- Легитимный способ ответственности президента за свои решения одно предложение раскрывающее
- Легитимный способ ответственности президента за свои решения одно предложение раскрывающее
- Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»»
- Почему Президент не исполняет Закон?
Легитимный способ ответственности президента за свои решения одно предложение раскрывающее
Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…
Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах
и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.
Т. Карл, Ф. Шмиттер)
Что авторы называют «электорализмом»? Какие составные части демократической практики в период между выборами названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая партия».
Что, по мнению авторов, характеризует современную политическую демократию как систему управления? Какой ключевой элемент демократии назван в тексте? Как авторы объясняют некоторую непредсказуемость демократического режима?
На примере любых трёх высших органов (должностей) государственной власти РФ проиллюстрируйте легитимные способы прихода к власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в подтверждение необходимости активного политического участия граждан в период между выборами.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Даны правильные ответы на три вопроса | 2 |
Даны правильные ответы только на два любых вопроса | 1 |
Дан правильный ответ только на один любой вопрос ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания Источник Легитимный способ ответственности президента за свои решения одно предложение раскрывающееСтраничка преподавателя М.В. Васильева запись закрепленаЗадание для моих учеников, готовящихся со мной к ЕГЭ по обществознанию. Прочтите текст и выполните задания. 21. Какие признаки (сущностные элементы) демократии отмечены авторами? Используя текст, укажите любые три признака (сущностных элемента). Также, выполните задания, представленные на слайдах. Источник Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»»Принят Государственной Думой 9 декабря 2020 года Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года Внести в статью 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 617; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 1, ст. 16) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий 1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. 2. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. 3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) только на основании выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 4. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. 5. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным. 6. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого выдвинуто обвинение.». Президент Российской Федерации В. Путин Источник Почему Президент не исполняет Закон?Последние Указы Президента РФ[1], вводящие и продлевающие не предусмотренный Трудовым кодексом РФ режим «нерабочих дней с сохранением заработной платы» очевидно противоречат законодательству РФ. Статья 80 Конституции РФ, на которую ссылаются Указы, такого права не содержит. При этом статья 88 Конституции РФ прямо предусматривает такое президентское полномочие, как введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения. Эпидемия коронавируса, впервые зафиксированная на территории РФ 2 марта 2020 г.[2], повлекшая (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения – это событие, предусмотренное п.б ст. 3 Закона о чрезвычайном положении[3] и служит основанием для вынесения Президентом Указа, описанного в ст.5 этого Закона. В этом случае по Закону должен быть введен карантин (п.б ст. 13 Закона); лицам, участвующим в проведения режима ЧП, должны быть выплачены дополнительные компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 21 Закона); пострадавшим от ЧП гражданам положены компенсации из федерального бюджета, в том числе за счет мобилизационного резерва (ст. 27 Закона). Эти законные меры как никогда были востребованы в марте 2020 г., когда вспышка эпидемии коронавируса в РФ совпала по времени с падением мировых цен на нефть после разрыва сделки РФ с ОПЕК 9 марта 2020 г., повлекшего резкое падение курса рубля. С учетом тенденций мировой экономики, россиян ждет неизбежный рост цен на импортную продукцию и долгосрочное снижение их покупательной способности. Указы Президента РФ от 25 марта и 2 апреля 2020 г. не предусматривают реальных государственных компенсационных мер, восполняющих экономический ущерб предпринимателей и граждан, вызванный пандемией коронавируса. Вместо компенсации выпадающих доходов бизнеса лишь введен мораторий на банкротства и незначительно повышен размер пособия по безработице. Вместо частичной отмены налогов установлена лишь отсрочка их декларирования и уплаты. Более того, в условиях экономического кризиса объявлено о новых налоговых обременениях. Вместо поддержки покупательной способности всех граждан, поддержана лишь малая часть населения и т.