Культура способ ведения хозяйства

5.1. Культура в сфере хозяйства

5.1. Культура в сфере хозяйства

Хозяйственная культура, культура экономическая чаще всего связывается с успешной организацией хозяйства, производства и потребления, эффективностью экономики. Так, Ю. А. Помпеев считает экономическую культуру совокупностью «социальных ценностей и норм, возникающих из нужд хозяйственной деятельности и оказывающих на нее решающее влияние».[178] И вслед за этим утверждает:

Формы и ценности собственно экономической культуры представляют собой наиболее успешные, обеспечивающие жизненные цели человеческой общности образцы мысли, хозяйственных действий и людских взаимоотношений.[179]

Это и так, и не совсем так. Успешность, эффективность хозяйственной деятельности необычайно важны. Вспомним, что слово «культура» первоначально означало именно возделывание почвы для успешного выращивания сельскохозяйственной продукции. И сами продукты, в том числе и зерновые – пшеница, ячмень, рожь, стали называть сельскохозяйственными культурами. Но, может быть, именно потому, что ведение хозяйства, производство продуктов, вещей было и остается первым условием сохранения и развития жизни людей, у хозяйства установились более непосредственные отношения не с изменявшейся, обогащавшейся культурой, а с тем, что именуют цивилизацией.

Ведь эффективность хозяйства, его успешность скорее связаны не с собственно культурностью, а с большей или меньшей степенью цивилизованности человека и общества, в том числе с социальной организацией, например, со «свободой хлебопашества» (Монтескье). И уж конечно, развитие техники, науки, технологий способствует успешности хозяйствования.

Что же касается культуры хозяйственной деятельности, то она должна воплощаться в характере и степени одухотворенности, облагороженности хозяйства, в том, воплощаются ли и в какой мере в этой деятельности ценности культуры – добро, красота, позитивная свобода и такие ценности, как честность, порядочность, справедливость, совестливость, и т. д. и т. п.

Сфера хозяйства, экономики – это сфера труда, производства, обмена произведенным, распределения, потребления производимого трудом, организации всего этого.

С. Н. Булгаков в своей докторской диссертации 1911 г. «Философия хозяйства» фиксировал: «Наше время понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества как богатство преимущественно в экономическом смысле слова».[180] Булгаков увидел, что его эпоха «любит богатство – не деньги, но именно богатство – и верит в богатство, верит даже более, чем в человеческую личность».[181] Он понимал, что особое отношение к хозяйству исходно для человечества, что есть роковая зависимость человека от удовлетворения своих низших, животных или так называемых материальных потребностей. Без этого нет жизни. Булгаков смотрел на хозяйство как на выражение борьбы жизни и смерти.

К. Маркс раньше Булгакова увидел это и потому основополагающее значение в истории человечества придавал развитию производительных сил, производства, хозяйства, экономики в целом. И Маркс, и Булгаков видели, что хозяйство, хозяйственный труд (подневольный) зачастую обращены против человека, уродуют его человеческую сущность.

В чем–то идя от Маркса, в чем–то – от Шеллинга, Булгаков, понимая хозяйственный труд как подневольный, размышлял о труде как о культуре. Точнее, о культуре как результате труда, направленного на природу. И хозяйство он трактовал как творческую деятельность человека над природой. Человек, овладевая силами природы, творит из них, что хочет. Он создает свой новый мир, новые блага, новые знания, новую красоту – он творит культуру: «Мы живем под впечатлением нарастающей мощи хозяйства, открывающей безбрежные перспективы для «творчества культуры».[182] И вот в этом плане, по мнению Булгакова, хозяйство может рассматриваться как явление духовной жизни. Но действительно ли оно таково?

