- Конституционное право зарубежных стран
- Кумулятивный вотум
- Кумулятивный вотум.. Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов
- МАжоритарная избирательная система. Мажоритарная система относительного и абсолютного большинства. Система единственного непередаваемого голоса. Кумулятивный вотум
Конституционное право зарубежных стран
Кумулятивный вотум
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление).
Такая система действовала, например, в США при формировании легислатуры штата Иллинойс в 1870–1980 годах. Ныне она применяется при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика (демократическая, впрочем, только по названию).
Там каждый избиратель имеет по три голоса, а против фамилии каждого кандидата в избирательном бюллетене помещены по три пустых кружка. Избиратель может выбрать любой из следующих вариантов голосования:
- отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив крест в одном из кружков против их фамилий в бюллетене;
- отдать одному кандидату два голоса, а другому – один (в этом случае кресты ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном – против фамилии другого);
- отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии;
- не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным;
- использовать не все свои голоса, отдав, например, один или два голоса одному из кандидатов или по одному голосу двум кандидатам.
Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов.
Как полагают британские исследователи избирательных систем Энид Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.
Источник
Кумулятивный вотум.. Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов
Эта система характеризуется тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое), и распределять свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например, какому-то одному из кандидатов отдать все свои голоса, аккумулировать их у него. Отсюда и название системы (от лат. Cumulatio – скопление).
Такая система применяется, например, при выборах органов местного самоуправления в некоторых землях Германии, в частности в Баварии, а также в восточных землях, на территории которых была раньше Германская Демократическая Республика. Там каждый избиратель имеет по три голоска, а против каждого кандидата в избирательном бюллетене помещены по три пустые кружка. Избиратель может: а) отдать по одному голосу каждому из баллотирующихся кандидатов, поставив крест в одном из кружков против их фамилий в бюллетене; б) отдать одному кандидату два голоса, а другому – один (в этом случае кресты ставятся соответственно в двух кружках против фамилии одного кандидата и в одном – против фамилии другого); в) отдать все три голоса одному из кандидатов, поставив кресты во всех трех кружках против его фамилии; г) не поддержать ни одного из кандидатов, оставив бюллетень незаполненным. Здесь кумулятивный вотум сочетается с ограниченным: избирательные округа имеют более трех мандатов.
Как полагают британские исследователи избирательных систем Энди Лейкман и Джеймс Д. Ламберт, «так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего электората и правильное ориентирование его в отношении использования голосов.
Подводя итоги изучению различных модификаций мажоритарной системы необходимо отметить, что хотя практически все варианты мажоритарной системы результативны и просты в понимании и применении, они имеют и существенные недостатки. Прежде всего, один из самых очевидных недостатков является то, что практически всегда, когда подводятся итоги выборов, оказывается, что кандидат или победившая партия представляют меньшинство избирателей, а голоса, поданные за противников никак не учитываются и попросту пропадают. Во многих источниках приводится совершенно потрясающий пример диспропорции, которые появляются иногда при применении мажоритарной системы. Так, например, в 1958 году во Франции проводились выборы в Национальное собрание (парламент Франции). Тогда было две ведущих и крупнейших партии: партия де Голя (ЮНР) и коммунистическая партия. Партия де Голя, когда были подсчитаны голоса, собрала 3608958 голосов. А ФКП собрала 3882204 голоса, т.е. приблизительно на 300 тысяч больше. Однако в конечном итоге, потому что итоги проводились по отдельным округам, а не по стране ЮНР получила 189 мандатов, а ФКП всего 10 голосов. При другой, более справедливой системе ФКП получила бы 83 места, а ЮНР — 82.
Какие же плюсы у мажоритарной системы, помимо ее результативности и простоты? Дело в том, что при мажоритарной системе в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, которые обеспечивают большую стабильность страны. При ней легче образовывать правительства в парламентарных республиках или монархиях. Иначе говоря, мажоритарная система лучше обеспечивает необходимую для любого государства стабильность и управляемость. Кстати, во Франции такая необходимость была осознана всеми политическими силами и после результатов выборов 1958 года все политические партии стали заключать избирательные соглашения, в соответствии с которыми, появились избирательные блоки, выдвигавшие на второй тур кандидата той партии, за которую было подано большее количество голосов. Данные избирательные соглашения позволили в значительной степени смягчить несправедливость этой избирательной системы.