д. Так почему же Президент не исполняет свои законные полномочия? Отметая предположения о неопытности, некомпетентности и (или) неосведомленности[4] Президента, рассмотрим наиболее вероятные версии. Версия №1 «Пандемия коронавируса носит мировой характер и никакое государство, пострадавшее от эпидемии, не заливает экономику деньгами» Версия не соответствует действительности. На конец марта 2020 г. государственная программа помощи экономике и населению в условиях пандемии составила: — в Швеции 7-8% ВВП; — в Франции – 12% ВВП; — в Великобритании – 15% ВВП; На этом фоне траты РФ в размере всего 0,7% ВВП (0,3% ВВП — первый пакет помощи, 0,8% ВВП – второй пакет помощи, из них 0,4% ВВП будут компенсированы повышением налогов с россиян)[5] выглядят более чем скромно. Версия № 2 «В бюджете нет денег» Версия не выдерживает критики. Общеизвестно, что к началу 2020 г. совокупный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ, включая фонды и золотовалютные резервы составляет значительную сумму. По данным Григория Явлинского у РФ имеется:
Версия №3 «Время для траты бюджетных денег еще не наступило» Версия также несостоятельна. Все известные независимые экономисты в один голос заявляют: деньги в экономику нужно вливать сегодня, завтра может быть уже поздно.[7] Многие российские предприятия и граждане работают и живут в кредит, не имея финансовой подушки безопасности. Пример своевременной и эффективной помощи государства бизнесу и гражданам дает Польша – страна, не имеющая схожих с российскими природных ресурсов и госрезервов.[8] Отклонив рассмотренные версии, предлагаю свою собственную. По моему субъективному оценочному суждению Владимир Путин поступает незаконно и экономит средства бюджета, по той причине, что считает, что бюджетные деньги лично ему нужны больше, чем населению страны. Эта «кубышка» формировалась за счет всех налогоплательщиков на «черный день». Но плательщики заблуждались, думая, что это «черный день» для страны. По мнению Президента эти деньги – его собственная подушка безопасности и лучше их потратить на то, чтобы отсрочить свой собственный «черный день». Доказательства этой версии приводятся ниже. 1. Владимир Путин не любит и не жалеет людей. Он это доказал в течение 20 лет, пока был в публичном пространстве. В ситуации аварий, техногенных катастроф, пожаров, потопов, терактов, захватов заложников, военных конфликтов он уходил в тень и не рисковал политическим рейтингом ради спасения своих сограждан. Он никогда не брал на себя ответственность, не признавал своих ошибок и своей вины за решения в критических ситуациях. 2. Владимир Путин презирает предпринимателей и считает их жуликами. Он искренне считает, что кормит и поит народ государство, а сам народ хитроват и ленив, себя не прокормит и нуждается в строгом пригляде и сильной отеческой руке. Он не знает цену трудовой копейке, поскольку всю трудовую жизнь провел на государственной службе. Для него доходы размером в 17 тыс. руб. действительно служат критерием среднего класса. 3. Владимир Путин не имеет к себе претензий и считает себя самым достойным и незаменимым Президентом. Более того, он остро чувствует, что потеря им власти может иметь для него и ближайшего окружения крайне негативные последствия. Это заставляет его занимать свою «галеру» пожизненно. Для этого приходится жертвовать институтом честных и конкурентных выборов. 4. Избирательная компания в Мосгордуму и последующие события лета 2019 г. в Москве показали, что честных выборов, политической конкуренции и разрешения оппозиционных протестов больше не будет. В марте 2020 г. Владимир Путин обнародовал и юридически закрепил свое намерение стать несменяемым Президентом страны. 5. Беспрепятственное прохождение сомнительной конституционной реформы показало, что все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) готовы к смене политического режима с авторитарного на диктаторский. Говоря языком политологов «власть села на штыки». 6. Мировой опыт показывает, что любой диктаторский режим (помимо всего прочего) – это паразитическое для населения и затратное для бюджета мероприятие. Диктаторские режимы всегда стоят на «трех китах»: ложь, насилие и коррупция. 7. Диктатору (чтобы не потерять власть) всегда нужно информационное оправдание режима: пропаганда и создание ложной картины положения дел в стране и в мире. А это требует серьезных денежных вливаний в государственные СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет и т.д.).[9] 8. Обязательная статья расходов диктатора – покупка лояльности военных, политического сыска, полиции, тюрем и прочих силовиков, защищающих его от оппозиции и разгневанного народа. Денег на эту статью нужно много: любой силовик должен иметь существенный экономический стимул чтобы не встать на сторону оппозиции.