- Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
- На чем основывается обоснование выбора поставщика
- Как выглядит обоснование выбора поставщика
- Что влияет на способ определения поставщика
- Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
- Электронный аукцион
- Запрос котировок в электронной форме
- Электронный открытый конкурс
- Электронный конкурс с ограниченным участием
- Электронный двухэтапный конкурс
- Закрытые процедуры
- Электронный запрос предложений
- Курсовая работа: Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО «БелАЗ»)
- Обеспечение Филиала ОАО «БелАЗ»:
- • дизельное топливо зимнее и летнее с содержанием серы не более 50 ppm по ТУ 38.401-58-296-2005 (соответствует требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);
- Цена на дизельное топливо – 2940 бел. руб.
- Основное намерение РУП «Могилевоблгаз» в области качества: обеспечение высокого качества выполняемых работ по проектированию и строительству систем газоснабжения, изготовлению технических устройств системы газоснабжения, а также распределению и сбыту газообразного топлива, удовлетворяющих потребностям заказчиков.
Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ
Обоснование выбора поставщика — это процедура, в ходе которой заказчик подтверждает, что правильно выбрал способ закупки. Например, провел закупку у единственного поставщика вместо обязательного электронного аукциона. Без обоснования закупку признают недействительной и отменят.
На чем основывается обоснование выбора поставщика
Ежегодно, перед началом нового отчетного периода, заказчики обязаны публиковать в Единой информационной системе плановую документацию — планы закупок и планы-графики. Вместе с ними в обязательном порядке размещается и обоснование выбранного способа определения поставщика по каждому заказу.
По действующему законодательству, организация-заказчик должна документально показать, по какой причине был выбран тот или иной способ определения исполнителя, то есть обосновать выбор. Об этом говорится в статье 18 44-ФЗ. Формируется обоснование способа определения поставщика на электронный аукцион, на открытые и закрытые конкурсной процедуры в бумажном и в электронном виде, на запросы котировок и предложений, то есть на все конкурентные процедуры. Если заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком, то составляется документ, который не только обосновывает выбор, но и подтверждает невозможность провести госзакупку другим способом.
Как выглядит обоснование выбора поставщика
Формальный вид обоснования закреплен в Постановлении Правительства № 555 от 05.06.2015, которое утверждает как бланк обоснования, так и порядок заполнения. Документы, обосновывающие закупки, составляются отдельно для плана закупки и плана-графика. Дополнительно разъяснения по способу проведения заказа производятся в таблице, сопровождающей план-график, в колонках 8 и 9 которой организация-заказчик и приводит причины своего выбора.
Сведения в таблице должны быть указаны четко и логично, иначе контролирующие органы посчитают заказ необоснованным, что приведет к отмене закупки и аннулированию ее результатов. На сайте экспертного совета при Правительстве опубликован порядок обоснования способа определения поставщика. Приложение к этому порядку — рекомендуемая форма для обоснования.
Что влияет на способ определения поставщика
Выбор, каким путем будет осуществляться заказ, должен быть обоснованным и опираться на четкие критерии. К таким аспектам относятся:
- объект закупки (предмет контракта) и существенные условия, перечисленные в проекте контракта;
- начальная (максимальная) цена контракта — НМЦК;
- сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- установленные критерии для определения победителя;
- нормативы закона о Федеральной контрактной системе.
Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры
С 01.01.2020 госзаказчики проводят все закупки в электронной форме. Закупаться в бумажном виде они смогут только в рамках:
- обеспечения деятельности заказчика за рубежом (ст. 75, 111.1);
- оказания экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
- оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст. 80, 82);
- закрытых процедур (ст. 84);
- приобретения у единственного поставщика (ст. 93);
- заказов по решению Правительства РФ (ст. 111).
Этот список закреплен в п. 44 ст. 112 44-ФЗ. Поэтому для обоснования бумажного способа определения поставщика нужно дополнительно сослаться на этот пункт. Нужно учитывать и другие критерии для выбора той или иной процедуры и отразить их в обосновании.
Электронный аукцион
Список заказов, которые можно осуществить путем электронного аукциона, весьма обширен. Для таких торгов требуется готовить обоснование выбранного способа определения поставщика на электронный аукцион. Для товаров, работ и услуг, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, обоснованием выбора будет именно тот факт, что предмет закупки входит в аукционный перечень.
