План-конспект урока биологии в 7 классе на тему «Передвижение животных»
План-конспект урока биологии в 7 классе
Урок 4. Способы передвижения животных. Лабораторная работа №10. «Изучение способов передвижения животных»
Цель: на основе изучения ОДС (опорно-двигательной системы) выяснить, как двигаются животные, опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.
А. 1.Каковы функции скелета?
2. Дать характеристику гидростатического скелета.
Б. 1. На уровне чего может происходить движение?
2. Дать характеристику экзоскелета.
В. 1. О чем говорят сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
2. Дать характеристику эндоскелета.
2.Изучение нового материала.
1.Три основные группы передвижения. (рассказ учителя с элементами беседы)
У огромного большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы. Локомоция – это передвижение всего организма с одного места на другое. Локомоторная активность — это не только способ поиска пищи, но и средство спасения от хищников; перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые места обитания, находят половых партнеров. Некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, но и у них отдельные части отличаются большой подвижностью.
Передвижение (локомоция) стала возможной в результате формирования, взаимодействия и совместной работы нервной, мышечной и скелетной систем. Рассмотрим разные виды локомоции животных:
1.Амебное движение (рис.153 А,с.200 учебника)
2.Движение при помощи жгутиков и ресничек ( рис.153)
3.Движение с помощью мышц (рис.153В, 154)
4.Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение способов передвижения животных» (по инструктивной карточке на с.202 учебника)
3.Закрепление: вопросы 1-4, с.203
4. Д/з: параграф 38, до статьи «Полости тела»
Источник
Лабораторный практикум по зоологии (7 класс)
Лабораторная работа №1:
« Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»
ЦЕЛЬ: изучить многообразие и особенности строения и передвижения простейших;
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты простейших
Это надо знать! Простейшие – древнейшая группа животных. Произошли от гетеротрофных прокариот в результате ароморфозов. К простейшим относятся одноклеточные организмы. Известно 70 тыс. видов простейших. Среда обитания: водная, почвенная, организменная. Обязательное условие жизни простейших – наличие жидкой среды (вода, влага почвы, кровь, межклеточная жидкость и др.). Образ жизни: свободноживущие и паразитические. Многообразие простейших представлено классами: Саркодовые (корненожки), Жгутиковые, Споровики, Ресничные (инфузории).
Рассмотрите амебу обыкновенную. Укажите особенности ее передвижения. Назовите основные части амебы и их значение.
Рассмотрите микропрепарат инфузории под микроскопом. Посмотрите, какова форма их тела, как они передвигаются, чем отличается передний (поступательный) конец тела от заднего. Какие органоиды можно увидеть при малом и большом увеличении? Зарисуйте все, что увидели под микроскопом и подпишите рисунок.
Рассмотрите представителя класса Жгутиковых эвглену зеленую. Каковы особенности ее строения? Почему эвглену зеленую относят к представителям с миксотрофным способом питания?
Лабораторная работа №2:
«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»
ЦЕЛЬ: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя.
Пронаблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение.
ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянная банка с влажной промокательной бумагой и дождевым червем, пинцет, лист плотной бумаги, кусочек стекла, лупа, видеофрагменты.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Используйте при работе лабораторный фартук. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.
Это надо знать! Дождевой червь относится к типу кольчатых червей. Дождевые черви живут в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями. Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании.
Вспомните местообитание дождевого червя.
2. Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие
3 . Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С помощью лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Подсчитайте, количество щетинок на одном членике. Запишите.
3. Понаблюдайте за движением червя по различным поверхностям – стеклянной, деревянной и обсыпанной песком. Посмотрите видеофрагмент.
4. Где находится утолщение – поясок? Какую роль он выполняет?
5. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Посмотрите видеофрагмент. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие раздражителя.
6. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.
7. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.
Какова форма тела и размер дождевого червя?
Из чего состоит тело дождевых червей?
3. Как передвигаются дождевые черви?
4. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?
Лабораторная работа №3:
«Изучение строения раковин моллюсков»
Изучить особенности строения раковин моллюсков разных классов.
Выявить черты сходства и различия в строении раковин моллюсков.
Оборудование: коллекция раковин моллюсков
(раковины беззубки, перловицы, мидии, морского гребешка, катушки роговой, виноградной улитки и др. моллюсков)
Распределите по классам (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые) моллюсков из предложенной коллекции.
Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины Беззубки, Перловицы, Морского гребешка с раковинами Катушки роговой, Виноградной улитки (по выбору). Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин.
3. Зарисуйте раковины Беззубки и Перловицы.
Зарисуйте раковины виноградной улитки и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.
