Квест как способ формирования метапредметных компетенций

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

Наталья Чурсинова
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Современный урок — это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие УУД.

1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.

2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.

3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.

4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.

5. Минимум репродукции и максимум творчества.

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей работе применяю самые современные педагогические технологии,направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Читайте также:  Аппликация с детьми способом гармошки

Большое место на уроке отводится работе в группах,коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами,действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов

Для формированиярегулятивных УУД рекомендую использовать:

— Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;

— Игра «Как ты думаешь?

2. Листы самоконтроля и самооценки.

4. Проблемно диалогическая технология.

Приемы формирования познавательных УУД:

Источник

Обобщение опыта на муниципальном конкурсе «Учитель года — 2015» по теме «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы»
опыты и эксперименты на тему

Представление и описание опыта, презентация.

Скачать:

Вложение Размер
nesterenko_l.d._opisanie_opyta_raboty.doc 98 КБ
prezentatsiya_nesterenko_l.d._7.ppt 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы»

учитель русского языка

БОУ «Тарская гимназия №1 »

Нестеренко Людмила Дмитриевна

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В Федеральных государственных стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения [9].

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Метапредметы – это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов [12 ].

Стандарты нового поколения опираются на культурологический и метапредметный подход в изучении литературы. Следовательно, будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего гуманитарного цикла в парадигме культуры.

Актуальность нашего опыта заключается в нескольких позициях:

  • Во-первых, в ходе общения с детьми на уроках и во внеурочное время мы отметили, что обучающиеся средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
  • Во-вторых, изучив программы и учебники литературы авторов В.Ф. Чертова и В.Я. Коровиной, мы отметили, что большинство из них редко предлагают задания на сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречия, которые определяют основные направления нашего опыта: между возросшей потребностью общества в активных, творческих личностях, ориентирующихся в сложных социальных процессах, готовых к самореализации в обществе, и отсутствием действенной связи школьного гуманитарного образования с практикой социокультурной ориентации; между необходимостью культурологической интеграции разнопредметных гуманитарных знаний, преодолевающей разрыв между гуманитарным образованием школьников и социокультурной практикой, и неопределенностью научно-педагогических основ такой интеграции.

Следовательно, мы пришли к выводу, что необходимы различные способы интеграции, которые позволят подобрать и систематизировать дидактический материал, что обогатит возможности учебного предмета «Литература», сделает этот процесс целенаправленным и поможет успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские [9].

Цель опыта: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы на основе применения разных способов интеграции.

Управленческие и личностные задачи, методы исследования.

Теоретическим обоснованием нашего опыта являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: И.Я. Лернера, А.Б. Есина, О.Н.Зайцевой, Б.М. Ладыгина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.С.Библера, Л. М.Предтеченской, Б.М.Неменского, Л.П.Щербины, В.Н.Максимовой, В.П.Зинченко, И.Коложвари., А.В. Хуторского, в работах которых интеграция рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

Интеграция – это процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования [4].

Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Учитывая интегративный характер дисциплины, используем в своем опыте как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность учеников.

В основе работы с обучающимися лежит развивающая технология личностно-ориентированного обучения, опирающаяся на компетентностно-деятельностный подход. Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Основой уроков является система заданий, развивающих эмоциональную, эстетическую, социальную культуру обучающихся, и выбор способов интеграции, помогающих синтезировать.

Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения. Виртуальные экскурсии передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Учитывая специфику нашего предмета, используем следующие способы интеграции и метапредметности на уроках: интегрированные уроки, бинарные уроки, привлечение ИКТ, посещение театра, деловая или ролевая игра, кейс-метод и другие. На уроке их можно сочетать или ограничиться одним, в зависимости от поставленных целей и задач. Важнейшим условием применения способов интеграции для развития эстетической и интеллектуальной компетенции мы считаем необходимость ее использования на разных этапах урока .(таблица)

Например, при изучении темы «Особенности русского романтизма», характеризуем литературное направление, знакомим обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Так формируются знания. Но литература не терпит сухого изложения материала, она оперирует образами. Предлагаем ученикам прослушать Двенадцатый («Революционный») этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», такой вид деятельности создаёт определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаем вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М. Ю. «Парус»). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.

Ещё одним часто использующимся способом интеграции является применение ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.

Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. ИКТ позволяют интегрировать в урок и богатый иллюстративный материал.

