Тема: Способы диагностики результатов продуктивной деятельности дошкольников
План:
1.Методы диагностики продуктивной деятельности и их характеристика.
2.Критерии и показатели сформированности знаний, умений, навыков и творческих
способностей дошкольников в продуктивной деятельности.
1. В связи с теоретическим и практическим расширением понятия «одаренный
ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых
разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.
Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессеустановления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестированиязначительно сдерживалось неопределенностью самого понятия творчества и его критериев. На практике наиболее широко используется характеристикатворчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта характеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводится на основе методик Торренса (1966).Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Этот тест Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взрослых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестведополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного возраста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Качественные показатели, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов:легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.
2. Для изучения уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», разработанная доктором педагогических наук Т.С. Комаровой.
Диагностика состоит из двух частей: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.
Анализ продукта деятельности:
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
2. Передача формы:
— форма передана точно;
— есть незначительные искажения;
— искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
— части расположены верно;
— есть незначительные искажения;
— части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
— пропорции предмета соблюдаются;
— есть незначительные искажения;
— пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
— на полосе листа; не продумано,
— носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
— соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
— есть незначительные искажения;
— пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Цвет (в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
— передан реальный цвет предметов;
— цветовая гамма определенного вида;
— есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы;
— цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
— многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
— преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
— безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
— адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
— эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
— безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
— не адекватна (завышенная, заниженная);
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
— к предложенному заданию;
— к процессу деятельности;
— к продукту собственной деятельности.
2. Уровень самостоятельности:
— выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
— требуется незначительная помощь;
— необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
а) продуктивность – количество кругов, оформленных ребенком в образы; (каждый круг, оформленный в образ получает один балл)
б) оригинальность изображения;
(предмет наделен оригинальным образным содержанием без повторов – 3 балла, допускается практически буквальное повторение – 2 балла, задание выполнено не до конца и небрежно – 1 балл).
в) тщательность выполнения изображения;
(предмет нарисован и закрашен точно – 3 балла, есть нарушения в технике рисования и закрашивания – 2 балла, передана только общая форма – 1 балл).
По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:
Первый — 3 балла,
Второй — 2 балла,
Выводы об уровне оценки:
Высокий уровень – 32-42 баллов.
Средний уровень – 21-31 балла.
Низкий уровень – 0-20 баллов.
Вопросы для анализа занятия по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста:
1. Вид изобразительной деятельности.
2. Тема, программное содержание, их соответствие программным требованиям и возрасту детей.
3. Подготовка воспитателя к занятию: обеспечение детей материалами и оборудованием. Наличие наглядных пособий, их соответствие требованиям.
4. Отметить, какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям.
5. Обратить внимание на действия воспитателя по формированию восприятия детей во время обследования предмета.
6. Какие методы и приёмы использовались на занятии. Отметить ведущий метод на занятии, его соответствие поставленным задачам.
7. Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано?
8. Отметить технические навыки детей и действия воспитателя по их развитию.
9. Вызвало ли занятие интерес у детей?
10. Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?
11. Отметить распределение внимания воспитателя на всех детей.
12. Отметить в какой форме проводился анализ детских работ?
Источник
Способы диагностики результатов продуктивной деятельности детей. Вариант 5
Краткое описание
Содержание
1.Методическое оснащение процесса диагностики продуктивных видов деятельности…8
2.Диагностика развития продуктивных видов деятельности (аппликация, конструирование)….8
3.Анализ и оценка результатов продуктивных видов деятельности (аппликация, конструирование)…10
Список использованной литературы…14
Введение
Исследования последних лет показывают, что из года в год растет количество детей, имеющих отклонения в речевом и личностном развитии.
Развитие детской личности является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать личность детей необходимо различными путями, в том числе и с помощью продуктивной деятельности.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа на занятиях продуктивной деятельностью способствует развитию воображения, представления, развиваются разнообразные движения пальцев рук: координация обеих рук, координация глаз-рука-предмет, зрительный контроль.
Основа продуктивной деятельности – это интегрированный подход к занятию, т.е., это процесс который позволяет ребенку снять напряжение, утомление, это переключение на различные виды деятельности.
