Культура способ бытия человека мире

Культура как способ бытия человека в мире

Представление о деятельной сущности человека будет неполным без обращения к понятию «культура«, которое издавна применяется в фи­лософии и социальном познании. Без этого понятия невозможно пред­ставить себе способы и формы духовно-практической деятельности че­ловека и ее результаты, характер и типы отношений между людьми, меру сформированности человеческого начала в человеке. Культураэто способ, каким человек существует в окружающем его мире. Он существу­ет в мире как древний Прометей — мужественный носитель огня, того творческого и животворящего начала, посредством которого бытие из­влекается из небытия, мертвое становится живым, а дикое природное преобразуется в социокультурное. Это ведь Прометей, как гласит древ­негреческая мифология, научил людей ремеслам, возделывать землю и приручать диких животных, овладевать природными стихиями, читать и писать, одним словом, — жить почеловечески. Культура — это дея­тельная сущность человека в многообразных формах своей действитель­ности, способ утверждения человеком себя в качестве Творца.

Философия рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Для философии важно ответить на вопро­сы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в жизнедеятельности человека. Культура соотносится с человеком как существом, которому присущи уникальные характеристики и способы существования в мире. Что же такое культу­ра с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и филосо­фом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное влияние фило­софии на ум человека. По его мнению, философия является «культурой ума«, тонким инструментом для познания окружающего мира.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с религиоз­ным опытом человека, с его способностями жить по заповедям Творца. Культура — это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.

Напротив, в эпоху Возрождения под культурой стали подразуме­ваться высокие гуманистические идеалы. Культурным считался свобод­ный, универсально развитый, разумный и деятельный человек.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер и др.) смотрели на культуру как воплощение в ней светлого, цивилизованного начала. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их первоначальной дикости. Культура измерялась достижениями, прежде всего наук и ремесел, ее целью считалось сделать всех людей счастливыми, а общественный строй — совершенным и справедливым.

В классической немецкой философии культура воспринималась преимущественно как сфера духовной свободы и деятельности человека. Эта философия решительно разделила всю окружающую человека действительность на мир природы и мир культуры. Немецкие мыслители под­черкивали, что культураэто мир идей, вещей и социальных институ­тов, созданный в ходе человеческой деятельности. Прогресс культуры рассматривался ими как один из основных законов истории общества. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, кото­рая выполняет цивилизующую функцию. Благодаря культуре становит­ся возможным восходящее движение общества к гуманному состоянию.

В классической марксистской философии ХIХ века понятие культу­ры стало применяться для характеристики творческих («сущностных«) сил ; человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом мате­риального производства, характером общественно-экономической фор­мации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конк­ретно-исторический характер (феодальная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет в перспективе культура коммунистического общества. В марксизме были исследованы различные проявления культуры: культура труда, политическая культура, духовная культура общества.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в социаль­ной философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Так, Ф.Ницшеостро критиковал культуру и видел в ней всего лини средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. О.Шпенглерстал известен своей теорией «локальных культур», в которой он отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его убеждению, вся культура, как «живое тело души», распадается на ряд независимых и неповторимых социальных организмов (египетская, индийская, китайская, греко-римская и другие культуры, которые не связаны друг с другом. Основатель психоанализа 3. Фрейдисходил из идеи наличия вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его убеждению, человек — это существо исключительно при­родное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью силы социальных норм и запретов. С той поры «тех­ника» подавления человека стала несравненно более совершенной и раз­нообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в гораздо большей степени пленником культуры, нежели его первобыт­ные предки, и эта тенденция в итоге может погубить все человечество.

Читайте также:  Охарактеризуйте основные способы получения когерентных волн

В философии XX в. культура рассматривалась с различных сторон. Так, в некоторых учениях культура сводилась прежде всего к дос­тижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стре­мительный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в док­ладах Римского клуба (А.Петейи др.) было сделано ударение на необ­ходимость совершенствования самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение и преклонение перед всем живым. Быть культурным в наше время означает активно способство­вать сохранению жизни на нашей планете, совершенствовать взаимо­отношения человека с окружающим миром.

В русской философии понятие культуры традиционно имело высо­кое духовное и нравственное наполнение. В этом проявился дух право­славия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Злом является все то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доброэто творение жизни и гармонии в ней. В этом и должно состоять основное предназначение че­ловеческой культуры как сгустка морали и жизненной мудрости. Рус­ская философия подчеркивала также самобытность отечественной куль­туры во всех ее проявлениях — в образе жизни и традициях, менталитете россиян, формах экономической жизни и многом другом. Культура Рос­сии своеобразна, как и сама «русская душа«, мироощущение и мировоз­зрение русского человека.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различ­ные стороны культуры как социального явления. Суммируя все сказан­ное выше, ответим на вопрос о сущности культуры («Что это такое?») с позиций философии.

культура это философское понятие для характерис­тики человека как деятельного существа, раскрытия его сущ­ностных сил и способностей.

