Легкие способы сложения дробей с разными знаменателями

Математика. 6 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • правила сложения рациональных чисел с одинаковыми знаками, разными знаками;
  • свойства сложения рациональных чисел, свойство нуля при сложении.

Сумма дробей с одинаковыми положительными знаменателями есть дробь с тем же знаменателем и суммой их числителей.

Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями, необходимо сначала привести их к общему положительному знаменателю, а потом сложить числители получившихся дробей.

Сумма противоположных дробей равна нулю.

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Продолжаем изучать тему «Рациональные числа». Сегодня узнаем правила, с помощью которых мы будем складывать дроби любого знака.

Сумма дробей с одинаковыми положительными знаменателями есть дробь с тем же знаменателем и суммой их числителей.

Правила сложения рациональных чисел, записанных в виде дробей.

  1. Если у дробей общий знаменатель, записываем его в знаменатель результата.
  2. Числители складываем по правилам сложения целых чисел и записываем в числитель результата.

Если требуется, результат сокращаем и преобразовываем в смешанную дробь.

Выполните сложение рациональных чисел, записанных в виде дробей с одинаковыми знаменателями.

Так как знаменатели у дробей одинаковые, записываем знаменатель тот же. Числители складываем по правилу сложения целых чисел с разными знаками. Результат сокращаем на два.

Выполните сложение рациональных чисел, записанных в виде дробей с одинаковыми знаменателями.

Так как знаменатели у дробей одинаковые, записываем знаменатель тот же. Числители складываем по правилу сложения целых отрицательных чисел.

Сложение рациональных чисел, записанных в виде дробей с разными знаменателями.

Чтобы сложить две дроби с разными знаменателями необходимо сначала привести их к общему положительному знаменателю, а потом сложить их числители.

Алгоритм действия при сложении рациональных чисел, записанных в виде дробей с разными знаменателями:

Читайте также:  Словообразование способы словообразования билет

найти общий положительный знаменатель;

найти сумму дробей по правилам сложения рациональных чисел, записанных в виде дробей с одинаковыми знаменателями.

Допустим, у нас есть две дроби с разными знаменателями. Необходимо, чтобы знаменатели стали одинаковыми. Используем основное свойство дроби.

Дробь не изменится, если её числитель и знаменатель умножить на одно и то же число.

Значит, если правильно подобрать множители, то знаменатели уравняются. Этот процесс называется приведением к общему знаменателю. А числа, «выравнивающие» знаменатели, называются дополнительными множителями.

Рассмотрим способы нахождения чисел, при умножении на которые знаменатели дробей станут равными.

Самый простой способ: умножаем первую дробь на знаменатель второй дроби, вторую — на знаменатель первой дроби. В результате знаменатели обеих дробей станут равными произведению исходных знаменателей.

При этом способе нахождения общего знаменателя могут получиться большие числа.

Этот способ используется в случае, если знаменатели дробей – взаимно простые числа.

Метод общих делителей

Этот приём помогает сократить вычисления.

Метод заключается в следующем:

если больший знаменатель делится на меньший, то число, полученное в результате такого деления, будет дополнительным множителем для дроби с меньшим знаменателем; дробь с большим знаменателем остаётся прежней.

Метод наименьшего общего кратного

Наименьший общий положительный знаменатель – это наименьшее положительное число кратное знаменателям данных дробей.

Алгоритм приведения дробей к наименьшему общему положительному знаменателю:

  1. разложить на простые множители знаменатели дробей;
  2. найти наименьшее общее кратное (НОК) для знаменателей данных дробей;
  3. Привести дроби к общему положительному знаменателю, умножив числитель и знаменатель каждой дроби на соответствующие дробям дополнительные множители.

Найдём сумму дробей

ко второй дроби

Сложение противоположных рациональных чисел

Правило сложения противоположных рациональных чисел:

результатом сложения противоположных рациональных чисел будет ноль.

Выполним сложение дробей.

Найдём, сколько Кощей израсходовал сам за второй век.

Дроби с разными знаменателями. Общий знаменатель 10, тогда дополнительный множитель к первой дроби 2. Перемножим и получим:

Перемножим и получим:

Общий знаменатель 8. Дополнительный множитель к первой дроби 4.

Разбор заданий тренировочного модуля

№ 1. Разместите нужные подписи под изображениями.

Какие действия изображены?

сложение дробей с нулём

сложение дробей с разными знаменателями

Читайте также:  Современные способы производства ткани

сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Для выполнения задания обратимся к теоретическому материалу урока.

