Культура и цивилизация. Механизм передачи культурного опыта
Лекция 2.
Механизм передачи культурного опыта.
Культуру невозможно передать генетическим путем и человечество научилось пользоваться знаками. Знак – это заменитель реального объекта ,несущий информацию об объекте и являющийся основой коммуникаций. Благодаря знаку связывается прошлое, настоящее и будущее. Революционным оказалось появление письменности. Это позволило дифференцировать человеческую деятельность и следовательно усилить, ускорить темпы и объемы получения информации.
Со знаком тесно связаны такие понятия, как социализация и инкультурация.
Инкультурация— это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов(образцов), свойственных данной культуре, которая в следствии становится для него родной. Термин введен в середине 20 века американской культурной антропологией ( Херцковиц и Клакхан).
Социализация – усвоение индивидом социокультурных норм, ценностей, принятие и усвоение различных ролей во взаимодействии с другими людьми.
Приобщиться к обществу легче, чем приобщиться к культуре.
Основные виды знаков
3) Конвенциональные ( Знаковые объекты, о значимости которых люди договорились) Знаки, Индексы, Показания приборов, Знаки -символы и знаки –образы.
Кармин А. А. «Основы культурологии»
«Культурология под редакцией Юрия соломина и Кагана»
Культурология.20 Век. Энциклопедический словах в двух томах»
Функции системы знаков.
В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций, каждый мыслитель ставит на первое место ту функцию, которую считает определяющей.
Й.Хёйзенга считал определяющей игровую функцию культуры.
Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функцией.
Э. Дюркгейм -социализации и коммуникации.
М. Вебер считал определяющей ценностно-нормативную функцию
П. Сорокин считал определяющей гносиологическую функцию и мирвозренческую функцию.Однако выделение приоритетной функции условно в каждый конкретный момент времени в рамках определенной культуры может доминировать любая функция.
Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание.
Информативная функция состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная генетическая наследственность человека, то есть историческая память. Она опредмечена в знаковых системах.
Язык культуры — это важнейшее средство передачи информации и социализации в современном мире.
Символ — Знак культуры, которым люди издавно пользовались для сокращения информации.
Знак культуры- это шифр, с помощью которого возможна формализация информации.
Это своего рода условно-договорные обозначения, заменители культурно значимой информации.
Выделяю дописьменную, письменную и экранную цивилизации.
Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным или косвенным. Культура всегда предполагает общение, оно может быть различным: благоприятным, нейтральным, негативным.
Подлинная культура признанна развивать личность, способствовать её росту, духовному совершенствованию, очень важны знаковые системы, «языки», то есть это язык ритуалов, народа, жестов, танцев, музыки.
Функция адаптации– человек не приспосабливается к природе, а природу приспосабливает к себе. Накопленный опыт воплощается в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения.
Регулятивная функция– функция установления равновесия в обществе, обычаи ,мораль, право.
Функция социализации– это вхождение в общество. Процесс полной итеграции личности в социальную систему.
Противоречия социализации-:а) Феральные люди( люди, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных)придумал этот термин К.Линней
б)Фрейд считал, что культура лишает человека естественности, закобаляет его, и иногда психика человека не выдерживает.
Культура и цивилизация.
Понятие культуры и цивилизации тесно связаны. Нельзя понять цивилизацию, не поняв его культуру. И культура и цивилизация- ценностные понятия. Любая цивилизация, как и культура есть определенная совокупность ценностей, присущих ей. Культура составляет базу для цивилизации. Цивилизация( перевод: «гражданский, государственный, городской»)
Смыслы понятия цивилизация.
1) Цивилизация –это уровень, ступень развития общества материальной и духовной культуры
3)Цивилизация-ступень развития, следующее за варворством. Это определение цивилизации было дано учеными 19 века Морганом и Тайлором. Цивилизация была определена как историческая эпоха, пришедшая на смену эпохе варварства и противостоящая ей. Дикость-Варворство-Цивилизация.
4) Просветительское определение цивилизации. Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека
. Цивилизация это временное понятие, а культура не временное.
