- Катана даймё рода Тоётоми XVI века
- Кузнецы японии куем катану старинным способом ч 6
- Катана: история, особенности и характеристики японского меча самураев
- История появления меча «Катана»
- Конструкция меча
- Лезвие
- Рукоять
- Заточка
- Гравировки
- Габариты и вес
- Боевые характеристики мечей
- Другие средневековые японские мечи
- Танто
- Вакидзаси
- Ниндзя-то
- Цуруги
- Гун-то
- Боккен
- Нагината
- Особенности изготовления японского меча своими руками
- Отличие японской катаны от европейских аналогов
- Достоинства и недостатки
Катана даймё рода Тоётоми XVI века
Представленная катана изготовлена великим мастером Канезуми. Он был мастером-оружейником школы Нара традиции Мино, имевшего репутацию мастера, делающего очень острые мечи. Представитель первого поколения Канезуми был сыном знаменитого мастера Канесада, одного из представителей традиции Мино по созданию мечей во времена эры Бунан периода Муромати (до 1449 г.). Его имя при рождении было Дзуразаемон.
Эта катана, изготовленная приблизительно в 1558-1570 г.г., имеет сильный волнистый хамон (узор на клинке) гуноме мидаре с характерной линией.
Сори (курватура) клинка составляет 2,1 см. Длина катаны (всегда измеряется по длине режущей кромки): 67,3 см. Место изготовления: Саку.
Относится к категории ко-то — «старые мечи» (сделаны до XVII в. и считаются в Японии лучшими). Красивый клинок — дзихада (яп. «тело меча») имеет очень высокое качество, поверхность с плотной структурой итаме (яп. «зерно») с нагаре масаме (яп. «бегущая сталь»).
Катана Канезуми имеет характерную линию хамона гуноме мидаре (иррегулярный волновой узор), который описывается в японской традиции как сочетание горных вершин и меток стрелы, или голубиных хвостов, известных как йяхазу-ба.
Последний раз эта катана была отполирована в конце ХХ в. уважаемым полировщиком из области Камакура в Токио.
Катана облачена в уникальное и красивое утсугатана Тендзо косирае, названное так по периоду Тендзо (1573-1592 г.г.), в котором оно впервые было создано для нового меча. Косирае — все остальные элементы традиционных японских мечей и ножей (кроме самого клинка) — ручка, детали гарды, ножны, выполненные в едином художественном оформлении.
Во времена периода Эдо (1603-1867 г.г.) детали косирае этой катаны, как и всех других старых катан, были заменены на новые — в случае с представленной катаной, с сохранением изящного, темного и элегантного первоначального стиля и многих элементов декора.
Утсугатана — это составное слово из: утсу — «удар» и гатана (или катана) — «меч». Вместе утсугатана переводится как «меч подходящий для ударов по врагу». Утсугатана является эволюционным этапом развития японских мечей, берущим свое начало в периоде Муромати (на рубеже XV-XVI в.в.), когда самураи начинают носить мечи режущей кромкой вверх. Такой способ ношения мечей являлся противоположностью существовавшему уже с X в. традиционному способу ношения мечей, режущей кромкой вниз.
Новый способ ношения мечей, режущей кромкой вверх, позволил самураям выхватывать меч из сая (ножен) и наносить секущий, молниеносный удар по противнику в одно очень быстрое и отточенное годами тренировок движение. Особенно такой прием был эффективен во время ближнего боя.
Хотя, следует отметить, что верхом на лошадях самураи по-прежнему продолжали использовать старый способ ношения длинных мечей тати — режущей кромкой вниз.
Цука (яп. «рукоятка») сформирована в форме едва заметных песочных часов и покрыта черной, лакированной, традиционной саекава — кожей ската.
Сверху рукоятка обернута в цука-ито — черную кожаную оплетку, которая встречается намного реже, чем шелковая.
Медный хабаки (муфта, крепящаяся у основания лезвия для фиксации гарды) покрыт цакудо (высококачественным японским сплавом, включающим приблизительно 96 % меди и 4 % золота).
На металлической цубе (гарда) выгравированы стебли бамбука, который у японцев считается символом здоровья и долголетия.
