- Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Практическая работа по химии «Получение, собирание и распознавание газов»(11 класс)
- Урок- практическая работа «Получение углекислого газа и изучение его свойств»
Химия 9 класс Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Химия 9 класс Практическая работа № 5
«Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»
Цель: научить получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомить с методами распознавания карбонатов.
Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода ( IV ), распознавать соли угольной кислоты в растворе.
Техника безопасности: осторожное обращение с химреактивами и стеклянной посудой.
Оборудование и реактивы: кусочки мрамора или мела, фенолфталеин, лакмус,
растворы: соляной кислоты , гидроксида натрия, нитрата серебра( I ), хлорида бария; вода, известковая вода, в пронумерованных пробирках кристаллические вещества( сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия), пробирки, газоотводная трубка с пробкой, стакан.
1.Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств
1.Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты
При воздействии соляной кислоты на мрамор выделяется углекислый газ
2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды
Образуется нерастворимое вещество карбонат кальция
3. Пропускаем углекислый газ еще некоторое время
Раствор становится прозрачным
При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется карбонат кальция, который затем растворяется, превращаясь в гидрокарбонат
4. Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через неё газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, внесите в полученный раствор универсальную индикаторную бумагу (синий лакмус)
В воде образуется слабая угольная кислота
5.В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ
Малиновая окраска исчезает, раствор становится прозрачным
Идет реакция между CO 2 и NaOH
Это еще раз подтверждает кислотные свойства
CO 2
В четырёх пронумерованных пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Na 2 SO 4 , ZnCl 2 , K 2 CO 3, Na 2 SiO 3
В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты
В двух пробирках ничего не изменилось, в одной из пробирок выделился газ, в другой студенистый осадок
Выделение газа при действии кислоты — признак карбонатов
Студенистый осадок – образовалась нерастворимая кремниевая кислота
Два оставшихся вещества растворяем водой и добавляем раствор хлорида бария
1) Выпал белый осадок
Это качественная реакция на сульфат-ион, значит, в данной пробирке находится сульфат натрия
В оставшийся раствор добавляем раствор нитрата серебра (I)
2) Выпал белый осадок
Реакция является качественной на хлорид-ион, в данной пробирке — хлорид цинка
Вывод: качественной реакцией на карбонат-ион является действие сильной кислоты, которая вытесняет слабую кислоту из раствора ее соли, происходит выделение углекислого газа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-175445
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа по химии «Получение, собирание и распознавание газов»(11 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: « Получение, собирание и распознавание газов ».
Цель работы: Научиться получать, собирать, распознавать водород, кислород, углекислый газ, повторить ТБ работы со взрывоопасными веществами, со спиртовкой.
Оборудование: Пробирки, штатив, лучинка, спички, спиртовка, газоотводная трубка.
Опыт №1. Получение, собирание и распознавание водорода.
В пробирку поместите две гранулы цинка и прилейте в неё 1-2 мл соляной кислоты.
Что наблюдается? Запишите уравнения реакций.
Накройте вашу пробирку большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через одну две минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая её, поднесите к пламени спиртовки.
Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевёрнутую пробирку?
Зарисуйте рис. 53-54 стр. 71 учебника, под названием: « Проверка водорода на чистоту».
Зарисуйте аппараты Киппа и Кирюшкина.
Опыт №2. Получение, собирание и распознавание кислорода.
В пробирку объёмом 20 мл прилейте 5-7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите её и когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца(IV).
Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций.
Зарисуйте рис. 59 стр. 74 учебника, под названием: «Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и собирание его методом вытеснения воздуха».
Зарисуйте схему установки для получения кислорода из перекиси водорода.
Опыт №3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
В пробирку объёмом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете?
Через 1-2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку.
Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый воздух.
Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Зарисуйте рис. 62-63 стр. 75-76 учебника, под названием: «Способы распознавания углекислого газа».
Запишите ВЫВОД о проделанной работе и свойствах полученных газов, и их применении в жизни человека, ответив на вопросы:
Какие агрегатные состояния вещества существуют в природе, перечислите их?
Проанализируйте, какая существует зависимость между плотностью вещества и расстоянием между атомами в веществах разных агрегатных состояний?
Какие газы вы получали, распознавали и исследовали свойства в процессе практической работы?