В случае проведения аукциона в электронной форме ключевым критерием определения исполнителя является цена контракта. Поставщиком-победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта.
Запрос котировок в электронной форме
В 2020 году организация-заказчик может провести электронный запрос котировок. Заказы путем запроса котировок за отчетный год не могут превышать 100 млн руб. и 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1, ч. 45 ст. 112 44-ФЗ). Для обоснования выбранного способа определения поставщика на запрос котировок нужно учитывать:
- включены или не включены закупаемые товары, работы, услуги в Перечень продукции для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РП № 1765-р от 30.09.2013);
- ТРУ входят в аукционный перечень с условием ограниченной суммы на заказ;
- начальная (максимальная) цена контракта рассчитана и установлена в пределах 500 000,00 рублей.
Электронный открытый конкурс
Если при проведении тендера закупочная комиссия заказчика при выборе победителя руководствуется качественными показателями и наилучшими условиями поставки и комплектации товаров, работ, услуг, то такие ТРУ должны приобретаться путем открытого конкурса. В документе-обосновании указываются именно эти критерии.
Электронный конкурс с ограниченным участием
Все основания для проведения конкурсных процедур с ограниченным участием указаны в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера (ПП РФ № 99 от 04.02.2015). Если предмета заказа в нем нет, закупать таким способом нельзя.
Электронный двухэтапный конкурс
Причины, по которым можно провести двухэтапный конкурс:
- процедура необходима для закупки научно-исследовательских работ, проектов, исследований, изысканий и экспериментов, приобретения инновационных и высокотехнологических товаров, заключения энергосервисного контракта, создания произведения в области литературы и искусства;
- необходима организация обсуждения для спецификации потребительских свойств и технологических характеристик предмета заказа.
Для обоснования и последующего проведения двухэтапного конкурса должны выполняться оба эти условия.
Закрытые процедуры
Основания для проведения закрытых торгов одинаковы и не зависят от того, в какой форме они проводятся: бумажной или электронной (ч. 2 ст. 84.1 44-ФЗ). На порядок проведения закрытых закупок в электронной форме может влиять и Правительство РФ, обязав того или иного заказчика приобретать продукцию в таком виде.
Все закрытые торги проводятся после получения подтверждения от Федеральной антимонопольной службы (ст. 84 44-ФЗ). Но есть ряд закрытых заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС. К таким закупкам относятся тендеры исполнительных органов власти федерального назначения, их подведомственных организаций и государственных унитарных предприятий, осуществляемые с целью реализации государственной политики:
- государственный оборонный заказ;
- управление;
- обеспечение безопасности населения.
Закрытый перечень таких заказчиков утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него вошли:
Электронный запрос предложений
Основания для закупки путем запроса предложений перечислены в 44 ФЗ:
- признание несостоявшимися электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) и электронные конкурсные процедуры (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием — ч. 4 ст. 55.1 44-ФЗ);
- приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у собственников (только физических лиц) квартир;
- заказ спортивного инвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
- покупка лекарств, назначенных по решению врачебной комиссии;
- госзакупка услуг по защите интересов РФ в судебных органах других стран, международных судов и арбитраже;
- приобретение изделий народного промысла;
- торги, осуществляемые после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.
Запрос предложений, который проводится по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, нужно обосновать решением врачебной комиссии. Основания для бумажного запроса предложений полностью соответствуют критериям проведения процедуры в электронной форме, но с небольшим дополнением. Провести запрос предложений в бумажной форме можно, если не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55 44-ФЗ).
Источник
Курсовая работа: Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО «БелАЗ»)
Название: Методы оценки и выбор поставщиков (на примере Филиала ОАО «БелАЗ») Раздел: Рефераты по маркетингу Тип: курсовая работа Добавлен 01:38:28 27 апреля 2011 Похожие работы Просмотров: 22450 Комментариев: 15 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий выбора | Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10-бальной шкале | Произведение удельного веса критерия на оценку |
1. Надежность поставки | 0,30 | 7 | 2,1 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
4. Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 |
5. Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 7 | 0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 4 | 0,2 |
Итого | 1 | 6,3 |
Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.
2) Метод оценки затрат.
Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
— маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
— издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
— издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
— затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
— затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
— транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
— затраты на страхование логистических рисков и др.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.
3) Метод доминирующих характеристик.
Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов — критериев отбора.
4) Метод категорий предпочтения.
В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Майкл Р. Линдере и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.
2. Оценка выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Филиал республиканского унитарного промышленного предприятия «БелАЗ» основан в соответствии с Указом Президента РБ от 28.02.2006 г. № 129 УРП «МоАЗ им. С. М. Кирова» на основе Могилевского автомобильного завода имени С.М. Кирова в г. Могилеве в результате присоединения к РУПП «БелАЗ» в качестве филиала. Основным видом деятельности является машиностроение.
Филиал ОАО «БелАЗ» в городе Могилеве является одним из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь и крупнейшим предприятием в СНГ и ближнего зарубежья по выпуску автомобильной техники, предназначенной для строительства дорог, плотин, карьерных работ, подземных разработок рудных материалов и строительства туннелей и мостов. Основными видами выпускаемой продукции заводом являются: самоходные скреперы, автомобили-самосвалы, фронтальные автопогрузчики, автобульдозеры, автобетоносмесители, полуприцепные автобетоносмесители, подземные автопоезда, самосвальные автопоезда, шахтные самосвалы, автобетоносмесители подземные, катки самоходные, мусоровозы и электрокары.
Филиал выпускает товары народного потребления, в том числе скобяные и замочные изделия, инструментальные товары, запасные части для легковых автомобилей, матрацы, медицинское оборудование и прочие ТНП.
Завод в своем составе имеет литейное, заготовительное, сварочное, инструментальное, механообрабатывающее и сборочное производства.
Завод занимается не только производством, но и имеет социально — культурный комплекс. Главной целью политики предприятия является высокое качество выпускаемой продукции, её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как основа устойчивого динамичного развития, повышения жизненного уровня, сохранения занятости.
Основные экономические показатели деятельности предприятия отражены в табл. 2.1 (в соответствии с приложениями А и Б).
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности Филиала ОАО «БелАЗ» за 2008-2009 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | Абсолютное отклонение | Темп роста, % |
90061 | 82427 | -7634 | 91,52 | |
— в сопоставимых ценах | 88660 | 74257 | -14403 | 83,75 |
53964 | 77297 | 23333 | 143,23 | |
— в сопоставимых ценах | 60415 | 73029 | 12614 | 120,87 |
Среднесписочная численность ППП, чел. | 1949 | 1851 | -98 | 94,97 |
Выручка от реализации (за вычетом налогов и сборов) | 75485 | 61445 | -14040 | 81,40 |
Себестоимость реализованной продукции | 65988 | 53956 | -12032 | 81,76 |
Прибыль (убыток) от реализации | -275 | -2576 | -2301 | 936,72 |
Чистая прибыль (убыток) | -5941 | -10430 | -4489 | 175,55 |
Как видно из таблицы 2.1, предприятие не является рентабельным, т.к. не получает прибыли, работает с убытками. К 2009 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р., темп роста составил 175,55%.
В 2009 году уменьшился объем производства продукции и составил 82427 млн. р., темп роста – 91,52%, в сопоставимых ценах — 74257 млн. р. Также уменьшилась выручка от реализации на 14040 млн. р., темп роста составил 81,4%.
Возрос убыток от реализации на 2301 млн. р. и составил -2576 млн. р., и значительно увеличился чистый убыток – на 4489 млн. р. (в 2009 г. составил -10430 млн. р.).
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточным предприятием и требует вложения новых инвестиций в основной капитал и внедрения новых технологий.
2.2 Характеристика системы управления закупками предприятия
Управлением закупками на Филиале ОАО «БелАЗ» занимается отдел материально-технического снабжения (ОМТС), который является самостоятельным структурным подразделением Филиала и подчиняется непосредственно заместителю директора филиала по коммерческим вопросам.
В своей практической деятельности отдел материально-технического снабжения руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Политикой предприятия в области качества, действующей на предприятии; требованиями стандарта СТБ ИСО 9001-2001, стандартами предприятия.
