Культурные практики в ДОУ
статья
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3statya.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурные практики в ДОУ
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
игра (сюжетная и с правилами);
познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте…);
чтение художественной литературы;
практическая деятельность (трудовое воспитание);
результативные физические упражнения («физкультура»);
коммуникативный тренинг (развитие речи);
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Наряду с работой по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками, детей следует учить строить отношения с младшими детьми. Организуя межвозрастное общение можно решить две задачи:
1. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.
2. Обогатить образ «я» старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.
Цель межвозрастного общения – формирование положительных эмоций у детей обеих групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в решении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы помогаем малышам одеваться» и пр.)
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
Культурная практика – это
Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.
Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, помощи и т.п.
Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Результат реализации культурных практик:
Формирование универсальных умений ребёнка: включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах и жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
Содержание, качество и направленность его действий и поступков.
Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий.
Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребёнок.
Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Виды культурных практик:
Практики культурной идентификации.
Практики целостности телесно – душевно-духовной организации личности ребёнка.
Практики расширения возможностей ребёнка.
Содержание культурных практик:
Ребёнок самостоятельно видит проблему и может определить её содержание. Активно высказывает предложения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Варианты культурных практик:
1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
3. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Начало мастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
6. Детский досуг— вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как творческая мастерская. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом, проектированием, экспериментированием и пр.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Выводы. Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
Источник
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
Елена Петрова
Круглый стол «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников»
1. Как вы считаете, что значит быть хорошим воспитателем?
• Какую роль играет образование в профессии педагога?
• Набором, каких личностных и профессиональных качеств должен обладать педагог? (грамотная речь, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликты, умение слушать, находить общий язык с родителями, воспитывать правильные ценности, иметь представление о детской педагогике и психологии)
• Какие специальные знания, умения и навыки необходимы ли педагогу в работе? (владеть методикой дошкольного образования, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом. Воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Воспитатель должен быть творческой личностью. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего).
2. Каким на ваш взгляд, должен быть современный педагог?
• Какими качествами обладать (терпеливость, доброжелательность, быть красивым, аккуратным, не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки)
• Какие черты характера должен сочетать в себе воспитатель (это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника).
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.
3. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) впервые появился термин, который ранее не использовался в советской дошкольной педагогике. В пункте 2.11.2 указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик». Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они внесут в дошкольное образование.
Необходимо отметить, что однозначно единой трактовки термина «культурные практики» не существует.
Как можно трактовать это понятие?
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.
Таким образом, культурные практики — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Культурные практики — это ситуативное, самостоятельное, инициируемое взрослым или ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных видах деятельности.
4. Что относится к основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками?
В литературе выделены следующие виды культурных практик:
• свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная, познавательно — исследовательская деятельность и др.)
• практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры).
• практики игрового взаимодействия (сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры).
• Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации.
• Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков).
• Культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд).
• Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно -исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно — патриотическое воспитание, самопознание)
5. Через какие виды детский деятельности согласно ФГОС ДО формируются культурные практики? (ФГОС ДО п. 2.7.)
• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
• познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
• восприятие художественной литературы и фольклора
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
• изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
• музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
• двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
6. Ведущая культурная практика?
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
7. Зачем нужны культурные практики?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности.
• В результате реализации культурных практик происходит формированиеуниверсальных умений ребенка: готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
8. Приведите примеры культурных практик, формирующихся в процессе вашей деятельности?
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта.
• Музыкально-театральные и литературные гостиные.Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорные и интеллектуальные тренинги — это система заданий, преимущественно игрового характера.
• Детский досуг,например: развлечение «Развеселая матрешка», развлечение «День матери» и др.
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
9. Назовите условия организации и проведения культурных практик.
• Осознанная мотивация педагогов.
• Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т. д)
• Готовность педагога организовать содержание деятельности.
• Компетенция педагога в области культурной практики.
• Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно.
• Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении.
• Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики.
• Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка
• Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике
10. По каким направлениям идет процесс Проектирования культурных практик в образовательном процессе?
• Кто является их инициатором?
• Культурные практики на основе инициатив самих детей
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
• Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.
11. Когда практика ребенка становится культурной?
(когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
12. Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем нужны культурные практики?» Кто ответит?
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
• с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования.
• культурные практики напрямую решают задачи социализации.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами» (Н. Б. Крылова – кандидат философских наук).
Формы культурных практик Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества.
Круг детского чтения. Художественное произведение как смысловой фон для культурных практик Круг детского чтения. Художественное произведение как фон для культурных практик. Чтение произведений Е. Благининой как средство ознакомления.
Круглый стол «Новогодние традиции» Круглый стол «Новогодние традиции.» (родители и дети подготовительной группы) Воспитатель: Кочупалова Светлана Валерьевна. Цель: Воспитание.
Особенности культурных образовательных практик в детском саду Особенности культурных образовательных практик в детском саду. Подготовила: Конева Наталия Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №52.
Круглый стол «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитание именно в семье — это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение — дополнительная шлифовка, не более. Личный.
Применение культурных практик в НОД на тему «Образ Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Применение культурных практик в НОД на тему: ««Образ-Я» на основе произведения В. В. Бианки «Чей нос лучше?» в подготовительной к школе.
Разные формы и виды игры дошкольников Силкина О. И., воспитатель ГБДОУ детский сад Центрального района «Радуга» Санкт-Петербурга Разные формы и виды игры дошкольников Цель.
Реализация в ДОУ познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста Тема «Реализация познавательных культурных практик детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» Разработала: Палагичева О. Н. — педагог.
Родительское собрание, круглый стол Родительское собрание «Дети 5-6 лет задачи воспитания» Форма проведения: круглый стол Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными.
Виды детских музыкальных культурных практик Виды детских музыкальных культурных практик В соответствии с требованиями ФГОС ДО в содержательном разделе образовательной программы ДОУ.
Источник