Особенности изображения Беззубки и Перловицы
Виноградная улитка Катушка роговая
Особенности изображения Виноградной улитки и Катушки роговой
Сделайте вывод о:
— строении раковин представителей разных классов;
Лабораторная работа №4:
«Изучение внешнего строения насекомого»
ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука;
выяснить характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих;
развивать навыки лабораторной работы, знания о животном мире;
воспитывать бережное отношение к животным, интерес к предмету, стремление к высоким результатам учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: экземпляры крупных насекомых, лабораторное оборудование (лупа ручная, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка).
1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы.
3. Проверьте целостность лабораторной посуды.
4. Точно выполняйте указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.
5. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок и тщательно вымойте руки с мылом.
Рассмотрите и зарисуйте насекомое. Определите размер тела, окраску.
Охарактеризуйте покров тела.
Выясните сколько отделов модно различить на теле насекомого?
Рассмотрите голову насекомого. Какие органы расположены на голове?
Выясните, какие органы расположены на груди.
Рассмотрите брюшко насекомого, найдите на нем насечки.
Сделайте вывод: (в нём указываются характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих)
1)Рассмотрел(а) предложенные учителем экземпляр насекомого — … . 2)Определил(а) его длину и окраску тела, они таковы: длина …. окраска — …..
3)Рассмотрел(а) голову насекомого, нашел(ла) усики, глаза и ротовые органы. Их функции заключаются…..
4) Установил(а), что ноги прикреплены к …., определил(а) их число — ….. .
5) Нашел(ла) 2 пары крыльев, по своему строению они отличаются тем, что… . Крылья крепятся к … . 6) Рассмотрел(а) брюшко насекомого. Оно … . С помощью лупы на брюшке нашел(ла) дыхальца.
Лабораторная работа №5:
«Изучение строения позвоночного животного»
ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение позвоночного животного на примере ланцетника;
выяснить характерные черты строения ланцетника как представителя типа Хордовые;
развивать навыки лабораторной работы, знания о животном мире;
воспитывать бережное отношение к животным, интерес к предмету, стремление к высоким результатам учебной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии ланцетника, влажный препарат ланцетника, линейка.
1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы.
3. Проверьте целостность лабораторн0го оборудования.
4. Точно выполняйте указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.
5. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок и тщательно вымойте руки с мылом.
Это надо знать! Ланце́тники (лат. Branchiostoma, или Amphioxus) — род примитивных морских животных из семейства ланцетниковых (Branchiostomidae), подтип бесчерепные (Acrania), класс головохордовых (Cephalochordata).
Взрослые особи ведут придонный образ жизни — населяют песчаное дно чистых морских вод; личинки являются планктоном в прибрежных зонах и открытом море. Типичный представитель рода — европейский ланцетник (Branchiostoma lanceolatum , или Amphioxus lanceolatus). Рассматривались как промежуточное звено между позвоночными и беспозвоночными животными.
Строение ланцетников представляет собой как бы схему строения всех хордовых животных. Общий план их строения включает все характерные признаки этого типа:
жаберные щели, пронизывающие глотку
нервная система в виде нервной трубки; хорда находится между нервной трубкой и кишечником
вентральное положение анального отверстия и наличие хвоста, в который не заходит кишечник, но заходят другие осевые органы — хорда и нервная трубка.
Зарывшись в песок, ланцетник выставляет оттуда только передний конец тела, на котором находится ротовое отверстие, окружённое мелкими щупальцами.
Втягивая в рот воду, ланцетник захватывает вместе с ней и микроскопические существа, которые служат ему пищей.
Если его потревожить, он быстро уплывает и затем спешит снова зарыться в песок.
Настоящих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может.
Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды).
рис. 1
1.Мозговой пузырёк. 2. Хорда. 3. Нервная трубка. 4. Хвостовой плавник. 5. Анальное отверстие. 6. Задний отдел кишечника в виде трубки. 7. Кровеносная система. 8. Атриопор. 9. Окологлоточная полость. 10. Жаберная щель. 11. Глотка. 12. Ротовая полость. 13. Околоротовые щупальца. 14. Предротовое отверстие. 15. Гонады (яичники/семенники). 16. Глазки Гессе. 17. Нервы. 18. Метаплевральная складка. 19. Слепой печёночный вырост
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5
рис. 6
рис. 7
Изучите внешнее строение ланцетника на влажном препарате.
Рассмотрите форму его тела, измерьте длину.
Линейку прикладываем к препарату и измеряем длину организма.
Найдите передний и задний концы тела. Чем они отличаются?
Найдите у ланцетника спинную и брюшную стороны. По каким признакам вы их определили?
Какие признаки внешнего строения ланцетника свидетельствуют о его приспособленности к донному роющему образу жизни?
Зарисуйте ланцетника в тетради и запишите результаты работы .
Лабораторная работа №6:
«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»
Цель : изучить внешнее строение рыб, выделить приспособления к жизни в воде.