И до Булгакова (К. Маркс, С. Кьеркегор и др.), и сам Булгаков видели другую сторону развития хозяйства, производства и производственных отношений, следствием чего становилась враждебность человеку мира, им же создаваемого, чуждость, навязанность, не творческий характер труда. А к этому добавлялась несправедливость обмена товарами, распределения благ, вещных и духовных ценностей, создаваемых трудом людей, и – что особенно проявилось в ХХ в. – нарастание массового потребительства. Рост промышленности, мощь всего хозяйства, достигнутые за счет успехов цивилизации, не выражались в окультуренности хозяйственной активности.

Культура хозяйственная, экономическая реализуется тогда и настолько, когда и насколько труд может быть творчеством. Когда обмен товарами и распределение производимого происходят честно, справедливо. Когда в отношениях производителей между собой и с потребителями воплощены те же честность, справедливость, порядочность. Когда потребление одухотворено так, что вещи выступают для человека не столько в качестве товара, сколько в качестве ценностей. Последнее особенно существенно при потреблении духовных ценностей.

Конечно, культура хозяйства предполагает наличие условий для своей реализации, определенной степени цивилизованности жизни, внешних форм, в которых может воплощаться культура вообще. Например, хорошо оборудованных, оформленных производственных помещений, удобных и приятных для производителя, отработанных культурных форм отношений, скажем, между продавцами и покупателями.

Читайте также:  Электролиз водного раствора хлорида натрия это способ получения

За всем этим, большим и малым, кроется один вопрос, который С. Н. Булгаков считал основным для философии хозяйства: «Является ли хозяйство функцией человека или человек есть функция хозяйства?»[183] Это ведь и основной вопрос культуры хозяйства, экономической культуры. Если человек является функцией хозяйства, экономики, винтиком в хозяйственном механизме, то ни о какой культуре хозяйства говорить не приходится даже притом, что оно может быть более или менее цивилизованно.

Хозяйство настолько культурно, насколько оно способствует удовлетворению и развитию не только физических, но и духовных потребностей, реализации ценностей культуры, насколько и как хозяйство, экономика развернуты в сторону очеловечивания жизни, насколько формы человечности возможны в реальности хозяйственной деятельности, экономических отношений.

Поскольку человечество (и ни одно конкретное общество) не может обеспечить полной очеловеченности хозяйства, постольку хозяйственная деятельность всегда ограниченно окультурена, потому что действительные благородство, порядочность, деликатность, совестливость и т. д. в этой деятельности не могут выступать в их самоценности. Их проявления все же подчинены успеху, выгоде, эффективности, конкуренции (пусть даже не очень жесткой).

Развитие экономической культуры – это поиск возможностей совмещения выгоды от деятельности и ее окультуренности, что не представляется вовсе невероятным и что реализуется в нормальной хозяйственной, экономической обстановке. Пусть реализуется не на высшем уровне культуры, но на достаточном, чтобы человек (производитель и потребитель) мог ощущать себя живущим в цивилизованном мире, в котором жива культура. Обман потребителя, коррупция, схватки не на жизнь, а на смерть с конкурентами – все это и многое другое находится за границами норм деловых отношений.

В целом хозяйственная (экономическая) культура – это:

? высокая степень цивилизованности хозяйственной деятельности и экономических отношений;

? реализованность (воплощенность) ценностей культуры в хозяйственной деятельности и экономических отношениях.

Уровень и характер хозяйства, экономики во все времена, с одной стороны, определяли социальную и политическую жизнь людей, а с другой – политика нередко, как говорится, «главенствует» над экономикой, определяя ее характер и состояние.

Политика, сфера политической жизни – одна из существенных граней нашего бытия. И проблема окультуривания этой грани социальной действительности весьма остра.

Источник

Основные элементы системы хозяйствования в сфере культуры

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общемвиде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

  • сфера культуры;
  • совокупность организаций культуры конкретной территории;
  • подотрасль (театры, концертные организации и др.);
  • отдельная организация.

Понятие хозяйственного механизма организаций культу­ры.

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры. Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

Первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му —максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом слу­чае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекаетвторое ключевое требование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методы —это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XXвека.


