Консультация для педагогов ДОО «Культурные практики дошкольников»
Ирина Маяцкая
Консультация для педагогов ДОО «Культурные практики дошкольников»
«Культурные практики дошкольников».
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.
ФГОС дошкольного образования:
п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
Культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
По мнению Н. Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных,организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.
Проектирование культурных практикв образовательном процессе идет по двум направлениям:
— культурные практики на основе инициатив самих детей;
— культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Культурные практики на основе инициатив самих детей — это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т. п. Это также участие дошкольниковв традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольниками,относятся:
• игра (сюжетная и с правилами,
• познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте)
• чтение художественной литературы,
• практическая деятельность (трудовое воспитание)
• результативные физические упражнения («физкультура»)
• коммуникативный тренинг (развитие речи)
• самостоятельное исследование и экспериментирование,
• ряженье и театральные постановки, игры-путешествия,
• совместное сооружение разных объектов и пр.
В культурных практиках, организуемых воспитателем, создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности,в том числе:
• опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
• ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;
• эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
• сферу собственной воли, желаний и интересов;
• свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного самобытия;
• самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
— проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
1. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
«Квиллинг у дошкольников». Консультация для педагогов «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.
«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.
Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.
Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.
Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.
Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.
Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» Консультация для педагогов «Театр — доступный вид искусства для дошкольников» В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа.
Источник
Разнообразие культурных практик в образовательной деятельности дошкольника
статья на тему
В статье рассматриваются различные культурные практики ребенка дошкольного возраста и их краткое содержание. Делается вывод о целесообразности их использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nsportal.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие культурных практик
в образовательной деятельности дошкольника
Культурные практики — это особый вид деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-пространственной среды в целях удовлетворения разнообразных познавательных и прагматических потребностей; поиск и апробация новых способов поведения и приобретение нравственного и эмоционального опыта общения с окружающими.
Результатом освоения ребенком культурных практик является становление универсальных культурных умений, обеспечивающих его активную социальную и продуктивную деятельность, безопасное вхождение в мир культуры, а также приобретение личностных качеств, характеризующих каждого ребенка как уникальную индивидуальность. Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребёнка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений. Универсальные культурные умения представляют собой самостоятельные действия в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.
Совокупность культурных практик как сферы деятельности и действий, обеспечивает возможность присваивать культурный опыт взрослых, необходимый маленькому ребенку для адаптации в социуме, овладения способами познания окружающего мира, умения выражать к нему свое отношение, участвовать в его преобразовании, познавать свой внутренний мир и чувствовать мир другого, испытывать радость общения и удовлетворения от собственных открытий и достижений.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.
Практика ребёнка становится культурной, когда она создает возможности для его познавательной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм, где культура – сущностное качество любой формы деятельности.
Виды культурных практик:
1) Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.) – это практики выбора ребенком действий, деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей и образовательной среды, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально
2) Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.) – это способы познания ребенком мира культуры, владение специфическими, культурно фиксированными предметными действиями и способами социализации с целью вхождения мир культуры и реализации себя в мире культуры
3) Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.) – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами. Овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)
4) Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.) – это развитие и обогащение опыта коммуникации в условиях вербального и невербального общения. Способности договориться и грамотно формулировать свои просьбы, высказывать мысли
5) Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков) – умение заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, владение навыками личной гигиены, формирование потребности в здоровом образе жизни
6) Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание) – это приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии и т.д.
7) Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание) – это способность познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, планировать действия на основе первичных ценностных представлений, потребность познания себя как члена семьи, общества.
Ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик:
- получение опыта игровой деятельности — как результат и способ познания мира;
- освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений — как способ интеграции в ближайшем социуме;
- приобретение опыта познавательно-исследовательской деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности – как способ преобразования окружающего мира.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Универсальные культурные умения интенсивно формируются в период дошкольного детства, а затем совершенствуются и обогащаются в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и собственного опыта.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в развитии детской индивидуальности и самостоятельности. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание».
Конспект образовательной деятельности дошкольников реализующей задачи образовательной области «Познание». Занятие по ФЭМП с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Поиграем со струч.
« Непосредственная образовательная деятельность дошкольников Конспект ННОД по образовательной области »Познание» Тема « Клоун в гостях у ребят»
Данное занятие предназначено для детей средней группы. В гости к детям приходит клоун, которому необходимо помочь. Дети называют части из которых он составлен , тем самым идёт закрепление знаний.
Информационно-коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности.
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.Современный детский сад не должен отставать от.
Педсовет — деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
«Оптимизация образовательной деятельности дошкольников посредством электронных образовательных ресурсов при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста»
презентция об оптимизации образовательной деятельности посредством ЭОР при формировании основ БДД у детей дошкольного возраста.
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов.
Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область «Социально — коммуникативное развитие» «Безопасность дорожного движения»
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений.
Источник