Культурный барьер способы его преодоления

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ БАРЬЕРЫ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для современной России в связи с переживаемыми ею сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и напряженными межэтническими отношениями. Расширение межкультурных контактов зачастую влечет кризисы и деструктивные явления, которые вызывают активный интерес различных наук: философии, культурной и социальной антропологии, культурологии.

Так, в процессе восприятия друг друга у представителей разных культур нередко возникают затруднения и препятствия, которые мешают их взаимопониманию и могут привести к возникновению конфликтных ситуаций. Обычно возникающие трудности вызваны культурными различиями партнеров, которые не могут быть нивелированы сразу в процессе коммуникации. Такие трудности общения исследователи определяют термином «межкультурные барьеры».

В широком смысле слова понятие «барьеры» обозначает проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. На сегодняшний день проблема барьеров в межкультурной коммуникации не получила своего обстоятельного научного анализа. Вместе с тем, анализ причин возникновения различных барьеров межкультурного общения позволяет сгруппировать их в основные типы: языковые барьеры, невербальные барьеры и барьеры стереотипов и предрассудков.

Языковые барьеры. Эти барьеры в межкультурной коммуникации возникает, потому что представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации. Проблемы лингвистического характера часто становятся первыми (и вследствие этого наиболее запоминающимися) затруднениями при общении с представителями других культур.

Невербальные барьеры. Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несовпадение может оказывать влияние на эффективность общения. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокойство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводство (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

Барьеры стереотипов и предрассудков. Особенности национального и этнического сознания представителей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания:

  1. наблюдаемая тенденция к этноцентризму — склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов
    собственной;
  2. стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур;
  3. предрассудки как результат селективных (избранных) включений в
    процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия,
    негативного прошлого опыта и т.п. Эти явления особенно важны как
    потенциальные барьеры межкультурных взаимодействий на первых стадиях
    интеракции в ситуации неполной информации о личности партнеров.

Теперь нам представляется возможным сформулировать главные условия преодоления межкультурных коммуникативных барьеров. Это, как нам кажется, следующие условия:

  1. необходимо относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей;
  2. пытаться понимать и уважать чужую религию и обычаи;
  3. изучать языковые особенности других народов;
  4. понимать, что каждая культура имеет в себе что-то, что может предложить миру.

Таким образом, основным способом преодоление барьеров в межкультурной коммуникации является формирование межкультурной компетентности путем совершенствования культурной образованности и толерантности. Наличие барьеров в межкультурной коммуникации является стимулом развития межкультурной компетентности, поскольку ставит личность перед необходимостью получения новых знаний о культуре партнеров, заставляет совершенствовать собственные коммуникативные навыки, развивать способность чувствовать особенности и менталитет чужой культуры. Благодаря этим процессам индивид становится способным адекватно предвосхищать перспективы общения с представителями других культур, эффективнее добиваться целей межкультурного взаимодействия, полнее удовлетворять свои культурные потребности.

  1. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: Журнал — обозрение, 2008. — № 2. — С.26 — 32.
  2. Фалькова Е.Г. Межкультурная коммуникация в основных понятиях и определениях. — СПбГу, 2007 — 77 с.
Читайте также:  Способы введения вакцины адс м

Источник

Чем вызваны особые трудности культурного барьера?
статья по орксэ на тему

Как преодолевать особые трудности культурного барьера в межнациональных отношениях.

Скачать:

Вложение Размер
v_sovremennom_mire_mezhkulturnaya_kommunikatsiya_yavlyaetsya_aktivno_razvivayushchimsya_napravleniem.docx 18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Чем вызваны особые трудности культурного барьера?

В современном мире межкультурная коммуникация является активно развивающимся направлением. Важность межкультурных коммуникаций обусловлена необходимостью обмена знаниями, идеями, мыслями, происходящими между людьми в нашем многополярном мире. Особый интерес представляет изучение барьера коммуникации у представителей разных языковых и социокультурных систем. Основными барьерами, которые снижают эффективность взаимодействия и взаимовлияния культур, являются, по мнению известного российского лингвиста, доктора филологических наук, профессора С. Г. Тер-Минасовой, культура и язык. Со времен Вавилонской Башни и до наших дней, процесс глобализации тормозится человеческим фактором, а именно, разницей языков и культур. Культурный барьер, в силу своей невидимости и неосознаваемости, гораздо опаснее языкового. Несовпадением общественных норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров обусловлены множество проблем при коммуникациях представителей разных культур, избежать которые возможно при адаптации к новой социальной и языковой среде. У каждой социокультурной группы людей есть свои привычки, традиции и правила поведения. Велика вероятность того, что поведение людей не будет соответствовать нашим личным представлениям и нормам. Нередко мы интерпретируем такое поведение как поползновение на собственную систему ценностей и мораль. Так, выпускница МГУ, гражданка N, оказавшаяся во Франции была потрясена необходимостью выписывания свидетельства о рождении, которое могло быть действительно только один год и выписано только в городе рождения. Межкультурные барьеры на уровне отношений на практике могут проявляться, как непонимание партнерами друг друга, взаимное неприязненное отношение или недоверие партнеров. Основой для коммуникации является личный жизненный и национальный опыт, который может оказаться совершенно неприменимым к партнеру. Подобные столкновения барьеров необходимо учитывать при межкультурных коммуникациях. Первокурсники факультета иностранных языков МГУ обещают при посвящении: «Клянусь уважать другие культуры и ценить свою.» Считаю, что преодолевать барьеры можно и нужно, но уничтожать нельзя, ибо это влечёт нивелирование собственного национального языка, культуры и идентичности. Преодоление барьеров в межкультурной коммуникации повышают уровень межкультурной компетентности личности, поскольку способствует получению новых знаний о менталитете партнеров, совершенствуют собственные коммуникативные навыки в осознании чужой культуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе» Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?»