Напишите уравнения реакций, с помощью которых Вы получали О2, Н2, СО2.
Какое применение в жизни человека нашли данные газы: О2, Н2, СО2?
Что такое катализатор, и какой катализатор используют в опыте № 2?
Что происходит в пробирке при растворении соляной кислоты в воде и перекиси в воде?
Источник
Урок- практическая работа «Получение углекислого газа и изучение его свойств»
«Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».
Закрепить теоретические знания о свойствах оксида углерода ( IV ) и карбонатов.
Отработать экспериментальные умения в процессе проведения эксперимента.
1.Развивать практические навыки проведения химических опытов;
1. Воспитывать культуру проведения эксперимента.
Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами. (слайд 2).
Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, прибор для получения газов, химические стаканы на 50 мл, кусочки мрамора, соляная кислота (1:2), известковая вода, зажим Мора, пробирки,
Тип урока: урок- исследование.
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М.В.Ломоносов. (слайд 3).
Вступительное слово учителя.
В XVI веке в Голландии жил известный естественноиспытатель врач и алхимик Иоганн Баптист Ван Гельмонт. Его любимым занятием было измерение массы и объема продуктов химических реакций. Однажды ученый сжег 62 фунта (20 кг) древесного угля и получил примерно один фунт золы. Вант Гельмонт сделал вывод, что остальная масса угля (61 фунт) превратился в «лесной дух». Как вы уже догадались «лесным духом» был образующийся в результате горения углекислый газ. Вант Гельмонт настойчиво пытался получить «лесной дух» при протекании других реакций, но сделать так этого и не смог. (слайд 4).
Сегодня вам предстоит разгадать загадку Вант Гельмонта. Вы сможете, не сжигая угля, получить углекислый газ и даже исследовать его свойства. Наверняка у вас возник вопрос: не является ли работа получения углекислого газа опасной для вашего здоровья? Действительно, большое содержание углекислого газа угнетающе действует на человеческий организм, вызывая головную боль, повышая кровяное давление, учащение сердцебиение. Однако, небольшая концентрация углекислого газа во вдыхаемом воздухе, наоборот, стимулирует сердечную деятельность, а также возбуждает дыхательные центры мозга. Поэтому, вы можете не опасаться и приступать к работе, для успешного выполнения которой следует строго выполнять инструкции.
Экспериментальная задача I .
Соберите и зарядите прибор для получения углекислого газа по плану. (слайд 5).
Получение углекислого газа.
Соберите прибор для получения углекислого газа.
В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 1-2 кусочка мела или мрамора,
прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с
газоотводной трубкой. Соберите углекислый газ методом
вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке.
Перенесите конец газоотводной трубки в пробирку
с 1 мл известковой воды и пропускайте через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?
Запишите уравнения соответствующих реакций.
Экспериментальная задача II .
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно небольшое, всего 0,04–0,03% (по объему). CO2, сосредоточенный в атмосфере, имеет массу 2200 биллионов тонн.
В 60 раз больше углекислого газа содержится в растворенном виде в морях и океанах.
В течение каждого года из атмосферы извлекается примерно 1/50 часть всего содержащегося в ней CO2 растительным покровом земного шара в процессе фотосинтеза, превращающего минеральные вещества в органические. (слайд 6).
Основная масса углекислого газа в природе образуется в результате различных процессов разложения органических веществ. Углекислый газ выделяется при дыхании растений, животных, микроорганизмов. Непрерывно увеличивается количество углекислого газа, выделяемого различными производствами. Углекислый газ содержится в составе вулканических газов, выделяется он и из земли в вулканических местностях. Несколько столетий функционирует в качестве постоянно действующего генератора CO2 “Собачья пещера” вблизи города Неаполя в Италии. Она знаменита тем, что собаки в ней не могут находиться, а человек может там пребывать в нормальном состоянии.
Основываясь на результатах следующего опыта, вы сможете объяснить загадку «Собачей пещеры». (слайд 7).
Возьмите второй стакан и поместите на его дно свечу. Зажгите свечу горящей лучинкой.
Переместите газ из первого стакана во второй. Объясните наблюдение .
Выслушиваются объяснения учащихся.