В любом случае применение любой мажоритарной системы приводит к тому, что количество мест, полученное той или иной партией в парламенте, не соответствует числу полученных этой партией по стране голосов избирателей. При мажоритарных системах для партии важно победить в возможно большем числе округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом округе. Большой перевес, получаемый в каждом округе, не имеет смысла. Главное – добиться хотя бы минимального большинства в наибольшем количестве избирательных округов.
В абсолютном большинстве случаев при мажоритарной избирательной системе выборы проводятся по одномандатным (униноминальным) округам. При этом по законодательству ряда стран, если в округе был выдвинут только один кандидат или остался только один кандидат, то голосование вообще не проводится. Единственный кандидат автоматически становится депутатом.
Источник
МАжоритарная избирательная система. Мажоритарная система относительного и абсолютного большинства. Система единственного непередаваемого голоса. Кумулятивный вотум
Мажоритарная избирательная система. Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite и англ. majoritу – большинство) – это исторически первая избирательная система, в основу которой положен принцип большинства.
В силу своей простоты – если получил больше всех голосов, то победил на выборах – данная система долгое время считалась единственно правильной.
Однако с течением подход к такой формуле стал меняться, так как принцип народного суверенитета требовал учета голосов избирателей, поданных за проигравшего кандидата, а при мажоритарной системе они «сгорали».
Именно поэтому впоследствии на смену мажоритарной системе пришла пропорциональная система, о которой впервые упоминается в речи члена Комитета общественного спасения Л.А.Сен-Жюста в 1973 году при выступлении во французском Конвенте. О пропорциональной избирательной системе речь пойдет ниже.
Мажоритарная избирательная система включает в себя несколько подвидов.
Так, существует деление мажоритарной системы в зависимости от униноминальности (одномандатности) или полиноминальности (многомандатности) избирательного округа.
Помимо этого мажоритарная система может квалифицированная на системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50%+1 голос), т.е. превышающее половину всех поданных голосов избирателей (действует, например, во Франции, Австралии, Ирландии).
Основным положительным моментом при таком голосовании является то, что победитель на выборах действительно обладает большинством голосов избирателей (но необходимо констатировать данный признак только лишь при наличии нижнего порога явка избирателей, в противном случае говорить о реальном народном представительстве вряд ли возможно).
В то же время данная система обладает и рядом недостатков. Во-первых, существует достаточно высокая возможность (до 49,99%) «непредставительства», т.к. утрачивается значение голосов, поданных за других кандидатов. Во-вторых, данная система практически исключает возможность небольших политических партий и общественных объединений, участвующих в выборах, бороться за власть – им трудно рассчитывать на победу в выборах. В-третьих, эта система не всегда результативна. В некоторых случаях голоса распределяются между различными кандидатами, и для того, чтобы выборы состоялись необходимо проводить повторное голосование (второй, третий и др. тур голосования), при котором участвует меньшее количество кандидатов.
Такой способ – голосование в несколько туров – получило название баллотировки (от фр. ballotter – качать, раскачивать, колебать). С возможностью применения баллотировки избираются президенты Австрии, Бразилии, Перу, Польши, Португалии, Франции.
В некоторых странах способом перебаллотировки выступает замена повторного голосования голосованием в парламенте. А в ряде государств предусматривается, что если кандидаты во втором туре наберут одинаковое количество голосов, то победить определяется по возрасту или путем жеребьевки.
Мажоритарная система относительного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей, т.е. превышающее количество голосов избирателей, поданных за любого другого кандидата (применяется в США, Канаде, Индии и др.; более чем в 70 странах мира). При данной избирательной системе действует правило – «First-past-the-post» (первый среди других). Поэтому такую избирательную систему некоторые авторы именуют системой «первого прошедшего».
Преимуществом такой избирательной системы является ее результативность (победитель известен всегда, за исключением случаев, когда в законодательстве установлена возможность победы «кандидата против всех»).
Недостатком же такой системы снова выступает «непредставительность». Наглядно это можно показать на числовом примере. Предположим, что в выборах участвуют 5 кандидатов: кандидат №1 – набрал 30% голосов, кандидат №2 – 25%, кандидат №3 – 20%, кандидат №4 – 15%, кандидат №5 – 10. Несмотря на победу кандидата №1, большинство голосов избирателей – 70% – было подано против данного кандидата.
Такая избирательная система получается несправедливой, особенно для двухпартийных систем (например, в Великобритании).