Продуктивной деятельностью называют деятельность ребенка под руководством взрослого, в результате которого появляется определенный продукт созданный ребенком
К продуктивным видам деятельности относятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и др
Самое большое удовольствие для ребенка – это работа с природными или «необычными» материалами + традиционные элементы продуктивной деятельности.
Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт позволяет определить отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение, понимание предмета, как образ целого. Следовательно, продуктивную деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка.
Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.
Цель работы – рассмотреть способы диагностики результатов продуктивной деятельности детей.
Источник
Реферат «Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста»
Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста
Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отображают особым образом реальный мир.
Такой вид деятельности, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Каждый вид продуктивной деятельности несет в себе — развивающие функции.
В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему.
Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям
Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются:
1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения.
2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
3. Активизация словаря
4. Развитие мелкой моторики рук
5. Знакомство с сенсорными эталонами.
Структурные части занятий продуктивной деятельности:
> Предварительная работа — выполняется накануне занятия:
• наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, продуктов ранее выполненной изобразительной деятельности малышей;
• чтение художественной литературы, просмотр видео, слушание звукозаписи, показ театральных представлений;
• разнообразные игры: сюжетные, дидактические, подвижные и другие, логически связанные с темой и целью занятия.
> Подготовительная работа — постепенный переход от нерегламентированных видов деятельности к занятию, создание атмосферы заинтересованности тем, что будет происходить:
• интригующая беседа, рассказ воспитателя, вопросы к детям, ответы на их вопросы;
• рассмотрение рисунков, иллюстраций, детских ранее выполненных работ;
• чтение стихов и отрывков из больших по объему произведений;
• приход к детям различных «гостей»;
> Мотивация — то, ради чего стоит выполнять предложенное.
> Процесс создания — совместная деятельность и общение воспитателя и детей.
• эмоциональное реагирование на результаты труда;
• благодарность тех, кто обращался за помощью;
• положительная оценка любого результата;
• использование изделий в играх и в быту;
• использование работ как игрового и наглядного материала в дальнейшей работе;
• стимулирование детей к воспроизводству содержания занятий в самостоятельной деятельности.
Работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп. потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует его логическое мышление.
В группах раннего возраста детей знакомят с игровым строительным материалом: сначала с кубиками и кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят, включая различные геометрические формы (цилиндры, призмы, арки, конусы, брусочки и т. д.). Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.
Конструктивная деятельность — это деятельность по созданию какого-то реального продукта.
Выразительными средствами является: форма, размер, последовательность, вес.
Конструирование — более сложная деятельность, требует предварительного планирования. Требует мышления и воображения, практических способов в движениях (конструирование сравнивают с шахматами).
1) конструирование по образцу (образец построенный на глазах у детей; по готовому образцу; схематический образец; фотография образа);
2) конструирование по условиям (задаются педагогом или игрой, по замыслу.
Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию.
В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны с игрой и игровой ситуацией. усложнение этих видов деятельности связано с обновлением и обогащением личного опыта.
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к постройке, сооруженной им самим или товарищем.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки — это способствует повышению их интереса к конструированию.
правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик,
понимать и правильно употреблять слова (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий);
правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд,
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка,
замыкает пространство (загородка, забор, домик,
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Характер творческой активности находиться в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego, также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, кошечки, матрёшки)
Для того, чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом необходимо: его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки тоже нужно менять, для того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.
Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку.
Поиск места в ограниченном пространстве для каждой формы детали с учетом других форм способствует развитию сенсорных способностей детей и умения ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат.
В детском саду применяются такие виды конструирования:
из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, счётных палочек, природного и других материалов.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения.
Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности
заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, тестом и пластилином.
лепка помогает малышу развить мелкую моторику, усидчивость, внимание, пространственное мышление, фантазию.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.
Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения.
В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.
Наиболее интересной и доступной для детей, является аппликация из бумаги ярких расцветок.
Аппликация -один из самых доступных и понятных видов детского творчества.
Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация — тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги : сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Аппликация из бумаги для детей является очень интересным и развивающим занятием.
Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Из чего можно сделать аппликацию?
* Объёмная аппликация из цветной бумаги
* Аппликация из семян и круп
Лучший способ развить творческие способности ребенка – это поддержка его усилий и одобрение достижений.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Педагоги стараются чтобы воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути и нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?
• Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
• Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.
• Происходит всестороннее воспитание дошкольника.
• Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
• В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Источник