И ставится еще другой вопрос: связано ли Православие с определенной политической системой, например, с монархизмом, национализмом, сословным строем, по моде сегодняшнего дня, с фашизмом, или оно допускает различные точки зрения? Может ли православный, оставаясь профессором православной духовной школы, быть демократом, социалистом, быть защитником свободы, социальной справедливости, достоинства человека? Вопрос этот очень остро ставится тягостным случаем с Г.П. Федотовым. По предложению митрополита, профессора Богословского института предъявили Г.П. Федотову ультиматум: или уйти из профессоров Богословского института или перестать писать статьи на политические темы в «Новой России» и других органах «левого» уклона. Решение это было вынесено людьми, которые статей Г.П. Федотова не читали и руководствовались исключительно извращающими смысл цитатами одной газеты, представляющей самый дурной образец желтой прессы. Я не буду останавливаться на анализе этой неприглядной истории, свидетельствующей о поразительном отсутствии мужества и рабьих чувствах, которые, увы, очень традиционны. Меня интересует принципиальный вопрос. Речь шла не о статьях на богословская темы, а о статьях политических. Обвинение было в том, что статьи «левые» и что автор не может быть причислен к «национально мыслящим». Признается недопустимым для профессора Богословского института заниматься политикой. Но это неправда. Профессорами Богословского института разрешается сколько угодно заниматься политикой, но исключительно «правой» политикой. Никто не предложил бы профессору Богословского института выйти из состава профессуры, если бы он написал статью в защиту монархической реставрации и крайней национальной политики. Один из профессоров даже возглавлял правую националистическую организацию. Церковь в эмиграции в лице своей иерархии постоянно совершала политические акты демонстративными молебнами, панихидами и проповедями. Этим оно наносило тяжелые раны церкви внутри России. Церковь не совершила великого акта разрыва своей связи со старым режимом, не очистилась. Нет, запрет заниматься политикой относится исключительно к «левой» политике. Г.П. Федотов — христианский демократ и гуманист, защитник свободы человека. Он терпеть не может коммунизма. Он также несомненный русский патриот, что более достойно, чем быть «национально мыслящим». Он совсем не держится крайних взглядов. Оказывается, что защита христианской демократии и свободы человека недопустима для профессора Богословского института. Православный профессор должен даже быть защитником Франко, который предал свое отечество иностранцам и утопил народ свой в крови. Совершенно ясно, что осуждение Г.П. Федотова профессурой Богословского института было именно политическим актом, актом глубоко компрометирующим это учреждение, бросая на него тень реакционности.
Источник