Руководство и организацию деятельности отдела материально-технического снабжения осуществляет начальник ОМТС. В состав ОМТС входят:
— группа проката и цветных металлов;
— группа листового проката;
— бюро вспомогательных материалов;
— группа резинотехнических изделий и электрооборудования;
— группа полуфабрикатов, подшипников и нормалей;
— бюро межзаводской кооперации;
Основными задачами отдела материально-технического снабжения являются:
1) Организация обеспечения филиала всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.
2) Разработка проектов перспективных и текущих планов, балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд филиала и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.
3) Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, комплектующих изделий и других видов материальных ресурсов.
4) Начальник ОМТС возглавляет работу: по ресурсосбережению, технико-экономическому анализу в области материально-технического снабжения; по организации планирования и реализации процесса закупок работниками ОМТС, осуществляет контроль за их внедрением и функционированием.
5) Обеспечение доставки материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль за соответствием их количества, качества и комплектности и хранением на складах филиала.
6) Подготовка материалов для предъявления претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, составление расчетов по этим претензиям.
В соответствии с основными задачами отдел материально-технического снабжения осуществляет следующие функции:
1. Обеспечивает доставку металлов, комплектующих изделий и вспомогательных материалов, а также комплектующих изделий производства стран СНГ и дальнего зарубежья с ОАО «БелАЗ» г. Жодино на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве.
2. Совместно с УМТСиК ОАО «БелАЗ» направляет заявки поставщикам комплектующих изделий, резидентам Республики Беларусь.
3. Анализирует выполнение плана материально-технического обеспечения по ОМТС, проводит мониторинг процесса закупок.
4. Предоставляет отчетность по результатам производственно-хозяйственной деятельности ОМТС.
5. Обеспечивает поставку материалов и комплектующих изделий производства Республики Беларусь от поставщиков на филиал ОАО «БелАЗ» в г. Могилеве для обеспечения производства основной продукции филиала, опытно-конструкторских, ремонтных, эксплуатационных и строительных нужд, создания переходящего складского запаса и пополнения незавершенного производства.
6. Обеспечивает приемку, хранение, учет и отпуск в производство комплектующих изделий и материалов.
7. Участвует в разработке и внедрении программы создания и освоения новой техники, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой филиалом продукции.
8. Контролирует рациональное использование материалов и комплектующих изделий, соблюдение норм расхода.
9. Контролирует и регулирует размеры запасов на складах, реализует неликвиды.
10. Разрабатывает, совместно с другими службами филиала, мероприятия по рациональному и экономному расходованию материалов и комплектующих изделий, контролирует выполнение этих мероприятий.
11. Организовывает входной контроль поступающих на филиал материалов и комплектующих изделий.
12. Обеспечивает требуемый режим хранения для сохранности материальных ценностей и недопущения потерь.
13. Обеспечивает повышение производительности труда складских рабочих, сокращение простоев при погрузке и разгрузке автомашин, улучшение использования площадей, объемов складов и имеющейся на складах техники.
14. Организовывает информирование работников отдела по вопросам общественно-политической и социально-экономической деятельности предприятия и филиала, изучение, обобщение и распространение передового опыта.
2.3 Анализ структуры, динамики и эффективности управления запасами
Большое влияние на финансовое состояние предприятия и его производственных результатов оказывает состояние материальных запасов. В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальными.
Увеличение удельного веса запасов может свидетельствовать:
а) о расширении масштабов деятельности предприятия;
б) стремление защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции;
в) неэффективном управлении запасами, вследствие чего значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость. Кроме того возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности. Все это свидетельствует о спаде деловой активности предприятия.
В то же время недостаток запасов (сырья, материалов, топлива) может привести к перебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падению объемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что так же отрицательно сказывается на финансовом состоянии. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к тому, чтобы производство вовремя и в полном объеме обеспечивалось всеми необходимыми ресурсами и чтобы они не залеживались на складах.
В состав производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» входят сырье, материалы и другие активы, готовая продукция и товары для реализации.
Анализ состава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ» представлен в таблице 2.2 (данные для расчета взяты из приложения А).
