ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНЬЕ
Стрельцов Владимир Петрович
КАКАЯ ФИЗКУЛЬТУРА НУЖНА ДОШКОЛЬНИКУ?
ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНЬЕ
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Детей сначала обучают ползанию, подлезанию, пролезанию, а затем перелезанию, влезанию и лазанию.
Можно выделить два класса упражнений:
1. Перелезание — характеризуется преодолением препятствия через само препятствие. Включает влезание на препятствие преодоление его и спуск (слезание).
2. Подлезание — преодоление препятствия под самим препятствием. Включает — опускание тела для принятия дополнительных точек опоры (на руки или живот, или спиной) преодоление препятствия проползанием в принятом положении, возврат в исходное положение.
Ползание и лазание могут предваряться или сопровождаться общеразвивающими упражнениями в висах, упорах, подтягиваниях, отжиманиях, группировках, перекатах, кувырках и т.д. То есть это прикладное применение того, что в просторечье называют гимнастикой и акробатикой.
Современные дети в большинстве своем не умеют ни лазать, ни ползать. Причина — социальная: ползать — значит пачкаться, лазать — упадешь. Тем не менее это важное в процессе физического воспитания упражнение, которое необходимо обязательно осваивать.
Для обучения ползанию – используется непосредственно ползание. Как правило — разнообразные передвижения в упорах спереди и сзади, ползком на животе и спине, перекатами и т.д. В форме эстафет и соревнований. Выполняется переползание через препятствия. Таким же образом выполняется и подлезание после бега в эстафете.
Лазание рекомендуется во всех возрастных группа. В младшем возрасте используется наклонная лесенка — стремянка (она более устойчива). Высота лесенки постепенно увеличивается от 1 до 2 м. С 2-3 летнего возраста применяется вертикальная гимнастическая стенка. Высота ее тоже увеличивается постепенно — с 1 до 2 м. Расстояние между рейками 12—25 см, пролет лестницы 70—90 см.
Для обучения лазанью в старшем возрасте используется два основных снаряда — гимнастическая стенка и канат высотой 3 м. По стенке не только залезать и слезать — перемещаться по горизонту и диагонали. Другой вид упражнений уже в перелезании — через невысокие препятствия — бревна, скамейки, перила, маленькие специальные лестницы, специальные лазательные модули. Обычно на детских площадках такие есть — с кольцами и лестницами.
При лазанье обязательна страховка взрослого.
Источник
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 30. Лазание по гимнастической стенке
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- правила техники безопасности на уроках гимнастики;
- техника выполнения лазанья.
Урок посвящён изучению техники лазанья по шведской стенке.
Лазанье — передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног.
Шведская стенка – это гимнастический снаряд – лестница со множеством перекладин.
Одноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой.
Разноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот.
Гимнастическая скамейка – снаряд для тренировки рук и ног. С его помощью можно научиться лазанью.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Лазание — это передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или же рук и ног.
Упражнения в лазание помогают развивать такие физические качества, как координационные способности и силу, а также воспитывают смелость и уверенность в себе, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
В гимнастике лазание может выполняться по гимнастической скамейке, гимнастической или шведской стенке, по канату.
Самый простой способ лазания – по гимнастической скамейке — мы отрабатывали в прошлом году. Оно осуществляется в упоре присев или в упоре стоя на коленях. В этом году сразу перейдём к шведской стенке.
Гимнастическая или шведская стенка – это гимнастический снаряд, представляющий собой лестницу со множеством перекладин. В Швеции она называется «Ribbstol (рибстул)», что переводится как «рама с перекладинами». В зависимости от места размещения и назначения снаряда высота стоек шведской стенки составляет 180—320 см. Классический материал для изготовления гимнастических стенок – это дерево. Перекладины изготавливают из твёрдых пород: бука, березы, дуба, клёна, а также фанеры. Сечение перекладин круглое или овальное. Для удобства виса самая верхняя перекладина может быть вынесена немного вперёд от стены.
По шведской стенке, как и по гимнастической скамейке, выполняют лазание вверх и вниз одноимённым и разноимённым способами, а также влево и вправо приставными шагами.