В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека, т.е. физическую и духовную энергию; процесс их применения (формы созидательной духовно-практической деятельности); предмет­ные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (нравы, институты, традиции и обы­чаи). Культура — это все, созданное мудрой мыслью и деятельной ру­кой человека, сотворенный человеком мир. Это как бы «вторая приро­да», существующая наряду с обычной природной средой. Культура пред­ставляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответ­ствии с замыслом человека как ее творца. В своей действительности она представляет собой комплекс высоких достижений человечествав различ­ных областях его деятельности. Культура является триумфом и манифе­стацией подлинно человеческого в человеке как деятельном существе.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно очень важное примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» вопрошал русский философ П.А.Флоренский. Будет правильным считать, что культура это лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям служит интересам общественного прогресса и блага общества.

Культурно только то, что нравственно.

Вот почему, например, умение убивать людей конечно же, никак нельзя относить к культуре. В таком ведь случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых «культурных» людей в истории человечества. Примеры, подобные этому, указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры, которая характеризует человека с негативной стороны как существо падшее, как античеловека. К сожалению, антикультура тоже весьма разнообразна, и это свидетельствует о противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения и устойчивого содержания, культура имеет два слоя. Во-первых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также язык и общественное сознание, система образования и воспитания человека. Духовный слой культуры играет специфическую и особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества«. Духовное ядро есть начало, вокруг которого и формируется вся система любой национал ной культуры. На протяжении тысячелетия для России таким ядром было православиекак мировоззрение и мораль, образ жизни. Оно наложил огромный отпечаток на быт людей и их традиции, формы хозяйств( ной деятельности и трудовую мораль, на политическую жизнь и государственность, на искусство (например, иконы как жанр художественного творчества), на другие стороны культуры русского народа.

Во-вторых, это материальная культура человечества: орудия труда техника, сами навыки труда людей, коммуникации и приборы, жилье, про­дукты питания. Существуют и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органическое единство. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это также и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедший свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах и т.д.

Читайте также:  Как сшить блузку простым способом

Когда философия повествует о культуре, то часто в связи с этим употребляет понятие цивилизации. Нередко понятия «культура» и «цивилиза­ция» применяются в одинаковом смысле. Однако это неверно, хотя дан­ные понятия в чем-то, безусловно, и близки друг другу. Следует исходить из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в история человечества (собирательская, аграрная, промышленная и др.), ступень становлении и восходящем развитии человека как активного деятеля и творца.

Культура же представляет собой базисное основание и содержание («содержимое«) той или иной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизация присуща своя, в чем-то специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразным содержанием и характеристика­ми (тип мировоззрения, образ жизни людей, характер социальных ин­ститутов и т.д.).

Современная цивилизация, чаще всего именуемая постин­дустриальной, формирует собственную культуру, которая имеет свои от­личительные черты и прежде всего — высокий уровень развития науки, техники и технологий. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и движение по пути создания и развития культуры (как и антикультуры тоже). Но и наоборот, — развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Однако не следует полагать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указывал, как мы уже отмечали выше, Ж.Ж. Руссо: прогресс общества со­всем не обязательно влечет за собой и прогресс человека. XX век показал, что при определенных условиях культура может распадаться, деградиро­вать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения.

Источник

Обществознание. Тема: «Культура как способ бытия человека»

Культура как способ бытия человека

Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. В философском контексте означает прежде всего существование, основанное на положении «я есть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие, имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.

1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.

Первая форма бытия означает, что природа существует вне знания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком.

Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека имеет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.

Бытие человека — объективная реальность, не зависящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного.

Понятие « культура » имеет множество значений. Сам термин — латинского происхождения. Изначальный его смысл— обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В переносном смысле культура — это улучшение телесных и духовных качеств человека, например культура тела, духовная куль тура. В широком смысле культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах

К материаль ным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной.

Читайте также:  Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться способом

Культура – явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры – процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создание традиций (нисходящий путь), а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т.е. новаторства (восходящий путь). Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Главная особенность культуры — ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культуры не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, наций и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности(культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.).

Уровень и состояние культуры можно определить исходя и развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.

На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъемлемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Другой особенностью жизни первобытного общества был «естественный» характер. Родоплеменные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений стал одновременно переворотом в механизмах функционирования и развития общест, означавшим становление цивилизации.

Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкладывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры(человек культурный и цивилизованный — характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в противоположность культуре как началу духовному).

Цивилизация — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации — это процесс, продолжавшийся длительное время отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства.

В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из современных определений этого понятия — следующее: цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в и противостоянии внешнему миру.

Критерием видового многообразия народов и государств у ни было принято понятие цивилизации с присущими им характерными признаками: культура, религия, развитие технологии и т.д. В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизаций:

-в соответствии с периодами исторического развития — древние, средневековые и современные цивилизации;

-в соответствии со спецификой развития — восточные, западные и смешанные цивилизации;

-в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов —первичные (государство является политико-религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации);

-в соответствии с уровнем экономического развития — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы— биосоциаль ную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каж дом конкретном случае свою специфику.

Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям.

Источник

Оцените статью
Разные способы