Интересно описывает В.В. Маклаков (существующий при такой избирательной системе на выборах в Палату Общин Великобритании) закон куба, показывающий связь между результатами голосования и числом распределяемых мандатов.
Этот закон был открыт в 1910 году членом английского парламента Дж.П.Смитом (J.Parker Smith – 1854-1929), изложившим его на заседании Королевской комиссии по избирательной системе Великобритании; вторично закон был сформулирован английским ученым Д.Батлером. Закон гласит: отношение между полученными политическими партиями мандатами равно кубу отношений между набранными ими голосами. Другими словами, если отношение между числом голосов партии «» и партией «б» является как Га/Гб (Г – голос), то отношение между местами будет Га 3 /Гб 3 .Например, на выборах в Палату Общин в 1959 году Консервативная партия набрала 49,8%, Лейбористская партия – 46,3%, остальные партии – 3,9% поданных голосов. Отношение Га/Гб – 49,8/46,3.
Возведя цифры в куб, получим: 49,8 3 /46,3 3 =
123505,99/99252,847=1,2443571. Отношение полученных мест консервативной и лейбористкой партиями составляло 345/277=1,2454873 (идеальное соотношение должно было составлять 344/277).
Для применения названного закона должны соблюдаться некоторые правила: применение униноминальной мажоритарной системы в один тур; существование двух больших политических партий, собирающих подавляющее большинство мест; относительно равномерное распределение по стране голосов, получаемых двумя основными партиями. В настоящее время закон куба в Великобритании начинает нарушаться из-за появления новых партий, блокирования и поляризации избирательного корпуса.[105]
Мажоритарная система квалифицированного большинства представляет собой систему, при которой для победы на выборах необходимо набрать квалифицированное большинство голосов избирателей, т.е. заранее установленное в законодательстве число голосов избирателей, зачастую гораздо больше половины – 2/3, 3/4 и др. (применяется, например, в Чили).
Кумулятивный вотум или кумулятивное голосование. Кумулятивный вотум (от лат. cumulatio – скопление) – избирательная система, применяемая в многомандатным избирательных округах, при которой избирателю даются несколько избирательных голосов (по количеству замещаемых мандатов), которые он может распределять между всеми кандидатами по своему усмотрению (даже отдать все голоса за одного кандидата).
Преимуществом этой системы является существующая пропорциональность между поданными голосами и распределенными мандатами. Как полагают британские исследователи Э.Лейкман и Д.Д.Ламберт, «…так же как и ограниченное голосование, кумулятивное голосование способствует обеспечению представительства меньшинства и избранию самых популярных кандидатов, но его действие весьма неопределенно…».[106]
Кумулятивный вотум применялся в некоторых штатах США, Шри-Ланке.
Ограниченный вотум или ограниченное голосование. Ограниченный вотум – это избирательная система, применяемая в многомандатным избирательных округах, при которой избирателю дается меньшее количество избирательных голосов, чем количество замещаемых мандатов.
Названная система была впервые предложена французским математиком М.Ж.А.Н. Кондорсе[107] в одном из выступлений в Конвенте в 1973 году, при обсуждении порядка избрания первичных собраний, которые должны были избирать выборщиков. В настоящее время названная система применяется в Испании для избрания сенаторов в округах, которые представлены четырьмя мандатами: каждому избирателю даются по три голоса.
Система единственного непередаваемого голоса или единый вотум. Система единственного непередаваемого голоса – представляет собой полупропорциональную избирательную систему, при которой избиратель в многомандатном округе голосует только лишь за одного кандидата, а не за список кандидатов. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов. Такая система действовала в Японии с 1902 года по 1993 год, в Южной Корее до 1985 года, используется в Тайване.[108]
3. Пропорциональная система. Виды избирательной квоты и дополнительных правил распределения мандатов, нераспределенных по квоте. Методы распределения мандатов внутри партийного списка. Виды искажения пропорциональности: заградительный барьер, панаширование, соединение списков
Пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система представляет собой систему распределения депутатских мандатов представительного органа в зависимости от количества (процента) набранных голосов. Существуют несколько разновидностей данной системы, но все они основываются на пропорции набранных голосов и полученных депутатских мандатов.