Одноимённый способ – такой способ лазания, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой с правой рукой.
Разноимённый способ – такой способ лазания, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот, правой ногой – с левой рукой.
На занятиях обязательно нужно соблюдать важнейшие правила техники безопасности! Обязательное условие для выполнения любых физических действий – это основательная разминка. Сделайте упражнения, разогревающие мышцы рук и ног, спины. Для этого хорошо подойдёт разминка на матах с мячами, к тому же это оборудование пригодится нам в конце урока.
При выполнении непосредственно лазания следует быть предельно внимательным. Необходимо смотреть на то место на рейке, где происходит перехват рук.
Помните о том, что, когда вы совершаете лазание, вы должны всегда иметь три точки опоры, т.е. вы должны держаться либо одной рукой и двумя ногами, либо одной ногой и двумя руками.
При лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем ногами; при спуске – наоборот. Вы должны смотреть на руки, ноги повторяют движения рук. Держаться за рейку нужно хватом — большой палец – снизу. Ногу ставить на рейку следует не на носок, а середину стопы.
Советуем попробовать передвигаться по шведской стенке разными способами, помня о технике безопасности. Если у вас хорошо получается, то попробуйте перелезать с пролёта на пролёт гимнастической лестницы приставными шагами.
После того, как вы познакомились с лазанием по шведской стенке различными способами, предлагаем вернуться к выполнению кувырков вперёд. Вы уже освоили это упражнение довольно хорошо, поэтому сейчас попробуйте усложнённые варианты. Для этого нам понадобятся мат и мяч.
- Примите исходное положение: упор присев, мяч перед собой на полу. Прокатите мяч вперед, сделайте кувырок и попытайтесь после этого успеть поймать его.
- Примите то же исходное положение, но мяч зажми голеностопами. Сделайте кувырок, стараясь не уронить при этом мяч.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Лазанье по шведской стенке
Найдите шесть слов по теме урока.
Слова: лазанье, стенка, опора, скамья, рибстул, альпинист.
Источник
Конспект урока Физическая культура, 1 класс Урок № 31. Лазание
Физическая культура, 1 класс
Урок № 31. Лазание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- правила техники безопасности на уроках гимнастики;
- техника лазанья;
- техника лазанья через пролёт шведской стенки;
Урок посвящён изучению техники лазанья по шведской стенке.
Лазанье – передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног.
Шведская стенка – это гимнастический снаряд – вертикально стоящая широкая лестница с перекладинами.
Одноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой.
Разноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот.
Гимнастическая скамейка – снаряд для тренировки рук и ног. С его помощью можно научиться лазанью.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2014.
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]/ В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Лазанье — передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног.
Лазанье осуществляется по гимнастической скамейке в упоре присев и стоя на коленях.
Лазать можно одноимённым и разноимённым способами. Одноимённый способ – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой. Разноимённый способ – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот.
Одноимённый и разноимённый способы лазанья
Самый простой способ лазанья отрабатывается на гимнастической скамейке.
Лягте на скамейку. Возьмитесь руками за её края, протянув. Сделайте перехват руками и снова подтяните туловище. Выполните это упражнение несколько раз.
Теперь перейдём к шведской стенке. Шведская стенка – это гимнастический снаряд – широкая лестница с большим количеством перекладин. В самой Швеции её называют рибстул — «рама с перекладинами».
По гимнастической стенке также, как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноимённым и разноимённым способами, а также влево и вправо приставными шагами. При лазанье необходимо быть особо внимательным – смотреть на место перехвата рук.
Помните, что когда вы занимаетесь лазанием, вы должны иметь три точки опоры – держаться либо двумя ногами и одной рукой, либо двумя руками и одной ногой.
При лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске – наоборот. Вы должны смотреть на руки, ноги повторяют движения рук. Держаться за рейку следует хватом: большой палец – снизу. Ногу ставить на рейку нужно серединой ступни, а не на носок.
Попробуйте передвигаться по гимнастической стенке разными способами, помня о технике безопасности.
