Кураторская методика это способ

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе

Арина Кругликова
Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе

Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе.

Благодаря этому проекту мы получили возможность увидеть, прочувствовать разные грани проведения урока, пронаблюдать действия коллег, использование ими разных методик, методов и форм работы с учащимися и, конечно же, активность и увлечённость процессом обучения учениками, как бы побывать на их месте и прочувствовать урок на себе. Также повышению эффективности преподавания способствует формирование пар из учителей разной предметной направленности, что позволяет при обсуждении проведенных посещений фокусировать внимание не на содержательной часть урока, а на рассмотрении именно условий реализации выбранной компетенции. Кураторская методика позволяет нам развивать уверенность в себе, как в специалисте, потому что зачастую мы сами не замечаем свои слабые стороны. А посещение уроков коллег помогает нам разглядеть те важные моменты, которые мы не можем увидеть сами.

Во время установочной беседы познакомились с правилами и требованиями участия в проекте и вместе мы наметили план работы на ближайшее время (обсудили график взаимопосещения уроков, выбрали день встречи с наставником, проговорили как будет проходить организация наблюдений и фиксация данных выбрали очерёдность заданий на перспективу). А дальше началась собственно работа над заданиями проекта.

Проводя взаимопосещение уроков у своих товарищей, мы успели провести на данный момент анализ нескольких аспектов проекта. Мы пронаблюдали за наполняемостью вопросами во время урока. Учитывали те только их качество (продуктивные и репродуктивные, но и их количество за всё занятия в целом и каждого ученика в отдельности, пронаблюдали как успеваемости учащихся соотносится с их работой на уроке (сильные ученики, отвечали активнее слабых учеников, но в итоге отмеченным оказался каждый ребёнок — по наблюдениям работы обоих учителей пары). Фиксировали время на обдумывание поставленного вопроса. Наблюдали за перемещением преподавателя по классу во время урока и отмечали персональные обращения к учащимся.

После проведённых и просмотренных уроков, мы не обходились без помощи нашего наставника – Попович И. Ю. Вместе с ней мы анализировали полученные результаты, выявляли слабые места, рассматривали, что получалось хорошо. Обсуждали методы и формы работы, которые могут нам помочь улучшить проведённый урок и закрепить полученный хороший результат.

Мы планируем продолжить работу в проекте, т. к. нами ещё не рассмотрены интересные и важные аспекты проведения успешного урока.

Ценность слова для современного человека. Стихосложение как средство развития детской речи. Методика Ценность слова для современного человекаАнна Кобелева Стихосложение, как средство развития детской речи. Методика. Ценность слова является.

Групповая работа в начальной школе как средство формирования УУД План самообразования Тема: Групповая работа как средство формирования УУД. Цель: освоение технологии групповой работы для активного включения.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог — психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Педагогический проект «Книга как средство воспитания дошкольников» Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию «Книга как средство воспитания дошкольника» Автор проекта: воспитатель 2.

Презентация «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к обучению в школе» В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность — основное из условий существования системы.

Проект «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Проект «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей»Пояснительная запискаОдной из главных задач воспитания и обучения детей.

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры» Проект «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» группы подготовительного возраста «Ежики» Автор: Тиунова Татьяна.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Управленческая программа «Процесс саморазвития педагогов как условие обеспечения качества образования» УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА: «ПРОЦЕСС САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ — КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» Автор: Старший воспитатель МАДОУ.

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов».

Источник

«Кураторская методика работает и у нас!»

Татьяна Станкевич, учитель английского языка МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма и руководитель городского методического объединения молодых педагогов города, поделилась с нами своим опытом внедрения кураторской методики.

«С кураторской методикой я познакомилась летом 2017 года, пройдя обучение в информационно-аналитической системе «Директория» на курсе «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов» .

На практике, методика, следуя которой, пара учителей посещают уроки друг друга и после чего обсуждают их в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность, оказалась действительно рабочей. И сейчас я могу с уверенностью сказать, что кураторство — это особый навык, владение которым помогает слушать и слышать своих коллег, задавать правильные вопросы (в противовес навязчивому поучению), это навык совмещения роли наставника и коуча в нужный момент.