№ 2. Вставьте в текст нужные слова.

Сумма … дробей равна нулю.

Варианты слов для вставки:

положительных и отрицательных

Для выполнения задания обратимся к теоретическому материалу урока.

Сумма противоположных дробей равна нулю.

Источник

Сложение дробей с разными знаменателями

Презентация к уроку

Цели:

  • научить складывать и вычитать дроби с разными знаменателями несколькими способами;
  • развивать мышление, сообразительность.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Сложение дробей с разными знаменателями», тест на компьютере (Приложение 1).

1. Организационный момент. Постановка целей урока

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем учиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

2. Повторение (разминка)

Учитель: Давайте сначала повторим, как сложить дроби с одинаковыми знаменателями и как сократить их. И заодно узнаем, что нам поможет понять эту тему.

Сказка ложь,
Но в ней намёк,
Добрым молодцам
И красным девицам урок.

3. Объяснение нового материала

В 3/9 царстве, в 3/9 государстве жили – были обыкновенные дроби. Были они разные.

  • Египтяне употребляли только дроби с числителем единица и дробь .
  • В древнем Вавилоне наоборот предпочитали постоянный знаменатель, равный 60.
  • Римляне тоже пользовались одним знаменателем, равным 12.
  • Дроби в древней Руси назывались долями, позднее «ломаными числами».

– полтина, – четь, – полчеть, – треть, – полтреть, полполтреть.

Действия с дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

Поставил царь перед своими подданными проблему: найти интересные способы сложения дробей. И дал на раздумье одну ночь.

Первым вышел простак и предложил складывать дроби так:

Загудели дроби. Как же так?

Вторым вышел Тугодум. Он изобрел оригинальный способ:

Сократим . Восхитился царь!

Учитель: Научить складывать дроби этим способом можно любого: просто меняй знаменатели и подписывай их как дополнительные множители.

Учитель: А теперь попробуем сами выполнить сложение дробей этим способом. Какой способ сложения и вычитания дробей предложил Тугодум?

Чем хорош способ? Просто меняем знаменатели – легкий!
Чем плох? Сокращать ответ приходится.

Читайте также:  Способы приема лекарств перорально

А Зануда прочитал в умной книге, что сначала нужно найти НОК знаменателей.

24 : 3
24 : 6 = 4

Не по душе пришелся подданным этот способ.

Учитель: Потренируемся

4. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть. (Можно повторить)

5. Объяснение нового материала (продолжение)

Тогда Умник говорит: 8 и 6 делятся на 2.

Вот увидите: этот способ в XXI веке будет самым удобным у шестиклассников!

Учитель: Действительно, это самый удобный способ нахождения дополнительных множителей: находим общий делитель знаменателей, делим на него знаменатели и подписываем результаты дополнительными множителями, меняя местами.

Учитель: Ребята! А вам понятен способ Умника? Давайте разберёмся, как находит дополнительные множители Умник. Потренируемся:

= (знаменатели делятся на 2)
= (знаменатели делятся на 4)

А царь спросил у Умника: «Как сложить три дроби?».

Учитель: А как вы предлагаете сложить эти дроби?

Но тут вышли три мудреца и предложили свой способ:

Делим больший знаменатель на два других:

Тогда 12 + 12 = 24 и проверяем снова.

24 : 6 = 4 24 : 8 = 3 24 : 12 = 2

Учитель: А сейчас потренируемся

6. Закрепление

Затем ученики выполняют тест (Приложение 1). Если тест по техническим причинам не работает (это может случиться в Office – 2003), то можно выполнить следующие действия:

1) Правой кнопкой мыши кликнуть на тест
2) Появится меню
3) Выбрать: свойства – безопасность – изменить – полный доступ – пользователь – полный доступ.

Если тест не работает, то учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

Ответы:

Получится слово «УМНИКИ»

7. Итог урока

Если ты ленишься думать – пользуйся способом Тугодума (просто меняй знаменатели).
Если ты посообразительней – твой способ Умника.
Если ты – творец, то НОК дробей возникает у тебя в голове сразу.

Вот и сказочке конец, а кто слушал и понял – молодец!

8. Рефлексия

Учитель: А сейчас, отметьте пожалуйста, насколько был Вам полезен и интересен наш урок. Выберите нужный смайлик (предлагаются разные смайлики) и закрепите на доске.

Источник

Оцените статью
Разные способы