Экономические методы
основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XXвека.

Читайте также:  Почва способ обработки почвы урок

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

  • планирование;
  • финансирование;
  • ценообразование;
  • стимулирование.

Планирование.
Планы могут:

  • разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
  • разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
  • разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

  • бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
  • смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);
  • самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

  • регулируемыми органами власти;
  • свободно устанавливаемыми;
  • договорными.

Стимулирование.
Стимулирование бывает:

  • материальное и моральное;
  • индивидуальное и коллективное и т.д.

Ресурсный потенциал сферы культуры.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ.

Виды ресурсов

Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого производства и духовного восприятия.

Ресурсы духовного восприятия определяются:

· доходами населения и уровнем цен; уровнем культуры.

Источник

Культура ведения домашнего хозяйства

Количество свободного времени у взрослых людей в значительной степени зависит от искусства организации домашнего хозяйства, навыков самообслуживания и обслуживания семьи: уборки дома, приготовления пищи, стирок, покупок и т. д. Культура семьи сказывается и в умении организовать свой быт так, чтобы оставалось как можно больше досуга и каждый мог отдыхать в семье душой и телом. Доказывая, что «интеллигентность проявляется и в умении организовать семейную жизнь», М. Плзак пишет: «Смею утверждать, что в супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь». Даже если это утверждение вызывает протест, все-таки нельзя не согласиться, что правильная организация быта очень способствует укреплению семейных отношений.

Разделение труда на женский и мужской существовало уже в первобытном обществе: мужчина брал на себя более тяжелую работу, оставляя женщине определенную ей природой тяжесть вынашивания, рождения и воспитания детей и те дела, которые можно было выполнять, не отходя далеко от дома. У Него — охота, у Нее — одомашнивание животных, у Него — сражения, у Нее — поддержание огня в очаге. Во время перехода племени на новое место Она несла и детей, и поклажу. Он — одно копье и груз ответственности за их жизнь, которую, если нападали враги, защищал ценою собственной. Она шла спокойно, Он — в максимальном напряжении.

Правда, иногда наблюдалась и иная картина. В «Повести временных лет» летописец поведал о законах гилий: «Жены у них пашут, и строят дома, и мужские подвиги совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь; есть среди них и храбрые женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями и повелевают ими».

Не только у гилий, но и у других народов, если женщина несла большую тяжесть ответственности и забот, она пользовалась большими правами, почтением и независимостью.

А. Райт свидетельствует, что горе тому злополучному мужу, ирокезу племени ориа, «который был слишком ленив или неловок. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление: дом превращался для него в ад. »

Инка Гарсиласо де ла Вега рассказывает, что в государстве инков искусству управлять своими домами учили девочек и мальчиков в школе. А потом, когда девушки в возрасте 18-20 лет, а юноши в возрасте 24 лет и старше женились, судьи посещали их дома, чтобы наблюдать, достаточно ли внимательно и заботливо относились к своим семейным обязанностям как мужчины, так и женщины. Тех, кого обличали в неряшливости, били плетьми по рукам и ногам. Считалось великим позором и бесчестием, когда кого-нибудь публично наказывали за безделье.

В наши дни, по подсчетам социологов, в среднем получается, что на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю (30-35 ч в городе и 40-45 — в деревне) — время, приблизительно равное труду на производстве, что дает основание специалистам говорить о ее «совокупном» рабочем дне.

Читайте также:  Конкурентные способы определения поставщиков подрядчиков исполнителей таблица

Затраты же времени у мужчин на домашний труд в 2-3 раза меньше, в среднем это 15-20 ч в неделю, а общая трудовая нагрузка составляет 80-85% общей нагрузки женщин. Это при условии, что физически женщина — существо менее сильное: у нее слабее и мышечная, и костная, да и нервная система, а силы составляют 60-65% сил мужчины. Это в период расцвета, а в остальные периоды и того меньше. Поэтому его спортивные нормы всегда выше, чем ее. Поэтому в армии в мирное время у нас служит Он, а не Она, хотя научно доказано уже, что целый ряд операций Она проделывает быстрее и тщательнее.