Читайте также:  Топологии способы соединения компьютеров

Считаю, что в работе с молодыми педагогами кураторская методика очень эффективна. Почему? Да потому, что зачастую, придя в школу, молодые учителя либо подвергаются гиперопеке, находясь «под колпаком» (постоянное посещение уроков администрацией и бесконечные советы, а иногда и критика), либо предоставлены сами себе (пусть спокойно освоятся).
И тот и другой метод не работает. Будучи председателем Совета молодых учителей школы, я видела те проблемы, с которыми сталкиваются учителя в начале своего профессионального пути. Кто-то старается не обращать внимания на них, считает, что так и должно быть и надо лишь перетерпеть, а часть молодых педагогов слишком разочаровывается в профессии и даже уходят из школы.

Перепробовав различные подходы, я поняла, что взаимопосещение уроков и обсуждение увиденного в фокусе одной компетенции в коучинговом формате помогает профессионально расти.

В нашем городе Совет молодых педагогов объединяет более 100 человек, работающих не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. И всем им просто необходимы определенные условия для развития. Поэтому в 2018–2019 учебном году городское методическое объединение молодых педагогов работает в рамках трех проектно-творческих лабораторий и одна из них — это «Кураторская методика: равные возможности».

Планируя работу в этом направлении я предполагала, что наставники в школах заинтересуются новой методикой и начнут работать в своих школах с молодыми педагогами. Но в силу сложившихся обстоятельств это не произошло. Тогда, будучи руководителем городского методобъединения, я пригласила пары молодых педагогов из разных школ города (СОШ № 5, 8, 7, 10) для знакомства с принципами работы и основами кураторской методики. А уже спустя неделю состоялась установочная сессия, которую я ждала с нетерпением. Ведь все-таки определилась одна триада на базе СОШ № 7!

Взяв на себя роль куратора, вместе с молодыми педагогами МАОУ СОШ № 7 Жанной Чупахиной (учителем ИЗО) и Анной Ахметдиновой (учителем иностранных языков) мы обозначили цели и ожидаемые результаты. Отмечу, что молодые педагоги работают в школе первый год и остро ощущают недостаток опыта. По их словам, обучаясь в вузе, практических навыков они не получили.

Во время установочной сессии познакомила коллег с «правилами игры» и вместе мы наметили план работы на ближайший цикл (подробные рекомендации по проведению установочной сессии и карты наблюдений для уроков взяла из материалов курса).
С инструментом «Колесо компетенций» работали по принципу маршрутного навигатора: определили 7 компетенций и каждый для себя выделил еще одну, дополнительную, которая актуальна лично для него. Далее спланировали индивидуальное развитие компетенций каждого педагога. И в завершении определись с дальнейшими действиями куратора и педагогов на месяц.

После первого взаимопосещения уроков на ретроспективной встрече мы проанализировали карты наблюдений. В начале, при анализе, были трудности с фокусом на одной компетенции, то и дело пытались «прихватить» другие компетенции, которые увидели на уроке, отметить, что понравилось больше всего. А когда удалось все-таки сфокусироваться только на умении учителя видеть весь класс (охвате), оказалось, что здесь есть над чем работать. Школьники были задействованы все, чаще всего учитель взаимодействовал только с первой-второй партой. На вопрос: «Что хотелось бы изменить?» ответов было много, а техника визуализации «Если бы ты проработал в школе 25 лет, то чтобы ты мог сделать?» заставила надолго задуматься. И глазами ученика оказалось не так-то легко посмотреть на ситуацию. Были моменты, когда молодые педагоги задавали прямой вопрос: «А как бы вы поступили?» и мне было очень сложно удержаться от советов и рекомендаций. Ведь поучительные наставления они могут услышать намного чаще, чем это им требуется. Да и не всегда эти советы работают.

Те идеи, которые появились, молодые педагоги записали. Дальше определились, с чего хотели бы начать. Обсудив протоколы наблюдения и получив обратную связь, молодые педагоги сделали выводы и спланировали свои следующие наблюдения. Важным для участников встречи была возможность увидеть себя со стороны и проанализировать, а еще возможность профессионально расти в безопасной обстановке, без давления и критики.

Я благодарна И.Аняновой за поддержку, а Н.Гульчевской, Т. Плотниковой и Е.Куксо — за уникальную возможность профессионально расти и обучаться!»

Источник

Кураторская методика. Способ улучшения качества преподавания через улучшение методической работы.
статья

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт: и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

К сожалению, учитель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой – более эффективный – опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех школах, где учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга. В этом разделе речь пойдет о том, как преодолеть последствия изоляции и создать прочные профессиональные сети между учителями.

