Лабораторным способом получения оксида углерода 4 является

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
материал по химии (9 класс) на тему

Практическая работа № 5 по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов» . Химия 9 класс

Скачать:

Вложение Размер
9_kl_prakt._rab._no5._dokument_microsoft_office_word_4.docx 19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

Практическая работа № 5

«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Составил: учитель химии

Цель: научить получать углекислый газ реакцией обмена; продолжить ознакомление с химическими свойствами углекислого газа; познакомить с методами распознавания карбонатов.

Планируемые результаты: уметь получать и собирать углекислый газ в лаборатории, описывать наблюдаемые явления, доказывать наличие оксида углерода (IV), распознавать соли угольной кислоты в растворе.

Техника безопасности : осторожное обращение с химреактивами и стеклянной посудой.

Оборудование и реактивы : кусочки мрамора, фенолфталеин, лакмус, растворы: соляной кислоты и гидроксида натрия, известковая вода, в пронумерованных пробирках кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия; раствор нитрата серебра, вода, пробирки, газоотводная трубка с пробкой, стакан.

  1. Получение оксида углерода (IV) и определение его свойств

В пробирку поместим кусочек

Мрамора и прильем раствор соляной кислоты и закроем пробкой с газоотводной трубкой

CaCl 2 + CO 2 +H 2 O

При воздействии соляной кислоты на мрамор выделяется углекислый газ.

Пропускаем газ через раствор известковой воды:

Образуется нерастворимое вещество карбонат кальция

Пропускаем углекислый газ еще некоторое время

Раствор становится прозрачным

Карбонат кальция растворяется под воздействием оксида углерода (IV) и образуется кислая соль гидрокарбонат:

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3 ) 2

Пропускаем углекислый газ через дистиллированную воду подкрашенную синим лакмусом: CO 2 + H 2 O =

В воде образуется слабая угольная кислота:

H 2 CO 3 = CO 2 + H 2 O

Пропускаем углекислый газ через раствор гидроксида натрия с фенолфталеином:

Малиновая окраска исчезает, раствор становится прозрачным

CO 2 +2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O

Даны вещества: 1) Na 2 SO 4 , 2) ZnCl 2 ,3) K 2 CO 3, 4) Na 2 SiO 3, найти среди предложенных веществ карбонат

В каждую из пробирок добавляем раствор соляной кислоты

  1. Na 2 SO 4 + HCl =
  2. ZnCl 2 + HCl =
  3. K 2 CO 3 + HCl =
  4. Na 2 SiO 3 + HCl =

В двух пробирках ничего не измени- лось, в одной из пробирок выде-

лился газ, в другой студенис- тый осадок

Выделение газа при действии кислоты — признак карбонатов:

  1. K 2 CO 3 + HCl = KCl + H 2 O + CO 2

Студенистый осадок – образовалась нерастворимая кремниевая кислота:

  1. Na 2 SiO 3 + HCl = 2NaCl + H 2 SiO 3

В оставшиеся пробирки добавляем по каплям раствор нитрата серебра:

1) Выпал желтый осадок

2) Выпал белый осадок

  1. Na 2 SO 4 + AgNO 3 = Ag 2 SO 4 + NaNO 3
  2. ZnCl 2 + 2AgNO 3 = 2AgCl + Zn(NO 3 ) 2

Вывод: качественной реакцией на карбонат-ион является действие сильной кислоты, которая вытесняет слабую кислоту из раствора ее соли, происходит выделение углекислого газа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по химии на тему «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты»

Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера.

Практическая работа «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»

Инструкция и порядок оформления работы по теме «Оксид угрерода».

Урок по теме Практическая работа №2″Получение оксида углерода»

Урок №17 Тема : Практическая работа №2″Получение оксида карбона ( IV ) и взаимопревращение карбонатов и .

Методическая разработка урока — практической работы по химии «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» для 9 класса

Урок – практическая работа направлен на изучение нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». В ходе урока учитель продолжить развитие и отработку навыков пр.

Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат

Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат.

Шаблон проверочной работы по химии 9 класс «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Шаблон удобен для выполнения практической работы. Ученик выполняет действия на практике и заполняет графы. Экономия времени.

Источник

Получение оксида углерода (IV). Распознавание карбонатов

Тема: Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель урока: получить в лаборатории оксид углерода (IV), изучить его свойства. Провести качественные реакции на карбонат-ионы.

расширить представления о свойствах углекислого газа, его получении и применении ; совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний,

продолжить формирование навыков решения экспериментальных задач на распознавание веществ.

Развивать умения анализировать условие задачи, разрабатывать план решения, умения наблюдать, сравнивать, обобщать факты, делать выводы, оценивать полученные результаты;

Развивать коммуникативные навыки, умение доказывать утверждения, приводить аргументы

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, инициативность, убежденность в необходимости соблюдения правил техники безопасности;

воспитывать положительное отношение к процессу познания; позитивного отношения к миру.

формировать убежденность школьников в целостностной картине окружающего мира и его познаваемости

Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, прибор для получения газов, химические стаканы, кусочки мрамора, соляная кислота (1:2), известковая вода, спиртовка, сода пищевая, уксусная кислота, парафиновые свечки, склянки с карбонатом натрия, хлоридом натрия, ортофосфатом натрия, нитрат серебра, спички, лакмус, вода, пластиковые бутылки .

словесные (беседа, рассказ)

Форма обучения: практическая работа

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М.В.Ломоносов

I . Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку

II . Формулировка темы урока и целеполагание

Мы в очередной раз с вами собрались, чтобы наши теоретические знания подтвердить экспериментально. Чтобы определить тему нашего занятия я хочу продемонстрировать вам эксперимент.

Демонстрация: продувание углекислого газа через известковую воду

Какой газ мы выдыхаем?