Таблица 2.2 — Анализ состава производственных запасов Филиала ОАО «БелАЗ»
Вид запасов | Остаток запасов, млн. р. | Изменение | Уд. вес,% | Изменение структуры, % | |||
на конец 2008 г. | на конец 2009 г. | абсолютное, млн.р. | относительное, % | ||||
2008 г. | 2009 г. | ||||||
Сырье, материалы и другие активы | 43760 | 44925 | 1165 | 2,66 | 46,45 | 41,16 | -5,29 |
Как видно из таблицы 2.2, за 2008 – 2009 гг. произошло увеличение сырья и материалов на 1165 млн.р. (что составляет 2,66%), готовой продукции и товаров для реализации на 13776 млн.р. (что составляет 27,30%).
Наибольший удельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в 2009 году занимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 % соответственно).
Удельный вес сырья, материалов и других активов в производственных запасах в 2009 году снизился на 5,29%, а готовой продукции и товаров для реализации возрос на 5,29%.
В целом запасы увеличились на 14941 млн.р. (что составляет 15,86%).
На Филиале ОАО «БелАЗ» большой удельный вес в составе производственных запасов занимает готовая продукция. Это связано с потерей рынков сбыта, снижением спроса из-за низкой покупательной способности субъектов хозяйствования, высокой себестоимостью продукции, неритмичностью ее выпуска и отгрузки. Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит к длительному замораживанию оборотного капитала, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах, росту кредиторской задолженности.
Продолжительность нахождения капитала в готовой продукции (Пг.п.) равна времени хранения готовой продукции на складах с момента поступления из производства до отгрузки покупателям:
Пг.п. = (2.1)
В таблице 2.3 представлены результаты расчета продолжительности оборота готовой продукции на Филиале ОАО «БелАЗ».
Таблица 2.3 — Продолжительность оборота готовой продукции
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Абсолютное отклонение, млн.р. | Относительное отклонение,% |
Средние остатки готовой продукции, млн.р. | 39315 | 57344 | 18029 | 45,86 |
Сумма израсходованной готовой продукции (выручка от реализации товаров), млн.р. | 75485 | 61445 | -14040 | -18,60 |
Продолжительность оборота готовой продукции, дни | 187,50 | 335,97 | 148,47 | 79,19 |
Как видно из таблицы 2.3, средние остатки готовой продукции в 2009 году увеличились на 18029 млн.р. (45,86%), сумма израсходованной готовой продукции уменьшилась на 14040 млн.р. (18,60%), а продолжительность оборота готовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит о том, что значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах готовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.
На Филиале ОАО «БелАЗ» также значительный удельный вес в составе производственных запасов занимают сырье и материалы. В таблице 2.4 представлены состав, структура и динамика материальных ресурсов Филиала ОАО «БелАЗ» (в соответствии с Приложением В).
Таблица 2.4 — Состав, структура и динамика материальных ресурсов Филиала ОАО «БелАЗ»
Материалы | Остаток на 1.01.2008 г. | Остаток на 1.01.2009 г. | Изменение (+, -) | |||
млн. р. | уд. вес, % | млн. р. | уд. вес, % | млн. р. | уд. вес, % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Прокат черных металлов | 5950 | 59,41 | 4685 | 54,78 | -1265 | -4,622 |
Трубы стальные | 1292 | 12,89 | 1527 | 17,86 | 235 | 4,956 |
Сталь х/тянутая | 420 | 4,19 | 376 | 4,39 | -44 | 0,203 |
Канаты стальные | 27 | 0,27 | 3 | 0,04 | -24 | -0,234 |
Электроды сварочные | 116 | 1,16 | 103 | 1,20 | -13 | 0,046 |
Лента стальная | 10 | 0,09 | 9 | 0,11 | -1 | 0,005 |
Алюминиевый прокат | 15 | 0,15 | 8 | 0,09 | -7 | -0,056 |
Медный прокат | 101 | 1,01 | 68 | 0,79 | -33 | -0,213 |
Латунный прокат | 189 | 1,89 | 154 | 1,80 | -35 | -0,086 |
Бронзовый прокат | 22 | 0,22 | 47 | 0,55 | 25 | 0,33 |
Сода каустическая | 3 | 0,03 | 1 | 0,01 | -2 | -0,018 |
Ткань х/б | 6 | 0,06 | 7 | 0,08 | 1 | 0,022 |
Плитки керамические | 7 | 0,07 | 17 | 0,19 | 10 | 0,129 |
Линолеум | 2 | 0,02 | 2 | 0,02 | 0 | 0,003 |
Материалы рулонные | 1 | 0,01 | 3 | 0,04 | 2 | 0,025 |
Пиломатериалы | 2 | 0,02 | 3 | 0,04 | 1 | 0,015 |
Автошины грузовые | 512 | 5,11 | 234 | 2,74 | -278 | -2,376 |
Шины с/х | 4 | 0,04 | 12 | 0,14 | 8 | 0,1 |
Шины легковые | 2 | 0,02 | 3 | 0,04 | 1 | 0,015 |
Подшипники | 1335 | 13,33 | 1290 | 15,08 | -45 | 1,756 |
Всего | 10016 | 100 | 8552 | 100 | -1464 | — |
Как видно из таблицы 2.4, сумма материальных ресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. и составила 8552 млн. р. Снижение запасов сырья и материалов может означать снижение объемов производства или ускорение производственных процессов и процессов обращения, обусловленное технологическими причинами.