Пропорциональная система всегда отражает несколько различных групп интересов. «Выборы это всегда конкуренция. Конкретно пропорциональной избирательной системе соответствует представительство групповых интересов в конкуренции:
– текущего мироощущения (конкуренции мифов о реальности);
– целей общественного развития;
– идей и идеологий;
– способов (путей) достижения целей;
Впервые пропорциональная избирательная система была введена в 1855 году в Дании, затем в Коста-Рике – 1893 год и в Австралии – 1896 году. Общенациональные парламентские выборы по пропорциональной системе были проведены впервые в Бельгии (1898 год), затем в Финляндии (1906 год), Швеции (1907 год). И лишь после второй мировой войны данная система получила обширную географию распространения.
Традиционно при распределении депутатских мандатов осуществляется вычисление избирательной квоты. Избирательная квота (избирательный метр) – представляет собой количество голосов, необходимое для получения одного мандата.
Существуют разнообразные способы определения избирательной квоты.
Предложенная в 1855 году процедура определения квоты имеет следующую формулу: К=Г/М (К – квота, Г – количество голосов, М – количество мандатов). Этот метод назван в честь английского политического деятеля Т.Хэра.
Существуют и иные методы: квота Друпа (предложена английским математиком и барристером Г.Р. Друпом) – К=Г/(М+1)+1; квота Империалли (предложенная итальянским сенатором Ф. Империалли) – К=Г/(М+2); квота Гогенбаха-Бишофа (предложенная в 1888 году профессором Базельского университета Э. Гогенбахом-Бишофом) – К=Г/(М+1).
Существует и метод искусственной квоты, при котором общее количество голосов делится на количество мандатов плюс 1, плюс 2, плюс 3 и т.д. Этот метод можно выразить формулой – К=Г/(М+Х), где Х – это последовательное число. Благодаря этому удается получить квоту, позволяющую распределить все мандаты.
Использование этих методов позволяет распределить итоги голосования. В случае если указанные методы не позволяют распределить все депутатские мандаты, то применяется метод наибольшего остатка – после использования избирательной квоты, оставшиеся нераспределенные мандаты передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов (иногда этот метод называется в честь А.Гамильтона, предложившего его в 1792 году).
Способом определения результатов выборов при пропорциональной избирательной системе выступает и метод делителей. Метод делителей представляет собой последовательное деление полученных списками голосов на серию делителей и предоставление мест спискам, имеющим наибольшие получившиеся показатели. Этот метод позволяет избежать повторного (или дополнительного) распределения мандатов, что почти всегда случается при использовании квоты.
В настоящее время наиболее известными методами делителей выступают: метод д , Ондта (предложенный в 1882 году профессором Гентского университета В.д , Ондтом) – представляет собой ряд чисел 1-2-3-4 и т.д.; метод Империалли – представляет собой ряд чисел 2-3-4-5 и т.д.; метод Сент-Лагюе (предложенный в 1910 году французским математиком А.Сент-Лагюе) – представляет собой ряд чисел 1-3-5-7 и т.д. (модифицированный метод Сент-Лагюе – 1,4-3-5-7 и т.д.); датский метод – представляет собой ряд чисел 1-4-7-10 и т.д.
Рассмотрим эти методы на примере. Предположим в выборах участвовали 4 партии, между которыми нужно распределить 7 депутатских мандатов.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 13333,3 | |
Партия Б | ||
Партия В | 7333,3 | |
Партия Г |
Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 13333,3 | |
Партия Б | ||
Партия В | 7333,3 | |
Партия Г |
Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 4 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г не получит мандатов.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 13333,3 | 5714,2 |
Партия Б | 4285,7 | |
Партия В | 7333,3 | 3142,8 |
Партия Г | 2142,8 |
Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.
Модифицированный метод Сент-Лагюе:
Партия | Количество набранных голосов | Делители | |
1,4 | |||
Партия А | 28571,4 | 13333,3 | 5714,2 |
Партия Б | 21428,5 | 4285,7 | |
Партия В | 15714,2 | 7333,3 | 3142,8 |
Партия Г | 10714,2 | 2142,8 |
Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 5714,2 | |
Партия Б | 4285,7 | |
Партия В | 3142,8 | |
Партия Г | 2142,8 |
Располагаем полученные числа в порядке убывания и получаем, что партия А получит 3 мандата, партия Б – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия Г – 1 мандат.
Система единственного (единого) передаваемого голоса. Система передаваемого голоса – это избирательная система, при которой определение результатов выборов осуществляется на основе преференций (предпочтений) избирателей.