СО 2 диоксид углерода, оксид углерода ( IV ), угольный ангидрид, углекислый газ

П ри реакции с углекислым газом известковая вода становится мутной. Это характерная реакция для углекислого газа, то есть она позволяет идентифицировать углекислый газ.

CO 2 + Ca(OH) 2 CaCO 3 + H 2 O

В этом простом по своему исполнению эксперименту кроется удивительная загадка природы. Этот эксперимент, доказывает, что в природе углекислый газ образуется при дыхании. При дыхании всего живого: растений, животных, микроорганизмов, а также он образуется при гниении, брожении и горении углеродсодержащих веществ. Углекислый газ содержится в составе вулканических газов, выделяется он из Земли в вулканических местностях. Вне земного шара оксид углерода ( IV ) обнаружен в атмосферах Марса и Венеры- планетах «земного типа»

Возникает вопрос: А можно ли получить углекислый газ в лаборатории? Можно ли повторить реакции с участием углекислого газа, протекающие в живой природе в лаборатории? Как доказать, что получен углекислый газ? Вы хотели бы ответить на эти вопросы?

Итак, тема нашего урока будет.

Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств.

Цель урока? (формулируем из темы)

Какие задачи поставим?

Получим углекислый газ в лаборатории ,

экспериментальным путем докажем его свойства

Распознавать (идентифицировать) вещества

используя знания о качественных реакциях

III . Актуализация опорных знаний

Прежде чем приступить к работе , я должна быть уверена, что вы помните меры предосторожности при работе с реактивами

На столах сигнальные карточки, вопросы на слайде.

IV . Постановка и решение учебной задачи на получение углекислого газа и экспериментального подтверждение его свойств

Вот эти вещества вам знакомы? У всех есть на кухне эти вещества?

Эксперимент В пластиковых бутылках находится пищевая сода добавим уксусную кислоту и бутылку закрываем крышкой. Наблюдаем бурное выделение газа.

А когда ваша мама на кухне проводит такую реакцию?

Тесто наполняется пузырьками углекислого газа, и выпеченный из него продукт получается мягким и вкусным.

А как доказать, что образовался углекислый газ?

В данном случае можно известковой водой обнаружить его?

Обнаружить, это значит, определит его по свойствам.

Вспомним свойства углекислого газа?

(Это газ тяжелый, он не поддерживает горение)- проверим это на практике

Эксперимент Зажигаем свечу, помещенную в стакан с и «выливаем» на пламя полученный газ. На практике используется это свойство углекислого газа? При тушении пожаров. Жидкий углекислый газ используют в углекислотных огнетушителях
Используется в тех случаях, когда нельзя тушить водой (при горении бензина, например) или при наличии в помещении невыключенной электропроводки или уникального оборудования, которое от воды может пострадать.

Итак, мы с вами получили углекислый газ, действуя на гидрокарбонат кислотой

Итак, мы экспериментально доказали, что углекислый газ тяжелый и не поддерживает горение.

А теперь еще раз вернемся к уравнению реакции: CO 2 + Ca(OH) 2 CaCO 3 + H 2 O

К какому классу неорганических соединений относится Ca ( OH ) 2 ?

(К основаниям) Если оксид взаимодействует с основаниями, значит, он будет по характеру кислотным оксидом.

А как можно еще доказать, что СО 2 – кислотный оксид?

Еще какое свойство знаете? ( он растворим в воде и при растворении образуется угольная кислота) так делают газированные напитки.

Возьмите склянки с надписью вода. Мы будем сюда пропускать углекислый газ. Чтобы обнаружить кислоту – добавить индикатор лакмус фиолетовый

Лакмус при образовании кислоты станет красным.

И еще найдите склянки с известковой водой.

Наблюдайте за происходящими процессами.

Выполнение опытов (видеоинструкция)

1.по получению углекислого газа из мрамора

2. пропускание через воду

3. пропускание через известковую воду

Запись уравнений реакций

СаСО 3 + 2Н + + 2 С l — = Са 2+ + 2 С l — + H 2 O + CO 2

CO 2 + Ca(OH) 2 CaCO 3 + H 2 O

Почему при пропускании газа через раствор известковой воды сначала происходит помутнение, а затем взвесь растворяется?

Наблюдаем переход нерастворимого карбоната кальция в растворимый гидрокарбонат кальция

4 . превращение гидрокарбонатов в карбонаты

Итак, у вас в растворе гидрокарбонат кальция. Перенесите его в чистую пробирку.

Как вы думаете, что произойдет при нагревании?

Вода содержит гидрокарбонаты кальция. Их содержание определяет жесткость воды. Видели накипь в чайниках? Это и есть образовавшиеся карбонаты при кипячении воды.

Мы выполнили с вами удивительное превращение:

CO 2 + Ca(OH) 2 CaCO 3 + H 2 O (1)

Получили нерастворимый карбонат –перевели его в растворимый гидрокарбонат- а затем опять в нерастворимый карбонат.

В природе также протекают такие реакции с участием углекислого газа при образовании мраморных пещер:

углекислый газ извлекается из воздуха дождевой водой; (1)

потоки дождевой воды попадают на пласты известняка и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами; (2)

в недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию раствор Ca(HCO 3 ) 2 начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция CaCO 3 (3)

Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.

Так наша лаборатория тесно связана с лабораторией природы

V . Постановка учебной задачи и ее решение на распознавание карбонатов

Задача. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, ортофосфата натрия. С помощью качественных реакций определите, где какой раствор.

Определите, в какой из склянок находятся вещества N а 2 C О 3 , N аСl, Na 3 Р O 4

Источник

Читайте также:  Способ передвижения у кротов
Оцените статью
Разные способы