Наибольший удельный вес в структуре материальных ресурсов в 2008 и 2009 гг. занимают прокат черных металлов — 59,41% и 54,78% соответственно, затем подшипники (13,33% и 15,08% соответственно), далее – трубы стальные (12,89% и 17,86% соответственно).
Наименьший удельный вес в 2008 г. занимают материалы рулонные – 0,01%, далее линолеум, пиломатериалы, шины легковые – по 0,02%. В 2009 г. наименьший удельный вес в структуре материальных ресурсов занимает сода каустическая – 0,01% и линолеум – 0,02%.
2.4 Алгоритм выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
Основанием для поставки товаров для филиала является контракт на поставку товаров, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары заказчику, а заказчик – исполнить оплату поставленных товаров.
Основаниями для заключения контракта являются заказ предприятия, принятый к исполнению поставщиком, либо победа поставщика (исполнителя) в конкурсе.
Выбор поставщика на предприятии осуществляется различными способами:
1) Процедура запроса ценовых предложений, при которой извещение о проведении этой процедуры размещается предприятием путем открытой публикации, либо направляется непосредственно потенциальным поставщикам, а победителем признается поставщик (подрядчик, исполнитель), предложивший лучшие условия по цене, либо лучшие условия по установленным критериям оценки ценовых предложений.
2) Процедура оформления конкурентного листа, при которой предприятие осуществляет выбор поставщика посредством сбора информации о цене за единицу товара не менее чем у двух поставщиков.
3) Процедура закупки из одного источника.
После проведения основополагающего этапа, составляется перечень потенциальных поставщиков, удовлетворяющих первичным требованиям. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:
— качество обслуживания покупателей;
— надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;
— географическое расположение поставщика;
— финансовая стабильность и финансовые условия;
— конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
— соответствие поставок логистической стратегии компании;
— уровень затрат на доставку и хранение товара;
— возможность длительного партнерства в бизнесе;
— порядок удовлетворения рекламаций и др.
Затем, когда поставщик материала (товара) выбран, следует стадия обработки заказа. На данной стадии выполняются следующие этапы:
— оформление и отправка заказа;
— выполнение обязательств по оплате заказа.
На стадии оформления и отправки заказа производятся следующие операции:
— проверка на наличие долгосрочных договоров с поставщиком;
— оформление или продление договора с поставщиком;
— отправка заказа выбранному поставщику;
— регистрация отправки заказа.
При подготовке заказа на материал (товар), в его позициях должны быть указаны: управление закупка поставщик логистика
— дата отправления заказа;
— выбранные условия поставки.
Так же проводится проверка на наличие договора о долгосрочном сотрудничестве с выбранным поставщиком. На данном этапе проверяется наличие договоров на долгосрочное сотрудничество с выбранным поставщиком. В случае отсутствия ранее заключенного договора, или окончания срока его действия, соответственно совершается процедура заключения или продления.
Подготовленный, оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляется выбранному поставщику с помощью предпочтенного канала связи, каким может являться:
— личной доставкой представителем.
Выполнение обязательств по оплате заказа. На данной стадии выполняются следующие этапы:
— выполнение обязательств по оплате заказа;
— отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате;
— получение уведомления о сроках готовности к отгрузке.
Как только обязательства по оплате выполнены, предприятие с помощью выбранного средства связи информирует об этом поставщика, отправляя уведомление о выполнении обязательств по оплате согласно договору.