Если у вас хорошо получается, то попробуйте перелезать с пролёта на пролёт шведской лестницы приставными шагами.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Источник
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 30. Лазание по гимнастической стенке
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- правила техники безопасности на уроках гимнастики;
- техника выполнения лазанья.
Урок посвящён изучению техники лазанья по шведской стенке.
Лазанье — передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног.
Шведская стенка – это гимнастический снаряд – лестница со множеством перекладин.
Одноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой и правой рукой.
Разноимённый способ лазанья – это способ, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот.
Гимнастическая скамейка – снаряд для тренировки рук и ног. С его помощью можно научиться лазанью.
- Матвеев, А. П. Физическая культура. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
- Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Лазание — это передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или же рук и ног.
Упражнения в лазание помогают развивать такие физические качества, как координационные способности и силу, а также воспитывают смелость и уверенность в себе, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
В гимнастике лазание может выполняться по гимнастической скамейке, гимнастической или шведской стенке, по канату.
Самый простой способ лазания – по гимнастической скамейке — мы отрабатывали в прошлом году. Оно осуществляется в упоре присев или в упоре стоя на коленях. В этом году сразу перейдём к шведской стенке.
Гимнастическая или шведская стенка – это гимнастический снаряд, представляющий собой лестницу со множеством перекладин. В Швеции она называется «Ribbstol (рибстул)», что переводится как «рама с перекладинами». В зависимости от места размещения и назначения снаряда высота стоек шведской стенки составляет 180—320 см. Классический материал для изготовления гимнастических стенок – это дерево. Перекладины изготавливают из твёрдых пород: бука, березы, дуба, клёна, а также фанеры. Сечение перекладин круглое или овальное. Для удобства виса самая верхняя перекладина может быть вынесена немного вперёд от стены.
По шведской стенке, как и по гимнастической скамейке, выполняют лазание вверх и вниз одноимённым и разноимённым способами, а также влево и вправо приставными шагами.
Одноимённый способ – такой способ лазания, при котором движение левой ногой сочетается с движением левой рукой или правой ногой с правой рукой.
Разноимённый способ – такой способ лазания, при котором движение левой ногой сочетается с движением правой рукой и наоборот, правой ногой – с левой рукой.
На занятиях обязательно нужно соблюдать важнейшие правила техники безопасности! Обязательное условие для выполнения любых физических действий – это основательная разминка. Сделайте упражнения, разогревающие мышцы рук и ног, спины. Для этого хорошо подойдёт разминка на матах с мячами, к тому же это оборудование пригодится нам в конце урока.
При выполнении непосредственно лазания следует быть предельно внимательным. Необходимо смотреть на то место на рейке, где происходит перехват рук.
Помните о том, что, когда вы совершаете лазание, вы должны всегда иметь три точки опоры, т.е. вы должны держаться либо одной рукой и двумя ногами, либо одной ногой и двумя руками.
При лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем ногами; при спуске – наоборот. Вы должны смотреть на руки, ноги повторяют движения рук. Держаться за рейку нужно хватом — большой палец – снизу. Ногу ставить на рейку следует не на носок, а середину стопы.
Советуем попробовать передвигаться по шведской стенке разными способами, помня о технике безопасности. Если у вас хорошо получается, то попробуйте перелезать с пролёта на пролёт гимнастической лестницы приставными шагами.
После того, как вы познакомились с лазанием по шведской стенке различными способами, предлагаем вернуться к выполнению кувырков вперёд. Вы уже освоили это упражнение довольно хорошо, поэтому сейчас попробуйте усложнённые варианты. Для этого нам понадобятся мат и мяч.
- Примите исходное положение: упор присев, мяч перед собой на полу. Прокатите мяч вперед, сделайте кувырок и попытайтесь после этого успеть поймать его.
- Примите то же исходное положение, но мяч зажми голеностопами. Сделайте кувырок, стараясь не уронить при этом мяч.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Лазанье по шведской стенке
Найдите шесть слов по теме урока.
Слова: лазанье, стенка, опора, скамья, рибстул, альпинист.
Источник