Фучи (воротник между цубой и рукояткой) украшен камоном (родовой эмблемой) с цветком павловнии рода Тоётоми, основателем которого является Тоётоми Хидэёси (1536/1537-1598 г.г.) — даймё (яп. «великое имя»), крупнейший феодал, выдающийся военачальник и политический деятель периода Сенгоку. Он был одним из трех великих объединителей Японии, следуя вместе с Токугавой Иэясу за Одой Нобунагой.
Эта эмблема является одним из двух имперских символом Японии. Состоит из трех листьев цветка павловнии, на которых сверху расположены три распустившихся стебля.
Во времена возвышения Тоётоми Хидэёси он включил в свой камон этот имперский символ. У самураев из знатных родов было принято украшать свое оружие, а точнее, элементы косирае, фамильной эмблемой. Данная катана принадлежит роду Тоётоми уже с 80-х годов XVI в.
Точной информации о том, что эта катана принадлежала Тоётоми Хидэёси, нет, но учитывая время ее изготовления, прославленное имя мастера Канезуми и очень высокую стоимость, можно предположить, что если она и не принадлежала самому Хидэёси, то владельцем этой катаны был важный самурай из рода Тоётоми — современник и сподвижник великого объединителя Японии.
Источник
Кузнецы японии куем катану старинным способом ч 6
Пол Чен – основатель знаменитой компании Hanwei – родился и вырос на Тайване. С юных лет он был очарован раритетным боевым оружием – историческими самурайскими мечами и выполненными на заказ восхитительными ножами ручной работы, но не мог себе позволить столь дорогостоящую покупку. Это и подвигло юношу попробовать свои силы в качестве найфмейкера.
Молодой мастер Пол Чен быстро завоевал популярность в Азии и даже в США и начал строить грандиозные планы об основании собственной компании. В 1991 году он перебрался «Стальной город» Далянь, расположенный на севере Китая. Пол знал, что в городе, прославленном традициями оружейного искусства, он сможет найти талантливых мастеров. Собрав группу единомышленников, Пол начал сотрудничество со многими крупными компаниями, а затем основал собственный бизнес. Уже в 1993 году в оружейном мире появилось новое имя — Dalian Hanwei Metal Co. Ltd.
Громкую славу компания снискала благодаря продолжению многовековых традиций – выпуску настоящих самурайских мечей и мечей в европейском стиле. Уже в середине 90-х гг. XX века продукция Hanwei стала предметом охоты у ценителей и профессиональных коллекционеров оружия, а также актеров и фехтовальщиков, участвующих в воссоздании исторических картин боевых действий.
В настоящее время компания выпускает более 600 видов мечей и широкий ассортимент ножей с историческим колоритом, вариации на тему знаменитого «Боуи». Менее известное направление компании Hanwei – реставрация антикварных мечей. Талантливые мастера по фрагментам восстанавливают самурайское оружие, вышедшее из мастерских прославленных мастеров прошлого.
В 2002 году компания Hanwei существенно расширилась. Теперь в новых производственных площадях компании работает более 300 найфмейкеров. В своей работе они реализуют колоссальный опыт оружейников Азии и Европы и передовые технологии со всего мира.
В семейном бизнесе Полу Чену помогает помогает сын Рон. Искусство оружейника он постигал у самого знаменитого мастера Японии – Ешидо Есихара.
Источник
Катана: история, особенности и характеристики японского меча самураев
Многочисленные войны и конфликты Античности и Средневековья повлияли не только на политическое устройство мира, но и на развитие кузнечного дела. Поскольку сражения нередко решались рукопашными схватками, акцент делался на совершенствовании оружия ближнего боя.
По всей Европе и Азии совершенствовалось искусство ковки, достигая в некоторых регионах значительного прогресса. Многие технологии тех времен позволяли создавать высококачественные мечи, закалка которых превосходит современные промышленные изделия.
Катана — один из японских мечей, славящийся своим качеством. Данному оружию приписывают мифические свойства, оно получило известность во всем мире. Несмотря на невостребованность холодного оружия сегодня, такие мечи продолжают коваться как часть культурного наследия Японии .
История появления меча «Катана»
Катана и ножны на подставке
Ввиду позднего освоения железа в Японии длительное время оружие импортировалось из Китая и Кореи . Лишь к VII веку кузнецы смогли освоить ковку и обработку многослойной стали. Первые японские мечи были прямыми и обоюдоострыми.