Поставщик, при получении уведомления о выполнении предприятием обязательств по оплате, согласно договору, отправляет уведомление, в котором указаны сроки, в которые он готов произвести отгрузку (поставку материала или товара), согласно условиям поставки по договору.
На стадии контроля выполнения условий договора по поставке материала производится отслеживание местонахождения груза (материала) в процессе доставки.
Поступление товара или материала. На данной стадии производятся следующие процедуры:
— организация приёма груза в установленном месте;
— сопоставление характеристик полученного материала с заявленными предприятием.
— выставление претензий по факту отступления от условий договора.
Контроль счетов. На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого бизнес — процесса.
Рассматривая благонадежных и проверенных поставщиков, следует отметить следующие предприятия:
1) г. Минск «МАЗ» (шасси);
2) г. Минск «МРЗ» (рессоры);
3) г. Бобруйск (автошины);
4) г. Бобруйск (резинотехнические изделия);
5) г. Гродно (карданные валы);
6) г. Гомель (автостекла);
7) г. Жодино «КЗТШ» (поковки, штамповки).
Основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов, используемых на предприятии, являются следующие организации:
1) РУП «Могилевэнерго» — поставщик электрической энергии.
2) Могилевское районное производственное управление газового хозяйства – поставщик природного газа.
3) Витебское ОДО «КОРИГ» — поставщик керосина.
4) РУП «Могилевоблнефтепродукт» — поставщик дизельного топлива.
5) Могилевская газонаполнительная станция – поставщик дизельного топлива.
Данные поставщики, зарекомендовали себя как благонадежные благодаря своевременной поставке качественной продукции в нужном объеме и по приемлемой цене. Связи с этими поставщиками долгосрочны.
3. Совершенствование процедуры выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ»
Проведем процедуру выбора поставщика при осуществлении процесса закупки топливно-энергетических ресурсов в рассматриваемом предприятии.
Сравним двух поставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевская газонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Для начала рассмотрим деятельность предприятий подробнее.
1. Республиканское дочернее унитарное предприятие по обеспечению нефтепродуктами «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт» (РУП «Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт»). Образовано в 2005 г. в результате реорганизации и присоединения к нему республиканского унитарного предприятия по обеспечению нефтепродуктами «Могилевоблнефтепродукт».
Основные виды деятельности: оптовая и розничная торговля моторным топливом, розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание, оптовая торговля смежными продуктами.
Свою деятельность предприятие осуществляет через сеть автозаправочных станций, магазинов, объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных в Могилевской области. На территории Могилевской области функционирует 60 АЗС предприятия.
Обеспечение внутреннего рынка, в частности Филиала ОАО «БелАЗ»:
• дизельное топливо с 5% биодобавкой ДТ (Б5) по ТУ BY 500036524.121-2008 (соответствует требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);
Производители этого топлива – ОАО «Гродно Азот», ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Белшина» – предприятия концерна «Белнефтехим».
Дизельное топливо с 5% биодобавкой производится в соответствии с техническими условиями (спецификацией) ТУ BY 500036524.121-2008 «Топливо биодизельное EN 590». Данный вид топлива имеет ряд преимуществ:
• значительно улучшает экологическую ситуацию вследствие снижения содержания в выхлопных газах двигателей токсичных веществ (оксида серы и угарного газа и др.);
• имеет более высокую смазывающую способность, что увеличивает ресурс двигателя;
• биокомпонент (МЭЖК), добавляемый в дизельное топливо, повышает метановое число топливной смеси, что облегчает пуск и делает работу двигателя мягче;
• экономит расходы на топливо, т.к. дешевле нефтяного дизельного топлива на 14 %.
Поставка нефтепродуктов осуществляется:
• крупным оптом – напрямую с НПЗ на станцию покупателя;
• мелким оптом – самовывоз со склада хранения либо доставка автотранспортом продавца.
Цена на дизельное топливо – 2580 бел. руб.
Контроль качества. Действующая система постоянного контроля качества нефтепродуктов обеспечивает сохранность качественных показателей топлива и исключает реализацию некачественного топлива.
2) В 1961 году был создан Могилевский монтажно-эксплуатационный участок. Через 8 месяцев после создания участок был реорганизован в контору сжиженного газа, на базе которой позже был создан Могилевский трест по газификации.