Дело в том, что в этой пещере углекислый газ выделяется из земли, а так как он в 1,5 раза тяжелее воздуха, то располагается внизу, примерно на высоте роста собаки (0,5 м). В таком воздухе, где углекислого газа 14% , собаки (и другие животные, разумеется) дышать не могут, но стоящий на ногах взрослый человек не ощущает избытка углекислого газа в этой пещере. Такие же пещеры существуют в Йеллоустонском национальном парке (США).
Экспериментальная задача III .
В начале XIX века в Англии знаменитому химику и философу Джозефу Пристли был выдан патент на изучение содовой воды. Содовая вода- это насыщенные растворы углекислого газа. (слайд 8).
Сейчас вы сами сможете получить содовую воду, и не пробуя, определить ее вкус. Вам необходимо также объяснить причину появления такого вкуса.
1.Налейте в пробирку воду на 1\5 часть.
2. Добавьте несколько капелек метилоранжа.
3. Пропустите через раствор углекислый газ. Что наблюдаете?
В земной коре в разных частях света, есть бездонные пещеры- своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости – карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды (раствор NaHCO 3) могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор Ca ( HCO 3 )2 начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция CaCO 3 . Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов. (слайд 9).
Напишите уравнения следующих реакций:
Экспериментальная задача IV . уровень I
В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.
Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.
Раствор карбоната натрия Na 2 CO 3 имеет слабощелочную среду вследствие реакции гидролиза по аниону – индикатор сине-зеленый.
Проверяем данное утверждение добавлением в пробирку раствора соляной кислоты HCl .
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа.
Делаем вывод: в данной пробирке карбонат натрия Na 2 CO 3.
Растворы хлорида натрия NaCl и сульфата натрия Na 2 SO 4 имеют нейтральную среду, так как реакции гидролиза у них отсутствуют – индикатор желтый.
В последние две пробирки добавляем 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO 3.
В пробирке с раствором хлорида натрия выпадает осадок нерастворимой соли хлорида серебра AgCl белого цвета.
Делаем вывод: в третьей пробирке раствор сульфата натрия Na 2 SO 4.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Получение углекислого газа и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Экспериментальная задача III
Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.
Раствор карбоната натрия Na 2 CO 3 имеет слабощелочную среду вследствие реакции гидролиза по аниону – индикатор сине-зеленый.
Проверяем данное утверждение добавлением в пробирку раствора соляной кислоты HCl .
ТБ: с кислотой обращаемся аккуратно!
Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа.
Делаем вывод: в данной пробирке карбонат натрия Na 2 CO 3.
Растворы хлорида натрия NaCl и сульфата натрия Na 2 SO 4 имеют нейтральную среду, так как реакции гидролиза у них отсутствуют – индикатор желтый.
В последние две пробирки добавляем 2-3 мл раствора нитрата серебра AgNO 3.
В пробирке с раствором хлорида натрия выпадает осадок нерастворимой соли хлорида серебра AgCl белого цвета.
Делаем вывод: в третьей пробирке раствор сульфата натрия Na 2 SO 4.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача IV . уровень II
В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.
Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.
Раствор карбоната натрия имеет слабощелочную среду – индикатор сине-зеленый.
Проверяем данное утверждение добавлением в пробирку раствора соляной кислоты.
Наблюдаем выделение пузырьков углекислого газа.
Делаем вывод: в данной пробирке карбонат натрия.
Растворы хлорида натрия и сульфата натрия имеют нейтральную среду – индикатор желтый.
В последние две пробирки добавляем 2-3 мл раствора нитрата серебра.
В пробирке с раствором хлорида натрия выпадает осадок нерастворимой соли хлорида серебра белого цвета.
Делаем вывод: в третьей пробирке раствор сульфата натрия.
Приводим рабочее место в порядок.
Экспериментальная задача IV . уровень III
В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.
Проверим все три раствора универсальной индикаторной бумажкой.
Раствор карбоната натрия имеет слабощелочную среду – индикатор сине-зеленый.
Проверяем наличие карбоната натрия в пробирке добавлением раствора соляной кислоты.
Следим за изменениями.
В две другие пробирки добавляем по 2-3 мл раствора нитрата серебра.
Следим за изменениями.
Делаем вывод. (слайд 10).
По результатам практической работы заполните таблицу:
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
Рефлексия: (слайд 11).
Оцените свою деятельность в роли исследователя (насколько успешно вы с ней справились, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исследователь, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли исследователя?
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Источник