Цивилизация включает:
1)Преобразованную человеком окультуренную природу.
2) Средства этого преобразования
3) Социальную культуру( общественные отношения, духовную культуру
4)Человека, усвоившего культуру духовную, материальную, политическую. Цивилизованный человек сегодня, это культурный человек, обладающий планетарным и глобальным мышлением. (в работе можно рассмотреть ….
Источник
Способы передачи культурного знания
З. Трансляция и трансмутация – основные
Как известно, общение – неотъемлемая часть жизни человека. Человек вступает в коммуникацию и с соотечественниками, и с представителями иной культуры. При этом индивидуальный опыт человека в процессе
общения постоянно обновляется: человек получает часть общего культурного опыта –культурного наследия, этнического и общечеловеческого.
В культурологии выделяют два основных способа общения с целью
передачи культурного наследия: 1) трансляцию и 2) трансмутацию.
Трансляция – это «общение, направленное на социализацию входящих в
жизнь поколений, на их уподобление старшим средствами соответствующих инструментов и механизмов» [Петров, 1991, с. 41–42]. Трансмутация –разновидность общения, в результате которого в социокоде коммуникантов, появляются новые элементы знания, или модифицируются наличные, или одновременно происходит и то, и другое [Там же, с. 44]. Из этих
определений видно, что проблема трансляции может быть в первую очередь соотнесена с социализацией индивида в одной этнической культуре, а
трансмутация –явление, соотносимое с общением, прежде всего, представителей разных этнических культур.
Примером трансмутации могут служить новые сведения о каких-либо иноязычных культурных феноменах, например, знакомство с коннотациями некоторых чисел в разных социумах. Так, к примеру, недоумение у русских может вызвать наличие дополнительных оттенков, выражающих что-то плохое, печальное, у числа «4». Число это –символ неудачи, даже трагичности в корейской культуре. Этими ассоциациями обусловлено отсутствие четверки в нумерации этажей в корейских больницах.
Когда человек вступает в коммуникативный контакт в пределах родной страны, собственной культуры, у него создается прочная иллюзия своего видения мира, образа жизни, менталитета и т. п. как единственно возможного и главное единственно приемлемого. В такой ситуации процесс овладения новой культурой иностранцем имеет определенную ценность. Только выйдя за рамки своей культуры, т. е. столкнувшись с иным мировоззрением, мироощущением, можно понять специфику своего общественного сознания, можно «увидеть» различие культур или даже конфликт культур.
Например, русские молодые мамы пугают своих непослушных детей фразой «Сейчас позову милиционера» или «Сейчас вот отдам тебя вон тому (конечно, незнакомому, – Н.С.) дяде», а корейские родители говорят своим чадам: «Сейчас придет тигр».
Трансмутация, которая ведёт к изменению знания, такого привычного и «родного», может происходить иногда болезненно. Культурный барьер опаснее и неприятнее языкового. В крайних случаях такой барьер может привести к культурному конфликту. Неприятен он еще и тем, что культурные ошибки воспринимаются намного чувствительнее, чем ошибки языковые, несмотря на то, что первые гораздо более извинительны: различия культур не обобщены в своды правил, как различия языков, нет ни грамматик, пи словарей культур.
Приглашение «Проходи, садись!» в России воспринимается как предложение сесть на стул, в кресло или на диван. Если же таких предметов мебели (в корейском доме. например) нет, европеец может воспринять это предложение с недоверием, сели не с обидой.
Белые цветы, подаренные на праздник, например, на свадьбу, в Корее могут быть восприняты без особой радости (или даже обидеть виновника торжества), т. к. белый для корейцев – цвет траура.
Таким образом, именно различия культур, кодов их трансляции и трансмутации определяют реальную потребность межкультурной коммуникации. «Непонимание (разговор на не полностью идентичных языках) представляется столь же ценным смысловым механизмом, что и понимание» [Лотман, 1992, с. 15–16]. При межкультурной коммуникации необходимо учитывать как «свое» восприятие «своих» элементов культуры, так и их «чужое», «другое» восприятие, т. е. внутрикультурную и внешнекультурную оценку [Прохоров, 1996, с. 24].