Оборудование: иллюстрации различных представителей класса Рыб, рыбки из аквариума.
Это надо знать ! Рыбы произошли от бесчелюстных предков в результате ароморфозов. Являются древними первичноводными позвоночными. Все особенности строения и функций органов, экологии и поведения связаны с водной средой обитания. Ведут активный образ жизни. Делятся на классы Хрящевых и Костных рыб. Насчитывают около 25 тыс. видов.
Ход работы:
1. Рассмотрите рыбу. Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела. Это помогает рыбе двигаться в воде. Голова переходит в туловище, а туловище — в хвост. Найдите границы между головой, туловищем и хвостом.
2 . В тетради зарисуйте контур рыбы, проведите чертой границу между головой и туловищем, туловищем и хвостом. Подпишите отделы тела.
3. Рассмотрите рыбу. Определите органы движения. Плавники обеспечивают движение рыбы. Плавник образован двумя слоями кожи, поддерживаемой плавниковыми лучами.
4. Рассмотрите рисунок .
Найдите все плавники у наблюдаемой вами рыбы. Определите с помощью учебника и в процессе наблюдения за живой рыбой назначение каждого плавника. Заполните таблицу:
5. В тетради на рисунке дополните плавники и подпишите их.
6. Внимательно рассмотрите поверхность тела рыбы. Определите, чем покрыто тело рыбы. Как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Ответ запишите в тетрадь.
7 . Ориентируется рыба в окружающей среде с помощью органов чувств. Перечислите органы чувств, ответ запишите в тетради.
8. Найдите у рыбы органы зрения. Это глаза. Ими рыба видит на близком расстоянии, различает форму предметов и цвет. Впереди каждого глаза два отверстия – это ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
10. Орган слуха размещён в костях черепа. Снаружи не виден. Рыбы слышат звуки, так как звуковые волны в воде хорошо передаются через кости черепа. Осязательные и вкусовые клетки разбросаны по всей поверхности тела.
11. Рассмотрите внимательно один бок рыбы. Видны отверстия. Это орган особого чувства – боковая линия. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. На рисунке в тетради изобразите органы чувств и подпишите их.
Сделайте вывод:
В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:
Лабораторная работа № 7:
«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»
Цель: изучить многообразие и особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.
Оборудование: Чучело птицы, рисунки и фотографии птиц, наборы перьев птиц, ручные лупы.
Это надо знать ! Класс Птицы включает около 9 тыс. видов. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособившиеся к полету. Произошли от рептилий раннего мезозоя в результате ароморфозов. Обладают обтекаемой формой тела, покрыты перьями, передвигаются на двух конечностях. Подвижная голова снабжена клювом. Обитают повсеместно от Арктики до Антарктики, большинство обитают в тропиках. Приспособлены к самым разнообразным условиям. Среды жизни: водная, наземно-воздушная. Встречаются летающие, плавающие и бегающие виды .
Рассмотрите фотографии, рисунки, чучело птицы. Опишите форму их тела и укажите, из каких отделов оно состоит.
Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги — цевку и пальцы с ко гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра нее, вы встречали такой покров.
Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание — очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола.
С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка — это роговые пластинки, отхо дящие от ствола.
Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.
Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.
На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно сти, связанные с полетом.
Лабораторная работа №8:
«Изучение внешнего строения млекопитающих»
Цель: Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Уметь выявлять черты приспособленности млекопитающих к среде обитания. Доказывать, что млекопитающие являются наиболее высокоорганизованными позвоночными животными.
Оборудование: иллюстрации и фотографии различных представителей класса Млекопитающих, домашние животные, цифровые модели.
Это надо знать ! Млекопитающие – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Известно боле 5500 видов. Распространены почти повсеместно: заселяют все материки, моря и океаны. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, передних и задних конечностей, расположенных под туловищем. Появились в мезозойскую эру в результате ряда ароморфозов. Класс Млекопитающие делят на подклассы: Первозвери или Яйцекладущие, Настоящие звери. Класс включает в себя более 20 отрядов.
Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит. Найдите во внешнем строении млекопитающих характерные для них признаки и особенности.
Как передвигается млекопитающее? Найдите отделы конечностей, сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какое образование есть на пальцах ног млекопитающих?
3. Как расположены конечности млекопитающего по отношению к туловищу? Чем отличается такое расположение от расположения конечностей у пресмыкающихся? Как это отражается на подвижности млекопитающих?
4. Выясните по рисунку, каково строение кожи млекопитающего. Какое значение это имеет для жизни млекопитающих и их приспособлении к среде обитания?
Выясните, как устроен волосяной покров млекопитающих. Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного.
Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.
Сделайте вывод: Перечислите характерные особенности внешнего строения млекопитающего. В чем проявляется приспособленность млекопитающих к среде обитания.