В период Хэйан, в IX-XII вв, в контексте ведения конных боев оружие получило выгнутую форму. Многочисленные междоусобные войны образовали целое сословие самураев, для которых меч становился не только оружием, но и символом. Именно в этот период была отточена технология изготовления.
В период Камакура с XII по XIV век улучшились доспехи, что требовало определенных изменений и в холодном оружии. Для повышения ударной силы увеличился вес, изменилась его форма. Применять такие мечи стали преимущественно в пеших поединках из-за сложности фехтования одной рукой. Данный период считается расцветом в развитии японских мечей. Кузнецы применяли уникальные технологии, многие из которых оказались впоследствии утеряны.
В период Муромати с XIV по XVI век появляются различные вариации японских мечей. Многочисленные войны требовали большое количество холодного оружия, его качество заметно снизилось. Не позволяли приобретать дорогое оружие и постоянные разорения.
Именно в данный период получили развитие катаны. Их актуальность возникла на фоне изменения техники поединка, в которой важнее было опередить соперника и нанести первый удар. Появление чуть укороченных мечей ознаменовало конец Эпохи старых мечей.
Период Момояма в XVI веке характеризуется появлением коротких мечей. С этого времени актуальным становится ношение дайсё (большой-малый) — катаны и вакидзаси. Последний больше подходил для тесных помещений.
Данный период ознаменовал начало Эпохи новых мечей. Междоусобные войны стихли, мирное время уже не требовало большого количества холодного оружия. Японские мечи стали частью костюма и символом статуса владельца. Их украшали отделкой и декоративными элементами, нередко в ущерб боевым качествам.
Во второй половине XIX века началась Эпоха современных мечей. Оружие, произведенное после 1868 года, называется гэндай-то. Из-за запрета на его ношение в 1876 многие кузнецы остались невостребованными, что привело к упадку производства. В начале XX века в контексте кампании по возрождению культурного наследия страны кузнецы вновь получили поддержку.
Конструкция меча
Конструкция катаны имеет множество элементов
Катана принадлежит к сложносоставным мечам, изготавливаемым из нескольких металлов. Часто берется два сплава — мягкий для сердцевины и твердый для внешней стороны. Итоговая конструкция оружия подразделяется на множество элементов, определяющих качество меча.
Общий вид катаны имеет слегка изогнутую форму. Образуемая дуга имеет больший радиус, нежели у предшественника — тати. Изгиб меча (сори) — следствие эволюции японского оружия и техники боя. Длительное время в данном направлении велись эксперименты, пока не была достигнута текущая вариация.
Лезвие
Составные элементы лезвия катаны
Совмещение мягкой (вязкой) сердцевины и твердой (жесткой) оболочки обеспечивает оружию долговременную остроту и вязкость. В ином случае твердая сталь была бы хрупкой, а мягкая быстро стачивалась бы.
Лезвие катаны затачивается только с одной внешней стороны. Многочисленные мифы приписывают самурайским мечам феноменальные способности вплоть разрубания железа и камня. Тщательно обработанное и закаленное лезвие катаны действительно отличается высокой прочностью, однако его свойства часто преувеличены.
Катана не имеет четко выраженных стандартов по изгибу, сечению, толщине и прочим элементам. Они отличаются в зависимости от мастера, кузнечной школы и назначения клинка. К примеру, против лат меч делался тяжелее с клинообразным сечением, а против незащищенных доспехами противников подходил тонкий клинок.
Рукоять
Изготовление рукояти считается завершающим этапом создания меча и следует после шлифовки клинка. Крепление рукоятки на хвостовике производится посредством конического бамбукового клина. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, выделяют несколько составных элементов рукояти:
- хабаки — муфта, фиксирующая положение меча;
- цуба — гарда;
- сэппа — шайбы над и под гардой;
- фути — муфта между гардой и рукоятью;
- самэгава — покрытие рукояти;
- цуко-ито — тесьма оплетения;
- мэнуки — декоративные вставки;
- касира — колпачок на конце рукояти.
Первичное покрытие рукояти выполняется из кожи ската или иного морского животного. В качестве тесьмы используется шелк или кожа, для декоративных украшений — шерсть. Современные мечи отделывают искусственным шелком. Все украшения и декоративные элементы выполняют в одном стиле.
Заточка
Заточка катаны производится вместе со шлифовкой, нередко этот процесс осуществляет другой мастер — тогиси. Сперва он полирует и точит клинок оружия грубыми камнями, постепенно переходит к более тонким. Данная процедура занимает около 120 часов.