Источник
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
консультация по теме
Культура — (возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologiya.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура — (возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
«Культурология как наука выявляет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами».
Таких законов несколько:
- «Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества: она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества: все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества».
- «Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура — это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т. д.
Преемственность — основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность».
- «Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
- «Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур — важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по — своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Этот факт неоспорим: культура Китая, например, и Запада; народов Востока (ислам) и христианского мира. Каждая из перечисленных культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, и в то же время они являются составными частями единой целостной общности, то есть всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, однопорядковым характером социологических законов, действующих в различных обществах.
В культурологии существует понятие «трансмиссия». Это обращение к культурному наследию. Принципиальное свойство трансмиссии в том и состоит, чтобы обеспечить сохранение прошлых образцов через устранение, ограничение новшеств как отклонений. Разновидность культурной трансмиссии — фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени.
Культурные традиции. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это традиция. Другими словами, традиция — элементы социального и культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Прогресс общества основан на традициях, так как не приходится изобретать то, что когда-то было, а лишь дополнять, развивать его, а также создавать нечто новое. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются условием их жизнедеятельности. Однако нельзя слепо преклоняться перед традицией, т.к. это порождает консерватизм, застой, а порой и антигуманность в общественной жизни. Это относится, к примеру, к тем обычаям, которые не имеют нравственного содержания. «Уважение к старшим», «терпимость к детям» мы повторяем чуть ли не как этический постулат. Но можно ли было его найти в самых первых обычаях. Для первобытных нравов, если верить этнографическим источникам, нехарактерно великодушие и защита слабого. Бессильный не годится для сотрудничества и не может постоять за себя, поэтому он не представляет собой никакой ценности.
Особое место в мире культуры занимают ее морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, политике и т.д. Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное — все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе.
Нежелательна в культуре и другая крайность: пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Перечеркивание культурных традиций, пренебрежительное к ним отношение привело в свое время к «утечке умов» из России.
Инновации. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического прогресса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества.
Изменчивость культуры, характерная для современного общества, проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества. Инновация — это изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества, нового типа мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать творческие личности или новаторские группы. Поэтому, в частности, в культуре всякого общества поддерживается высокий статус людей, обладающих необычными способностями к творчеству, если, конечно, это творчество отвечает ожиданиям общества.
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
- Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетической, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;
Культурное наследие — понятие очень широкое. Оно включает в себя огромное разнообразие объектов материальной и духовной культуры. К ним, в первую очередь, относятся памятники археологии, т.е. все, что найдено в раскопках, начиная с произведений искусства (например, статуэтки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и ювелирные украшения, настенные фрески и т.д.), кончая предметами домашней утвари и орудиями труда. Естественно, что сам комплекс раскопок тоже представляет собой археологический памятник, являясь неотъемлемой частью культурного наследия.
Следующей важнейшей составляющей являются памятники архитектуры, а также древние рукописи и манускрипты. По содержанию рукописи можно подразделять на религиозные, философские, естественнонаучные, исторические, литературные и т.д.
В последние годы материально-духовное производство достигло значительного развития, что предопределило расширение понятия «культурное наследие». Появились новые науки, технологии. Только во второй половине ХХ века вошли в привычное употребление такие понятия, как кибернетика, космонавтика, молекулярная генетика, биотехнология и т.п. Даже технологии современного производства и методики обучения конкретным предметам превратились в науку, и созданные в этом направлении произведения стали составной частью культурного наследия.
В культурном наследии могут быть не актуализированные, т.е. неизвестные народу, не отраженные в его сознании, но имеющие высокий потенциал, ценности. Это скрытые от народа по тем или иным социально-политическим или идеологическим соображениям произведения, научные открытия или идеи. Некоторые из них безвозвратно утеряны (рукописи, произведения искусства и т.д.). Однако немало и тех, что уже найдены или имеется надежда их обнаружения. Их следует отнести к неосвоенной нами части культурного наследия.