Массовая газификация сельскохозяйственных объектов Могилевщины, а также промышленных предприятий города Могилева и области началась в 1984 году, в том числе и Филиала ОАО «БелАЗ».
Основной вид деятельности: снабжение природным газом промышленных потребителей и населения.
Снабжение природным газом потребителей Могилёвской области осуществляется от 31 ГРС ОАО «Белтрансгаз» через газораспределительную систему РУП «Могилевоблгаз».
Обеспечение Филиала ОАО «БелАЗ»:
• дизельное топливо зимнее и летнее с содержанием серы не более 50 ppm по ТУ 38.401-58-296-2005 (соответствует требованиям СТБ 1658, ЕН-590, ЕВРО-4);
Цена на дизельное топливо – 2940 бел. руб.
Основное намерение РУП «Могилевоблгаз» в области качества: обеспечение высокого качества выполняемых работ по проектированию и строительству систем газоснабжения, изготовлению технических устройств системы газоснабжения, а также распределению и сбыту газообразного топлива, удовлетворяющих потребностям заказчиков.
Таким образом, можно определить основные критерии выбора поставщиков и установить их значимость (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Выбор поставщика методом рейтинговых оценок
Критерий выбора | РУП Могилевоблнефтепродукт | Могилевская газонаполнительная станция | ||||
Уд. вес критерия | Оценка работы поставщика | Произведение уд. веса на оценку | Уд. вес критерия | Оценка работы поставщика | Произведение уд. веса на оценку | |
1. Качество товара | 0,4 | 10 | 4 | 0,4 | 7 | 2,8 |
2. Цена | 0,3 | 9 | 2,7 | 0,3 | 6 | 1,8 |
3. Надежность поставки | 0,15 | 9 | 1,35 | 0,15 | 9 | 1,35 |
4. Возможность внеплановых поставок | 0,1 | 7 | 0,7 | 0,1 | 7 | 0,7 |
5. Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 9 | 0,45 | 0,05 | 8 | 0,4 |
Итого | 1 | — | 9,2 | 1 | — | 7,05 |
Из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что наиболее привлекательным является поставщик №1 – РУП «Могилевоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше, чем у поставщика №2 (Могилевская газонаполнительная станция) — 9,2 и 7,05 соответственно.
Целью данной работы являлось определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Были поставлены и решены следующие задачи: изучены принципы управления закупками; рассмотрены критерии выбора поставщиков; охарактеризованы методы выбора поставщиков.
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) На сегодняшний день филиал ОАО «БелАЗ» является убыточным предприятием. К 2009 г. чистый убыток увеличился и составил -10430 млн.р.
2) Наибольший удельный вес в составе производственных запасов как в 2008, так и в 2009 году занимают готовая продукция и товары для реализации (53,55% и 58,84 % соответственно).
3) Продолжительность оборота готовой продукции увеличилась на 148,47 дней (79,19%). Это говорит о том, что значительная часть капитала замораживается на длительное время в запасах готовой продукции, что замедляет ее оборачиваемость.
4) Сумма материальных ресурсов на конец 2009 г. уменьшилась на 1464 млн. р. и составила 8552 млн. р. Снижение запасов сырья и материалов может означать снижение объемов производства или ускорение производственных процессов и процессов обращения.
5) Был проведен выбор поставщиков дизельного топлива (РУП «Могилевоблнефтепродукт» и Могилевская газонаполнительная станция) методом рейтинговых оценок. Наиболее привлекательным является поставщик №1 – РУП «Могилевоблнефтепродукт», т.к. его значение рейтинга выше.
6) Были предложены пути совершенствования выбора поставщиков на Филиале ОАО «БелАЗ».
Список использованных источников
1 Аникина, Б.А. Логистика: учеб. для вузов / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 c.
2 Гаджинский, А.М. Логистика: учеб. для высших и средних учебных заведений / А.М. Гаджинский – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 256с.
3 Канке, А.А. Логистика: учеб. / А.А. Канке, И.П. Кошевой. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 352 с.
4 Неруш, Ю.М. Практикум по логистике: учеб. пособие / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 304 с.
5 Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок: учеб. / Д. Уотерс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.
Источник