Пока же немалая часть мужей взваливают на Нее, любимую, всю тяжесть труда, желая, чтобы Она при этом сохраняла прежнюю легкость и очарование, радуя Его уступчивостью, мягкостью и нежностью.

Нередко после свадьбы Она из приветливого, улыбчивого создания превращается в раздражительную вспыльчивую особу. И чаще всего не по своей вине. Она просто устает. По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, Она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракторе. Час утюжки равняется часу работы (активной!) каменщика. Л. Великанова приводит данные польских социологов, из расчетов которых вытекает, что потребности в калориях на выполнение домашних работ равны потребностям в калориях работающего металлурга. В среднем тяжелый труд мужчины требует 3-4 калории в минуту, а в быту на глаженье, жаренье, стряпанье тратится 2-3 калории, стирку белья вручную, мытье окон, натирку полов — 4-5 калорий, полоскание белья, его отжим вручную — 5-6 калорий и т. д.

По подсчетам социологов, у 20-25% семей, живущих в больших городах, распределение нагрузок между супругами приблизительно равное, в маленьких городах таких семей несколько меньше. Чем моложе семья и чем образованнее муж и жена, тем справедливее они делят домашний труд.

Распределение обязанностей во многом зависит от профессиональной занятости мужа. В семьях, где муж, например, военнослужащий, геолог, жена, естественно, не может ожидать от него систематической помощи по дому. На это приходится настраиваться с самого начала и не устраивать потом скандалов. В семьях, где жена, например, хирург или пианистка, закономерно стремление мужа избавить ее от тех работ, которые могут травмировать руки. Если у кого-то из супругов ответственный период на работе, в учебе, второй берет на себя часть его домашних дел, как и в периоды болезней, ожидания, рождения ребенка и т. д.

В распределении обязанностей многое зависит от индивидуальных установок, позиций членов семьи. Есть женщины, которые не терпят, когда муж появляется на кухне, считая, что его дело — обеспечить семью материально, и есть мужчины, которые любят готовить еду. Есть мужчины, которые с удовольствием шьют, вяжут, но их жены стесняются признаваться в этом знакомым. Есть женщины, которые любят заниматься домашним хозяйством и предпочли бы не работать, а посвятить себя семье всецело. Но, безусловно, большинство семейных женщин устроила бы работа на полставки, которая дала бы возможность и быть в коллективе, и спокойно управляться с домом, и присматривать за детьми. К сожалению, руководство предприятий еще редко способно удовлетворить это желание: в ближайшие годы будет ощущаться нехватка трудовых ресурсов из-за так называемой «второй демографической волны», когда в самостоятельную жизнь вступят дети тех, кто родился во время Второй мировой войны. Так что приходится рассчитывать на одинаковую производственную нагрузку. А значит, и семейную.

В каждой семье домашние работы распределяются по-своему. В одной — все предпочитают делать сообща: так супругам интереснее. В другой — обязанности четко распределены: Он, например, покупает продукты, Она готовит, Он делает работу, связанную с техникой (пылесос, полотер, стиральная машина), Она выполняет более кропотливую работу: шьет, гладит и т. д. Есть семьи, где работу делает тот, кто сейчас свободен (кто раньше пришел, начинает, например, готовить еду). Вариантов множество. И все они хороши, если удовлетворяют обоих. Это основное, к чему необходимо стремиться.

Идеальный вариант для обоих — воспринимать и эту работу с удовольствием, как «игру интеллектуальных и физических сил». А если это не удается, то организовать совместно ее так, чтобы она не давила на сознание постоянной тяжестью, и проделывать как можно легче и безболезненнее, оставляя время, силы и хорошее настроение для главного — общения, отдыха и интересных для обоих дел.

Источник

Оцените статью
Разные способы