Читайте также:  Демократия это способ с помощью которого хорошо организованное меньшинство эссе

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

Скачать:

Вложение Размер
1_sposob_kuratorskaya_metodika.docx 21.26 КБ
kuratorskaya_metodika.pptx 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Способ 1. Кураторская методика

Способ улучшения качества преподавания через улучшение методической работы. (1)

Составила : учитель начальных классов Шатова И.С.

(2)Есть устойчивое ощущение, что эффективность деятельности образовательной организации зависит в первую очередь от людей, которые в ней работают. И даже не от профессионализма каждого конкретного работника, а от того, как организовано взаимодействие между ними.

(3) В науке это называется социальный капитал — способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели. Если у большинства сотрудников такая способность присутствует, это означает, что им открыт доступ к ценному человеческому и профессиональному капиталу друг друга. Если же ситуация обратная, то каждый «варится в собственном соку», делает ошибки, не замечая этого, и ограничен в профессиональном росте.

В результате проведения в нескольких сотнях российских школ исследования «Социальный капитал образовательной организации» было обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей. То есть учителя в массе своей профессионально одиноки, редко учатся друг у друга.

(4)Поэтому возник вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

(5)Обнаружили, что устойчивые группы учителей создаются в тех школах, в которых много взаимных связей между парами учителей. Иными словами, сначала обмениваться начнут двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы. Поэтому первая задача школьного лидера ̶ сформировать пары учителей, которые могут друг у друга учиться, а затем увеличивать группы.

При этом подойти к двум учителям, директивно заставить их создать профессиональную пару и начать учиться друг у друга ̶ пожалуй, самое неэффективное, что можно придумать. Скорее всего, это приведёт к плачевным результатам: отвращению и имитации. Для эффективной работы пары нужно ещё несколько ключевых элементов.

(6) Так возник способ улучшения качества преподавания через улучшение методической работы: Кураторская методика.

Способ 1. Кураторская методика

Кураторская методика внедряется в несколько шагов.

(7) Шаг 1.Необходимо сформировать пары учителей , которые могут друг у друга учиться. Посещать уроки друг друга. Это равные по статусу пары. Лучше, если это преподаватели разных предметов, чтобы они оценивали не методику донесения конкретных тем, а смотрели на взаимодействие «учитель-ученик». В кураторской методике важно, чтобы учителя в парах не играли роль ментора.

(8) Шаг 2. «Умный третий» (его называют куратором) , пользующийся авторитетом учитель, который организует обсуждение двоих учителей, обеспечит их психологическую безопасность. Когда два человека наблюдают за практикой друг друга и указывают на недостатки, это может восприниматься как личное оскорбление. Третий человек призван возвращать диалог в конструктивное русло и снимать угрозу.

(9) Шаг 3. Формулировка задания для учителей . Постановка конкретной задачи на улучшение обучения. Присутствующему на уроке учителю ставится задача отслеживать определенный аспект урока. Можно использовать лист для наблюдений. Потом роли меняются.

Конкретная задача на улучшение обучения. Можно долго и живо обсуждать уроки друг друга, но если у учителей нет конкретных задач, измеримых целей, высока вероятность просто потратить время зря. Один из приоритетов куратора ̶ это ставить задачи перед участниками взаимодействий

(10) Шаг 4. Обсуждение итогов в присутствии куратора . Общая встреча должна произойти в течение 48 часов с момента первого занятия, «по горячим следам». Разбираются плюсы и минусы тех аспектов, за которыми велось наблюдение. Участники обсуждают то, чему они научились и с какими трудностями столкнулись.

(11) Шаг 5. Постановка куратором новой задачи . Куратор решает, нужно ли учителям поработать над той же задачей или перейти к новому пункту.

(12) Шаг 6. Постепенное усложнение взаимодействия между участниками . Пара (или диада) — зачастую неустойчивая структура. Для школы продуктивнее группа из трех (триада) и более учителей. Куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов.