[10] 9. Коррупция – это подкуп чиновников или бизнесменов, в широком смысле она означает оплату за услугу, не имеющую экономического и правового основания. В таком значении коррупционными следует считать повышенные зарплаты, премии, пенсии и привилегии чиновников, не исполняющих свои законные обязанности, а обеспечивающих диктаторский режим (министры, депутаты, судьи и т.д.).[11] Экономическая элита диктаторского режима (олигархи, главы госкорпораций) коррумпируется путем предоставления возможности обогащаться за счет монопольно высоких цен, за счет госзаказа, путем безнаказанных «распилов», «откатов», «заносов» и т.д. 10. Примеры диктаторских режимов начала ХХI века, паразитирующих на нефтяных и газовых ресурсах страны – Ливия, Сирия, Венесуэла, Иран, Ирак, Туркменистан показывают, что режим диктатуры может длиться достаточно долго. Проблемы режима начинаются, когда в у них заканчиваются деньги. Тогда обедневшее население решается на бунт, а подавляющая его власть развязывает гражданскую войну . 11. «Три кита диктатуры» в РФ уже имеются. Нужны лишь средства для их финансирования. У Президента нет сомнений, что напуганные репрессиями налогоплательщики обеспечат пополнение бюджета несмотря на собственные финансовые трудности. Черный день для него наступит, когда у налогоплательщиков кончатся деньги или страх. 12. Наблюдая опыт диктатур, Владимир Путин понимает, что смертельной угрозой для них может стать экономическая изоляция, международные санкции и иностранная помощь (в том числе – военная) оппозиции.[12] Именно желанием помириться с Западом можно объяснить направление президентом РФ в Италию и США в разгар эпидемии дефицитных медицинских товаров, которых не хватает в российских аптеках и больницах. Этот жест российского государства наглядно демонстрирует приоритеты Президента РФ. Если представленная версия верна, то следует неутешительный вывод. Президент не соблюдает Закон неслучайно: он предпочел личный интерес публичному, перепутав собственный карман с государственным. А это противоречит базовым (несменяемым) положениям Конституции РФ. Например — ст. 2 Конституции РФ, согласно которой обязанность государства состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод граждан этого государства, а не Президента. [1] См. Указы Президента РФ от 25 марта №206 и от 2 апреля 2020 г. №239. [3] Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. №3-ФКЗ (ред. 03.07.2016 г.) «О чрезвычайном положении». [4] В своих интервью журналисту ТАСС Андрею Ванденко, обнародованных в СМИ в начале 2020 г., Владимир Путин опровергает эти предположения. [5] Расчеты @SerpomPo по данным СМИ. [6] См, например, https://echo.msk.ru/blog/yavlinsky_g/2616879-echo/. [7] См. например, свежие блоги и интервью Г.Явлинского, В.Иноземцева, Б.Гонтмахера, К.Сонина, С.Гуриева на сайте «Эхо Москвы» [8] Польское правительство разработало пакет «антикризисных» законопроектов, голосование по которым в польском парламенте прошло в пятницу. Пакет включает меры поддержки бизнеса (в т.ч. юридического). Например, покрытие государством в течение трёх месяцев взносов на социальное страхование для микропредприятий, имеющих до 9 сотрудников (взносы компенсируются на всех сотрудников); для самозанятых — ежемесячная компенсация в сумме до 2000 злотых; право задержки уплаты подоходного налога для сотрудников на три месяца; законная возможность для работодателя снизить оплату труда работника на 20% и также снизить загрузку (не более чем наполовину) — государство выплатит не более 40 процентов средней зарплаты за три месяца. Другой вариант — доплата к зарплате работникам, чьи рабочие загрузки снизились из-за «экономического спада», если работодатель снизит работнику зарплату (но не ниже минимальной ставки), государство профинансирует половину этой суммы вместе со взносами на социальное страхование (последние две формы помощи оказываются в связи со снижением уровня доходов из-за коронавируса). [9] Запредельный размер государственных расходов на зарплаты руководителей государственных СМИ, ведущих пропагандистов, на производство псевдопатриотических фильмов в РФ наглядно виден на примере канала «Раша Тудей» (RT). Коррупция М.Симоньян и её родственников разоблачена в недавнем расследовании ФБК А.Навального. [10] Большая часть бюджета РФ засекречена, что может означать финансирование из бюджета «нелегальных силовиков» (частные военные компании, казачьи образования, прокремлевские организации СЕРБ, НОД и др.). [11] В расходной части бюджета РФ на 2020 г. запланированы траты на администрацию президента РФ в размере 1% и более 30% бюджета адресовано чиновникам, обороне и силовикам. При этом совокупные расходы бюджета на медицину, образование, культуру и спорт не превышают 7% [12] Это не относится к КНДР, которая представляет собой случай крайней диктатуры, где почти полностью изолированная от мира страна напоминает концлагерь. Источник |