Лабораторная работа №9:
«Изучение скелета и зубной системы млекопитающих»
Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.
Выяснить особенности зубной системы млекопитающих в связи с их приспособленностью к питанию разной пищей.
Оборудование: иллюстрации и фотографии скелета млекопитающих (собаки, кошки, крысы), рисунки в учебнике. Рисунки черепа кролика, кошки, собаки, разных грызунов. Справочная карточка.
Особенностью черепа млекопитающих является увеличение объёма мозговой коробки и уменьшение числа костей . В углублениях челюстей находятся зубы .
В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
В шейном отделе позвоночника всегда семь позвонков . Так, короткая шея мыши и длинная шея жирафа состоят из одинакового числа позвонков, но они разные по размеру. Насчитывается от 12 до 15 грудных позвонков , которые вместе с рёбрами и грудиной образуют грудную клетку . В поясничном отделе число позвонков изменяется от двух до девяти . Они подвижно соединены между собой. Благодаря этому туловище здесь может сгибаться и разгибаться. Позвонки крестцового отдела ( от четырёх до десяти ) сросшиеся, к ним надёжно прикрепляются кости таза. Хвостовых позвонков от трёх до 49 , что и определяет длину хвоста.
Подвижность позвоночника у млекопитающих различна. Она наибольшая у мелких бегающих и лазающих зверей, например у кошек и хорьков, которые способны изгибать тело в разных направлениях и даже сворачиваться в клубок. Менее подвижен позвоночник крупных млекопитающих (у слона и бегемота).
Скелет пояса передних конечностей состоит из плечевого пояса . Его основу у млекопитающих составляют лопатки. Вороньи кости, или коракоиды, утратили самостоятельность и приросли к лопаткам. Исключение составляют утконос и ехидна. Ключицы развиты у большинства млекопитающих, но отсутствуют у собак, лошадей и коров, ноги которых перемещаются только вдоль продольной оси тела.
Скелет парных конечностей сохраняет черты строения пятипалой конечности , характерной для всех наземных позвоночных. Кости отличаются относительно небольшой массой и высокой прочностью.
Передняя конечность состоит из плеча, состоящего из локтевой и лучевой костей, предплечья и кисти.
Скелет пояса задних конечностей состоит из тазового пояса , который образован парными тазовыми костями, состоящими из сросшихся подвздошных, седалищных и лобковых костей.
Скелет задней конечности состоит из бедра, состоящего из большой и малой берцовой костей, голени и стопы.
Часть 2: Кости черепа собаки в большинстве не срастаются между собой, а соединяются при помощи швов. У собаки 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов. Из коренных зубов особенно выделяются так называемые хищных зубы – по одному в каждой половине челюсти. Силу давления хищных зубов увеличивает их положение в глубине рта, ближе к соединению челюстей.
У кошки резцы небольших размеров, клыки развиты хорошо, а коренные зубы имеют бугорки с острыми вершинами. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами. Острый край верхнего хищного зуба скользит по внешней поверхности нижнего как лезвие ножниц. Этими зубами кошка легко перегрызает мышцы и сухожилия. Резцами она только обгрызает кости. Кошки отличаются от других хищников короткими челюстями и небольшим количеством коренных зубов (4 – в верхней челюсти, 3 – в нижней).
Зубы грызунов приспособлены к питанию твердой растительной пищей. Передние зубы – длинные загнутые резцы, по 2 в каждой челюсти. На свободном конце они заострены, как зубила. С внешней стороны резцы покрыты толстым слоем прочной эмали, а с внутренней – ее либо совсем нет, либо она покрывает резцы тонким слоем. С внутренней стороны зубы стачиваются быстрее, чем с внешней, благодаря чему резцы всегда острые. Резцы не укорачиваются, так как не имеют корней и беспрерывно растут. Клыков у грызунов нет. Между резцами и коренными зубами есть промежуток. Коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с неровностями или складками эмали. Ими грызуны перетирают твердую растительную пищу.
Часть 1:
1. Рассмотрите общее строение скелета (рис.1). Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.
рис.1
Укажите на рисунке 2 основные элементы строения скелета млекопитающих.
2. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.
Укажите на рисунке 3, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.
3. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
4. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей — передних и задних. Найдите и назовите основные их части.
Укажите на рисунке 4, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.
Укажите на рисунке 5, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.
5. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.
Рассмотрите на рисунках1- 5 череп млекопитающего, строение зубного аппарата. Сведения о них есть в справочной карточке.
Определите, к какому отряду млекопитающих принадлежит животное по строению зубной системы. Результаты работы запишите в таблице:
Объясните, какой пищей питается животное с таким строением зубов. Укажите черты приспособленности строения зубов к питанию этой пищей.
Источник