Алалия
Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.
Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.
Виды алалии
Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:
- Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
- афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
- эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
- Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
- Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.
Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.
Симптомы
Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).
Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.
Для моторной алалии характерно:
- полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
- неправильное звукопроизношение;
- обедненность активного словарного запаса;
- аграмматичность;
- смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
- разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
- слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
- проблемы с координацией;
- снижение памяти и рассеянность внимания;
- трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).
Симптомы сенсорной алалии:
- непонимание обращенной речи;
- понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
- повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
- частое использование мимики и звуков для передачи информации;
- повторение звуков и слогов;
- звуковые замены или пропуски слогов;
- повышенная утомляемость и отвлекаемость.
Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:
- проблемы в поведении;
- двигательную расторможенность;
- нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
- избирательность в еде;
- неустойчивость внимания и познавательной активности;
- эмоциональную нестабильность.
Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.
РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях. Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.
Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.
Причины алалии
Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:
- гипоксия плода;
- токсикоз;
- травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
- внутриутробные инфекции и воспаления;
- угрозы выкидыша;
- обменные нарушения при внутриутробном развитии;
- заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).
В перинатальном периоде:
- сложные или патологические роды;
- асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
- использование акушерских приборов.
В первые годы жизни:
- травмы головного мозга;
- воспалительные процессы головного мозга;
- заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
- частые или продолжительные соматические заболевания.
Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
- нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
- логопед (диагностика речи);
- психиатр (исключение психических заболеваний);
- отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
- невролог (выявление органических нарушений).
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
- медикаментозное лечение (назначает невролог);
- нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
- занятия с дефектологом;
- занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
- занятия с детским или медицинским психологом;
- физиотерапия;
- эрготерапия;
- логопедический массаж.
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
- запуска речи;
- понимания обращенной речи;
- снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
- улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
- стабилизации поведения.
Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.
3 Комментариев
Ясмине 2 года и 8 месяцев. Мы приехали в центр Ember на летний интенсивный курс на запуск речи из Риги. Мы приехали, чтобы наш ребенок начал говорить или хотя издавать какие-то дополнительные звуки. До приезда в центр дочка не говорила, издавала только «ба», «ма».
Проходили до этого в Риге курс АВА, который ничего нам не дал, потому что Ясмина не аутист, нам исключили эту болезнь, хотя было подозрение, когда мы ехали сюда.
Выбрали Ember, потому что здесь был именно летний курс, мы могли оставить все дела и приехать, как в отпуск.
Когда мы приехали, нам провели комплексную консультацию, где нам впервые озвучили наш диагноз: алалия. Самая тяжкая, сенсомоторная. Благодаря этому центру мы уже знаем точку отсчета и с чем мы должны работать с нашим ребенком. Нам было назначено: курс Томатиса 14 дней по 40 минут и занятия с логопедом и дефектологом.
Мы прошли этот курс.
Что сейчас улучшилось. Ребенок начал лучше понимать речь, которую к нему обращают. Конечно, сложные предложения она пока не понимает, нельзя сказать «Иди в комнату и принеси игрушку», и она это сделает. Но можно сказать «принеси игрушку» — и она сделает. Или «идем в комнату» — и она пойдет. То есть односложные предложения она начала понимать. Плюс к этому в речи наметились изменения: она не односложные слоги стала выдавать, а многосложные: «бамапа», «памаба», то есть уже появились какие-то подобия слов. Также появились дополнительные буквы, такие, как «Ч», «Г», «К», которые я не слышала в ее речи раньше.
Также очень сильно увеличилась (я не знаю, это так Томатис повлиял или занятия с дефектологом) большая моторика. То есть для ребенка, который начал бегать только три месяца назад, она сейчас уже залезает на стенку, которая вертикальная, она делает перевороты (она никогда этого не делала), она висит на руках. То есть за неделю ребенок, который был физически не сформировавшийся, стал делать всё. То есть это повлиял Томатис, наверное, на большую моторику, мы никак не влияли. Никаких занятий не было дополнительно физкультурой, это просто само пришло.
Из положительного для меня (не знаю, насколько меня другие мамы поймут) – она начала надевать шапки без завязочек. То есть носить шапки. У нас надевание шапок – это была проблема. Только на завязках она надевала (снимала). Сейчас она носит спокойно, не снимает. Плюс к этому у нее увеличился указательный жест-расстояние. То есть если раньше это было 50 см максимально, то сейчас это до 2 метров и больше. Сейчас она уже может показать с одного конца комнаты на какую-то вещь, и эта вещь будет находиться очень далеко. Это очень много для нас.
Также она больше стала есть. У нее порция увеличилась, как у взрослого человека порцию она начала есть. Из психических факторов она стала показывать руки и ноги – то есть тело свое. То есть уже знает, где руки, где ноги. Также она показывает нос, зубы, открывает рот. Открыть рот – это раньше была проблема для нас. Сейчас по команде «покажи зубы» — показывает зубы, «открой рот» — открывает рот. И с ней уже можно ходить по парку. Раньше я боялась выходить. Раньше я если выходила с ней, я должна была все время держать ее за руку, чтобы она не убежала. Она могла просто взять и убежать, все. Ее надо было догонять. Сейчас уже можно спокойно ходить по парку без руки, она идет по тропинке, можно ее отпускать на 2-3 метра. Следить, конечно, надо, она может куда-то свернуть. Но факт тот, что с ребенком уже легче куда-то выйти. В магазине тоже, раньше на кассе были истерики, надо было выходить. Сейчас уже она дает что-то купить, если скажешь «подожди», она это уже выполняет. То есть у нас очень много положительной динамики идет, но в речи пока только на своем языке стала говорить.
Добрый день, Аниса! Спасибо, что оставили отзыв о нашем центре у нас на сайте! Это поможет другим семьям, у кого есть ребенок с алалией, найти нас в интернете.
Мы рады, что смогли поставить точный диагноз вашей дочке (сенсомоторная алалия) и исключить аутизм, а также дать хороший старт для запуска речи.
Несмотря на то, что сенсомоторная алалия действительно является одной из самых сложных форм алалий, с данным нарушением можно и нужно работать, при правильном подходе и регулярных занятиях алалия поддается коррекции.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье!
По рассказам, мой отец не говорил вообще до 3-х лет. А потом это повторилось у его внучки, моей племянницы. Этот случай я уже наблюдала сама. Она тоже до 3-х лет вообще не говорила, хотя все понимала. А потом однажды заговорила практически в один день, это случилось при мне. Что это было? Врачам этих детей не показывали.
Источник