Например, анализируя эпизод из повести А. С. Пушкина «Метель», используем фрагмент кинофильма и слушаем музыкальную пьесу Г.Свиридова «Тройка», вальс «Метель». Обучающиеся высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке эпизода. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Так выявляется связь искусств, развивается понимание того, что разные его виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.

Форму урока – модели с применением элементов интегрирования используем при изучении в 8 классе произведения А. С.Пушкина «Капитанская дочка». В качестве идеи выбираем цитату: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Чтобы рассмотреть понятие «бунт», обращаемся к предмету обществознания, учащиеся работают с термином, составляют словарную статью слова «бунт», творческую карточку-задание к данному понятию. Используя для создания концепции урока обществоведческий, исторический и литературный материал, ученики приобретают опыт написания эссе на обществоведческую тему, что необходимо как для урока литературы, так и для обществознания и обязательно пригодится при сдаче экзамена по обществознанию и литературе в новой форме (часть С). Ученики пишут творческую работу «Чем опасен русский бунт». При этом формируются ценностно-смысловая, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.

Н а вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: «Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова», «Жизненный путь А.С.Пушкина» и другие. К таким урокам обучающиеся получают творческое задание. На уроке проходит защита проектов, выполненных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Так обучающиеся из созерцателей становятся исследователями.

Практикуем уроки-исследования, которые строятся на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно-следственных связей, к поиску путей решения.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.

Появление в нашем городе театра дало возможность увидеть театральные постановки по изучаемым произведениям. Интересным стало сопоставление режиссёрской трактовки спектакля «Недоросль» Д. Фонвизина с авторским замыслом. Так формируется зрительская культура, а, следовательно, развиваются общекультурные и метапредметные компетенции. Важную роль на уроках литературы играет живопись. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

Активно используем на уроках литературы кейс-метод. Процесс обучения с использованием кейс–метода также позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает самостоятельность и мыслительные творческие способности, эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Стараемся интегрировать все предметы: историю и литературу, обществознание, ИЗО, МХК, географию.

Учитывая вышесказанное, в рекомендациях опыта творческой деятельности приведём примерный перечень для возможного использования произведений разных видов искусств на уроках литературы.

При изучении тем, связанных с историко-культурной характеристикой эпохи проводятся бинарные уроки («История и культура I половины XIX века», «Образ Пугачёва в творчестве Пушкина А. С. и исторических документах» и другие). Такие уроки проводим совместно с преподавателем обществознания и истории, МХК. Для успешного сотрудничества между учителями была частично разработана схема синхронного преподавания предметов, помогающая опираться на базовые знания учеников и избежать дублирования материала. Такое сближение предметов способствует успешной интеграции для углубления знаний, а не повторения материала.

Интегрированный подход в обучении помогает построить и внеклассную работу. Три года руковожу в гимназии литературно-художественной студией. Совместно с учениками мы принимаем участие в телекоммуникационных проектах, литературных гостиных, фестивалях, литературных арт-шоу. Результатом стали следующие достижения: 1 место в фестивале «Красота спасет мир» в номинации «Театр», диплом лауреата первого районного фестиваля «Пасхальная весна» в номинации «Театр», диплом лауреата федерального телекоммуникационного проекта «Чудная вереница сказок Чуковского», диплом победителя районного детского арт-шоу литературных миниатюр «Книжный театр», грамота за участие в конкурсе «Преподобный Сергий Радонежский: образ, житие, наследие» в номинации «Театральная постановка» и др.

Решение поставленных задач в процессе работы над темой педагогического опыта «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы» позволили нам сделать следующие выводы и заключения:

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

  • Интегрированные уроки литературы способствуют возникновению у обучающихся познавательной потребности в приобретении знаний, развитию логического мышления;
  • Материал интегрированных уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
  • Приобретаемые обучающимися метапредметные умения (аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские) пригодятся им при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
  • Осуществленный мониторинг эффективности использования на уроках литературы интеграции как способа формирования метапредметных компетенций обучающихся в 8а классе в течение последних трёх лет (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы) позволяет нам говорить об эффективности и продуктивности реализуемого опыта.

Для оценивания результативности опыта работы по использованию интеграции на уроках литературы, совместно со школьным педагогом-психологом ежегодно составляется мониторинг уровня учебных возможностей учащихся по предмету на основе следующих показателей: эрудированность учеников, системность и полнота знаний, широта мышления, оригинальность и гибкость мышления

Источник

Читайте также:  Способы поиска клиентов для менеджера
Оцените статью
Разные способы