По мере заточки мастер определяет структуру металла и технику ковки. На данном этапе устраняются мелкие недочеты, возникшие в процессе изготовления. Важным аспектом в работе выделяют сохранение стиля кузнеца, изготовившего клинок. Особенно это должно учитываться в декорировании оружия и его эстетической красоте.
Гравировки
Гравировки наносится мастером после шлифовки на незакаленные участки меча. Данный элемент считается декоративным, боевые катаны редко украшаются. На современном оружии гравировку выполняют преимущественно на буддийские тематики.
Габариты и вес
Сравнение размеров японского оружия
Катана не имеет точных стандартизированных габаритов и веса. Ручное изготовление оружия подразумевает индивидуальность каждого меча. Однако имеются определенные рамки, по которым катаны выделяют среди других видов японского оружия.
Длина клинка варьируется от 60 до 75 см (2-2,5 сяку). Полная длина с рукоятью составляет от 85 до 105 см. Если длина меньше установленного размера — это вакидзаси. Если больше — о-катана. При наличии большего изгиба и размера меч классифицируется уже как тати.
В зависимости от мастера и традиции изготовления катаны отличается и вес оружия. Примерный диапазон составляет 0,7-1 кг. Масса отличается не только от размера, но и от использованного металла и техники его обработки.
Боевые характеристики мечей
Боевые характеристики японских мечей во многом преувеличены. Экзотичность культуры и воинские традиции создали немало мифов вокруг могущества данного оружия. На практике после ряда экспертиз, проведенных также и японскими экспертами, выяснено, что средневековые европейские кузнецы нередко добивались того же качества, что и японские.
Ключевая особенность японского меча — техника фехтования. Катана используется и как двуручное, и как одноручное оружие. Основное назначение — нанесение режущих ударов, в редких случаях колющих.
Удар обеспечивается за счет движения меча вдоль плоскости продольной оси. Изогнутая форма оружия позволяет наносить быстрые разрезы. При достаточном весе оружия такие удары могли прорезать традиционные японские доспехи. Однако мифы о том, что катаны с легкостью разрубают железо и иные материалы не имеют практического подтверждения.
Другие средневековые японские мечи
Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариации
Вопрос о том, как называется меч самурая, не всегда имеет один ответ. С учетом длительной эволюции японского оружия сложилось несколько типов, различаемых как по размерам, так и по применению. Нередко катаной называют любой японский клинок, однако подобное определение не совсем верно. Каждый тип оружия имеет свое назначение и традицию применения.
Танто
Танто — вспомогательный нож или кинжал, длиной до 30 см. Применялся воинами для отрезания голов или для совершения харакири.
Вакидзаси
Вакидзаси — укороченная катана с длиной клинка от 30 до 60 см. Данный меч применялся в тесных помещениях как самостоятельное оружие. Некоторые техники фехтования предусматривают одновременное применение катаны и вакидзаси. Оба оружия стали непременными атрибутами традиционного костюма самурая. При этом вакидзаси могли носить и воины, не принадлежащие к самурайскому сословию.
Тати — длинный меч с размером клинка от 75 см. По сути именно данное оружие стало первым японским мечом, применяемым в конных сражениях. В зависимости от размеров выделяют несколько подвидов тати. Самые длинные — о-дати с клинком в 2,25 м.
Ниндзя-то
Ниндзя-то также назывался синоби-гатана. По своей конструкции он похож на обычную катану, но его лезвие короче, а ножны толще. Делалось это для удобства скрытного передвижения, в ножнах при этом хранились вспомогательные инструменты для шпионских операций.
Цуруги
Цуруги — первые японские мечи, применявшиеся до X века. Их ключевая особенность — прямой обоюдоострый клинок. Нередко данным термином называют любые древние мечи.
Гун-то
Гун-то — промышленные мечи, которые изготавливались потоковым производством в первой половине XX века. Делались для армии и флота.
Боккен
Боккен — деревянный меч для тренировок. Пользовался не меньшим уважением, чем боевое оружие.
Нагината
Нагината в японской классификации считается мечом, хотя на практике это оружие ближе к древковому и напоминает европейскую глефу. Чуть загнутый клинок насаживался на двухметровое древко. Данный тип оружия имеет собственные техники фехтования, бои по которым проходят и в настоящее время.