(13) Использование кураторской методики как способ повышения качества образования. Изменение современного мира, внедрение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности закономерно выдвигает новые требования к образованию. Деятельность педагога сегодня существенно изменяется и отходит от традиционных форм обучения и воспитания. При этом сама методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Именно такие ориентиры будут давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Современная педагогическая наука и школьная практика ищет пути совершенствования урока. Разработка урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, определения средств и выбора способа достижения ее. Безусловно полученный результат должен быть критически и объективно проанализирован и оценен. Именно в этом и может быть полезна кураторская методика, сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и совместном их обсуждении в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность. Исследования показывают, что даже если учитель пускает за закрытые двери своего кабинета хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих педагогов улучшаются. Следует отметить, что любое посещение предваряется совместной выработкой критериев оценивания только одной компетенции, которая подвергается исследованию. Разработка и принятие этих согласованных критериев уже на первичном этапе подготавливает более эффективное проведение уроков. Также повышению эффективности преподавания способствует формирование пар из учителей разной предметной направленности, что позволяет при обсуждении проведенных посещений фокусировать внимание не на содержательной часть урока, а на рассмотрении именно условий реализации выбранной компетенции. Кураторская деятельность дает возможность роста педагогического мастерства, как для педагогов пары, так и для куратора. Для молодых и сотрудников, пришедших в новый педагогический коллектив, это отличный способ набраться опыта. Взаимные посещения предполагают возможность взглянуть на урок с различных позиций: собственно со стороны учителя, проводящего и отрабатывающего компетенцию, и со стороны аналитика, критически осмысливающего урок и сопоставляющего с разработанными критериями. Кроме того, выбор самих компетенций, позволяет правильно технологически планировать проведение урока, а также выявлять те компетенции, которые приводят к наилучшим результатам. Другой значимой стороной методики является совместное обсуждение результатов, полученных в процессе посещения. Умение правильно анализировать увиденное, позволяет выявить слабые и сильные стороны каждого учителя, осознание которых приводит к профессиональному росту и повышению компетентности, открывает возможности для улучшения или корректировки фрагментов урока. Эффективным инструментом визуализации результатов использования кураторской методики является (14 ) колесо компетенций , на котором учителя отмечают уровень собственной успешности в выбранной компетенции. Даже первоначальный выбор списка компетенций, который, по мнению учителей, может повысить качество обучения, создает условие творческого поиска. Любое изменение или отход от удобных и отлаженных алгоритмов и методик преподавания всегда требует дополнительных временных, материальных и психологических затрат. При этом результат не дается сиюминутно, а нарабатывается при отработке определенного количества компетенций, что может привести к снижению заинтересованности, вызвать необоснованный оптимизм или наоборот негативное отношение. Особенно часто такое восприятие возникает у молодых учителей с малым педагогическим опытом. Недооценка или переоценка собственных достижений и недостатков, может снизить мотивацию участников. Корректировка сложившейся ситуации, ненавязчивое выведение учителей из «кажущегося» тупика осуществляется третьим участником методики. Важная роль в реализации кураторской методике отводится куратору, создающему конструктивную и доверительную обстановку при обсуждении результатов посещения. Он не только облегчает педагогическое взаимодействие, но и нивелирует конфликтные ситуации, зачастую возникающие в процессе обсуждение. Через активное слушание и трансформационные вопросы побуждает педагогов более детально рассматривать различные аспекты отрабатываемых компетенций. Не давая готовых решений и советов, куратор направляет обсуждение в такое русло, чтобы преподаватели сами находили способы корректировки деятельности. Так как куратор не участвует в уроках-посещениях, он может непредвзято, более объективно через уточнения деталей моделировать проблемные ситуации, возникшие на уроке. Обратная реконструкция урока способствует выявлению как слабых, так и сильных моментов урока, фиксация которых открывает возможности корректировки. Использование кураторской методики в школе может принести очевидные позитивные изменения в культуре педагогического общения. Молодые педагоги преодолевают стресс, обусловленный присутствием постороннего человека на уроке, проще обращаются за помощью и свободнее чувствуют себя в коллективе. Повышается активность опытных педагогов, включенных в данную методику, появляется желание узнать и применять иные педагогические технологии. Формирование критериев компетенций дает возможность сконцентрироваться на аналитической стороне педагогической деятельности.

(15) Кураторская методика является одним из наиболее легких способов повышения социального капитала, как отдельного педагога, так и всего учебного заведения в целом. Несомненно, реальные видимые изменение того, что происходит в школе и классе, зависит не от министра. Оно зависит от профессионального педагогического сообщества, сформированного в учебном заведении.
Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

(16) Спасибо за внимание!

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт7: и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

К сожалению, учитель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой – более эффективный – опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех школах, где учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга. В этом разделе речь пойдет о том, как преодолеть последствия изоляции и создать прочные профессиональные сети между учителями.

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

Источник

Читайте также:  Способы подделки денежных купюр признаки способы защиты денежных купюр
Оцените статью
Разные способы