Данная система была впервые предложена в 1821 году англичанином Т.В.Хиллом. Этот метод описан был его сыном Р.Хиллом следующим образом: «Когда ученикам в школе было предложено избрать комитет, около ста мальчиков, которые им больше всего нравятся, сначала образовалось несколько неравных групп. Но вскоре мальчики из самой большой группы пришли к заключению, что не все они нужны для избрания своего любимца, и некоторые из них отправились на помощь другому кандидату; с другой стороны, немногочисленные сторонники непопулярного мальчика покинули его, решив, что он не имеет шансов на избрание, и перешли к кандидату, которого считали следующим по достоинству. В конечном результате каждый из кандидатов, которых оказалось столько, сколько надо было выбрать членов комитета, был окружен равным числом сторонников, причем осталось два или три мальчика, недовольных всеми, кто избирался».[110]
Данная система проста для голосования, но сложна для установления конченого результата. Каждый избиратель расставляет преференции – 1,2,3 и т.д. – указывая, таким образом, последовательность своих предпочтений. При подсчете голосов первоначально учитываются только первые места. Но если какой-либо кандидат набрал квоту, то бюллетени, в которых он является победителем, распределяется по вторым преференциям и т.д. – до полного распределения мандатов.
Действует подобная система в Ирландии, Австралии.
Для пропорциональной избирательной системы характерна возможность искажения пропорциональности такие как: заградительный барьер, панаширование, соединение списков. Рассмотрим их сущность более подробно.
Заградительный барьер (избирательный «порог») – это минимальное количество голосов избирателей, которое необходимо набрать списку кандидатов для того, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов.
Обычно оговорка (иное название заградительного барьера) колеблется в районе 5-7% голосов избирателей, но бывают и иные примеры (Греция и Испания – 3%, Лихтенштейн – 8%, Израиль 1%, Швеция – 4%).
Панаширование (от фр. panacher – смесь, перемешивать, придавать пестроту, разнообразие) представляет собой разновидность пропорциональной системы, при которой избиратель осуществляет одновременное голосование за кандидатов из различных списков (Швейцария).
Панаширование своей сущностью отличается от обычных пропорциональных систем. Если в пропорциональной системе, избиратель делает выбор на основе партийных пристрастий, то при панашировании итоги выборов определяются личными качествами кандидатов.
Видимо, можно признать некой разновидностью панаширования систему двойного одновременного голосования, существующую в Уругвае. Основной смысл этой системы, используемой при выборах в Генеральную Ассамблею, состоит в следующем: избиратель одновременно голосует за политическую партию и за отдельные ее фракции, каждая из которых имеет свой список кандидатов. То есть в первую очередь определяется количество представителей партии в парламенте и во вторую – конкретные лица, которые получают депутатские мандаты.
Соединение списков (или блокирование) представляет собою объединение списков кандидатов партий одного блока с последующим распределением полученных мандатов данным блоком между кандидатами от различных партий. Подобное явление искажает суть пропорциональности в силу того, что голоса отданные избирателем за одну партию, на самом деле помогают и другой партии.
Рассмотрим это на примере. Предположим, что по итогам голосования Партия А получила 40000, Б – 30000, В – 22000, Г – 15000, Д – 10000, Е – 7000. Распределим 7 мандатов по методу д , Ондта.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 13333,3 | |
Партия Б | ||
Партия В | 7333,3 | |
Партия Г | ||
Партия Д | 3333,3 | |
Партия Е | 2333,3 |
Получились следующие результаты. Партия А – 3 мандата, партия Б – 2, партия В и Г – по одному мандату. А теперь предположим, что партии Г, Д и Е шли одним избирательным блоков, который в сумме получил бы 32000 голосов избирателей (Г – 15000, Д – 10000, Е – 7000).
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия А | 13333,3 | |
Партия Б | ||
Партия В | 7333,3 | |
Блок партий | 10666,6 |
Получились следующие результаты. Партия А – 2 мандата, партия Б – 2, партия В – 1, а блок партий – 2 мандата.
Теперь распределим мандаты внутри блока – партии Г и Д получили по одному мандату.
Партия | Количество набранных голосов | Делители |
Партия Г | ||
Партия Д | 3333,3 | |
Партия Е | 2333,3 |
Таким образом, благодаря соединению списков партия Д «забрала» 1 мандат у партии А, и получается, «вес» одного мандата партии А – 20000 голосов (т.к. 40000 голосов избирателей позволили ей набрать лишь 2 мандата), а у партии Д – 10000 голосов, т.е. в 2 раза меньше!
В зарубежных странах имеются и другие разнообразные избирательные системы, но гораздо менее распространенные.
Источник