Урок по УМК «Перспективная начальная школа» по теме:»Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?».

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

— Выяснить: для чего выращивают культурные растения? — Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих.

Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни.

Выступление на педагогическом совете.

Особые дети — особое общение.

Взаимодействие учителя и ребёнка-логопата,использование вербальных и невербальных средств общения.

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно.

Пути формирования экологического самосознания и культурного самосознания и культурного поведения младших школьников в учебно- воспитательном процессе

работа по формированию экологического сознания детей в учебном процессе.

Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе.

Источник

Конспект лекции на тему «Способы преодоления коммуникативных предрассудков»

Конспект лекции на тему: « Способы преодоления коммуникативных предрассудков »

Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для современной России в связи с переживаемыми ею сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и напряженными межэтническими отношениями. Расширение межкультурных контактов зачастую влечет кризисы и деструктивные явления, которые вызывают активный интерес различных наук: философии, культурной и социальной антропологии, культурологии.

Так, в процессе восприятия друг друга у представителей разных культур нередко возникают затруднения и препятствия, которые мешают их взаимопониманию и могут привести к возникновению конфликтных ситуаций. Обычно возникающие трудности вызваны культурными различиями партнеров, которые не могут быть нивелированы сразу в процессе коммуникации. Такие трудности общения исследователи определяют термином «межкультурные барьеры».

В широком смысле слова понятие «барьеры» обозначает проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. На сегодняшний день проблема барьеров в межкультурной коммуникации не получила своего обстоятельного научного анализа. Вместе с тем, анализ причин возникновения различных барьеров межкультурного общения позволяет сгруппировать их в основные типы: языковые барьеры, невербальные барьеры и барьеры стереотипов и предрассудков.

Языковые барьеры. Эти барьеры в межкультурной коммуникации возникает, потому что представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации. Проблемы лингвистического характера часто становятся первыми (и вследствие этого наиболее запоминающимися) затруднениями при общении с представителями других культур.

Невербальные барьеры. Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несовпадение может оказывать влияние на эффективность общения. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокойство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводство (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

Барьеры стереотипов и предрассудков. Особенности национального и этнического сознания представителей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания:

1. наблюдаемая тенденция к этноцентризму — склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов
собственной;

2. стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур;

3. предрассудки как результат селективных (избранных) включений в
процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия,
негативного прошлого опыта и т.п. Эти явления особенно важны как
потенциальные барьеры межкультурных взаимодействий на первых стадиях
интеракции в ситуации неполной информации о личности партнеров.

Теперь нам представляется возможным сформулировать главные условия преодоления межкультурных коммуникативных барьеров. Это, как нам кажется, следующие условия:

1. необходимо относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей;

2. пытаться понимать и уважать чужую религию и обычаи;

3. изучать языковые особенности других народов;

4. понимать, что каждая культура имеет в себе что-то, что может предложить миру [ 4 ].

Таким образом, основным способом преодоление барьеров в межкультурной коммуникации является формирование межкультурной компетентности путем совершенствования культурной образованности и толерантности. Наличие барьеров в межкультурной коммуникации является стимулом развития межкультурной компетентности, поскольку ставит личность перед необходимостью получения новых знаний о культуре партнеров, заставляет совершенствовать собственные коммуникативные навыки, развивать способность чувствовать особенности и менталитет чужой культуры. Благодаря этим процессам индивид становится способным адекватно предвосхищать перспективы общения с представителями других культур, эффективнее добиваться целей межкультурного взаимодействия, полнее удовлетворять свои культурные потребности.

Заключение

По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Основной особенностью стало проявление на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Поэтому неотъемлемой частью культуры любого народа является право, которое представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право представляет собой совместный договор людей о правилах поведения. Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т. д. Культурные правила можно определить как предписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. В отличие от норм, в большей степени культурно определенных, культурные правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей в включенных в общение людей. Выявлены четыре основные характеристики правил: — правилам нужно следовать, но их можно нарушать; — правила не имеют ценности истины; — правила условны, но долее универсальны, чем те условия, для которых они предназначены; — правила нельзя определить, но о них можно договориться.

Но то, насколько грамотно умеют взаимодействовать люди, зависит от их грамотного воспитания. Это в значительной степени обусловлено культурой, к которой принадлежат участники взаимодействия. Это влияет, в первую очередь, на то, как мы кодируем вербальные и невербальные послания, от чего зависит степень понимания собеседниками друг друга, а значит, и успешность самого общения. Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.

Литература

4. Садохин А.П. Межкультурные барьеры и пути их преодоления в процессе коммуникации // Обсерватория культуры: Журнал — обозрение, 2008. — № 2. — С.26 — 32.

7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www . psyedu . ru / ISSN : 2074-5885 / E — mail : psyedu @ mgppu . ru 2012, №3? статья Симптомы культурного шока: обзор и классификация Т.Л.Смолина

Источник

Читайте также:  Способы сбора аудиторских доказательств
Оцените статью
Разные способы