Таким образом, понятие культурного наследия вбирает в себя, во-первых, дошедшие до нас с древнейших времен и усвоенные нами памятники, во-вторых, скрытые от широкого ознакомления по разным причинам или нераспространенные памятники, в-третьих, все продукты культуры, созданные нашими современниками и используемые сегодня. В культурном наследии, наряду с настоящими шедеврами и подлинными ценностями, существует немало и таких, которые исторически изжили себя и могут интересовать лишь с точки зрения истории культуры. В нем имеются и мнимые ценности.
Нет сомнения, что все ценное в историческом, художественном, научном и культурном плане следует сохранять. Недаром культурное наследие принято рассматривать как общественное достояние. Но для того, чтобы осуществить в реальности эту благую цель, необходимо в первую очередь разобраться с тем, что собой представляет культурное наследие, какова его роль в жизни общества и из чего оно состоит. Ведь только ясное понимание сущности наследия способно определить место и значение этого феномена в жизни людей и общества в целом, разработать эффективные способы его сохранения и использования.
Все большее число людей склоняется к мысли, что природа наследия заключена не в его познавательном, эстетическом и информационном потенциале, а в другом. Это другое — широчайшая гамма отношений человека к предмету, сплетение множества интересов, предпочтений, базирующихся на особенностях человеческой натуры, ее знаний и чувств. Однако этого всего для понимания наследия недостаточно. Ведь сколько людей, столько и ценностей обретается в этом мире. И все они разные, иногда весомые, иногда незначительные. Однако вещь воспринимается отдельным индивидом как значительная, другой к ней безразличен. Следовательно, для выделения действительно реальных ценностей должен быть введен некий дополнительный параметр. Им сегодня следует признать общественный характер ценности, иначе говоря, признание ценности того или иного объекта на основе общественного согласия (общественный интерес). Существование общественного интереса к значительному числу объектов налицо. Он наблюдается в отношении того, что принято называть памятниками (движимыми или недвижимыми), в отношении обычаев и традиций, в отношении к языкам, религии и прочее. Ведь ко всем им сегодня применимо понятие культурных ценностей.
Итак, можно сказать, что в понимании культурного наследия значительную, если не ведущую роль, играет отношение общества к объектам, признаваемым культурными ценностями. Значит, и изучение наследия должно вестись в первую очередь через исследование отношений общества к окружающему его предметному миру. Такой подход к культурному наследию может быть обозначен как социокультурный. Он предполагает раскрытие феномена наследия через изучение множества разнохарактерных интересов и предпочтений, выявляемых в обществе относительно предполагаемых его культурных ценностей. В социокультурном плане наследие предстает как общественный феномен, вызываемый к жизни общественным сознанием, служащий не только общему, но индивидуальным интересам, оказывающий большое воздействие на жизнь современного общества и подлежащий передаче последующим поколениям. Как таковой этот феномен нуждается в тщательном исследовании и структурировании. Ведь культурных ценностей множество, они различны по форме и содержанию и поэтому требуют разных подходов к их изучению, охране и использованию, Фактически, несмотря на прокламируемый интерес к культурному наследию, оно в своей совокупности продолжает оставаться и по сей день террой инкогнита, требующей своих первооткрывателей. Их будущий вклад в это дело никак не может быть компенсирован отдельными значительными в научном отношении, но совершенно разрозненными и не связанными общим подходом трудами ученых и специалистов-практиков.
Ценностный характер культурного наследия очевиден, Во-первых потому, что в его основе находится совокупность признаваемых обществом культурных ценностей, во-вторых потому, что оно само по себе обладает большой значимостью для жизнедеятельности общества. Именно через него общество имеет возможность воспринимать опыт, традиции и обычаи предшествующих поколений, творчески осваивать их, передавать последующим поколениям. Наследие не только свидетельство прошлого, но и действенный фактор современности, не теряющий своего значения и в будущем. Именно в этом смысле только и можно понимать его ценность.
Источник