Особенности изготовления японского меча своими руками
Современные японские мечи — предмет искусства
Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.
Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.
На время изготовления меча в мастерскую мог заходить только кузнец и его помощник. Ограничивалось употребление пищи, не допускалась еда животного происхождения, алкогольные напитки и половые контакты.
В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков. Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.
Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.
Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.
Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.
После закалки клинку придается окончательная форма и мастер приступает к шлифовке и заточке. Процедура начинается с крупных грубых камней. Постепенно шлифовщик переходит на небольшие пластинки, удерживаемые двумя пальцами или дощечками.
На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.
Отличие японской катаны от европейских аналогов
Дайсё — сочетание большого и малого клинка
Культурные традиции и способы ведения боя особенно проявляются в изготавливаемом оружии. Ключевые отличия европейских и японских мечей заключаются во внешнем виде и их назначении.
Полуторные мечи Европы, которым катана больше соответствует по габаритам, наносили рубящие удары. Данное оружие считалось основным и определяло превосходство воина в бою.
Самурайский меч нередко считался вспомогательным оружием к луку. Им наносили режущие удары, поединок был рассчитан на скорость и главенство первого удара. В прямом столкновении с европейским полуторным мечом катана проигрывает — он тяжелее, шире, а качество стали не уступало японскому оружию.
Много мифов связано с технологией изготовления самурайских мечей, на основе которых катанам приписывают фантастические свойства. Особенно эта тема и мифы популяризируются в массовой культуре.
Чередование многослойности твердых и вязких сортов металла было известно в Европе уже III веке до нашей эры. Помимо этого, в Европе уже в XIV изобретена и доменная печь, позволявшая лучше очищать сырье от примесей. В данном контексте качество европейского оружия не уступало японскому.
Для японских мастеров основная сложность изготовления заключалась в получении очищенного металла. С XVI века кузнецы стали использовать европейскую импортированную сталь, что значительно облегчило изготовление самурайских клинков.
Многие строят выводы о качестве японских мечей по количеству сохраненных образцов. В Европе нет большого количества оружия, сохранившегося в хорошем состоянии до наших дней. Из-за этого ошибочно делается вывод о его низком качестве.
Сохранность японских клинков обусловлена традициями и тщательным уходом за оружием, передававшимся из поколения в поколение. Меч становился достоянием семьи, имел свою историю. По преданиям, в нем заключались духи всех прежних владельцев.
В Европе подобное отношение к оружию проявилось в меньшей степени. В определенной степени это объясняется доступностью ресурсов для изготовления новых клинков. Сам процесс ввиду лучшего технического развития также отличался большей простотой и меньшим количеством времени.
Достоинства и недостатки
Рукояти современных изделий богато декорируются в заданной стилистике
Если исключить все мифы, насаженные кино и играми, катана остается качественным, но обычным оружием. Клинок учитывал технику боя японских воинов и эволюционировал в соответствии с ней.
К достоинствам катаны относят ее легкость и изогнутую форму, позволяющую наносить быстрые режущие удары. Оружие применялось как двуручное или одноручное в паре с коротким клинком. Отлично подходило для борьбы с незащищенными доспехами противниками.
Недостатком катаны выделяют длительный период ковки и сложность изготовления. Качественные мечи делались для самураев, однако и они отличались определенными недочетами. Тонкость лезвия и заточка делала клинок уязвимым к неправильным ударам о твердую поверхность. Многие сохранившиеся клинки имеют сколы и зазубрины, свидетельствующие об ограниченности использования катаны.
Катана также не выдерживает и сравнение со своим европейским современником — полуторным мечом. Многие считают японский меч более легким и быстрым, однако подобный вопрос остается спорным. Полуторный клинок тяжелее всего на 300-400 грамм, отличается сбалансированностью и маневренностью.
Лезвие полуторника толще, заточка не такая острая, однако, более надежная для длительного боя и ударов о доспехи и щиты. Это упрощает и освоение европейского меча, не требующего от новичка концентрации на точности удара.
В данном контексте катана — прекрасное оружие, ставшее востребованным в многочисленных междоусобных войнах японских феодалов. Однако разговоры об его исключительности перед любым другим холодным оружием — не более чем миф, созданный массовой культурой. В большинстве случаев достоинства и недостатки оружия определяются его применением и мастерством владельца.
Источник